Поездка на автобусе
Общественный транспорт курсирует с 7 утра до 11 вечера, как правило, с интервалами в 10-15 минут. Ночью транспорт не ходит. Автобусы останавливаются по требованию, то есть, только если есть пассажиры, которых нужно забрать или высадить. Если хотите сесть, дайте знак водителю приближающегося автобуса. Войти в автобус можете через любые двери, а выход — только через передние.
В автобусе или поезде метро мужчины всех возрастов обычно уступают место женщинам, девушкам и пожилым людям.
Когда вы приближаетесь к своей остановке, сообщите водителю, что вы хотите выйти, сказав «Кангарум кангнек» (означает «Остановитесь здесь»). Да, звучит не слишком-то вежливо, но не волнуйтесь, так говорят. Лучше подойдите поближе к водителю и озвучьте просьбу. Но вы заметите, что местные кричат через весь автобус, если не могут подойти ближе. Оплата водителю при выходе.
Столица
При первом упоминании слова «столица» на ум приходят большие города, где сосредоточены все достижения того или иного народа. Даже в беднейшей стране бывшего СССР – Таджикистане – при въезде в столицу, город Душанбе («Восточный колорит Душанбе», «Транспортный колорит Душанбе: год 2016-й»), на бело-зелёных троллейбусах красовались гордые надписи: «В нашем прекрасном Душанбе зажжём свет чистоты и благородства».
В Ереване же на глаза попадается лишь реклама банков и водки. Но вместе с этим поразительным образом все улицы кишат грузовиками МАЗ, ЗИЛ, легковыми машинами «Москвич», «ИЖ», «Волга». Нечасто, но на главных улицах можно встретить троллейбусы Škoda 14Tr, изготовленные во второй половине 1980-х годов в ЧССР.
Безусловно, в эту транспортную идиллию врываются иномарки, но их количество заметно уступает транспорту прошлого.
Вагаршапат
Пятой столицей Великой Армении стал город Вагаршапат. На данной территории люди жили еще в каменном веке. А в IV в. д.н.э. здесь основали небольшое селение Вардкесаван, которое во время правления Тиграна Великого превратилось в небольшой город. В начале второго века нашей эры царь Вагарш переносит сюда свою резиденцию. После того как Армения приняла христианство город стал религиозным центром Армении и до сих пор им остается. В 1945 году город был переименован в Эчмиадзин, но на данный момент ему возвращено первое название.
7. Двин
Двин стал последней столицей Великой Армении. – . Он был провозглашен столицей в 335 г. нашей эры во время царствования Хосрова II. Двин был одним из крупнейших городов своего времени. Расположен недалеко от города Арташат. На этом месте поселения существовали еще в 5-м веке д.н.э. Двин очень сильно пострадал во время сильнейшего землетрясения в 893 г. Армия полководца Проша разрушила город в 1227 г, а в 1236 г. город захватили татары. После этого на месте некогда крупного города были небольшие села.
8. Багаран
После долгого отсутствия независимости и многочисленных войн с различными завоевателями Армения опять обрела независимость. И царь Ашот Багратуни провозгласил столицей государства город Багаран, находившийся на правом берегу реки Ахурян. Багаран был основан одновременно со второй столицей Великой Армении – Ервандашатом. Впоследсвии был разрушен войсками Тамерлана. В дальнейшем Багаран потерял свою значимость и в начале XX в. здесь была обычная деревушка с населением в 800 жителей. Чудом спасшиеся жители перселились на левый берег реки Аракс и основали нынешнее село Багаран.
9. Ширакаван
Новой столицей Армении стал город Ширакаван оставался таким на протяжении около 40 лет во времена правления Смбата Первого и его сына Ашота II Ерката (Железного) В 1920 г. жителей Ширакавана переселили, вследствие чего часть из них обосновались в селе Еразгаворс Ахурянской области.
10. Карс
Девятой столицей Армении считается город Карс. Первые упоминания о нем относятся к 9-му веку, но возможно он существовал и раньше и с древних времен служил столицей нахарарского дома Вананд. В 1053 г. Карс был завоеван. Хотя Карсское царство еще небольшой промежуток времени сохраняло независимость. После этого Карс еще много раз переходил из рук в руки. В период османских нашествий жизнь в городе пришла в упадок, ремесла и торговля почти не развивались. В 1828 г. Карс был завоеван русскими, но в 1921 г. был передан Турции. На данный момент Карс находится в Турции.
11. Ани
Десятая столица Армении – городАни. В X в. город Ани являлся крупнейшим торговым центром. О чем упоминается во многих письменных источниках. Государство династии Багратуни, даже часто называли Анийским царством. За несколько лет город сильно расширился и пришлось построить новые ворота. Ани аткже известен как город тысячи и одной церкви. Сегодня руины города находятся на территории Турции.
Краткая история
Общественный транспорт в Ереване — наследие Советского Союза. После распада СССР в 1990 году систему забросили, никаких модернизаций не проводилось, а инвестиции в ее поддержание незначительны. Маршрутки принадлежат частным лицам и компаниям, которые не инвестируют ни в модернизацию, ни в сервис. Водителям получают копейки и работают в плохих условиях, многие автомобили устарели. Автобусы, троллейбусы и метро принадлежат государственным компаниям, и эти виды транспорта являются более надежными и модернизированными. До января 2004 года трамваи ходили по главным проспектам Еревана, длина путей составляла 90 км. Но местные власти решили закрыть трамвайное сообщение из-за критического состояния транспортных средств и путей. Отставание в развитии общественного транспорта привело к активному росту автомобильного транспорта.
Персонально
Целью моей поездки в Ереван стали троллейбусы. Это хозяйство осталось последним в Закавказье. Да, существует ещё предприятие в городе Сухум, столице недавно признанной республики Абхазия, где работает 25 троллейбусов на 3-х маршрутах общей протяжённостью 39 км, их удалось сохранить благодаря российской материальной помощи (подробнее в «ГП» № 6, 2011 г.), которую город получает регулярно с середины 2000-х годов. Троллейбусные системы в Азербайджане и Грузии (см. «ГП» № 1, 2011 г.) закрыты в 2006 и 2010 гг. соответственно.
Заглянув в энциклопедический справочник ГЭТ, можно узнать, что пик развития троллейбуса в Ереване приходился на 1990 г., когда протяжённость контактной сети составляла 284,9 км, а количество маршрутов 26. Сегодня всё скромнее. Длина линий только 80 км, да и то многие провода висят, а движение по ним остановлено уже много лет назад. Количество маршрутов в городе сократилось до 5.
Кроме троллейбусов в Ереване работают одна линия метрополитена и несколько десятков маршрутов автобусов и маршруток.
Если сравнивать троллейбус с другими видами городского пассажирского транспорта армянской столицы, то какие преимущества у «рогатого» транспорта в современных условиях Еревана?
Во-первых, троллейбус – единственный вид транспорта, который не выбрасывает в атмосферу вредные вещества. Во-вторых, троллейбус – самый вместительный вид транспорта. Его кузов длиной 12 метров может вместить до 140 пассажиров, а также крупногабаритные вещи, детские коляски, велосипеды. Основные типы китайских и российских автобусов, которые работают на городских маршрутах в Ереване, имеют лишь одну входную дверь и минимальную площадь внутри салона, предназначенную для размещения вещей, грузов.
В-третьих, автобусы и маршрутки часто меняют маршрут. Можно столкнуться с тем, что маршрутка просто не приедет на остановку, выбрав другой маршрут следования. Это объясняется тем, что либо пассажирам, находящимся в маршрутке, нужно выйти в удобном для них месте или же нежеланием водителя ехать по длинному пути, а совершённый маневр позволяет ему быстрее доехать до конечной, при этом, разумеется, с заведомо выполненным планом по сбору выручки, а разница в стоимости оплаты проезда между троллейбусом и маршрутками ровно 2 раза (50 драмм на троллейбусе и 100 – на маршрутке). Троллейбус всегда следует по маршруту, изменение которого контролируется диспетчерами.
В-четвертых, Ереван расположен на холмах. Затяжной подъём по улице Комитаса, проспекту маршала Баграмяна или единственная дорога в жилые массивы Аван, Норк, Ачапняк для пассажиров автотранспорта – просто пытка. Вибрация, низкая скорость перегруженных маршруток сопровождается духотой в салоне, запахом топлива. Троллейбусы же в данном случае без особых усилий плавно и быстро преодолевают подъёмы.
В-пятых, троллейбусы доказали на деле своё преимущество в вопросе срока службы кузова. Даже бывшие в употреблении французские троллейбусы Renault ER100 (построенные в начале 1980-х годов), полученные в 2005 г. вместе с аналогичными автобусами до сих пор продолжают работать. Автобусов моложе 2010 г. на городских маршрутах нет.
Приобретённые в 2007 г. 34 троллейбуса модели ЛиАЗ-5280 стали первыми новыми машинами, которые купила Армения за годы своей независимости. На их презентацию приезжал мэр города Е. Захарян.
С 2005 по 2009 г. ереванские троллейбусы имели очень выгодное преимущество – автономный ход. При обрывах проводов или других внештатных ситуациях троллейбусы переводили в режим работы от дизель-генератора. К сожалению, эта функция сегодня не используется в полном объёме.
Перспективы
Можно ли сегодня утверждать, что Еревану нужен троллейбус? В условиях, когда в мире постоянно поддерживают, совершенствуют и развивают уже имеющийся электрифицированный городской транспорт, признанный по многим параметрам лучшим, Ереван мог бы не только сохранять имеющиеся пять маршрутов, но и восстановить ранее закрытые. Только настоящие патриоты своего дела могли не поддаться соблазну срезать провода и не сдать их на лом, при этом поддерживая в исправном состоянии. Проезжая по городу, я видел, что многие улицы ещё не простились с троллейбусом, хотя пассажирского движения на них уже нет, туда приезжают автовышки и регулируют высоту и натяжение проводов.
Первое впечатление
Большинство туристов из Европы и Азии приезжает в республику через воздушные ворота – международный аэропорт Звартноц, расположенный в 12 км от Еревана. Уже в здании аэропорта прибывших пассажиров окружают неопрятные таксисты, предлагающие отвезти в город. Распространённые во многих столицах виды пассажирского транспорта – автобусы, электрички и троллейбусы – в Ереване к аэропорту не ходят. А кто отказался от услуг таксистов в здании аэропорта, при выходе на улицу попадает в руки частных автоизвозчиков, вход которым в главное здание запрещён.
Отличается у них и транспорт. Если у первых это бывшие в употреблении «Мерседесы», «Ауди» и «Рено», то у вторых он исключительно советского производства, представленный в основном машинами ГАЗ-24. Но как быть тем пассажирам, которые не хотят ехать с таксистами? Им предстоит проделать сложный путь к автостоянке, где с краю находится перрон маршрутных такси. Их график работы не регламентирован каким-то расписанием, старенькие «ГАЗели» подъезжают к 8 утра и, по словам водителей, заканчивают работу в 22 часа. О каком-либо комфорте говорить излишне. Водители маршруток во время езды курят, слушают музыку и постоянно жестикулируют, общаясь по телефону или со знакомыми пассажирами.
Ереван встречает гостей разбитой дорогой и типичными частными домами, сделанными из самых разнообразных материалов, совершенно не привлекающих своей красотой и архитектурой. Разобраться в том, а где же начинается столица, помогает контактная сеть троллейбуса, которая почти везде относится к городу. Троллейбусные провода изрядно провисают и на фоне одинаковых высоток грязного серого цвета, которые имеют вид «клоповников» из-за самодельных лоджий и оконных проёмов, дарят туристу впечатление приближающегося апокалипсиса…
Достопримечательности Еревана
Добирайтесь до достопримечательностей на общественном транспорте. Так вы почувствуете себя местным жителем и окунетесь в настоящую атмосферу Еревана.
Мемориальный комплекс Цицернакаберд
Самая страшная страница армянской истории — убийство 1,5 миллиона мирных жителей Османской армией в 1918 году. В музее представлены личные истории отдельных людей, а также великие исторические события, которые имели социальное и политическое влияние на современную Армению.
До мемориального комплекса можно добраться на автобусах №26, 27, 33 или 63 от «Пак Шука» (также называемый «Голубой мечетью»), автобусная остановка находится напротив торгового центра.
Матенадаран
Матендаран — большой музей армянской литературы и рукописей. Он хранит тысячи документов, религиозных и богословских работ, работ по астрономии, космологии, философии, сочинений классических и средневековых историков.
Матенадаран находится примерно в 10 минутах ходьбы от площади Франции (Оперный театр) или от станции метро «Еритасардакан».
Ераблур
Это главное военное кладбище в Армении, где похоронены солдаты, погибшие во время Карабахской войны и пограничных конфликтов.
Добраться до кладбища вы можете на автобусе №47 от остановок «площадь Франции» и «Пак Шука» или на автобусе №53, который останавливается на станции метро «Еритасардакан», «Вардан Мамиконян» (Вернисаж) и «Стадион Спартак» (недалеко от станции метро «Зоравар Андраник»).
Кармир-Блур
Кармир-Блур был одной из столиц провинции Древней Армении. На этом открытом для посещения холме сохранились руины крепости.
Для начала нужно добраться до площади Гарегина Нжде, удобнее всего это сделать на метро. Автобус №4 довезет вас от площади Гарегина Нжде до Кармир-Блур — конечной остановки.
Музей Эребуни
Это музей и крепость, построенная в VIII веке до нашей эры на вершине холма Арин-Берд. В музее хранится коллекция артефактов, рассказывающих о жизни цитадели. Крепость также открыта для посетителей.
От площади Франции сесть на автобус №1, 18, 37 или 58. Или сесть на троллейбус №2 на станции метро «Зоравар Андраник».
Монумент Победы
Это популярная туристическая достопримечательность с гигантской статуей «Мать Армения». Насладитесь невероятной панорамой с этого холма, расположенного прямо над центром города.
До Монумента Победы можно дойти пешком от «Каскада» или сесть на автобус №10, 29 и 46 от станции метро «Еритасардакан», автобус №23 и 24 от площади Франции.
Эчмиадзинский монастырь
Ватикан армянской церкви, этот большой комплекс с самым древним собором в мире, построенным в III веке нашей эры, двумя музеями, садами и штаб-квартирой Армянской апостольской церкви. Обязательно посетите это место, когда будете в Армении. Эчмиадзин находится всего в 30 минутах езды на автобусе от Еревана.
Вас довезет автобус №203 от автовокзала «Киликия».
Маршрутки и автобусы в Ереване
Главный транспорт в столице Армении — маршрутки. Здесь их сотни по каким угодно маршрутам! Стоимость проезда на маршрутке 100 драм, деньги отдаются водителю при выходе.
Автобусы и троллейбусы ходят реже и маршрутов не так много, но воспользоваться ими можно. Нам особенно пригодился автобус 259, соединяющий главный и северный автовокзалы через центр. Стоимость проезда также 100 драм, но до северного вокзала уже 200 (он далеко на окраине).
Полезные маршруты:
107 — аэропорт Звартноц — ст. метро Барекамутюн
108 — аэропорт Звартноц — ж/д вокзал
11 — музей Эребуни — проспект Тиграна Меца — площадь Республики — мост Победы
13 — автовокзал Киликия — мост Победы — проспект Маштоца — проспект Баграмяна — метро Барекамутюн
18 — ж/д вокзал — площадь Республики — проспект Баграмяна.
259 (автобус) — главный автовокзал — проспект Маштоца — проспект Баграмяна — проспект Комитас — Тбилисское шоссе — северный автовокзал.
Туристический автобус в Ереване
Карта отелей в Ереване с ценами:
Крупнейшие аэропорты и авиасообщение
Сеть авиационного сообщения на территории Армении достаточно развита. В республике находится всего одиннадцать крупных аэропортов, десять из которых имеют асфальтированные взлётные полосы. Стоит отметить, что ещё со времён Советского Союза, на территории практически каждого удалённого населённого пункта были расположены небольшие взлётно-посадочные площадки. Однако, до наших дней сохранились лишь некоторые из них. В крупных международных аэропортах рейсы по сообщению со странами бывшего СНГ осуществляются несколько раз в день. Статистка показывает, что с каждым годом количество туристов, прибывающих в страну на воздушном транспорте увеличивается. Именно поэтому, все аэропорты постепенно проходят реконструкцию и открывают новые терминалы, дабы увеличить свою пропускную способность. Копирайт www.orangesmile.com
Когда лучше приезжать — климат Армении
Армения фактически расположена на субтропической широте, однако соответствующий субтропический климат в стране наблюдается только лишь на юге. На всей … Открыть
Аэропорт Звартноц является крупнейшей воздушной гаванью во всей Армении. Расположен он всего в десяти километрах от центра столицы, Еревана. Ежедневно на территорию аэропорта прилетает более тысячи пассажиров, которые осуществляли перелёты как по внутреннему сообщению, так и по международному. Строительство последнего терминала было завершено около 20 лет назад, с тех пор пропускная способность в год у аэропорта Звартноц составляет не менее двух миллионов пассажиров. На территории терминала расположено абсолютно всё для комфортного отдыха после перелёта или же до. Здесь есть и небольшие кафе, и шикарные колоритные рестораны с вкуснейшими традиционным блюдами страны, и недорогие сувенирные лавки и фешенебельные бутики. Есть отдельная комната для пассажиров с детьми, комната матери и ребёнка, места отдыха, медицинский кабинет. Также каждый турист может воспользоваться услугами VIP зала. Там созданы более комфортные условия. Как правило, его выбирают те, кто хочет поработать во время ожидания рейса с ноутбуком или же бумагами. Добраться до аэропорта можно с помощью такси или же на общественном транспорте.
Следующим по своим размерам в Армении является аэропорт Ширак. Он расположен прямо в черте города Гюмри. До его центра от аэропорта не более пяти километров, поэтому сюда с лёгкостью можно добраться на такси или же на общественном транспорте. Перед терминалом есть достаточно большая парковка для личного транспорта и трансферов. После того, как воздушная гавань прошла ряд реконструкций, 10 лет назад ей присвоили звание международного аэропорта. Все взлётные полосы рассчитаны для приёма любого типа воздушного транспорта. Стоит отметить, что именно на территории этого аэропорта находится главная база воздушных вооруженных сил Армении. Инфраструктура аэропорта Ширак также довольно хорошо развита. Здесь есть бары, рестораны, кафе, аптеки, магазины и сувенирные лавки, комнаты отдыха, банкоматы и отделения международных и местных банков, пункты обмена валют и прочие удобства. Также на территории терминала расположен комфортабельный ВИП зал.
Душа Армении — религия и языки
Главное направление вероисповедания в Армении – это христианство по Армянской Апостольской церкви. Стоит отметить, что данная религия утверждена на … Открыть
Недалеко от столицы расположен ещё один именитый аэропорт. Называется он Эребуни. Он выполняет функции и грузового и пассажирского сообщения как внутри страны, так и за её пределами. На территории расположены все необходимые объекты для комфортного ожидания рейса, и даже есть пункт аренды автомобиля. Особенностью данной воздушной гавани является то, что только отсюда на вертолёте есть возможность долететь до единственного аэропорта, который расположен в Нагорно-Карабахской республике. Также здесь находится вторая военная база воздушных сил Армении. Добраться в аэропорт можно на общественном транспорте или с помощью трансфера и такси. Прочие аэропорты и аэродромы не используется для международного пассажирского сообщения, а большей частью предназначены для грузоперевозок.
ЖД, автобусное сообщение, водный и другой транспорт
Армения – страна с только развивающейся современной инфраструктурой. Однако, для туристов созданы вполне приемлемые условия для передвижения по территории страны. Железная дорога довольно популярна, несмотря на то, что скорость передвижения поездов и электричек, как правило, значительно ниже скорости маршруток или же автобусов. Стоимость билета на поезд зависит от дальности поездки и от класса вагона. Хотя, в целом, все железнодорожные составы Армении не отвечают современным требованиям комфорта, а многие даже находятся в аварийном состоянии. С помощью поездов можно путешествовать как по разным регионам страны, так и совершать внутригородские передвижения. В пик туристического сезона количество рейсов по самым популярным маршрутам увеличивается. При этом, не все рейсы ходят в строгом соответствии с расписанием.
Экономика Армении — сильные стороны
Экономическое развитие Армении на сегодняшний день имеет достаточно большую динамику, если брать в учёт все страны бывшего СНГ. Специалисты … Открыть
Некоторые туристы, желая стать независимыми, берут в аренду автомобили. В Армении эта услуга стоит сравнительно недорого. Однако, стоит понимать, что на хорошее качество дорог можно рассчитывать разве что в Ереване. А из-за того, что страна имеет довольно сложный рельеф, многие дороги имеют только грунтовое покрытие. Хотя, есть и положительный стороны – даже в горных регионах ни одна автомобильная дорога не проходит через сезонные перевалы, где есть риск попасть под лавину снега или сели. Развязка абсолютно безопасна. Стоит отметить, что путешествовать на арендованном автомобиле смогут только туристы, достигшие 25 лет, а также при условии наличия международного водительского удостоверения. Однако, в Армении на правила железнодорожного движения многие смотрят с собственной точки зрения, поэтому на дорогах нередко творится путаница и неразбериха, а в тёмное время суток освещаются только центральные улицы. И если вы хотите избежать подобного, лучше всего воспользоваться услугами водителя, который провезёт вас и по центральной улице Еревана в час пик, и по самому опасному серпантину в горах. Да и только они смогут найти в стране действительно качественный бензин.
Сеть автобусных маршрутов довольно плотная. Можно добраться до самого отдалённого региона страны. Большинство рейсов осуществляются частными перевозчиками. Стоимость проезда в среднем от 60 до 110 драм. Цена зависит от расстояния и от компании перевозчика. Стоит отметить, что только в крупных городах, таких как Ереван автобусы ходят по чёткому расписанию. В прочих же городах, а в особенности в небольших деревушках, автобусы отправляются в пункт назначения только после того, как весь салон будет наполнен. Поэтому, маршруты по расписанию здесь не ходят. Очень популярны в стране и маршрутные такси. Несмотря на то, что машины ходят довольно изношенные, а людей по популярным маршрутам набивается много, вам будет комфортно. Ведь менталитет местного населения не позволяет спокойно сидеть на своём месте, когда над ним нависает толпа пассажиров. Вам обязательно предложат разделить одно место на двоих или же подержать тяжёлую сумку.
Национальная кухня Армении, блюда, празднества и рестораны
Национальная кухня Армении известна на весь мир своими аутентичными блюдами из баранины с обильным использованием специй. Армяне действительно … Открыть
В столице Армении есть даже троллейбусная линия. И недавно страна закупила несколько новых троллейбусов, однако, состояние остальных оставляет желать лучшего. Также туристы могут воспользоваться услугами метрополитена в Ереване. Практически в каждом туристическом городе ходят такси. Однако, если вы стремитесь сэкономить, то ловить машину на дороге не стоит, ведь цены там будут просто космические. Если же другого выхода нет, то с водителем стоит сразу же договариваться о цене. Лучше же всего просто вызвать такси по телефону. Стоимость одного километра пути составляет около ста драм, а минимальная поездка не менее 650 драм. Стоимость поездки стоит уточнять у диспетчеров во время вызова такси. Особенность транспортной развязки в стране являются канатные дороги. На их развитие, естественно, повлиял специфический горный рельеф. В некоторых же случаях, передвижение по канатной дороге может сократить не менее четырёх часов поездки на другом транспорте. Так же не стоит забывать, что на канатных дорогах нет пробок, а стоимость переправы мизерная.