Новая модель – 706 RT и ее модификации
В 1957 на смену 706 R пришла новая модель – бескапотная RT. Именно она вскоре стала поистине массовым явлением на автодорогах Советского Союза. На основе этой модели с двигателем 160 л. с. и прямым впрыском топлива производились самосвалы RTS1 (с разгрузкой на одну сторону), RTS3 (с разгрузкой на три стороны), автобусное шасси RTO, седельный тягач Шкода RTTN и другие модификации.
В 60-х годах начались массовые поставки семейства Skoda 706 RT в СССР. Основным типом полуприцепов, с которым работали чешские тягачи в Советском Союзе, стали рефрижераторы, закупки которых начались в 1964 году. Автомобили различного назначения на базе RT заслужили популярность благодаря своей надежности и выносливости в работе. КПП, двигатель и основные узлы работали идеально, да и в случае необходимости было несложно найти запчасти для ремонта.
Эпилог
Производство семейства Škoda-706R продолжалось до 1957 г., когда на смену ему пришло очень популярное впоследствии и значительно более известное бескапотное семейство «706RT», модели которого по сути представляли собой то же самое шасси, но только с новой кабиной над двигателем. Что же касается более древних капотных бортовых грузовиков Škoda-706R и самосвалов Škoda-706RS, то они пользовались заслуженным уважением не только у чехословацких и советских водителей; эти автомобили можно было встретить на дорогах Болгарии, Польши, Румынии и других стран социалистического лагеря.
Некоторые их экземпляры сохранились и до наших дней. Но только все они – это представители уже обновленного исполнения 1954–1957 годов с более скромной и технологичной облицовкой радиатора с горизонтальными ребрами. В то время как ни одного образца раннего исполнения с неповторимой витиеватой облицовкой, похоже, не уцелело.
Не сохранились, разумеется, и иркутские самосвалы «706RS». В конце 1957 г. их численность всё ещё достигала 16 экземпляров. Но годы, износ и отсутствие запчастей брали своё. В начале 1960-х годов последние из них канули в небытие. О пребывании тех древних капотных самосвалов «Шкода» в Иркутске ныне свидетельствуют лишь некоторые документы, да редкие фотоизображения.
Автор выражает сердечную благодарность Александру Баракину (Иркутск) и Юрию Бастылеву (Екатеринбург) за помощь в подготовке материала.
Семейство LIAZ
В 1973 году в городе Брно состоялась выставка автомобилей грузового класса, на которой семейство рассматриваемого предприятия было представлено лишь двумя моделями – седельным тягачом и бортовым тягачом. Серийное производство моделей началось в 1974 году. Обновления коснулись грузового транспорта в 1984 году, когда на свет появились машины с откидывающейся кабиной и трехосные машины.
Грузовые автомобили Шкода нового поколения выгодно отличались от многих зарубежных аналогов и своих предшественников, имея превосходный дизайн, стиль. Но так стало не сразу: вначале руководству, инженерскому составу завода пришлось изрядно попотеть, создавая отличный грузовик. Так, прежде чем получить желаемое, понадобилось потрудиться над несколькими прототипами. Спустя некоторое время предприятие взялось выпускать с конвейера Шкода Лиаз с укороченными кабинами, трех- и четырехосные модификации.
Модель 706
С 1957 года на заводах объединенного предприятия производились модификации:
- самосвалов 706RTS;
- седельных тягачей 706RTTN;
- шасси 706RT.
Последний вариант подразумевал создание бортовых грузовиков, автобусов и всевозможных автомобилей с узкими специализациями. Все модификации оснащались моторами, рассчитанными на 160 л. К другим характеристикам относятся:
- Дизельный мотор
- Впрыск топлива
- Мощности моторов — 160, 180 и 210 л. с.
Модель 100
Появившись в 1974 году, двухосный грузовик имел массу 19 тонн. Новинка подразумевала эксплуатацию в составе автопоездов массой до 38 тонн. Это качество существенно расширяло границы профессиональных задач для перевозчиков.
Модель 110
Изменения в дизайне и стиле стали кардинальными, так как новая внешность грузовика была совершенно не похожа на экстерьер предшественников. Изначально грузовик оснащался одной из пяти моторов М630. Позже появилась антиблокировочная система и кабина Maxi. Другие характеристики:
- Направление основной массы экспорта — СССР
- Модель мотора — М630
- Мощность двигателя — 210-320 л. с.
Конструкция
Škoda 706 RTO из-за своих форм получил прозвище «яйцо» или «огурец». Автором дизайна является Отокар Диблик. Он также является автором люксовой версии 706 RTO, которая была специально создана для Экспо 58 в Брюсселе. Люксовая версия была рассчитана на 24 сидячих пассажиров, в салоне был установлен телевизор, а в задней части имелась кухня и туалет.
Двигатель
На автобусе был установлен шестицилиндровый дизельный двигатель с непосредственным впрыском. Благодаря увеличению объёма двигателя до 11,3 литра, двигатель стал выдавать 117,6 кВт мощности при 1900 об/мин. Сам двигатель расположили над передней осью. Также было установлено сухое двухдисковое сцепление, пятиступенчатая механическая коробка передач и дифференциал на заднюю ось. Все это способствовало увеличению максимальной скорости автобуса до 85 км/ч.
Кузов
Ветровое стекло, выполненное в виде двухсекционного панорамного экрана, было аналогично заднему. В автобусе были использованы две независимые друг от друга системы отопления: одна передавала тепло от двигателя в салон, другая работала на дизельном топливе. Для вентиляции в крыше автобуса были предусмотрены два больших люка. Багаж пассажиров вмещали полки над сиденьями. Для перевозки крупного багажа были предназначены специальные багажники на крыше.
Исторический
Эта модель автобуса была разработана во время Второй мировой войны производителем Škoda AZ . После войны правительственные власти, национализировав промышленность, решили, что впредь на заводах Škoda в Млада-Болеславе будут производиться только автомобили, фактически передав производство грузовиков с кодом R и автобусов RO производителю Avia в Праге, который сейчас является одним из дочерние предприятия АЗНП были созданы в 1946 году. Кузова версий линейных автобусов производились компанией Avia, других версий — компанией «Содомка», которая в 1948 году стала Karosa, где сборка производилась на шасси, поставленном компанией Avia. Шасси и автобусы производились Avia с 1947 по 1951 год, а затем были переданы LIAZ в Рыновицах до 1957 года, где производство было точно таким же, как и на Avia . «Кароса» продолжала получать шасси ЛИАЗ, на которые монтировались собственные кузова.
Согласно модельной номенклатуре того времени: диффузионная марка Škoda, номер 706, номер двигателя, автобус RO, от грузовика 706 R.
Чехословацкий производитель Škoda всегда производил автобусы и грузовики с номером 706 еще до Второй мировой войны . В конце 1940-х годов Škoda выпустила новые модели с этим названием, но с кузовом, произведенным его соотечественником Каросой .
В то время это был современный автобус большой вместимости, построенный по концепции трамвая. Автобус 706 RO был создан на основе грузовика Škoda 706 R, двигатель и некоторые другие части автобуса и грузовика были такими же, за исключением шасси, которое было занижено и удлинено. Кузов, изготовленный из сварных стальных профилей, был изготовлен по следующим критериям модульности: вариант городского автобуса с двумя четырехугольниками, складывающиеся двустворчатые двери и линейные автобусы, складывающаяся четырехстворчатая дверь. Обычные автобусы имели багажник на крыше, на котором перевозили багаж пассажиров.
Расположение сидений городской версии было особенным. В первые годы выпуска в передней части автобуса по стенам располагались две скамейки, а в задней части сиденья были индивидуальными и располагались спина к спине поперечно. Позже это распределение было заменено на более классическое с отдельными сиденьями перпендикулярно стенам.
Копией осталась роскошная карета, прототип которой был представлен в 1947 году. Отделка была достойной парадной машины с очень удобными кожаными сиденьями с регулируемыми подголовниками, в задней части машины имелся туалет. Багажное отделение было создано под полом, как в современных вагонах.
Skoda 706 R
Автомобили Skoda 706 1943 год.
Грузовой автомобиль Skoda 706 был разработан ещё до Второй мировой войны на базе предыдущей модели Škoda 606. Однако его производство было приостановлено к 1943 году. После освобождения Чехословакии и восстановления её промышленности, модель Skoda 706 была модернизирована и получила обозначение Skoda 706 R. Автомобили получили дизельный двигатель объёмом 11 782 см³, мощностью 135 лошадиных сил. Максимальная скорость составляла до 55 км/ч по шоссе. Грузоподъемность 7000-7500 кг. Производство началось с 1946 года на бывшем авиастроительном заводе Avia. На его базе был создан ряд специальных автомобилей, а также автобусных шасси Skoda 706RO, на которые устанавливались автобусные кузова фирмы Karosa.
В 1951 году в связи с возвращением заводу Avia статуса авиастроительного производство тяжелых грузовиков Skoda было перенесено в Либерецкую область Чехословакии. В 1952 году Skoda 706R была модернизирована. Изменения коснулись, в частности, внешнего облика автомобиля: фальшрешетка вместо ранее вычурного дизайна получилась более простой (смотри фото). Повысилась мощность двигателя со 135 до 145 л. с. Наиболее близким по классу Skoda 706R советским грузовиком являлся МАЗ-200.
На базе грузовиков Skoda 706 R был создан ряд специальных шасси и автомобилей. Так, специальное шасси 706 ROK имело кабину над двигателем автобусного типа и на нём устанавливали мусоровозы. На базе Skoda 706R производили также и самосвалы 706 RS. Автобусы на базе грузовиков Skoda производило предприятие Karosa в модификациях: городской, пригородный, междугородний варианты. Модификации седельный тягач на базе этой модели грузовиков серийно не производилось. В СССР поставлялось очень небольшое количество грузовых автомобилей Skoda 706 R, поскольку предпочтение было отдано более грузоподъемным и внедорожным грузовым автомобилям чехословацкого производства Tatra 111 R. Всего было построено 28 400 экземпляров.
Модификации
- Skoda 706 R — базовый автомобиль с бортовой платформой.
- Skoda 706 RO — автобусное шасси.
- Skoda 706 ROK — специальное шасси с кабиной над двигателем автобусного типа, для установки мусоровозов.
Skoda 706 RT
Во второй половине 1950-х в мировом грузовом автомобилестроение, (прежде всего в Европе), началось постепенно преобладание нового типа грузовых автомобилей с компоновкой кабина над двигателем. Инженеры Skoda также разработали такой грузовой автомобиль. Он получил очень современную, по тем временам, большую кабину установленную над двигателем, имевшей панорамное остекление, что давало прекрасный обзор водителю, а также большое спальное место. Таким образом новые грузовики, получившие обозначение Skoda 706 RT, получили возможность использоваться на междугородних и международных грузоперевозках. Производство данного семейства грузовиков Skoda началось с 1957 года.
Как и предыдущая модель 706 R, Skoda 706 RT получила значительное количество модификаций: самосвалы, седельные тягачи, шасси для специальных автомобилей, автобусные шасси. С этой же модели у Skoda начался значительный экспорт в страны социалистического содружества. Новая модель грузовика заинтересовала и советских автотранспортников. Аналогичный по классу грузоподъемности советский грузовик МАЗ-500, ещё только готовился в производство, поэтому с 1958 года в СССР начались поставки грузовиков Skoda 706 RT, которые продлились практически четверть века (до 1982 года). Первоначально в СССР экспортировались бортовые автомобили, самосвалы и седельные тягачи. Однако к середине 1960-х основной модификацией поставлявшейся в СССР стали седельные тягачи Skoda 706 RTTN, которые поставлялись в составе автопоездов состоявших из полуприцепов-рефрижераторов Orlican (позднее Alka). Такие автопоезда-рефрижераторы стали в 1960—1980-е годы основными на межобластных, краевых и республиканских грузоперевозках, перевозя, в основном, скоропортящиеся продукты: мясо, рыбу, фрукты. Кроме того, первоначально такие автопоезда эксплуатировались и у международного советского грузоперевозчика СовТрансАвто.
Всего с 1957 по 1985 годы было построено более 150 000 единиц грузовых автомобилей Skoda 706 RT различных модификаций.
Модификации
- Skoda 706 RTS . Самосвал.
- Skoda 706 RTTN . Седельный тягач.
- Skoda 706 RTO . Автобусное шасси.
- Skoda 706 RTD . Специальное низкорамное шасси.
- Skoda 706 RTK . Специальное шасси под установку мусоровоза.
- Skoda 706 RTP . Полноприводное шасси 4 х 4.
Модели 706 D и 706 R: особенности и технические характеристики
Базой для первого грузовика, который стало выпускать предприятие, стал Skoda 706 D. Имея грузоподъемность 7 тонн и мощность 110 л. с., грузовики во время войны выпускались для нужд Вермахта. Перед возобновлением производства в 1946 году была проведена модернизация. Автомобиль оснастили новой кабиной и увеличили мощность на 25 л. с. Обновленная версия получила индекс 706 R и была представлена в 1949 году в Москве на Чехословацкой автомобильной выставке. На ее базе впоследствии выпускались фургоны, автобусы, самосвалы и машины специального назначения. Использование общей базы значительно упрощало заказ запчастей независимо от целевого использования автомобиля.
На грузовик устанавливался дизельный 6-цилиндровый двигатель, особенности конструкции которого позволяли извлекать поршни и шатуны из блока без демонтажа всего мотора. В каждом цилиндре располагались свечи накаливания. Топливный насос был снабжен центробежным распределителем, подающим топливо к форсункам. Водяная система охлаждения была оборудована термостатом.
Максимальная заявленная скорость автомобиля составляла около 53 км/ч, на деле же она редко превышала 40 км/ч при среднем расходе топлива примерно 30 л на 100 км. Дизельный двигатель работал в паре с 5-ступенчатой механической КПП.
Кабина 706 R просторна, в ней свободно размещались водитель и три пасажира, и изготовлена она была из дерева, обшитого стальными листами.
На каком заводе выпускается российский Карок
В 2020 году представители компании Шкода заявили о том, что модель Karoq может производиться на территории России, что очень порадовало отечественного покупателя. Это говорит о том, что можно будет быстрее получать желаемые комплектации, можно также будет рассчитывать на оптимальную стоимость автомобиля.
В тот момент речи о продаже авто на рынке России еще не было, автомобили уже поступили в салоны за рубежом, но на отечественный рынок поставки только планировались. Видимо производитель пытался построить линию по сборке данной модели на территории России, чтобы предложить конкурентную стоимость конечному покупателю.
Как стало известно, модель Карог от Шкода будет производиться на Горьковском автозаводе в Нижнем Новгороде, где уже построена линия сборки и начинаются первые поставки автомобиля в фирменные салоны производителя. Начало производства осенью 2020 года полностью совпадает с теми обещаниями, которые давали представители производителя во время презентации новинки.
Уже совсем скоро покупатели смогут приобрести прекрасный городской кроссовер по более оптимальной цене. Некоторые салоны уже продавали данную модель, но она доставлялась из-за рубежа, поэтому стоимость ее была значительно выше официальной, теперь формирование цены на рынке стабилизируется.
Следует отметить тот факт, что именно на этом заводе в Нижнем Новгороде сегодня проводится сборка модели Skoda Kodiaq и именно эта модель встала на модифицированную линию сборки Yeti, которая снялась с продажи в 2020 году. На этом же заводе происходит выпуск Octavia, которая пользуется огромным уважением на отечественном рынке, на этом же заводе производилась сборка Volkswagen Jetta до мая 2020 года.
На Горьковском заводе создан полноценный процесс сборки автомобиля, используются автоматические сварочные аппараты, проводится грунтовка и покраска кузова, отдельных деталей. Доверие к заводу имеется, поэтому следует ожидать, что новинка будет обладать высоким качеством сборки и вопросов у покупателей это не вызовет.
Преимущества производства Karoq в России:
- Быстрое заполнение рынка.
- Больше доступных комплектаций.
- Оптимальная стоимость автомобиля.
- Хороший сервис в официальных салонах.
- Гарантия качества.
Модельный ряд ЛИАЗ Шкода
Skoda 706
В конце 1951 года правительство Чехословакии приняло решение возобновить выпуск самолетов на заводе «Авиа», а производство автобусов и тяжелых грузовиков Шкода-706 перенести на завод в селе Рыновице, входящий в группу предприятий ЛИАЗ (Либерецкие автомобильные заводы). Хотя В 1953 году ЛИАЗ стал независимым от Skoda, он все еще продолжал использовать свое название (Skoda LIAZ) до 1984 года. Сохранились фото первых грузовиков Шкода ЛИАЗ 706:
Skoda LIAZ 706 — одна из первых моделей грузовиков, выпускавшихся на LIAZ
С 1957 года на заводах Шкода ЛИАЗ выпускались самосвалы Skoda 706RTS, седельные тягачи Skoda 706RTTN, а также шасси Skoda 706RT, на базе которого производились бортовые грузовики, автобусы и различные специализированные автомобили. Все автомобили серии 706RT оснащались 160-сильным дизельным двигателем с непосредственным впрыском топлива.
Седельный тягач Skoda LIAZ 706 RTTN
Пожарный автомобиль на базе шасси Skoda 706 LIAZ RT
В 1966 году в производство запустили новую серию грузовиков Skoda 706MT, оснащенных шестицилиндровыми рядными 180-сильными дизельными моторами М630 и разработанной на 3 года позднее 210-сильной модификацией двигателя, обозначавшейся М634.
Седельный тягач на шасси 706 MT
Skoda LIAZ 100
В 1974 году к существующему модельному ряду добавился новый автомобиль — Шкода ЛИАЗ 100, разработанный на базе грузовиков серии 706MT.
Первыми на конвейер стали двухосные грузовики полной массой до 19 т и седельные тягачи Шкода ЛИАЗ 100.42, предназначенные для автопоездов массой до 38 т. В том же году к ним добавился седельный тягач с индексом 100.45, а через год — бортовой грузовик 100.05 (именно эта модель изображена на фотографии):
Бортовой грузовик Skoda LIAZ 100.05
Технические характеристики грузовика Skoda LIAZ 100.42
- Тип: седельный тягач
- Габаритные размеры (длина/ширина/высота), мм: 6350/2500/2810
- Снаряженная масса, кг: 6800
- Марка и тип двигателя: MS 634, дизельный R6
- Объем двигателя, см. куб.: 11940
- Мощность, л.с.: 201 при 2000 об/мин.
- Максимальный момент, Нм: 751 при 1400 об/мин
- Тип КПП: механическая, 5-ступенчатая
- Максимальная скорость, км/ч: 98
- Расход топлива, л/100 км: 35-40
- Объем топливных баков: 2 по 175 л
Skoda LIAZ 110
Через десять лет автомобиль изменился, он получил новый дизайн, откидывающуюся кабину, заднюю пневмоподвеску и новое обозначение — Шкода ЛИАЗ 110. Первоначально грузовик комплектовался одной из пяти модификаций двигателя M630 мощностью от 210 до 320 л.с. В 1992 году появились седельные тягачи Шкода ЛИАЗ 110.573, оснащенные большеобъемной кабиной Maxi и антиблокировочной системой тормозов.
Седельный тягач Skoda LIAZ 110.57
Обе модели активно экспортировались в Советский Союз. По сравнению с отечественными грузовиками, автомобили Шкода ЛИАЗ 100-110 считались более комфортными и надежными. Немало из них до сих пор эксплуатируется на междугородных трассах стран бывшего Советского Союза.
Skoda LIAZ Xena и Fox
К сожалению, даже модернизированные варианты чехословацких грузовиков не могли сравниться с моделями конкурентов из Западной Европы, а распад СССР поставил автозавод на грань разорения. В 1995 году концерн Skoda выкупил акции заводов LIAZ, образовав Акционерное общество Шкода-ЛИАЗ (Skoda-LIAZ a.s.). Кроме уже выпускаемых моделей, планировалось разработать и запустить в производство новую серию грузовиков.
Первым автомобилем, созданным новым Акционерным обществом, стал магистральный седельный тягач Шкода ЛИАЗ Ксена 19.47TBV. Новинка предназначалась для автопоездов массой до 44 т. На тягач устанавливалась кабина из стеклопластика на алюминиевом каркасе, мосты зарубежного производства, 16-скоростная КПП фирмы Eaton, ABS, дисковые тормоза спереди и пневмоподвеска с электронным управлением сзади. Фото- и видеообзор грузового Шкода ЛИАЗ Ксена 19.47 TBV дает представление о масштабах изменений, внесенных в конструкцию:
Магистральный тягач Skoda LIAZ Xena 19.47 TBV
В 2000 году модельный ряд компании пополнили грузовые автомобили серии Фокс, оснащенные двигателями мощностью до 330 л.с., но их выпуск не изменил тяжелое финансовое положение компании.
Самосвал Skoda LIAZ Fox
Последний грузовик был выпущен на LIAZ 1 сентября 2003 года. Им стал автомобиль техпомощи для гоночной команды Мартина Масика, участвовавшего в ралли Даккар.
Последний грузовик, выпущенный на заводе LIAZ
Кабина Skoda 706
Одним из преимуществ грузового автомобиля является комфортабельная кабина Шкода 706, в которой легко помещается водитель и еще три человека. В некоторых модификациях предусмотрено спальное место, позволяющее использовать грузовик для продолжительных поездок.
Первоначально при изготовлении использовался деревянный каркас, который сверху обшит стальными листами. В 1954-м разработчики оптимизировали кабину и сделали ее цельнометаллической, что существенно увеличило надежность конструкции и ее срок службы. Из-за большого веса и ряда недоработок уже в 1956-м от этой технологии пришлось отказаться.
В этом же году появилась техника с классической компоновкой, в которой двигатель расположен под кабиной. В основе конструкции лежат стальные сваренные между собой элементы, а в целом конструкция получила индекс 706RT.
В 1973-м был выпущена укороченный вариант рамы для автомобилей MT. Эта особенность позволила отнести автомобиль к городскому транспорту, не предусмотренному для перевозки на большие расстояния. К особенностям такой кабины относится отсутствие спального места.
При этом сама кабина устанавливалась не только на грузовики, но и на специальную технику, самосвалы и иные модификации. Внутри кабины хватает места водителю и пассажирам. Все элементы управления находится возле водителя.
В частности, на приборной панели предусмотрены основные цифровые приборы и сигнальные лампы. Справа находится отсек, который скрывает двигатель, а слева от него (прямо возле ноги водителя) доступна ручка положения коробки передач. Основные кнопки и тумблеры находится под приборной панелью справа от рулевой колонки.
Skoda 706 RT
Во второй половине 1950-х годов в мировом грузовом автомобилестроении (прежде всего в Европе) началось постепенно преобладание нового типа грузовых автомобилей с компоновкой кабина над двигателем. Инженеры Skoda также разработали такой грузовой автомобиль. Он получил очень современную, по тем временам, большую кабину, установленную над двигателем, имевшую панорамное остекление, что давало прекрасный обзор водителю, а также большое спальное место. Таким образом новые грузовики, получившие обозначение Skoda 706 RT, получили возможность использоваться на междугородних и международных грузоперевозках. Производство данного семейства грузовиков Skoda началось с 1957 года.
Как и предыдущая модель 706 R, Skoda 706 RT получила значительное количество модификаций: самосвалы, седельные тягачи, шасси для специальных автомобилей, автобусные шасси. С этой же модели у Skoda начался значительный экспорт в страны социалистического содружества. Новая модель грузовика заинтересовала и советских автотранспортников. Аналогичный по классу грузоподъемности советский грузовик МАЗ-500 ещё только готовился в производство, поэтому с 1958 года в СССР начались поставки грузовиков Skoda 706 RT, которые продлились практически четверть века (до 1982 года). Первоначально в СССР экспортировались бортовые автомобили, самосвалы и седельные тягачи. Однако к середине 1960-х основной модификацией, поставлявшейся в СССР, стали седельные тягачи Skoda 706 RTTN, которые поставлялись в составе автопоездов, состоявших из полуприцепов-рефрижераторов Orlican (позднее Alka). Такие автопоезда-рефрижераторы стали в 1960—1980-е годы основными на межобластных, краевых и республиканских грузоперевозках, перевозя, в основном, скоропортящиеся продукты: мясо, рыбу, фрукты. Кроме того, первоначально такие автопоезда эксплуатировались и у международного советского грузоперевозчика Совтрансавто.
Всего с 1957 по 1985 годы было построено более 150 000 единиц грузовых автомобилей Skoda 706 RT различных модификаций.
Модификации
- Skoda 706 RTS — самосвал.
- Skoda 706 RTTN — седельный тягач.
- Skoda 706 RTO — автобусное шасси.
- Skoda 706 RTD — специальное низкорамное шасси.
- Skoda 706 RTK — специальное шасси под установку мусоровоза.
- Skoda 706 RTP — полноприводное шасси 4×4.
Модели 706 D и 706 R: особенности и технические характеристики
Базой для первого грузовика, который стало выпускать предприятие, стал Skoda 706 D. Имея грузоподъемность 7 тонн и мощность 110 л. с., грузовики во время войны выпускались для нужд Вермахта. Перед возобновлением производства в 1946 году была проведена модернизация. Автомобиль оснастили новой кабиной и увеличили мощность на 25 л. с. Обновленная версия получила индекс 706 R и была представлена в 1949 году в Москве на Чехословацкой автомобильной выставке. На ее базе впоследствии выпускались фургоны, автобусы, самосвалы и машины специального назначения. Использование общей базы значительно упрощало заказ запчастей независимо от целевого использования автомобиля.
На грузовик устанавливался дизельный 6-цилиндровый двигатель, особенности конструкции которого позволяли извлекать поршни и шатуны из блока без демонтажа всего мотора. В каждом цилиндре располагались свечи накаливания. Топливный насос был снабжен центробежным распределителем, подающим топливо к форсункам. Водяная система охлаждения была оборудована термостатом.
Максимальная заявленная скорость автомобиля составляла около 53 км/ч, на деле же она редко превышала 40 км/ч при среднем расходе топлива примерно 30 л на 100 км. Дизельный двигатель работал в паре с 5-ступенчатой механической КПП.
Кабина 706 R просторна, в ней свободно размещались водитель и три пасажира, и изготовлена она была из дерева, обшитого стальными листами.
Снижение спроса и банкротство компании
Как ни странно, появившееся вполне успешное семейство LIAZ 100 не получило немедленного признания у советских импортеров, а ведь СССР был на тот момент основным стратегическим партнером Чехословакии. Лишь в начале 80-х начались первые поставки, при этом, как правило, закупались седельные тягачи.
В 1989 году LIAZ обрел самостоятельность, а в 1992 стал акционерным обществом. Тем не менее уже через три года Skoda за баснословную сумму приобрела пакет оставшихся акций и организовала предприятие Skoda Лиаз. К тому времени Лиаз производил четыре семейства грузовиков. К среднему классу относились семейства S и FZ, оборудовавшиеся австрийскими 180-сильными двигателями STEYR. В семейство FZ входили самосвалы до 16 тонн. Самым многочисленным (27 базовых моделей) было семейство 300. В него входили бортовые грузовики, самосвалы, различные тягачи и шасси под строительное и коммунальное оборудование. Дизели, которыми оснащались эти автомобили, имели мощность от 230 до 380 л. с. В семейство M 300 входили исключительно два седельных тягача для международных перевозок.
Уже через год после реорганизации Skoda LIAZ показал на ганноверской выставке 1996 года новый седельный тягач 400 XENA, оснащенный 530-сильным американским дизелем. Кроме того, модель отличалась новаторским дизайном и конструкцией, однакл за шесть лет их было выпущено всего лишь около сотни.
К концу 90-х годов спрос на продукцию LIAZ неуклонно падал в связи с невозможностью конкурировать с более продвинутыми и высокотехнологичными моделями американских и европейских грузовиков. Распад СССР и последовавшая за этим потеря рынка привели к банкротству компании.
Новая модель – 706 RT и ее модификации
В 1957 на смену 706 R пришла новая модель – бескапотная RT. Именно она вскоре стала поистине массовым явлением на автодорогах Советского Союза. На основе этой модели с двигателем 160 л. с. и прямым впрыском топлива производились самосвалы RTS1 (с разгрузкой на одну сторону), RTS3 (с разгрузкой на три стороны), автобусное шасси RTO, седельный тягач Шкода RTTN и другие модификации.
В 60-х годах начались массовые поставки семейства Skoda 706 RT в СССР. Основным типом полуприцепов, с которым работали чешские тягачи в Советском Союзе, стали рефрижераторы, закупки которых начались в 1964 году. Автомобили различного назначения на базе RT заслужили популярность благодаря своей надежности и выносливости в работе. КПП, двигатель и основные узлы работали идеально, да и в случае необходимости было несложно найти запчасти для ремонта.
Дальнейшее производство
Тем временем в Чехословакии было принято решение вернуть завод «Авиа» авиапрому, а выпуск «706R» перенести в Либерецкий край. В 1952 г. производство грузовиков «Шкода» организовали на заводе в с. Рыновице, ныне входящем в черту г. Либерец. Вместе с филиалами в городах Мнихово Градиште и Ганыхов новому заводу после нескольких преобразований предстояло стать центром производственного объединения LIAZ (ЛИАЗ) – «Либерецкие автомобильные заводы», чью продукцию впоследствии хорошо знали в странах социализма и не только.
К концу 1952 г. на заводе в Рыновице было выпущено 340 грузовиков «706R», в 1953 г. – 2446 единиц, в 1954 г. – 4120 экземпляров. Кстати, помимо базового бортового грузовика и самосвала «706RS», на той же основе производились и автобусы вагонной компоновки «706RO», которые также в небольших количествах попадали в СССР (правда, чаще в качестве передвижных медицинских кабинетов).
В 1954 г. модель Škoda-706R подверглась некоторой модернизации и внешнему рестайлингу. Форма облицовки радиатора стала более скромной и технологичной в изготовлении, изменились капотные боковины. У самосвала к тому же слегка сдвинулась платформа, а в освободившееся пространство между её передней кромкой и кабиной вертикально установили увеличенный в размерах металлический ящик, до этого теснившийся под платформой.
Интересно, что только в 1954 году информация о самосвале «706RS» наконец-то появилась и в отечественной прессе. В невероятно популярном тогда журнале «Техника – молодежи» (№ 10, 1954 г.) была опубликована небольшая заметка «Автосамосвал «Шкода» – краткий рассказ о модели-новинке с акцентом на возможность боковой разгрузки. Но это была всего лишь перепечатка из какого-то чехословацкого источника, с фотоизображением того же опытного экземпляра на дисковых колёсах с ранним вариантом бортов. И поскольку этот журнал читала тогда практически вся мужская половина населения СССР, у жителей Иркутска и строителей ГЭС эта публикация могла вызвать лишь недоумение: какая же это новинка техники, если эти самосвалы (причём, уже в более позднем исполнении!) вот уже три года как колесят по городу и его окрестностям, а треть их уже успела прийти в негодность и попала под списание…
В 1955 г. в Москву привезли выставочные экземпляры теперь уже обновлённых бортового и самосвала «Шкода». Это также нашло свое отражение в статье «Автомобили и тракторы на чехословацкой выставке в Москве» («Автомобильная промышленность», № 12, 1955 г.): «В Москве на выставке, посвящённой 10-й годовщине Чехословацкой народной республики… фирма «Шкода», основанная в 1895 г. и начавшая выпускать с 1905 г. автомобили, представила тяжёлый грузовой автомобиль «Шкода-706Р» и на его базе самосвал 706РС с разгрузкой на три стороны, а также автобус 706РО, на которых установлен двигатель с воспламенением от сжатия…».
В этой публикации наконец-то была приведена техническая характеристика не только бортового грузовика, но и самосвала: грузоподъёмность – 6500 кг; вес в снаряжённом состоянии – 7260 кг; габаритные размеры – 7870х2500х2400 мм; база – 5000 мм; размеры платформы – 4000х2300х500 мм; передаточное отношение ГП заднего моста – 6,917; шины – 12,00-22; максимальная скорость – 55 км/ч; расход топлива – 32 л /100 км. Вот, собственно, и всё, чем удостоили «706RS» отечественные СМИ той поры. Но несмотря на такую почти безвестность, эти самосвалы продолжали свою службу на благо СССР.