Рекомендации
- Примечания
- Сноски
- ^
- Анисимов, Александр (2002). Киев и киевляне (на русском). Курч. С. 88–89. ISBN 966-96120-1-2.
- Примечание: Здесь перечислены не все трамвайные вагоны системы.
- Mосковский Тбаранvай (МТВ) спроектирован в Москве и изготовлен в г. Рига.
- Kиевский Тбаранvау (КТВ) производился Дзержинского Киевский электротранспортный завод (КЗЭТ)
- Kиевский ТРамвай прицепной (КТП) производства Киевского электротранспортного завода им. Дзержинского (КЗЭТ).
- Kиевский Тбаранvай (КТВ) производства Киевского электротранспортного завода им. Дзержинского (КЗЭТ).
- Библиография
- Анисимов, Александр (2002). Киев и киевляне (на русском). Курч. С. 88–89. ISBN 966-96120-1-2.
- дальнейшее чтение
«Киев-2»
Разработка и изготовление опытного образца модели 2Т велась в течение 1959 года под руководством В. Серегина группой конструкторов завода, в частности А. Банником, В. Пигиным, при участии ведущих инженеров Б. Венераки и И. Когана. В апреле 1960 года эта машина получила инвентарный № 418 и оказалась единственной в своем роде. Имея большинство агрегатов и электрооборудование от МТБ-82, эта модель отличалась более современной конструкцией кузова со створчатыми дверями вроде тогдашних трамвайных вагонов МТВ-82 и КТМ / КТП-1, а также использованием более надежного редуктора заднего моста по типу МАЗ-200. Кроме того, было увеличено число мест для стоящих пассажиров, чего достигли за счет трехрядного вместо четырехрядного размещения сидений.
Эта модель имела удлиненный передний свес, как в ТБЭ-С, однако первые двери размещались за передним мостом, что позволило сделать их шире, не уменьшая площадь кабины водителя. К сожалению, эти конструктивные особенности и стали главным недостатком машины: увеличенный передний свес повлек повышенную нагрузку на управляемую ось. Уже в августе 2Т исключили из пассажирского инвентаря и отправили обратно на КЗЭТ на переделку, а поскольку на тот момент завод уже начал серийное производство троллейбусов, которые получили название КТБ-1, именно в таком виде машина № 418 вернулась к пассажирскому инвентарю в сентябре 1961 года.
После изготовления первой самостоятельной и не совсем удачной машины 2Т появилась ее укороченная версия (май 1960 года), которая получила название 2Ту и инвентарный № 419. Укоротили ее как раз за счет переднего свеса. Эта экспериментальная модель оказалась удачнее первой и на ее основе запустили серию троллейбусов КТБ-1 (заводское обозначение 2Тм – 2-осный троллейбус модернизированный), первый из которых появился в сентябре – октябре 1960 года и получил инвентарный № 424.
В дальнейшем конструкция дверей створчатого типа стала вызывать нарекания и начиная с троллейбуса № 446 их конструкцию несколько изменили. Но и это нововведение не устроило эксплуатационников, потому с июля 1962 КЗЭТ изготовил первые пять комплектов ширмовых дверей для замены створчатых, и в течение августа старые двери заменили и на всех выпущенных троллейбусах во время плановых ремонтов. Кроме применения ширмовых дверей в 1964 году конструкторы изменили дизайн передней части троллейбусов, улучшили обогрев салона (путем использования тепла реостатов), вентиляцию и комфортабельность сидений, после чего модернизированные КТБ-1 и новые троллейбусы заводской серии 2Тм стали называться «Киев-2» (К-2).
Серийное производство всех троллейбусов осуществлялось при активном участии директора завода Г. Ижели. В начале 1962 года конструктором В. Мышакиным был предложен проект оборудования троллейбуса КТБ-1 серийным двигателем ДК-202Б-С и контроллером от троллейбуса «Шкода» 8Тр. Машины с такими нововведениями должны были получить название КТБ-С, но до их изготовления дело не дошло.
По большей части КТБ-1 и «Киев-2» работали на маршрутах № 1, 11, 12, их можно было встретить и на маршрутах № 4, 15, 16, а иногда и на № 8, 9, 10, 13. Некоторое время эти машины работали и на сложном маршруте № 20 с затяжными подъемами. Это стало возможным после ряда испытаний троллейбусов типа КТБ-1. Первоначальные испытания проводились 21 и 22 ноября 1962 года группой специалистов Политехнического института во главе с С. Реберным на только что изготовленной машине № 470, в опытном порядке оборудованной усиленными ведущими мостами МАЗ-200Г. И хотя мощности двигателя троллейбуса хватало для преодоления подъема, а пневматическое торможение обеспечивало нормальную эксплуатацию, были замечания относительно электродинамического торможения. После их устранения и проведения повторных испытаний машины № 474 было признано возможным эксплуатировать модернизируемые троллейбусы на маршруте № 20, где часть из них работала в течение 1963 года. С поступлением достаточного количества троллейбусов «Шкода» 9Тр, приспособленных к сложным условиям, потребность в эксплуатации троллейбусов КТБ-1 и «Киев-2» на этом маршруте отпала.
Начиная с 1961 года КТБ-1 с завода стали отправлять и в другие города Украины (в частности, в Одессу и Симферополь), годом позже – в Донецк, а с 1963-го – в Харьков и Днепропетровск. С 1966 года начинается передача в разные города всех построенных троллейбусов из Киева. На этот и на следующий год пришелся пик передачи КТБ-1 и «Киев-2», когда машины отправлялись в Алчевск, Артёмовск, Житомир, Полтаву и Черкассы. Некоторое количество передано в 1968 году (Винница, Кировоград), а еще 8 машин КТБ-1 были списаны в течение 1969 года.
«Киев-4»
В 1962 году КБ КЗЭТ начал разработку проекта троллейбуса «Киев-4» (заводское обозначение К4), где было учтено большинство недостатков, обнаруженных на предыдущих сериях, и международный опыт. Первый опытный образец машины появился в конце 1963 года (инвентарный № 492). У нее был улучшенный внешний и внутренний дизайн: «Вместо сплошного и не очень удобного диванчика у входных дверей установлены четыре мягких кресла. Потолок и панели украшены пластиком, и он придает троллейбусу нарядный и опрятный вид» («Киевский электротранспортник», декабрь 1963). На заднем мосту вместо тормозных камер были установлены тормозные цилиндры, а пневматическая схема состояла из двух независимых систем торможения, которые значительно повышали безопасность движения. Троллейбус штатно оборудовали штангоуловителями. В течение 1964 года совершенствовалась эта модель, в то же время завод продолжал изготовлять «Киев-2».
В Киеве троллейбусов «Киев-4» было немного, поскольку было решено отдать преимущество чехословацким «Шкода» 9Тр. Зато они оказались незаменимыми во многих городах Украины, куда и поставлялись в течение 1964–1968 годов. Среди городов, где к середине 1960-х существовало развитое троллейбусное движение, его не было в Черновцах из-за особенного рельефа местности. Серийные «Киев-4» поступали в киевское депо № 1 в течение 1965-го, а уже в 1967 и 1968 годах их постепенно передали в Винницу и Алчевск. Последние К-4 переданы в 1969 году в Херсон, и к моменту передачи они успели поработать в Киеве под «ранними» инвентарными номерами, которые принадлежали списанным КТБ-1.
Примечания
- ↑ Статья «Какое киевское изобретение предопределило развитие городского транспорта на несколько десятилетий» на сайте «www.autoconsulting.com.ua». Дата обращения: 11 сентября 2015. Архивировано 14 сентября 2015 года.
- Крат В. И. Владимир Филлипович Веклич // Коммунальное хозяйство городов. Киев: Техника — 1998. — № 17. — Стр. 3-9. — ISSN 0869-1231 (укр.)
- Энциклопедия современной Украины: в 25 т. / Под ред. И. М. Дзюба и др. — Киев : 2005. — Т. 4. — С. 187 — ISBN 966-02-3354-X (укр.)
- Веклич В. Ф. Поезд из троллейбусов МТБ-82 с управлением по системе «многих единиц» // Городское хозяйство Украины. — 1967. — № 2. — Стр. 37-38. — ISSN 0130-1284 (укр.)
- ↑ Козлов К, Машкевич С. Киевский троллейбус — Киев: Кий, 2009 С. 208—225. ISBN 978-966-8825-58-3 (укр.)
- Веклич В. Ф. Докторская диссертация: Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц — Киев: Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства, 1990. С. 404
- Брамский К. А. Троллейбусный поезд Владимира Веклича // газета «Всеукраинская техническая газета», 11 декабря 2003 р. (укр.)
- Брамский К. А. Первый в мире троллейбусный поезд // Городское хозяйство Украины. — 2013. — № 4. — Стр. 30-31. — ISSN 0130-1284 (укр.)
-
Статья Дмитрия Янкивского и Антона Лягушкина «Троллейбусы Киевского завода электротранспорта и их работа в Одессе» на сайте «Пассажирский транспорт». Дата обращения: 21 октября 2018. Архивировано 24 октября 2018 года.
- Фонова М. «Ракета» Веклича // газета «Вечерний Киев», 2 ноября 1970. — С. 2. (укр.)
- ↑ Электротранспорт Украины: Энциклопедический путеводитель / Сергей Тархов, Кость Козлов, Ааре Оландер. — Киев: Сидоренко В. Б., 2010. — 912 с.: ил., Схемы. — ISBN 978-966-2321-11-1
- Андрей Бутковский Троллейбус. Подвижной состав. КТБ-1 («Киев-2») и К-4 («Киев-4»). на сайте «Харьков транспортный». Дата обращения: 3 апреля 2015. Архивировано 5 октября 2012 года.
- на сайте «Одесские троллейбусы». Дата обращения: 3 апреля 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- на сайте «kubtransport.info». Дата обращения: 3 апреля 2015. Архивировано 14 апреля 2015 года.
- Статья «Как создавали украинский троллейбус». Страница на сайте «www.autoconsulting.com.ua». Дата обращения: 5 ноября 2015. Архивировано 5 ноября 2015 года.
- ↑ Статья «Что выпускали на киевском заводе электротранспорта за 110 лет истории. Исторические фото». На сайте «www.autoconsulting.ua». Дата обращения: 15 марта 2016. Архивировано 16 марта 2016 года.
Киевский завод электротранспорта (КЗЭТ)
За время своего существования КЗЭТ выпустил 9 серийных моделей троллейбусов (в том числе 2 модели грузовых) и 6 типов пассажирских трамваев. Изготовлял в небольших количествах специальные трамвайные вагоны (ремонтные, служебные, учебные) и производил ремонт троллейбусов, трамваев и вагонов метро. Незначительные объёмы ремонта продолжаются и сейчас.
Киевский завод электротранспорта был основан в 1904 году. За 2 года Васильковский трамвайный парк, расположенный на южной окраине Киева, был преобразован в вагоноремонтные мастерские. Вначале производился только ремонт вагонов, но потом также начался их выпуск. В 1920-30 годы предприятие называлось “Завод имени Домбаля” и выпускало двухосные моторные и прицепные вагоны, в предвоенные годы была также выпущена небольшая партия четырёхосных вагонов. В 1928, 1958 и 1984 годах изготовлял вагоны для киевского фуникулёра.
После войны завод продолжал ремонт и выпуск трамвайных вагонов, также был освоен ремонт и выпуск троллейбусов. В частности, до 1968 года выпускались трамваи КТВ-55 и КТП-55 (моторные и прицепные), КТВ-57 (двусторонние), троллейбусы марки «Киев» (всего 6 моделей). В 1963—1975 годах велись работы по проектированию вагонов монорельса, а также тягового привода к ним. Выпущено несколько опытных образцов (в пассажирской эксплуатации не находились).
В 1967 году на заводе была разработана рабочая документация и началось формирование троллейбусных поездов по проекту киевского изобретателя Владимира Веклича. Всего на конец 1989 года было переоборудовано 612 троллейбусов МТБ-82 и Škoda 9Tr для управления по системе многих единиц (СМЕ). Общий пробег этих троллейбусов в режиме поездов (из двух машин каждый) составил на конец 1989 года 552 миллиона километров. В конце 1960-х годов Владимир Веклич успешно адаптировал свою систему к троллейбусам марки «Киев-4», а на киевском заводе электротранспорта было налажено производство комплектующих к его системе. Поезда из троллейбусов «Киев-4», соединённых между собой по системе Владимира Веклича эксплуатировались в Днепропетровске, Харькове и Одессе.
Однако в 1972 году, в связи с массовыми поставками отечественных и чешских трамваев и троллейбусов в города страны, производство пассажирских типов подвижного состава на КЗЭТе было прекращено. С 1972 года завод начал выпуск грузовых троллейбусов КТГ, которые получили распространение во многих городах СССР. Выпуск продолжался до 1991 года. В 1991-93 годах на заводе были изготовлены небольшие партии пассажирских троллейбусов «Киев-11», как в одиночном так и сочленённом вариантах. Однако, троллейбусы оказались очень низкого качества и буквально через несколько лет были сняты с эксплуатации. Все эти годы завод продолжал ремонт трамваев и троллейбусов, к заводу подходила трамвайная линия с улицы Боженко, однако после закрытия движения в 2001 году она была также демонтирована. С тех пор завод стал сворачивать объёмы производства и в 2005 году он был перенесён на территорию Подольского трамвайного депо. Старая территория киевского завода электротранспорта заброшена. В 2005—2011 годах завод производил сочленённые вагоны К-3rN, а ныне осуществляет капитальный ремонт вагонов Татра Т-3 на базе Дарницкого депо.
Подвижной состав
В трамвайной системе Киева используется много разных вагонов и типов, некоторые из которых спроектированы в Москва и произведен в Рига, некоторые из них производятся ЧКД Татра компания в Прага, причем некоторые из них производятся прямо в Киеве. Следующие данные включают только некоторые трамвайные вагоны, используемые системой.
Тип автомобиля | Числа | Лет на службе | Маршруты |
---|---|---|---|
МТВ-82 | 1201–1305, 1321–1387, 1501–1582 | 1949–1984 | Почти все |
КТВ-55 | 1110–1119, 1123–1126 | 1955–1984 | 1, 3, 6, 12, 14, 15, 16, 17, 23 |
КТП-55 | 1001–1099 | 1955–1984 | 1, 3, 5, 6, 7, 12, 17, 18, 19, 23 |
КТВ-55-2 | 2001–2081 | 1955–1987 |
Заглушка (1, 3, 4, 8, 16, 29, 30, 32);
Некоторые обычные (5, 6, 9, 10, 23, 24) |
Татра T6B5 | 001-077, 100-101, 301-318 | 1985 –Подарок | Почти все |
Татра Т3 «Прогресс» | 5613, 5614, 5673, 5905, 5916, 5977, 5981, 5992, 5994 | 2003–Подарок | 12, 8, 23, 25, 29, 32, 33 |
K1 | 320-328 | 2011-Подарок | 3 |
К1М8 | 500-503 | 2011-Подарок | 3 |
Электрон T5B64 | 3 | 2015-Подарок | 3 |
Достигнута договоренность с польским производителем. PESA снабдить город фокстрот трамвай. До конца декабря 2016 года доставлено 10 машин.