История
Автомобиль на выставке 2011 года
Грузовик Zetros был разработан компанией Mercedes-Benz, дочерним предприятием концерна Daimler AG, для использования в районах, где необходима высокая проходимость, маневренность и способность к преодолению дорожных условий любой сложности. Он заменил предыдущий проект под названием Mercedes-Benz S2000, дебютировавшего в 2002 году и собиравшегося на заводах в Венгрии. Первые презентации нового автомобиля состоялись на Парижской военной выставке Eurosatory и международном автосалоне в 2008 году. При проектировании новой модели среди основных требований значилась возможность уместиться в Lockheed C-130 Hercules и стандартный немецкий железнодорожный вагон. Полноприводный автомобиль с тремя дифференциалами, двухступенчатой раздаточной коробкой и специальными внедорожными шинами способен преодолевать 80% подъёмы и броды глубиной до 119 сантиметров, а его 7,2-литровый дизельный силовой агрегат развивает мощность в 326 л.с. и 1300 Н·м крутящего момента. Двигатель работает в паре с 6-ступенчатой механикой. Капотная компоновка автомобиля позволила уменьшить высоту, что сделало Zetros более универсальным и маневренным. Размещение двигателя перед передней осью обеспечило оптимальное распределение массы по осям, а лёгкий доступ к двигателю делает обслуживание менее трудоёмким и затратным. Отличие от модели Unimog заключается в следующем (при полной нагрузке): у Unimog передний угол проходимости составляет 44 градуса, а у Zetros – 34 градуса. Максимальный задний угол проходимости у Unimog от 44 до 47 градусов, а у Zetros – около 30 градусов у двухосной модели и целых 35 градусов у трехосного Zetros.
В сентябре 2008 года автомобиль посетил Франкфуртский автосалон. С 2009 года в качестве замены механической коробке переключения передач стала доступна автоматическая трансмиссия. В это же время концерн Daimler AG представил гражданскую версию грузовика.
В 2015 году модельный ряд пополнился версией Zetros 2743, которая способна перевозить грузы суммарной массой более 27 тонн. Летом этого же года автомобиль вместе с Unimog одержали три победы на ралли в Польше в категориях «Small Truck Extreme», «Big Truck Extreme» и «Small Truck Cross Country».
Asphalt Xtreme
Overview
The Mercedes-Benz Zetros appears as a Class-S Truck, and is the only truck that was introduced by an update, It was formerly a Class-B truck prior to the Coachella Update.
The Zetros is depicted as the 1833 4×4 format as a supply/utility truck type vehicle, it has various boxes strapped onto it’s trunk, a spare tire, and small modifications such as fog lights, a mechanism for storing ropes at the front, and a snorkel.
The Zetros requires 20 to be unlocked, it starts at the rank of 22 and takes 2 hours to change oil, and costs 225 each.
Performance
- The Mercedes-Benz Zetros at Maximum Level
- Overclocked Stats
1/2
Being a truck, the Zetros shares the same attributes of very poor acceleration, nitro recharge rate, extremely good nitro duration, amazing nitro gain from hitting obstacles and knockdowns, as well as good all-in acceleration and airspeed potential. The Zetros separates itself from the rest of the archetype by being one of if not the largest vehicle in the game, as well as having most of it’s speed being stored in the top speed stat, akin to the Subaru WRX STI GRC. As a result, the Zetros’ long nitro top speed is higher than usual, but has a lower than usual all-in nitro speed. Apart from these quirks, the Zetros is unremarkable in terms of responsiveness, drift radius, all-in acceleration, but does benefit from drift boosting to gain airspeed on ramps or to accelerate faster.
Being the only Class-S truck in the game, the Zetros has the unique advantage of not requiring any rank up tools to upgrade to Level 50. Unfortunately at level 50, the Zetros’ low all-in speed and unremarkable stats make it the worst truck in the game. The long nitro top speed advantage is negligible as trucks require to be driven with all-in nitro in order to perform at their best, and the lack of overall pace makes the Zetros fall behind the other trucks. Despite this, the Zetros can be useful on tracks where trucks are dominant, it can beat most other non-truck vehicles on tracks like High Altitude and Off-Piste Race, but suffers horribly on tracks where trucks struggle. The massive size of the Zetros means that it will especially struggle on Gobi, as fitting it through tight spaces is more difficult than doing it with the H&H Bulldog Extreme 4X4, let alone a smaller archetype. Another issue to keep in mind is that because of the massive size, the Zetros is more prone to «clipping», where a small bump or landing can glitch the physics, sending the player skyrocketing upwards with a severe loss of speed.
The displayed and approximate fake speed of the Level 50 Mercedes-Benz Zetros are:
(Speed Modifier is ~99.3% when using the Land Rover Defender as a benchmark.)
- Top Speed w/o boost: 146.4 mph (~145.4 mph)
- Top Speed w/ Level 1 long nitro: 162 mph (~160.9 mph)
- Top Speed w/ Level 2 long nitro: 167 mph (~165.8 mph)
- Top Speed w/ Level 3 long nitro: 175.2 mph (~174.0 mph)
- Top Speed w/ Level 4 ET long nitro: 180 mph (~178.7 mph)
- Top Speed w/ All-in nitro: 179.6 mph (~178.3 mph)
- Top Speed w/ All-in nitro & ET: 186 mph (~184.7 mph)
- Max Air Speed: 212 mph (~210.5 mph)
- Max Air Speed w/ ET: 218 mph (216.5 mph)
With it’s all-in speed being slower than even the Unimog U 4023, and nearly 10 mph slower than the Perlini 105F Red Tiger, the Zetros has the lowest all-in top speed out of all the trucks in the game. There is a sizable amount
of vehicles that have higher top speeds when all-in nitro is engaged, including very slow rally cars like the WRX STI and Mitsubishi Lancer Evolution X. Extra tank is viable with trucks, and in the Zetros’ case it can take off 1-2 seconds off of an unboosted run, but a player will still have to work significantly hard to come close to beating an unboosted Perlini on truck-favoring tracks. Despite it’s flaws, the Zetros is somewhat viable in multiplayer, but only when the track favors it’s archetype and that no faster trucks are present in the race, otherwise players using it will be at a disadvantage due to the lack of overall pace. In terms of time-limited events, the Zetros does not have much use apart from being able to be used in truck solo challenges.
If a player does not own a faster truck, and cannot max one immediately, the Level 50 Zetros may be useful as a temporary substitute until a better alternative has been acquired. It’s subpar performance in it’s archetype makes the Zetros a novelty item if there are alternatives. With a low starting rank, a lot of Class-S tools will have to be spent that can be better spent on more capable Class-S cars, which is something to consider if a shortage of Class-S tools is a problem.
Blueprint
Mercedes-Benz Zetros Blueprint – Last checked: Jun 15, 2021Price: 497,700Rarity: Class SVehicle: Mercedes-Benz Zetros (20 to build, 1 to overclock)Availability: Boxes, Black Market |
Операторы
Карта с операторами Zetros синим цветом
Текущие операторы
Алжир
Национальная компания промышленного транспорта Алжира (SNVI) планирует произвести около 2 000 грузовиков для министерства обороны Алжира. На местном уровне доработаны в самоходные артиллерийские системы с использованием Д-30 и Т-12 оружейные системы.
Австралия
Zetros используется в качестве разбрасывателя удобрений на юго-востоке Южной Австралии. Это версия 4×4, эксплуатируемая Crossling Contractors, базирующаяся в Naracoorte.
Болгария
В Болгарская армия заказал Zetros в 2009 году для перевозки персонала и материалов. По состоянию на 2012 год компания эксплуатирует 335 грузовиков, еще 30 находятся под заказом.
Чили
В августе 2016 года Mercedes Benz получил контракт на поставку 330 грузовиков для Чилийская армия. Контракт включает партию Zetros 2733 6×6 и Унимог Автомобили U4000 4×4.
Коста-Рика
О первом невоенном применении Zetros 2733 было объявлено в июне 2018 года коста-риканскими пожарными, когда организация приобрела его. Он будет служить в качестве транспорта для спасательной команды и оборудования в чрезвычайных ситуациях, таких как наводнения, ураганы, штормы, лесные пожары, извержения вулканов и землетрясения.
Германия
В Немецкая армия заказала в общей сложности 110 бронированных машин Zetros, 72 из которых должны служить в подразделениях тылового обеспечения.
Иордания
Германия подарила Иордании 20 грузовиков Zetros 2733 A 6×6 и 50 грузовиков Zetros 1833 A 4×4 для использования в логистике иорданских служб безопасности при оказании помощи беженцам.
Литва
Неизвестное количество приобретено в 2019 году. Mercedes-Benz ZETROS с платформой Mercedes-Benz EMPL для PzH 2000 или же Bergepanzer 2 транспорт
Мексика
Мексиканская армия И Мексиканские ВВС запланировали закупку 137 грузовиков 6×6 в три этапа, начиная с первой закупки 46 грузовиков в 2017 году. ВМС Мексики также эксплуатируют нераскрытое количество грузовиков Zetros.
индюк
Вооруженные силы Турции использовать Zetros как HISAR (зенитно-ракетный комплекс) перевозчик.
Возможные операторы
Аргентина
В 2016 году Mercedes-Benz представляет и выставляет Zetros в Управлении Арсеналов, на заводе бывшего TAMSE в Булони. Как сообщает сайт Defensa, аргентинская армия является бывшим клиентом Mercedes-Benz. Идея состоит в том, что Zetros могут постепенно заменить текущий парк Unimog и MB 1114.
Камбоджа
Королевская камбоджийская армия купит 20 Mercedes-Benz Zetros у RMA Cambodia взамен старых Урал грузовики.
На гражданку!
Первоначально Zetros готовили для службы в армии. Не зря прототипы автомобиля под разным соусом подавали на специализированных выставках вооружений и техники двойного назначения по всей Европе
Специалисты акцентировали внимание на капотной компоновке, низком силуэте и способности грузовика вписываться в чрево транспортных самолетов и железнодорожные вагоны. Капотная компоновка увеличивает шансы экипажа на выживание при подрыве переднего моста на фугасе
Низкий силуэт облегчает маскировку и позволяет легче выехать из зоны обстрела противника. Кроме того, угловатые формы упрощают бронирование кабины. Однако ни у Бундесвера, ни у других армий НАТО денег на закупку Zetros не нашлось. И было бы странно рассчитывать исключительно на то, что грузовик «наденет погоны» и станет самым желанным в западных войсках: помимо Mercedes-Benz армейские машины выпускают DAF Trucks, Scania, MAN и иные производители. Другое дело, что капотник среди них только один.
Впрочем, всё в этом мире относительно. Если на пути следования заложен слишком мощный фугас, то он порвет грузовик не то что по частям – разнесет на молекулы. И никакой капот не спасет. К сожалению, такие примеры известны по опыту контртеррористической операции в Чечне. Да и броня бывает разной. Та, что для Zetros выполнила африканская фирма, спасает только от натовских пуль. Если же шмальнуть по бронекапсуле из «калаша» пулями калибра 7,62 мм со стальным упрочненным сердечником, экипажу, мягко говоря, не позавидуешь…
Из массовых закупок вездеходов для армейского применения известен пример Канады, которая приобрела автомобили повышенной проходимости для своего контингента в Афганистане. Единичные поставки погоды в общей картине не делают. Кризис вообще размыл первоначальные установки, и машину стали предлагать гражданским организациям. В канун 2010 года партию таких вездеходов приобрела Финляндия для обслуживания линий электропередачи. А вообще Zetros может буквально всё: быть строителем и спасателем, вахтовым автобусом и пожарной машиной, ремонтной «летучкой» и аварийным тягачом, инкассатором и передвижной лабораторией, автомобилем технического сопровождения и топливозаправщиком. Это надежное шасси для монтажа лестниц, буровых вышек, телескопических подъемников, кранов и коммунального оборудования. Вездеход может работать в сцепке с тяжелыми прицепами: до 30 т при схеме 4х4 и до 40 т в исполнении 6х6. При необходимости он легко заменит трактор, а в отдельных случаях по эффективности превзойдет даже вертолет. В общем, сфера его применения практически безгранична.
Вещь в себе
Сравнение с «Уралом», которое так любят проводить некоторые мои коллеги, для Zetros, на мой взгляд, неприемлемо. Во-первых, они в разных весовых категориях: «немец» раза в полтора тяжелее будет. Во-вторых, уровень комфорта у иностранца выше: это хотя и не легковой Mercedes, но и не «дубовая» машина для войны в чистом виде. В-третьих, ценовой диапазон у них тоже несопоставим: за один Zetros можно приобрести полдюжины «Уралов». Логичнее было бы сравнивать «арийца» с КрАЗом, но и этого я бы делать не стал: все-таки техника разная.
Различия видны даже в деталях. Например, садиться в кабину Zetros удобнее. На капоте и бамперах немецкой машины есть площадки с нанесенным покрытием против скольжения, а на российской и украинской их нет. Капот у «арийца» не металлический, а отлитый из армированной стекловолокном пластмассы с дополнительной термической обработкой. В крыше Zetros сделан внушительный люк, играющий роль запасного выхода при ДТП, затоплении или пожаре. У того же «Урала» люки играют роль приточной вентиляции, через которые взрослому человеку, да еще в одежде, вылезти невозможно.
Большой «капотник», но не «Америка»
С первых минут знакомства с машиной, когда ещё только ходишь вокруг неё, присматриваешься, подстраиваешь под себя сиденье и руль, становится ясно, что никакие параллели или намёки на американские «капотники» или российские «Уралы», украинские КрАЗы и даже чешские «Татры» здесь неуместны. Это совсем другой автомобиль. А сравнение напрашивается разве что с «Унимогом», будто его «раздули» до каких-то невероятных размеров. В подтверждение своих доводов я обнаружил, что двери кабины точно от Unimog U5000. Знакомое и довольно типовое конструкторское решение, широко используемое в грузовом автомобилестроении. Вспомните, например, кабину ЗИЛ-5301, который больше известен как «Бычок», и кабину ЗИЛ-4331. И что интересно: на рубеже 1980-х – 1990-х на АМО ЗИЛ строили опытные образцы армейских полноприводных автомобилей на обновлённом шасси с использованием «4331-й» кабины. Но это было давно…
Двигатели и шасси
Для версий 1833А и 2733А предусмотрен рядный 6-цилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом. Рабочий объем 7 200 см². Макс. мощность 326 л. с., крутящий момент 1300 Нм. Экологический класс Евро 5 с применением технологии BlueTec.
Для версии 2743А и неевропейских рынков предназначается дизель объемом 11 970 см³ с мощностью 428 л. с. и крутящим моментом 2100 Нм. Он агрегатируется с механической 16-ступенчатой коробкой передач и имеет экологический класс Евро-3.
Стандартная коробка передач — механическая, 9-ступенчатая. В качестве альтернативы может быть установлена автоматическая 6-ступенчатая КПП.
Тормозная система пневмогидравлическая. Конструкторы сознательно оснастили все колеса барабанными тормозами, так как они наиболее просты в обслуживании, широко распространены по всему миру, устойчивы к морозам, движению по глубокой грязи и в воде.
Источник
История
Автомобиль на выставке 2011 года Грузовик Zetros был разработан компанией Mercedes-Benz, дочерним предприятием концерна Daimler AG, для использования в районах, где необходима высокая проходимость, маневренность и способность к преодолению дорожных условий любой сложности. Он заменил предыдущий проект под названием Mercedes-Benz S2000, дебютировавшего в 2002 году и собиравшегося на заводах в Венгрии. Первые презентации нового автомобиля состоялись на Парижской военной выставке Eurosatory
и международном автосалоне в 2008 году. При проектировании новой модели среди основных требований значилась возможность уместиться в Lockheed C-130 Hercules и стандартный немецкий железнодорожный вагон. Полноприводный автомобиль с тремя дифференциалами, двухступенчатой раздаточной коробкой и специальными внедорожными шинами способен преодолевать 80% подъёмы и броды глубиной до 119 сантиметров, а его 7,2-литровый дизельный силовой агрегат развивает мощность в 326 л.с. и 1300 Н·м крутящего момента. Двигатель работает в паре с 6-ступенчатой механикой. Капотная компоновка автомобиля позволила уменьшить высоту, что сделало Zetros более универсальным и маневренным. Размещение двигателя перед передней осью обеспечило оптимальное распределение массы по осям, а лёгкий доступ к двигателю делает обслуживание менее трудоёмким и затратным. Отличие от модели Unimog заключается в следующем (при полной нагрузке): у Unimog передний угол проходимости составляет 44 градуса, а у Zetros – 34 градуса. Максимальный задний угол проходимости у Unimog от 44 до 47 градусов, а у Zetros – около 30 градусов у двухосной модели и целых 35 градусов у трехосного Zetros.
В сентябре 2008 года автомобиль посетил Франкфуртский автосалон. С 2009 года в качестве замены механической коробке переключения передач стала доступна автоматическая трансмиссия. В это же время концерн Daimler AG представил гражданскую версию грузовика.
В 2020 году модельный ряд пополнился версией Zetros 2743, которая способна перевозить грузы суммарной массой более 27 тонн. Летом этого же года автомобиль вместе с Unimog одержали три победы на ралли в Польше в категориях «Small Truck Extreme», «Big Truck Extreme» и «Small Truck Cross Country».
Мускулы
Конструкторы установили на Zetros усиленную раму от Actros Bau. Ее толщину увеличили до 9,5 мм, а толщину закрепленных болтовыми соединениями поперечин – до 8 мм, усилив изнутри сварными треугольными косынками. Крепление кабины сделали трехточечным, что оптимально с точки зрения нагрузок на изгиб и кручение. Две фронтальные точки держат кабину по бокам, а третья, тыльная, расположена по центру задней стенки и представляет собой два сближенных крепления.
Благодаря ведущим мостам с планетарными колесными редукторами новый Mercedes-Benz настоящий вездеход. У него неотключаемый полный привод, межосевые и межколесные блокировки дифференциала, двухступенчатая «раздатка» с передаточным числом понижающей (так называемой «ползучей») передачи 1,69 и передаточным отношением 1,403. Она повышает силу тяги на 70% и распределяет крутящий момент между ведущими передней и задними осями в пропорции 1:3,21. Дорожный просвет Zetros под передним мостом составляет 422 мм, под задним – 343 мм. В стандартном оснащении он преодолевает броды глубиной 80 и 110 см (в зависимости от размера колес). За дополнительную плату возможна и подготовка для проезда водных преград глубиной 120 см. Кстати, опций для «арийца» не так уж много: оборудованный доступ на крышу, верхний спойлер, электрическая лебедка, решетчатая защита фонарей и фар, централизованная система подкачки шин, ретардер и 6-ступенчатая полностью автоматическая коробка передач Allison.
Параметры моделей | 1833A (4×4) | 2733A (6×6) |
---|---|---|
Снаряженная масса (без кузова), кг | 8110 | 10 500 |
Допустимая полная масса, кг | 18 000 | 27 000 |
Грузоподъемность (в зависимости от надстройки), кг | 4000–6000 | 6500–10 000 |
Макс. нагрузка на переднюю ось: база/опция, кг | 7500/ 9000 | 7500/ 9000 |
Макс. нагрузка на заднюю ось, кг | 9000 | 9000 |
Двигатель:
|
ОМ 926 LA, турбодизель, I-67201Euro 5/ Euro 3240/ 3261300 при 1200–1600 мин-1 | |
Тип/ диаметр сцепления, мм | Однодисковое, сухое/ 395 | |
Базовая коробка передач | G 131-9, механическая, 9-ст. | |
Опциональная коробка передач | Allison 3000 SP/PR, авт., 6-ст. | |
Двухступенчатая раздаточная коробка | MB VG 1700-3W/1.6 | |
Рулевое управление | Реечное, MB LS8 | |
Передняя и задняя подвески | Рессорные | |
Тип ведущих мостов | С планетарными редукторами | |
Передняя ось | AL 7/52 DS-9 | |
1-я задняя ось | НL 7/52 DS-13 | |
2-я задняя ось | – | НL 7/52 DS-13 |
Тормозные механизмы спереди и сзади | Барабанные | |
Мощность моторного тормоза, кВт/л.с. | 185/252 |
Достоинства Mercedes Zetros
Автомобиль Зетрос— результат работы лучших специалистов компании и внедрения 110-летнего опыта производства. К преимуществам грузовика стоит отнести:
- Возможность выбора оси с учетом поставленных задач.
- Простота и надежность в эксплуатации, а также возможность самостоятельного технического обслуживания.
- Мощная рама, способная выдерживать повышенные нагрузки.
- Износостойкость барабанных механизмов и надежность тормозной системы.
- Удобное расположение всех приборов, что ускоряет процесс адаптации водителя к управлению.
- Наличие мощной системы обогрева и вентиляции, возможность установки кондиционера (опционально).
- Надежная коробка-автомат Allison, которую могут установить в качестве дополнительной опции.
- Отличные внедорожные качества.
- Продуманная отделка салона, которая легко подвергается очистке.
- Отличная обзорность и удобные зеркала заднего вида.
- Мощные моторы, соответствующие Евро 3 и Евро 5.
На вторичном рынке покупка автомобиля может обойтись в 70-100 тысяч евро в зависимости от комплектации и пробега. Для экономии можно отдать предпочтение стандартному набору оборудования, что позволит уменьшить расходы на 10-20%.
Применение
Гражданские структуры
Пожарная машина на базе Zetros Как и модель Unimog, Mercedes-Benz Zetros является универсальным транспортным средством. В гражданском секторе оно применяется в качестве грузовиков в строительстве, лесоводстве, сельскохозяйственной промышленности и иных областях. Кроме того, автомобиль применяется в сфере гражданской обороны пожарными и иными службами, например немецким федеральным агентством Technisches Hilfswerk.
В декабре 2009 году компания поставила автомобили Zetros 2733 6 × 6 финской энергетической компании Eltel.
Военные структуры
Zetros в армии Германии Алжир Алжир Около 2000 автомобилей запланировано выпустить крупнейшей алжирской компанией Sonacome (SNVI ) для министерства обороны Алжира. Болгария Болгария Сухопутные войска Болгарии заказали автомобили Zetros в 2009 году для транспортировки персонала и расходных материалов. По состоянию на 2012 год в их ведомстве находилось 335 транспортных средств и ещё 30 ожидалось. Германия Германия Сухопутные войска Германии заказали в общей сложности 110 бронированных версий Mercedes-Benz Zetros, 72 из которых должны служить в качестве логистических единиц Мексика Мексика Вооружённые силы Мексики и Военно-воздушные силы Мексики планируют закупить 137 автомобилей с колёсной формулой 6 × 6 в три этапа, первый из которых включает 46 автомобилей на 2020 год. Чили Чили В конце лета 2016 года вооружённые силы Чили заключили контракт с Mercedes-Benz на поставку 330 грузовых автомобилей Zetros 2733 6 × 6 и Unimog U4000 4 × 4.
Description
The Mercedes-Benz Zetros 1833 (4×4) is an offroad truck designed by Mercedes-Benz for extreme off-road operations. It was introduced to the public at the 2008 Eurosatory defence industry trade show in Paris. Manufactured at the Mercedes-Benz plant in Wörth, Germany, The Zetros comes in two variants. One variant being the 1833 4×4, capable of a 4,000 to 6,000 kg payload, and the other being the 2733 6×6, which can carry a 7,000 to 10,000 kg payload. Although usually used as a truck, the Zetros has been used for various services including but not limited to agriculture, military, municipal, and mining.
Ахтунг! Партизанен!
Под капотом Zetros установлена рядная «шестерка» с потенциалом 326 «лошадей», которые только и ждут, чтобы их пришпорили. Но для начала нужно освоиться, поскольку интерьер кабины при беглой идентификации с Mercedes-Benz все равно незнакомый.
Первым делом удивляет рулевое колесо огромного диаметра. Оказывается, «троллейбусное» решение предусмотрено на случай отказа гидроусилителя. Да что там отказа: и при работающем ГУР крутить его непросто. И это не тот случай, когда изменять направление движения можно одной рукой. На высокой скорости по трассе то и дело приходится понемногу подруливать, а на бездорожье только и смотри, чтобы в яме «баранку» не вырвало из рук. Может, я утрирую, но именно такими были первые ощущения.
Переключение на механической коробке легкое, и особенно приятно, что начинать движение пустой грузовик позволяет не только со II, но и с III, и даже с IV передачи. Перед переходом на V нужно сделать кулисой движение вправо, иначе вы так и останетесь на понижающем ряду. Ход сцепления мне понравился – он вполне предсказуемый. Дозировать открытие дроссельной заслонки педалью газа тоже удобно, но отклик на подачу топлива не такой резвый, как у магистральных моделей. Проще говоря, при старте с места езду наперегонки с любой из дорожных версий вы точно проиграете. А происходить все это будет под аккомпанемент раздаточной коробки, которая во время движения по трассе «голосит» на любых скоростях.
Бесспорное достоинство машины – ее мощный вид. При подъезде к перекрестку другие участники движения смотрят на Zetros завороженно. Да что там говорить: когда я первый раз подъезжал к регулируемому перекрестку, вдруг выяснилось, что машину трудно остановить. Первое нажатие на педаль тормоза не произвело никакого эффекта. Второй раз я надавил сильнее, но «немец» лишь слегка замедлился. В то же время многотонная махина стремительно приближалась к светофору, на котором во всех рядах выстроились малолитражки. Тревожный взгляд в зеркало заднего вида водителя, стоявшего прямо по курсу VW Golf Cabrio, я не забуду никогда: он собирался рвануть через перекресток на красный, лишь бы не попасть под раздачу. В конце концов, «гольфист» был готов сам выпрыгнуть из машины. Но когда я приложил к педали усилия штангиста, Zetros начал эффективное замедление.
Другой неприятный сюрприз произошел, когда инструктор забыл подсказать, что надо повернуть налево. Дело было на маленьком скоростном шоссе с двухполосным движением. Я сказал «яволь!» (слушаюсь!) и, встав на тормоза, начал менять направление движения. Но не тут-то было! Даже сильно замедлившийся грузовик упорно не хотел поворачивать под углом 90°. Мы были близки к тому, чтобы не вписаться в «ход конем» и протаранить стоявший на газоне предупреждающий знак. Инструктор впился руками в кресло так, словно готовился к катапультированию. На лице беспечного водителя старенького Opel, выскочившего с примыкания, был неподдельный ужас…
Но к чести немецкой техники испытание экстремальной ситуацией она выдержала. Мы вписались в сложный поворот, не только не остановившись, но даже не выехав за пределы проезжей части. От сердца инструктора явно отлегло, и он одобрительно сказал: «Зер гут, Александр!» И тут же задал вопрос, где я так научился водить машину, на что я без задней мысли ответил: «В армии, ведь я подполковник запаса». Получилось, как в анекдоте про разведчика Исаева: «Мюллер спрашивает: «Штирлиц, а где вы получали права?» «В ДОСААФ СССР», – ответил тот и подумал: а не сболтнул ли я чего-нибудь лишнего? Всю дорогу до полигона инструктор больше не проронил ни слова, и я его понимаю…
Выбор передачи, моторный тормоз и жёсткая связь
Полной противоположностью чисто «внедорожным грузовым» тормозам и рулевому управлению оказалась коробка передач. Всего здесь 9 ходовых ступеней на двух рядах, не считая внедорожных блокировок, вариантов перераспределения крутящего момента, подключения вала отбора мощности. Первые четыре передачи включаются «по-легковому», затем переводом рычага вправо включается повышенный ряд. Имеется и сверхнизкая передача переднего хода, позволяющая двигаться со скоростью пешехода (обозначена на рычаге КП символом «С»). Тронуться с места на порожнем автомобиле можно запросто и без ущерба для сцепления с IV передачи. Рычаг КП механически не связан с коробкой, поэтому усилия на нём минимальны, чёткость включения на высоте, а главное – умная электроника не позволит порвать трансмиссию при ошибочном включении слишком низкой передачи во время движения. Интересно, что на алгоритм переключения передач задействован моторный тормоз. Шкала тахометра у Zetros размечена по традиции зелёным цветом в зоне оптимальных оборотов, затем идёт жёлтая зона, после неё жёлто-красная и красная зона недопустимых оборотов. Так вот жёлто-красная зона индицирует обороты максимальной эффективности моторного замедлителя.
На приборном щитке — спидометр, тахометр, контрольные лампы, информационный дисплей. В окне внизу тахометра указатель температуры. Нажатием кнопки можно выбрать область данных: или температуру снаружи, или температуру ОЖ.Чтобы не перегружать водителя информацией, манометр показывает только один контур пневмостистемы, какой — можно выбрать. Но в случае снижения давления, показания будутотображаться из проблемного контура по умолчанию.
На практике это выглядит так. Перед спуском с горки переключаю на одну, а то и две передачи вниз, «вгоняю» двигатель в зону жёлто-красных оборотов и, одновременно убрав ногу с педали акселератора, правым подрулевым переключателем задействую моторный тормоз. Грузовик плавно идёт вниз, не разгоняясь, не грея колодки и не расходуя топливо. Великолепно! И все эти телодвижения не сопровождались толчками и ударами трансмиссии. Но, когда наступает момент перед подъёмом добавить «газку», чтобы не «подсадить» машину ближе к вершине, тут держи ухо востро! Резкая, неумелая работа правой педалью сразу заявит о себе сильнейшей раскачкой и тряской, хотя отчасти виновен в этом недогруженный задок: шасси есть шасси… Тут надо приспособиться к частоте колебаний силового агрегата и дросселировать ему «в унисон». Впрочем, хватит разъезжать по дорогам – это не магистральный тягач.
тахограф на двух водителейРычаг КПП — единственный рычаг в кабине. Рядом — кран стояночного тормоза и пульт автономного отопителя.клавиша включения вала отбора мощности.
История модели
Впервые модели Цетроса увидели свет в 2008 году. Главными козырями новых грузовиков были: высокая маневренность, проходимость и способность преодолевать бездорожье самой высокой сложности. Габаритные размеры позволяли машинам без проблем помещаться в военно-транспортный самолет Hercules или немецкий железнодорожный вагон.
Автомобили оснащались полноприводной трансмиссией с 3 блокируемыми дифференциалами, демультипликатором, внедорожными шинами. Благодаря этому им стало по силам преодоление подъемов до 80% и бродов до 1,19 м.
С 2015 года наладился выпуск Зетроса версии 2 743, отличающейся повышенной грузоподъемностью до 27 т.
Обманщик
При первом взгляде на капотное чудо из Вёрта может показаться, что это исключительно эксклюзивный продукт с оригинальной начинкой. Но это не совсем так. Да, по объемам выпуска он должен быть сопоставим с машинами тяжелого класса Axor и Actros (чего пока не случилось), а в плане проходимости – стать в один ряд с моделью Unimog (а это состоялось). Однако разработанные с чистого листа детали не лучшим образом отразились бы на стоимости автомобиля. И поскольку Zetros – продукт крупносерийный, он получил уйму деталей и узлов, заимствованных от других моделей Mercedes-Benz.
Например, двери с электрическими стеклоподъемниками ему достались от Unimog U5000, панель приборов – от Axor, рама (правда, усиленная) – от строительной серии Actros Bau. Есть в конструкции и элементы от модели Atego. Но какими бы ни были компоненты грузовика, все они имеют маркировку «made by Mercedes-Benz», поскольку изготовлены на предприятиях Daimler: 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель – в Мангейме, 9-ступенчатая механическая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка – в Гагенау и т. д. Специалисты завода Daimler Trucks собирают Zetros в г. Вёрте, причем на одной линии с Unimog и Econic.
Обман видится и в том, что у Zetros неестественно маленькие «глазки». Казалось бы, такому монстру нужны не глаза – глазищи, да только в размере ли дело. Имеющиеся у него линзы прожекторного типа светят – отлично. А маленькие они из-за того, чтобы не подвергнуться риску повреждения камнями (кстати, для этого предусмотрена и дополнительная металлическая сетка с крупными ячейками). А фары глубоко посажены для того, чтобы не повредить их при соприкосновении с неровностями дороги и расчистке завалов – да-да, Zetros готов освобождать путь от подбитой или неисправной техники как в зоне боевых действий, так и при пожарах и на объектах ликвидации последствий техногенных катастроф.
Сбил меня с толку и бачок с реагентом AdBlue. Оказывается, Euro 5 – основное, но не единственное исполнение автомобиля. Предусмотрена и версия Euro 3, естественно, без всякой мочевины. Проще говоря, за пределами изнеженной Европы Zetros готов мириться с другими правилами игры. Но даже на машинах с двигателем высшего на сегодняшний день экологического стандарта можно перепрограммировать электронное управление, что позволит кратковременно использовать дизтопливо с высоким содержанием воды и серы.
Еще один обман я узрел в стальном обрамлении задних фонарей. Функции у него скорее декоративные, нежели прикладные. Видимо, эта «кольчуга» придумана для защиты от камней, но никак не от встречи с препятствием. При «штурме» горок и спуске с них на заводском полигоне трехосный грузовик несколько раз зацепил грунт, и этого хватило для того, чтобы металлический панцирь раздавил фонари, как тиски скорлупу ореха. Не будь этой «удавки», фонари отогнулись бы назад, но остались целыми. А так дополнительные расходы на ремонт обеспечены.
Когда ключ висит на гвозде в дежурке
Число жертв техногенных катастроф, авиапроисшествий, пожаров и наводнений, терактов было бы меньше, будь этот мужественный «Мерседес» в гаражах наших спасателей и пожарных. В автопарках этих служб традиционно в основной массе эксплуатируется отечественная техника. Не время и не место перечислять достоинства и недостатки российских автомобилей, но все автомобильные специалисты точно знают одно «но». Будь то ЗИЛ или КАМАЗ, он всегда жив и здоров в руках умелого и неленивого водителя, а когда «дежурная», «оперативная» или «аварийка» ждёт выезда месяцами у забора, а ключи весят на гвозде в диспетчерской, это скорее «основные фонды предприятия», нежели боевая единица. В отличие от «Зетроса»…