Преимущества контракта «жизненного цикла»
Специалист отдела реализации специальных проектов Мосгортранса Эдуард Покровский прокомментировал работу «НЕФАЗа» по сервисному контракту: «Мы знаем нюансы эксплуатации транспорта в Москве и понимаем, что технике необходимо качественное и своевременное обслуживание. Сервисный контракт позволит обеспечить эксплуатацию нового транспорта на самом высоком уровне — ведь обслуживать его будет сам поставщик. Производитель будет нести полную финансовую ответственность по сервисному обслуживанию инновационного транспорта и оперативно исправлять неполадки».
На каждое замечание заказчика «НЕФАЗ» моментально отвечал деятельным участием: «Производитель учитывает наши замечания и при необходимости меняет конструкцию электробуса», — продолжает Эдуард Покровский. «Было и такое, что полностью переделали салон, — это говорит об их ответственности и готовности сотрудничать. Процесс взаимодействия продолжается сейчас и будет продолжаться впредь», — отмечает Покровский.
Только за последний месяц заказчики видят уже вторую программу переобучения, которую проводит «НЕФАЗ» для специалистов, работающих над проектом, — люди обучаются тонким настройкам. Это и есть естественный производственный процесс в современном его понимании.
Фото: Григорий Шугаев
ЛиАЗ-6274
Опытный ЛиАЗ-6274 образца 2012 года Опытный ЛиАЗ-6274 образца 2016 года Опытные экземпляры электробуса выпущены в разновидности с ONC-зарядкой (ночная медленная зарядка в парке). Серийная модель выпускается в разновидности с OC-зарядкой (ультрабыстрая зарядка от зарядной станции).
6274.00 (ONC)
Построен на базе автобуса модификации ЛиАЗ-5292.22
в июне 2012 года. Оснащён литий-ионными батареями производства . Расчётный максимальный запас хода составляет 200 км. Данный электробус был передан ФАТПу на испытания, и ему был присвоен номер 08106. К большому сожалению, данный электробус очень быстро вышел из строя, испытания электробуса с пассажирами так и не состоялись и электробус вернулся на завод. Неудачные испытания модели поставила под вопрос запуск электробусов ЛиАЗ-6274 в серийное производство.
Второй экземпляр был создан в базе опытного экземпляра автобуса модификации ЛиАЗ-5292.30
. Усовершенствованный вариант первой модели электробуса с литий-титанатными батареями по всей плоскости крыши. Испытывался в филиале с декабря 2020 по октябрь 2020 года. Данный экземпляр электробуса успешно прошёл двойные испытания как при двухмесячной обкатке, так и с пассажирами на маршруте м2 и затем вернулся на завод. После, уже третий по счету экземпляр отправился на постоянную работу в Тюмень, однако в конце 2020 года были выявлены проблемы с аккумулятором и он был возвращён на завод. В марте 2019 года вернулся в Тюмень с обновленной оптикой (аналогичной серийной модели электробуса в OC-исполнении) и обновленными створками дверей с кнопками.
Серийное производство электробусов на базе автобуса ЛиАЗ-5292.22 должно было начаться в декабре 2020 года, однако от этих планов завод позднее отказался.
6274.00 (OC)
В феврале 2020 года построен второй экземпляр на базе автобуса рестайлинговой модификации ЛиАЗ-5292.65-77
. Отличается установкой зарядки ультрабыстрого типа и меньшим количеством размещаемых на крыше батарей. Первоначальный опытный экземпляр использовал тот же метод зарядки, что и электробус в ONC-исполнении (зарядка пистолетного типа). За счет удаления шахты двигателя, а также размещения полноценного заднего окна и дополнительных сидячих мест электробус получил горб на крыше, в который переместилось прочее электрооборудование. Данный вариант электробуса успешно прошел тендер, однако в ходе опытной эксплуатации без пассажиров на 73 маршруте первый вариант электробуса с пистолетной зарядкой провалил испытания. В сентябре 2018 года электробус вернулся на завод, а в ноябре того же года прошел модернизацию в электробус с динамической подзарядкой.
В сентябре 2020 года начат серийный выпуск электробуса с зарядкой от пантографа. До конца 2020 года планировалась поставка 100 электробусов в филиалы Северо-Восточный и для перевода части троллейбусных и автобусных маршрутов, определенных в конкурсе. По состоянию на апреля 2020 года, поставка электробусов с ультрабыстрой зарядкой осуществляется с нарушением запланированных сроков. Всего в Москву поставлено 34 электробуса в данном исполнении.
Технические характеристики
Технические характеристики | |
Колёсная формула | 4х2 |
Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
Количество дверей | 3 (2) |
Ширина дверей, мм | 2х 1325 + 1х 1225 |
Ресурс кузова, лет | 10–12 |
Общее число мест | 105–112 |
Число мест для сидения | 20–30 |
Радиус разворота, м | 11,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 65–85 |
Расход топлива, л/100 км | 45 |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с ABS |
Длина, мм | 11 990 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота, мм | 2 880 / 3 140 (газовый) |
База, мм | 5 960 |
Полная масса, кг | 17 700 – 18 390 |
Высота потолка в салоне | 2200…2280 |
Вентиляция | Естественная через потолочные люки и форточки; принудительная, система кондиционирования воздуха (опции) |
Система отопления | Радиаторного типа |
Задний мост | -AV132/87/6,5, портальный с центральным коническим редуктором |
Комплектуется двигателями | Caterpillar 3116, Cummins CGe 250 30 (газовый), MAN D0836 LOH041, MAN D0836 LOH56, MAN D0836 LOH65, MAN Е0836 LOH01 (газовый), Scania DC09 91A, ЯМЗ-5362 |
Электробусы, использующие подзарядку аккумуляторов во время езды:
Электробусы, использующие подзарядку аккумуляторов во время езды, – по сути, такой вид электробусов ничем не отличается от модернизированных троллейбусов, способных передвигаться по маршруту в обычном режиме, однако, обладающих несколько расширенными возможностями в части маневрирования. Во время движения такое транспортное средство способно не только периодически подзаряжаться от контактной сети, но и преодолевать проблемные участки самостоятельно. Иными словами, часть маршрута электробус проезжает на аккумуляторах, а остальной путь с поднятыми «рогами» для подзарядки.
Внедрение электробусов в рамках предложенного подхода идеально подходит для городов с развитой троллейбусной инфраструктурой и на данный момент активно проводится в Санкт-Петербурге.
Дизайн интерьера
Салон, в котором находятся пассажиры, оформлен в спокойных сине-серых тонах. Пол электробуса, по примеру современного пассажирского транспорта европейских производителей, выполнен под ламинат.
Отличительной чертой КамАЗ 6282 является его адаптированность под граждан с детскими колясками и маломобильных людей. Это реализовано за счет пандуса средней двери и накопительной площадки в центральной части салона.
В салоне предусмотрены порты USВ, позволяющие заряжать различные носимые гаджеты. Среди штатного бортового оборудования следует выделить наличие видеокамер в салоне и системы спутниковой навигации.
От пассажирского салона кабину водителя отделяет сплошная перегородка. В этом отсеке установлена инновационная приборная панель в виде многофункционального дисплея, имеется функциональная кнопка для активации гидроусилителя руля, а также 3-позиционный селектор режимов трансмиссии. Прочее оснащение стандартное, как в типичном столичном автобусе НефАЗ.
А вот с местными челнинскими властями у автогиганта «семейные отношения» не складываются
Одновременно с успешным сотрудничеством с московским перевозчиком у автогиганта идут тяжелые споры с исполкомом Набережных Челнов из-за долгов по лизинговым платежам и сервисному обслуживанию 170 переданных заводом городу автобусов. В результате многомесячного конфликта лизинговая компания КАМАЗа еще в ноябре прошлого года потребовала вернуть от МУП «Электротранспорт» 124 автобуса.
Пока ситуация патовая, на прошлой неделе Арбитражный суд РТ дал время «Электротранспорту» до конца января для урегулирования спора с лизинговой компанией КАМАЗа. Впрочем, и с «Мосгортрансом» обходится не без «семейных ссор», так, в марте прошлого года КАМАЗ потребовал взыскать с ГУП «Мосгортранс» 145,8 млн рублей.
Завод Мосгортранса с вековой историей
Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод Мосгортранса основан в 1905 году. Это одно из ведущих российских предприятий по ремонту подвижного состава городского транспорта, его узлов и агрегатов.
Завод находится в районе Сокольники по адресу: улица Матросская Тишина, дом 15/17. Площадь территории — свыше шести гектаров.
Сейчас на территории завода работает многофункциональный сервисный центр по ремонту, гарантийному и сервисному обслуживанию автобусов и их агрегатов. Также завод предоставляет предприятиям-перевозчикам услуги по сервисному обслуживанию транспортных средств. С помощью современного диагностического оборудования специалисты в короткие сроки выявляют и устраняют возникшие неполадки.
Кроме того, здесь занимаются производством современных остановочных павильонов, реставрацией и восстановлением ретротранспорта, который участвует в парадах старинной техники. На территории завода находится центральный склад для хранения запасных частей для подвижного состава Мосгортранса.
На Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе работают около 550 человек. Завод сертифицирован по международным стандартам качества ISO-9000.
Светлое будущее
Москва покупает электробусы по так называемому «контракту жизненного цикла»: производителю оплачивают не только сами машины, но и их обслуживание в течение всего срока службы. Он составляет 15 лет, что вдвое больше, чем служит автобус (в Москве — семь лет). Последние списывают без капитального ремонта, а вот для электробуса его заложили в середине жизненного цикла. Хотя кузов у электро-ЛИАЗа тот же, что и у дизельного, с заявленным ресурсом в 12 лет.
Рабочее место водителя выдает электрическую сущность машины только иной комбинацией приборов. Среди индикаторов есть сигнализация о пробое электроизоляции.
Рабочее место водителя выдает электрическую сущность машины только иной комбинацией приборов. Среди индикаторов есть сигнализация о пробое электроизоляции.
Будет ли необходимость держать электробусы в строю по полтора десятка лет, выходят ли они столько — этого пока никто не знает. Расчеты есть, но они теоретические, базирующиеся на опыте эксплуатации электробусов в других мегаполисах. Но там и дорожная ситуация иная, и электробусы другие. В 2022 году в Москве на линию вышли 300 «зеленых» машин. На 2020‑й уже разыгран тендер опять на 300 единиц. Возможно, будет и еще один контракт.
В передней части салона электробус и автобус отличаются лишь отделкой. Обилие ЖК-панелей — стандарт столичного транспорта. К слову, по паре аналогичных машин тестируют во Владивостоке и Тюмени. Города получили их в «московской» комплектации.
В передней части салона электробус и автобус отличаются лишь отделкой. Обилие ЖК-панелей — стандарт столичного транспорта. К слову, по паре аналогичных машин тестируют во Владивостоке и Тюмени. Города получили их в «московской» комплектации.
С 2022 года Москва перестанет закупать дизельные автобусы. Но это не означает полного перехода на электробусы: подразумевается, что в поставках останутся метановые модели. Во‑первых, производство электрических версий еще не настолько массовое. Во‑вторых, за год весь город не накрыть соответствующей инфраструктурой для подзарядки машин. Сейчас она есть на северо-востоке и немного в центре столицы. Полноценный электробусный парк всего один, частично работает с ними еще одна площадка. А всего их на Москву и Зеленоград 25! В‑третьих, требуется переобучить всех водителей. Ни с троллейбуса, ни с автобуса пересесть на электробус просто так нельзя.
Так что переход столицы на «электричество» растянется еще на долгие годы. К слову, группа ГАЗ не останавливается на одной модели. Готовятся к выпуску электробусы малого и особо большого классов — Вектор Next, сделанный на ПАЗе, и «гармошка» — на ЛИАЗе.
И многие перспективные технологии, повышающие безопасность и комфорт, будут внедряться в первую очередь на моделях с электроприводом.
Электробус нового поколения от «Группы ГАЗ»: литий-марганцевые батареи и технологии Siemens
Группа ГАЗ в рамках выставки «ЭкспоСитиТранс-2016» представила свой электробус. Он по-прежнему носит имя ЛИАЗ-6274, но это, по сути, уже совершенно другая машина: и выглядит гораздо современнее, и создавалась на других принципах и с другими партнерами — удалось привлечь специалистов МГТУ им. Баумана и компанию Siemens.
Электробус ЛИАЗ первого поколения появился в 2012 году — это была совместная разработка Ликинского автобусного завода и российской компании МОБЭЛ. Электробус создавался на базе хорошо известного городского низкопольного автобуса ЛИАЗ-5292 и был широко унифицирован с ним по кузову и ходовой части. В качестве накопителя энергии использовалась батарея литий-ионных аккумуляторов производства , которые обеспечивали запас хода без подзарядки около 200 км. Электробус ЛИАЗ первого поколения был сертифицирован и предлагался к опытной эксплуатации в Москве, но до этого дело так и не дошло — машина оказалась далеко не такой совершенной, как считали разработчики.
При создании электробуса ЛИАЗ-6274 нового поколения в Группе ГАЗ пошли тем же путем: за основу взяли хорошо освоенный в производстве автобус ЛИАЗ-5292 (правда, уже рестайлинговый). Однако всю электрическую начинку спроектировали заново.
Концепция нового электробуса была разработана при участии специалистов МГТУ им. Баумана, которые совместно с конструкторским центром Группы ГАЗ провели работу по определению энергобаланса и оптимальных режимов движения машины по городским маршрутам. Для создания тягового узла и программного обеспечения были использованы инновационные решения компании Siemens.
Как сообщает пресс-служба Группы ГАЗ, новый электробус укомплектован литий-марганцевыми аккумуляторами, которые имеют высокую энергоемкость и повышенный ресурс до 5 тыс. циклов зарядки/разрядки. Суточный пробег машины составляет 200 км при использовании «модульного решения по зарядке», что подразумевает длительную ночную зарядку электробуса и две-три подзарядки продолжительностью 20-30 минут в течение рабочей смены на конечных точках маршрута.
Электробус ЛИАЗ-6274 рассчитан на перевозку до 90 пассажиров и имеет 27 посадочных мест с возможностью крепления трех кресел для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Несущий цельнометаллический кузов электробуса имеет улучшенные характеристики по антикоррозийной стойкости (впрочем, как и вся современная продукция Ликинского автобусного завода, который в процессе окраски применяет технологию катафорезного грунтования).
Как рассказал во время презентации новинки президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин, электробус ЛИАЗ-6274 является частью стратегии «Умный автобус», его разработка велась в тесном партнерстве с департаментом транспорта Москвы и крупнейшими перевозчиками московского региона — в конструкции инновационной машины постарались с запасом на будущее учесть все требования столицы к системе общественного транспорта.
На выставке Группа ГАЗ и ГУП «Мосгортранс» заключили соглашение о сотрудничестве и передаче одного электробуса модели ЛИАЗ-6274 для проведения эксплуатационных испытаний на маршрутах наземного городского пассажирского транспорта города Москвы. Тестирование начнется уже в декабре и, как ожидается, продлится до конца июня 2017 года. Практически параллельно ГУП «Мосгортранс» будет испытывать белорусский электробус Vitovt Max Electro, российская премьера которого также состоялась на выставке «ЭкспоСитиТранс-2016».
Сергей ГРИЩЕНКО ABW.BY Фото Группы ГАЗ и ГУП «Мосгортранс»
Техническое обслуживание и цены машин
Одной из особенностей электрического транспорта является простота конструкции и отсутствие проблем с обслуживанием. Так, в первый рейс машины отправляют в четыре утра, а в последний — после 00.00. Перед отправлением водитель принимает транспортное средство, запускает диагностическую систему, проводит осмотр салона, состояние шин и очистителей стекла.
Кроме того, каждый день проводится полноценное ТО. После рейса транспорт направляется в сервисный центр. Там выполняется полный комплекс работ по подготовке транспорта к смене. На этом этапе проводятся следующие мероприятия:
- мойка транспортного средства;
- дезинфекция и очистка салона;
- контроль рулевой системы;
- проверка тормозов;
- оценка работы компрессорного механизма;
- проверка лампочек;
- контроль гидравлики и других устройств, имеющих прямое влияние на безопасность.
В целом, ежедневное техническое обслуживание занимает 60-80 минут. Кроме того, главным помощником водителя является сам бортовой компьютер, который анализирует работу техники в онлайн-режиме и помогает удаленно решать проблемы. Если это необходимо, к месту повреждения оправляются специалисты для ремонта.
Большой интерес представляет цена электробусов Камаз. В зависимости от комплектации и особенностей стоимость одного транспорта находится на уровне 30-56 млн рублей. Если учесть обслуживание, одна единица транспорта Камаз 6282 обходится городу в сумму около 65 млн. Но здесь также учитывается объем заказываемого транспорта.
Для сравнения цена электробуса Лиаз составляет около 30-35 млн рублей. Но здесь также многое зависит от характеристик транспорта, объема поставок и расходов на обслуживание. В большинстве случаев речь идет о покупке новой техники. Если же брать б/у автобусы, цена будет ниже.
В ритме города
В отличие от автобуса трогание с места происходит очень плавно. Проигрывает он троллейбусу лишь при ускорении, которое заметно слабее. Ещё на малой скорости в салоне повсюду слышно шипение тормозных камер с энергоаккумуляторами. В отличие от троллейбусов электробусы не используют электродинамическое торможение полностью. Торможение двигателем происходит только при наличии рекуперации энергии, которая заряжает тяговые батареи электробуса. У троллейбуса же имеется секция тормозных сопротивлений, которая позволяет осуществлять торможение двигателем до 5 км / ч, что значительно бережёт тормозную систему.
При наборе скорости и сбросе ноги с педали акселератора в электробусе ощущаются рывки, что свидетельствует о необходимости регулировки электроники. В троллейбусных парках этими вопросами занимаются бригады, созданные в середине 1980-х годов при запуске первых троллейбусов с тиристорно-импульсной системой управления, в автобусных парках таких специалистов нет.
В пути выясняется, что нет датчика уровня топлива системы отопления! Водителю придётся гадать по поводу расхода топлива. Кнопки хоть и с пиктограммами, но не подписаны, и, сев впервые за руль, приходишь в замешательство, имея хаотичный набор клавиш.
Нельзя не отметить тихую работу гидроусилителя, который сначала можно принять за электроусилитель. На электробусе этого удалось достичь за счёт установки электронасоса.
Выехав из парка на ЖК-экране, заменившему комбинацию приборов, заряд батарей показывал значение 80%. Невольно взгляд постоянно бросаешь именно на этот индикатор, медленно отсчитывающий таящие силы.
С апреля электробус работает каждый день, совершая по одному кругу утром и вечером, возвращаясь между рейсами в парк для зарядки. Длина маршрута 41 км. Максимальный запас хода, который зафиксировали на данной машине, составил 56 км. За неполные 4 месяца работы наш электробус уже успел проявить свои скоростные данные, без сомнения, показав неудержимый характер, разогнавшись однажды на Можайском шоссе до скорости 103 км/ч. Безусловно, до начала работы ультрабыстрой подзарядки, говорить о стабильной работе не приходится. Одну такую станцию установили в Сколково, осталось дождаться её ввода в эксплуатацию и оценивать электробус по полной программе.
Электробус Камаз 6282
Одним из наиболее ярких представителей «зеленого» общественного транспорта считается электробус Камаз 6282, который является детищем Камаз и Нефаз.
Общее описание
Модель «6282» — современный транспорт, прошедший все этапы проверки и показавший себя с лучшей стороны в процессе эксплуатации. Электробус легко распознать постильной зеленой полоске на белой кузовной части, указателю маршрута на передней части и значку со скачущим конем. С учетом характеристики и особенностей можно утверждать, что Камаз 6282 является транспортом нового поколения.
Двигатель и батарея
Электрический автобус Камаз комплектуется парой асинхронных моторов с суммарной мощностью в 320 «лошадей». Этого достаточно, чтобы разогнать машину до 70 км/час. При этом для достижения 60 км/ч затрачивается около 30 секунд. Охладительная система построена на жидкостном принципе, в качестве рабочего состава применяется этиленгликоль.
В роли разработчиков силового оборудования выступила компания DriveElectro. Ее сотрудники вместо классического мотора внутреннего сгорания установили электропортальный мост, работающий вместе с мотор-редуктором. В двигательном отсеке находятся и другие узлы: ресивер, инвертор, компрессорный механизм. На борту электробуса установлены Li-Ti аккумуляторы, отличающиеся повышенным ресурсом. По заявлению производителей, они выдерживают около 20 000 циклов заряда-разряда, могут работать на морозе (до -30) и имеют функцию быстрого заряда.
Интересно, что в процессе движения происходит восполнение заряда аккумулятора, но для полной зарядки нужно потратить не меньше 20 минут. При этом «заправлять» АКБ можно от разных источников, к примеру, троллейбусной линии, 3-фазной или 1-фазной сети. При использовании первого варианта необходимо применение специального токосъемника.
Технические характеристики
При рассмотрении техники важно выделить характеристики электробуса Камаз 6282. К базовым стоит отнести:
Технические характеристики | Значения |
Тип двигателя | асинхронный |
Мощность, л. с. | 312 |
Охлаждающая жидкость | этиленгликоль |
Число мест: общее / сидячих | 85/24 |
Максимальная скорость, км/ч | 75 |
Размеры (ДхШхВ), м | 12,35х2.55х2,77 |
Вес, т | 18,8 |
Колесная база, м | 6,17 |
Аккумуляторы | Li-Ti емкостью 105 кВт*ч |
Пробег на одном заряде, км | 100 |
Время зарядки, мин | от 6 до 20 |
Подвеска | пневматика, спереди — независимая, сзади — зависимая |
Рабочее место водителя
На водительском месте имеет все необходимое для управления и обслуживания пассажиров. С левой стороны предусмотрена рация для общения, кнопки управления, вентиляционные выходы и другие элементы. На главной рабочей панели перед рулевым колесом имеется многофункциональный дисплей, отображающий необходимый объем информации — скорость, пробег и другие. Справа предусмотрен терминал для приема оплаты и другое дополнительное оборудование. Плюсом является наличие перегородки, которая находится между водительским местом и пассажирами в салоне. Из особенностей стоит выделить наличие кнопки, активирующей ГУР, трехпозиционный переключатель трансмиссии. Что касается остальных кнопок, они такие же, как в обычном Нефазе.
Дизайн и вместимость салона
Электробусы Камаз в Москве легко справляются с потоком пассажиров, благодаря комфортабельности и удобству. Пол транспортного средства выполнен под ламинат, что характерно для Европы. Главной особенностью является адаптация техники под пассажиров с инвалидностью или мамочек с детскими колясками. Для этого предусмотрена центральная часть салона, в которой более низкий пол.
В салоне Камаз 6282 установлено 24 сидячих места, которые распределены по левую и правую сторону, а также установлены попарно. В задней части электробуса соединено сразу пять сидений. При этом всего пассажирский транспорт может вместить 85 пассажиров, благодаря большой центральной площадке и солидному расстоянию между сиденьями.
Из современных технологий в салонной части предусмотрены USB-порты для зарядки разных устройств. Установлены видеокамеры для контроля пассажиров и их безопасности в салоне, а также системы ГЛОНАСС-навигации.
Эксплуатация[править | править код]
Страна | Регион | Эксплуатирующая организация | Ед. | Прим. |
Россия | Москва | ГУП «Мосгортранс» ООО «20-й таксомоторный парк»
ООО «Альфа Грант» ТК «Рико» ООО Гортакси |
626 | |
Россия | Московская область | ГУП МО «Мострансавто» | 516 | |
Россия | Тверь | Верхневолжское АТП Техносервис | 317 | |
Россия | Брянск | МУ «Брянское городское ПАТП» | 141 | |
Россия | Астрахань | ООО «АвтоМиг» | 50 | |
Россия | Ярославль | АО ПАТП-1 г. Ярославля | 42 | |
Россия | Красноярский край | 31 | ||
Россия | Архангельская область | 30 | ||
Россия | Чита | МУП «Троллейбусное управление» | 29 | |
Россия | Санкт-Петербург | ХТК «Питеравто» | 22 | |
Россия | Липецкая область | 22 | ||
Россия | Ханты-Мансийск | Ханты-Мансийское ПАТП | 19 | |
Россия | Иркутск | МУП «Иркутскавтотранс» | 17 | |
Россия | Владивосток | МПВ ВПОПАТ №1 | 14 | |
Россия | Симферополь | МУП «Горавтотранс» | 6 | |
Россия | Новороссийск | МУП «МПТ Новороссийска» | 5 | |
Россия | Новый Уренгой | МУПАТ | 5 | |
Россия | Ялта | Автобаза МДЦ «Артек» | 4 | |
Россия | Кемеровская область | 3 | ||
Россия | Великий Новгород | НПАТП-1 | 2 | |
Россия | Пензенская область | МП «Автотранс» | 1 | |
Россия | Самара | ООО «Самараавтогаз» | 1 | |
Россия | Тамбов | ООО «МАК» | 1 | |
Казахстан | Алма-Ата | ТОО «Алматыэлектротранс» | 120 | |
Таджикистан | Худжанд | ТОО Тролейбусный парк | 25 |
Артиллерийский тягач КамАЗ-63501АТ «Медведь»[ | ]
Артиллерийский тягач КамАЗ-63501АТ «Медведь» для транспортировки буксируемых орудий 2А65 «Мста-Б» и 2А36 «Гиацинт-Б» Пушка 2А36 на буксире за тягачом КамАЗ-63501АТ на военном параде в Астане 7 мая 2015 года Артиллерийский тягач «Медведь» на базе шасси КамАЗ-63501, предназначен для транспортировки 152-мм гаубиц-пушек 2А65 «Мста-Б», 152-мм пушек 2А36 «Гиацинт-Б», других буксируемых артиллерийских орудий и систем массой до 12 тонн, с размещением и транспортировкой расчёта и боеприпасов. Оборудован механизмом погрузки и выгрузки (кран-манипулятор ИМ-50) грузоподъёмностью до 2 т с вылетом стрелы до 6,14 м.
Рассчитан на перевозку, кроме водителя, еще 7 человек (в кабине — 1, в обитаемом отсеке — 6). Кабина водителя, обитаемый отсек, аккумуляторные батареи, топливные баки и днище силового агрегата бронированы (5-й класс защиты).
Обитаемый отсек, фургонного типа, с термоизоляцией из «сэндвич-панелей», оснащён унифицированными с люком кабины автомобиля двумя бронированными люками в крыше отсека, обеспечивающими возможность экстренного выхода личного состава через них, а также ведения огня из личного оружия по воздушным и наземным целям, и двумя дверями. В боковых стенках предусмотрены по две герметично закрывающиеся бойницы с каждой стороны, с бронестеклами над ними. На тягаче установлены автономная отопительно-вентиляционная и фильтровентиляционная установки. Есть приспособления для крепления личного оружия, для универсального зарядного устройства с питанием от бортовой сети и две розетки на 24 В. Имеется переговорное устройство между кабиной и обитаемым отсеком. Также, оборудованы 4 откидных лежака, размещенных в 2 яруса, столик и два дополнительных сидения, имеется бак для питьевой воды ёмкостью не менее 10 л.
Впервые представлялся публике в 2006 году на Международной выставке продукции военного назначения Сухопутных войск МВСВ-2006 («REA-2006»). Артиллерийский тягач принят на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации приказом начальника главного автобронетанкового управления МО РФ от 1 октября 2009 года № 665. К настоящему времени производство освоено серийно.
ТТХ
Сербская 155-мм самоходная гаубица «NORA» B-52 на базе КамАЗ-63501 Тактико-технические характеристики серийного КамАЗ-63501АТ:
число мест в жилом отсеке, чел. — 6 грузоподъёмность платформы, кг — 5000 грузоподъёмность кран-манипулятора, кг — 2000 масса буксируемых артсистем, кг — 12000 полная масса, кг — 23200 снаряжённая масса, кг — 17400 габаритные размеры (Д×Ш×В), мм — 10500 × 2550 × 3115 размеры платформы (Д×Ш×В), мм — 4012 × 2470 × 720 погрузочная высота, мм — 1560 дорожный просвет, мм — 390 колёсная база, мм — 1940 + 3690 + 1320 колея передних/задних колес, мм — 2050/2050 наружный радиус поворота, м — 13,9 максимальная скорость, км/ч — 90 расход топлива, л/100 км — 42,0 объём топливного бака, л — 210 × 2 запас хода, км — 1000 двигатель КамАЗ-740.50-360 (Евро-2), дизель, четырехтактный, 8-цилиндровый, V-образный 90°, турбо с ОНВ, верхнеклапанный, жидкостного охлаждения диаметр цилиндра, мм — 120,0 ход поршня, мм — 130,0 рабочий объём, л — 11,76 степень сжатия — 16,8 мощность двигателя, л. с. (кВт) — 360 (265) при 2200 об/мин крутящий момент, кГс·м (Н·м) — 148 (1452) при 1300—1500 об/мин трансмиссия сцепление — однодисковое, сухое коробка передач — ZF 16S 1820 механическая, 16-ступенчатая раздаточная коробка — 2-ступенчатая (1,692:1 и 0,917:1) с блокируемым межосевым дифференциалом главная передача — двойная, пара конических и пара цилиндрических шестерён (7,22:1) дифференциал — блокируемый на задних мостах привод передних мостов — постоянный, неотключаемый размер шин/модель — 425/85 R21/Кама-1260 проходимость преодолеваемый брод, м — 1,75 преодолеваемый ров, м — 1,4 преодолеваемый подъём, ° — 31
Таблица: технические характеристики КамАЗ 6282
Количество пассажирских мест | 85 |
Сидячих мест | 24 |
Максимальная скорость | 75 (км/ч) |
Полная масса электробус | 18800 (кг) |
Габариты ДхШхВ | 12350 х 2550 х 2770 (мм) |
Колесная база | 6170 (мм) |
Двигатель | |
Тип | асинхронный |
Мощность | (312 л.с.) (2 х 115 кВт) |
Крутящий момент | 2000 (об/мин) |
Система охлаждения | жидкостная (этиленгликоль) |
Батарея | |
Тип | литий-титанатные |
Емкость | 105 (кВтч) |
Максимальный запас хода | 100 (км) |
Время восстановления заряда | 6-20 (мин) |
Подвеска | |
|
|
Тормоза | дисковые |
Размер шин | 275/70 R22,5 |
Сервисное обслуживание | |
Гарантия | 1 год без ограничения пробега |
Межсервисный интервал | 30 000 (км) |