Троллейбусы киевской сериитбэ-с, ктб-1 и «киев» производства киевского завода электротранспорта им. дзержинского (кзэт)

Рекомендации

Примечания
Сноски
  1. ^
  2. Анисимов, Александр (2002). Киев и киевляне (на русском). Курч. С. 88–89. ISBN  966-96120-1-2.
  3. Примечание: Здесь перечислены не все трамвайные вагоны системы.
  4. Mосковский Тбаранvай (МТВ) спроектирован в Москве и изготовлен в г. Рига.
  5. Kиевский Тбаранvау (КТВ) производился Дзержинского Киевский электротранспортный завод (КЗЭТ)
  6. Kиевский ТРамвай прицепной (КТП) производства Киевского электротранспортного завода им. Дзержинского (КЗЭТ).
  7. Kиевский Тбаранvай (КТВ) производства Киевского электротранспортного завода им. Дзержинского (КЗЭТ).
Библиография
  • Анисимов, Александр (2002). Киев и киевляне (на русском). Курч. С. 88–89. ISBN  966-96120-1-2.
дальнейшее чтение

«Киев-2»

Разработка и изготовление опытного образца модели 2Т велась в течение 1959 года под руководством В. Серегина группой конструкторов завода, в частности А. Банником, В. Пигиным, при участии ведущих инженеров Б. Венераки и И. Когана. В апреле 1960 года эта машина получила инвентарный № 418 и оказалась единственной в своем роде. Имея большинство агрегатов и электрооборудование от МТБ-82, эта модель отличалась более современной конструкцией кузова со створчатыми дверями вроде тогдашних трамвайных вагонов МТВ-82 и КТМ / КТП-1, а также использованием более надежного редуктора заднего моста по типу МАЗ-200. Кроме того, было увеличено число мест для стоящих пассажиров, чего достигли за счет трехрядного вместо четырехрядного размещения сидений.

Эта модель имела удлиненный передний свес, как в ТБЭ-С, однако первые двери размещались за передним мостом, что позволило сделать их шире, не уменьшая площадь кабины водителя. К сожалению, эти конструктивные особенности и стали главным недостатком машины: увеличенный передний свес повлек повышенную нагрузку на управляемую ось. Уже в августе 2Т исключили из пассажирского инвентаря и отправили обратно на КЗЭТ на переделку, а поскольку на тот момент завод уже начал серийное производство троллейбусов, которые получили название КТБ-1, именно в таком виде машина № 418 вернулась к пассажирскому инвентарю в сентябре 1961 года.

После изготовления первой самостоятельной и не совсем удачной машины 2Т появилась ее укороченная версия (май 1960 года), которая получила название 2Ту и инвентарный № 419. Укоротили ее как раз за счет переднего свеса. Эта экспериментальная модель оказалась удачнее первой и на ее основе запустили серию троллейбусов КТБ-1 (заводское обозначение 2Тм – 2-осный троллейбус модернизированный), первый из которых появился в сентябре – октябре 1960 года и получил инвентарный № 424.

В дальнейшем конструкция дверей створчатого типа стала вызывать нарекания и начиная с троллейбуса № 446 их конструкцию несколько изменили. Но и это нововведение не устроило эксплуатационников, потому с июля 1962 КЗЭТ изготовил первые пять комплектов ширмовых дверей для замены створчатых, и в течение августа старые двери заменили и на всех выпущенных троллейбусах во время плановых ремонтов. Кроме применения ширмовых дверей в 1964 году конструкторы изменили дизайн передней части троллейбусов, улучшили обогрев салона (путем использования тепла реостатов), вентиляцию и комфортабельность сидений, после чего модернизированные КТБ-1 и новые троллейбусы заводской серии 2Тм стали называться «Киев-2» (К-2).

Серийное производство всех троллейбусов осуществлялось при активном участии директора завода Г. Ижели. В начале 1962 года конструктором В. Мышакиным был предложен проект оборудования троллейбуса КТБ-1 серийным двигателем ДК-202Б-С и контроллером от троллейбуса «Шкода» 8Тр. Машины с такими нововведениями должны были получить название КТБ-С, но до их изготовления дело не дошло.

По большей части КТБ-1 и «Киев-2» работали на маршрутах № 1, 11, 12, их можно было встретить и на маршрутах №  4, 15, 16, а иногда и на №  8, 9, 10, 13. Некоторое время эти машины работали и на сложном маршруте № 20 с затяжными подъемами. Это стало возможным после ряда испытаний троллейбусов типа КТБ-1. Первоначальные испытания проводились 21 и 22 ноября 1962 года группой специалистов Политехнического института во главе с С. Реберным на только что изготовленной машине № 470, в опытном порядке оборудованной усиленными ведущими мостами МАЗ-200Г. И хотя мощности двигателя троллейбуса хватало для преодоления подъема, а пневматическое торможение обеспечивало нормаль­ную эксплуатацию, были замечания относительно электродинамического торможения. После их устранения и проведения повторных испытаний машины № 474 было признано возможным эксплуатировать модернизируемые троллейбусы на маршруте №  20, где часть из них работала в течение 1963 года. С поступлением достаточного количества троллейбусов «Шкода» 9Тр, приспособленных к сложным условиям, потребность в эксплуатации троллейбусов КТБ-1 и «Киев-2» на этом маршруте отпала.

Начиная с 1961 года КТБ-1 с завода стали отправлять и в другие города Украины (в частности, в Одессу и Симферополь), годом позже – в Донецк, а с 1963-го – в Харьков и Днепропетровск. С 1966 года начинается передача в разные города всех построенных троллейбусов из Киева. На этот и на следующий год пришелся пик передачи КТБ-1 и «Киев-2», когда машины отправлялись в Алчевск, Артёмовск, Житомир, Полтаву и Черкассы. Некоторое количество передано в 1968 году (Винница, Кировоград), а еще 8 машин КТБ-1 были списаны в течение 1969 года.

«Киев-4»

В 1962 году КБ КЗЭТ начал разработку проекта троллейбуса «Киев-4» (заводское обозначение К4), где было учтено большинство недостатков, обнаруженных на предыдущих сериях, и международный опыт. Первый опытный образец машины появился в конце 1963 года (инвентарный №  492). У нее был улучшенный внешний и внутренний дизайн: «Вместо сплошного и не очень удобного диванчика у входных дверей установлены четыре мягких кресла. Потолок и панели украшены пластиком, и он придает троллейбусу нарядный и опрятный вид» («Киевский электротранспортник», декабрь 1963). На заднем мосту вместо тормозных камер были установлены тормозные цилиндры, а пневматическая схема состояла из двух независимых систем торможения, которые значительно повышали безопасность движения. Троллейбус штатно оборудовали штангоуловителями. В течение 1964 года совершенствовалась эта модель, в то же время завод продолжал изготовлять «Киев-2».

В Киеве троллейбусов «Киев-4» было немного, поскольку было решено отдать преимущество чехословацким «Шкода» 9Тр. Зато они оказались незаменимыми во многих городах Украины, куда и поставлялись в течение 1964–1968 годов. Среди городов, где к середине 1960-х существовало развитое троллейбусное движение, его не было в Черновцах из-за особенного рельефа местности. Серийные «Киев-4» поступали в киевское депо №  1 в течение 1965-го, а уже в 1967 и 1968 годах их постепенно передали в Винницу и Алчевск. Последние К-4 переданы в 1969 году в Херсон, и к моменту передачи они успели поработать в Киеве под «ранними» инвентарными номерами, которые принадлежали списанным КТБ-1.

Примечания

  1. ↑ Статья «Какое киевское изобретение предопределило развитие городского транспорта на несколько десятилетий» на сайте «www.autoconsulting.com.ua». Дата обращения: 11 сентября 2015. Архивировано 14 сентября 2015 года.
  2. Крат В. И. Владимир Филлипович Веклич // Коммунальное хозяйство городов. Киев: Техника — 1998. — № 17. — Стр. 3-9. — ISSN 0869-1231 (укр.)
  3. Энциклопедия современной Украины: в 25 т. / Под ред. И. М. Дзюба и др. — Киев : 2005. — Т. 4. — С. 187 — ISBN 966-02-3354-X (укр.)
  4. Веклич В. Ф. Поезд из троллейбусов МТБ-82 с управлением по системе «многих единиц» // Городское хозяйство Украины. — 1967. — № 2. — Стр. 37-38. — ISSN 0130-1284 (укр.)
  5. Козлов К, Машкевич С. Киевский троллейбус — Киев: Кий, 2009 С. 208—225. ISBN 978-966-8825-58-3 (укр.)
  6. Веклич В. Ф. Докторская диссертация: Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц — Киев: Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства, 1990. С. 404
  7. Брамский К. А. Троллейбусный поезд Владимира Веклича // газета «Всеукраинская техническая газета», 11 декабря 2003 р. (укр.)
  8. Брамский К. А. Первый в мире троллейбусный поезд // Городское хозяйство Украины. — 2013. — № 4. — Стр. 30-31. — ISSN 0130-1284 (укр.)
  9. Статья Дмитрия Янкивского и Антона Лягушкина «Троллейбусы Киевского завода электротранспорта и их работа в Одессе» на сайте «Пассажирский транспорт». Дата обращения: 21 октября 2018. Архивировано 24 октября 2018 года.

  10. Фонова М. «Ракета» Веклича // газета «Вечерний Киев», 2 ноября 1970. — С. 2. (укр.)
  11. ↑ Электротранспорт Украины: Энциклопедический путеводитель / Сергей Тархов, Кость Козлов, Ааре Оландер. — Киев: Сидоренко В. Б., 2010. — 912 с.: ил., Схемы. — ISBN 978-966-2321-11-1
  12. Андрей Бутковский Троллейбус. Подвижной состав. КТБ-1 («Киев-2») и К-4 («Киев-4»). на сайте «Харьков транспортный». Дата обращения: 3 апреля 2015. Архивировано 5 октября 2012 года.
  13. на сайте «Одесские троллейбусы». Дата обращения: 3 апреля 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  14. на сайте «kubtransport.info». Дата обращения: 3 апреля 2015. Архивировано 14 апреля 2015 года.
  15. Статья «Как создавали украинский троллейбус». Страница на сайте «www.autoconsulting.com.ua». Дата обращения: 5 ноября 2015. Архивировано 5 ноября 2015 года.
  16. ↑ Статья «Что выпускали на киевском заводе электротранспорта за 110 лет истории. Исторические фото». На сайте «www.autoconsulting.ua». Дата обращения: 15 марта 2016. Архивировано 16 марта 2016 года.

Киевский завод электротранспорта (КЗЭТ)

За время своего существования КЗЭТ выпустил 9 серийных моделей троллейбусов (в том числе 2 модели грузовых) и 6 типов пассажирских трамваев. Изготовлял в небольших количествах специальные трамвайные вагоны (ремонтные, служебные, учебные) и производил ремонт троллейбусов, трамваев и вагонов метро. Незначительные объёмы ремонта продолжаются и сейчас.

Киевский завод электротранспорта был основан в 1904 году. За 2 года Васильковский трамвайный парк, расположенный на южной окраине Киева, был преобразован в вагоноремонтные мастерские. Вначале производился только ремонт вагонов, но потом также начался их выпуск. В 1920-30 годы предприятие называлось “Завод имени Домбаля” и выпускало двухосные моторные и прицепные вагоны, в предвоенные годы была также выпущена небольшая партия четырёхосных вагонов. В 1928, 1958 и 1984 годах изготовлял вагоны для киевского фуникулёра.

После войны завод продолжал ремонт и выпуск трамвайных вагонов, также был освоен ремонт и выпуск троллейбусов. В частности, до 1968 года выпускались трамваи КТВ-55 и КТП-55 (моторные и прицепные), КТВ-57 (двусторонние), троллейбусы марки «Киев» (всего 6 моделей). В 1963—1975 годах велись работы по проектированию вагонов монорельса, а также тягового привода к ним. Выпущено несколько опытных образцов (в пассажирской эксплуатации не находились).

В 1967 году на заводе была разработана рабочая документация и началось формирование троллейбусных поездов по проекту киевского изобретателя Владимира Веклича. Всего на конец 1989 года было переоборудовано 612 троллейбусов МТБ-82 и Škoda 9Tr для управления по системе многих единиц (СМЕ). Общий пробег этих троллейбусов в режиме поездов (из двух машин каждый) составил на конец 1989 года 552 миллиона километров. В конце 1960-х годов Владимир Веклич успешно адаптировал свою систему к троллейбусам марки «Киев-4», а на киевском заводе электротранспорта было налажено производство комплектующих к его системе. Поезда из троллейбусов «Киев-4», соединённых между собой по системе Владимира Веклича эксплуатировались в Днепропетровске, Харькове и Одессе.

Однако в 1972 году, в связи с массовыми поставками отечественных и чешских трамваев и троллейбусов в города страны, производство пассажирских типов подвижного состава на КЗЭТе было прекращено. С 1972 года завод начал выпуск грузовых троллейбусов КТГ, которые получили распространение во многих городах СССР. Выпуск продолжался до 1991 года. В 1991-93 годах на заводе были изготовлены небольшие партии пассажирских троллейбусов «Киев-11», как в одиночном так и сочленённом вариантах. Однако, троллейбусы оказались очень низкого качества и буквально через несколько лет были сняты с эксплуатации. Все эти годы завод продолжал ремонт трамваев и троллейбусов, к заводу подходила трамвайная линия с улицы Боженко, однако после закрытия движения в 2001 году она была также демонтирована. С тех пор завод стал сворачивать объёмы производства и в 2005 году он был перенесён на территорию Подольского трамвайного депо. Старая территория киевского завода электротранспорта заброшена. В 2005—2011 годах завод производил сочленённые вагоны К-3rN, а ныне осуществляет капитальный ремонт вагонов Татра Т-3 на базе Дарницкого депо.

Подвижной состав

В трамвайной системе Киева используется много разных вагонов и типов, некоторые из которых спроектированы в Москва и произведен в Рига, некоторые из них производятся ЧКД Татра компания в Прага, причем некоторые из них производятся прямо в Киеве. Следующие данные включают только некоторые трамвайные вагоны, используемые системой.

Тип автомобиля Числа Лет на службе Маршруты
МТВ-82 1201–1305, 1321–1387, 1501–1582 1949–1984 Почти все
КТВ-55 1110–1119, 1123–1126 1955–1984 1, 3, 6, 12, 14, 15, 16, 17, 23
КТП-55 1001–1099 1955–1984 1, 3, 5, 6, 7, 12, 17, 18, 19, 23
КТВ-55-2 2001–2081 1955–1987 Заглушка (1, 3, 4, 8, 16, 29, 30, 32);

Некоторые обычные (5, 6, 9, 10, 23, 24)

Татра T6B5 001-077, 100-101, 301-318 1985 –Подарок Почти все
Татра Т3 «Прогресс» 5613, 5614, 5673, 5905, 5916, 5977, 5981, 5992, 5994 2003–Подарок 12, 8, 23, 25, 29, 32, 33
K1 320-328 2011-Подарок 3
К1М8 500-503 2011-Подарок 3
Электрон T5B64 3 2015-Подарок 3

Достигнута договоренность с польским производителем. PESA снабдить город фокстрот трамвай. До конца декабря 2016 года доставлено 10 машин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: