Самосвалы краз, обзор популярных моделей

Полет соколов

Основу «черных запорожцев» составляли лихие рубаки и кавалеристы старой русской армии. Офицер 2-го Запорожского полка сотник Никифор Авраменко вспоминал:

«Черношлычники в плен не сдавались, бились отчаянно. Имели славу беспощадных и непримиримых… Люди, которые, кроме безудержной отваги, были готовы на самое опасное дело, казнили в себе вместе с чувством страха все остальное человеческое, хорошее».

Когда армия УНР была вынуждена отступать через расположение румынских войск, то «черношлычники» оказались единственным соединением, которое отказалось сдавать оружие и вернулось на территорию Украины со всем военным имуществом. Бывший командующий армией УНР генерал Михаил Омельянович-Павленко писал:

«Это был истинный полет соколов. Казаки во всем черном, с летучими в воздухе длинными шлыками вызывали среди врагов панику».

В 1920 году 10-тысячная армия совершила Зимний поход, из которого вернулось 4300 истощенных и раненых бойцов. После рейда полк «черношлычников» численностью в 500 сабель стал легендой. В боях они показали себя грозной силой и добыли много пулеметов, тачанок, пушек и прочего трофейного вооружения.

Суботов, Чигирин, Холодный Яр

Есть в Черкасской области знаковые казацкие места, которые можно объехать за один день. Например, хутор Суботов знают все украинцы, даже те, кто плохо учил историю. Ильинская церковь, построенная Богданом Хмельницким в Суботове в 1653 году, изображена на 5-гривенной купюре.

Ильинская церковь, Суботов

Тут находилось родовое имение Богдана Хмельницкого – богатый хутор с панским домом, мельницей, прудом и большим садом. Отсюда началась Освободительная война, здесь умер и был похоронен великий гетман…

В наследство  потомкам осталась Ильинская церковь, где молилась семья гетмана, где и сегодня душе тепло и уютно, и еще есть три колодца, сохранившиеся с Богдановых времен.

В 10 км от Суботова находится Чигирин, откуда Хмельницкий управлял казацким государством. Даже не верится, что этот тихий райцентр когда-то был казацкой столицей – до 1676 года. Между прочим, количество его жителей (более 50 тысяч человек) в ту удалую эпоху значительно превышало население Киева!

Замкова гора, Чигирин

Сегодня в Чигирине можно посмотреть музейный комплекс на Замковой горе с остатками фортификаций, отсюда открывается прекрасный вид на город. С Богдановых времен, кстати, сохранилась планировка чигиринских улиц, где в XVII веке располагались многочисленные европейские посольства!

А в 40 км от Чигирина находится реликтовый лесной массив Холодный Яр, откуда начиналась легендарная Колиивщина и где всех желающих могут посвятить в казаки. Для этого нужно не так-то много: выпить чарочку горилки с казацкой сабли и признаться в любви к Украине!

В Холодном яру действительно прохладно даже в самую большую жару. Тут растет дуб Максима Железняка, говорят — больше тысячи лет! Его высота – около 30 м, обхват ствола – 8,6 м. Казацкий дуб обладает волшебной силой: отдохнув под его пышной кроной, каждый обретет силы для достижения желаемого. Могила настоящего вождя находится под Никополем

Как казак счастье искал[править]

Этот мультфильм длительностью 9:47 мин снимал в 1969 тот же Дахно на том же «Киевнаучфильме» и так же без реплик персонажей. И хотя он частично перекликается с сабжевым циклом, он снят в другой стилистике и к тому же имеет чёткую сюжетную линию. К сожалению, он почти (и незаслуженно) забыт — в русской Вики статьи нет, в украинской весь сюжет изложен в одной строчке.

Нажмите для проигрывания

https://youtube.com/watch?v=G_d8pSdU_24

Як козак щастя шукав

Жил да был на свете бедный казак. Такой бедный, что ни шапки, ни сапог у него не было — только узелок на палке. Зато была голубая мечта — конь.

Идёт он по тропинке — а навстречу ему цыганка с осиной талией. «Позолоти ручку — всю правду скажу!». Дал он ей золотую монетку, раскинула цыганка карты. Вот четыре дамы — выбирай, какая по нраву! Да только мечтал казак о коне, и зашагал он дальше.

Подошёл казак к горной цепи, в которой был проход — а проход вдруг закрылся. Что за чертовщина? Ну да, вот сидит натуральный Чёрт с рогами. И приглашает казака сыграть в карты — а в карманах у героя пусто. Предложил Чёрт сыграть на рубаху — а казаку чёртова рубаха не по нраву. Мечтал казак о коне. Отодвинул чёрт камень, нырнул в ад и достал узорчатое седло со стременами. Стали они играть, да только юркий Чёрт жульничал — то и дело подглядывал в карты казаку. А как только герой это заметил и пресёк — обыграл он нечистую силу и получил седло. Положил седло в узелок и зашагал дальше, в проход, который раскрылся.

И вот подошёл казак к королевскому дворцу. Герольды трубят в трембиты, король сидит на деревянном троне, а по обеим сторонам — по телохранителю с алебардами. А четверо служак пытаются вкатить на гору пушечку. Подошёл казак, взял пушку под мышку и в одиночку занёс на гору. Народ рукоплескал силачу. А король сполз с трона, подошёл к казаку, которому был по подмышку, и предложил принять участие в состязании вместе с похожим на муравья рыцарем, западным дворянином и восточным бородатым вельможей. Кто быстрее добежит до таза с варениками — тот и победил.

И побежали. Казак быстро обогнал всех этих понаехавших. Дворянин совсем уже запыхался, но тут ему попалась отара, и он оседлал барана; остальные двое тоже нагрузили бедное животное. Теперь уже они обогнали пешего казака. Но это читерство им боком — точнее, головой, которой во все силы эта скотина врезалась в ворота (возможно, даже новые) и разбила их в щепки. А пока они приходили в себя, казак забрал приз и вернулся к королю. Король откушал вареник. А казак всё мечтал о коне.

и тут открылась дверь и на пороге появилась принцесса. Титьки — во! И так офигел от этой красоты казак, что сразу позабыл про коня и выронил подковы с седлом. Надели на неё венки цветочные, на него — шапочку с пером. И сыграли свадьбу. За кадром.

После свадьбы казак скалкой тесто раскатывает, король чашкой кружки́ под вареники вырезает, а королевишна нянькает малявочек. Сразу четырёх. А коня нет.

Основные персонажи[править]

Имена указаны в сценарии, но никогда не произносились вслух. Впрочем, сложно называть кого-то по имени в мультфильмах, в которых ни одно слово не произносится, только текст от автора в некоторых сериях. Имена можно было увидеть в новеллизациях мультиков. Все трое — крутые усачи: у Тура аккуратненькие усики, у Грая с Оком — длиннющие «вымпелы».

  • Грай — хитрый и рассудительный казак высокого роста, но с коротенькими ногами. Скорее всего, лидер трио (куренной атаман?), так как одет богаче двух других (носит красный кафтан и высокую шапку).
  • Око — маленький, но воинственный и юркий казачок в красных шароварах и белой рубахе. Носит оселедець (чуб) и усы длиннее, чем его рост. Меткий стрелок.
  • Тур — здоровенный детина. Одет так же, как и Око, только в силу комплекции рубаха едва сходится на груди, пострижен «в скобку». При своём грозном облике и недюжинной силе очень добр, застенчив и сентиментален. Армия из одного человека — впрочем, ханские воины таки забороли его числом

    Похоже, самый младший: для запорожских казаков чуб являлся своего рода отличительной чертой зрелого воина, ибо молодым бойцам его носить не позволялось. А у Тура как раз чуба и нет.

    .

И ещё о нихправить

  • Все животные — собаки: шутки ради — кони казаков умеют брать след аки заправские ищейки.
  • Говорящее имя — Око меткой стрельбой полностью подтверждает своё имя. Да и Тур ничем не уступает быку.
  • Крутой курильщик — все трое казаков курят люльки.
  • Она высокая, он низенький — жена Ока вдвое выше него. А у Грая с его женой — наоборот.
  • Такой крутой, что уже смешно — все трое казаков попадают под троп (например, Тур настолько силён, что может изменить погоду в Англии буквально одним пинком). Сделано это, разумеется, намеренно.
  • Чудный при тихой погоде — герои базируются на кургане где-то над Днепром. У них там ещё скифская каменная «баба», служащая им шкафом (а внутри «бабы», похоже, хаммерспейс).

Казацкий чуб и черная форма

Во время боев в Харьковской губернии на железнодорожной станции Лозовая, бойцы сотни отбили у махновцев два вагона серого и черного сукна и три вагона сахара. В Кременчуге Дьяченко заказал портным сшить для своих казаков несколько сотен комплектов формы, а за работу расплатился добытым в бою сахаром.

Командир сотни значковый Петр Гаврилович Дьяченко

Гетман Скоропадский делал ставку на возрождение казацких традиций. Особенно характерно это было для армии, где вводились забытые звания и элементы формы в виде шапок со шлыками и шаровар. Все бойцы сотни Дьяченко носили прическу казаков-запорожцев — длинный «чуб» на бритой голове и усы.

Фотографии «черных запорожцев»:

Свое второе название — «черношлычники» — они получили благодаря длинному черному шлыку на шапке. Красивая черная форма и усы с чубом создавали бойцам образ лихих рубак, которые словно пришли из далеких времен гетманов Сагайдачного и Хмельницкого. Когда атаман Болбочан приехал посмотреть на сотню, то поразился внешним видом казаков и сказал, что даже царская гвардия на их фоне блекнет.

Гетман Скоропадский

После отречения императора Николая II, национальные окраины бывшей Российской империи начали объявлять о своей независимости. С приходом к власти большевиков, пожар Гражданской войны заполыхал в полную силу. Украина не стала исключением. Пользуясь поддержкой немцев, бывший генерал царской армии Павел Скоропадский разогнал Центральную раду, объявил себя гетманом и приступил к построению Украинской державы под протекторатом Германской империи.

Гетман Павел Петрович Скоропадский

Для защиты независимости формировались национальные вооруженные силы. Одной из наиболее боеспособных частей стал 2-й конный полк полковника Петра Болбочана, который сражался в составе Отдельной Запорожской дивизии. В полку действовала конная сотня значкового Петра Дяченко. Казаков использовали для молниеносных рейдов и разведки. В войсках бойцы Дьяченко считались аналогом современного спецназа.

Легенды донских казаков

У казаков имеются собственные легенды и предания, объясняющие происхождение древних статуй. Об этом аспирант исторического факультета Донецкого национального университета Денис Нехаенко рассказал в статье «Половецкие каменные бабы: история, происхождение, современный вид», которая опубликована культурно-просветительским порталом «Этнографический Донбасс» 6 сентября 2014 года.

«Некоторые легенды дошли до нашего времени. И на Днепропетровщине, и на Харьковщине, и в Донских степях некогда жили богатыри, они рассердились на солнце и стали плевать на него, солнце же превратило их за это в камень», – написал Денис Нехаенко.

Очевидно, мифическими богатырями предки современных казаков считали статуи, изображающие мужчин-воинов. А женские изваяния воспринимались жителями донских степей как языческие божества плодородия. По крайней мере, такой вывод можно сделать из другой группы легенд.

Полагая, что окаменевшие богатыри способны наделить воина своей могучей силой, а богини плодородия могут повлиять на урожай, казаки с древних пор поклонялись статуям. Они даже верили, что древние изваяния наказывают людей за непочтительное отношение к ним и прочие неблаговидные поступки.

Среди некоторых казаков даже бытовало мнение, что каменных баб создала богиня семьи и домашнего очага. Она наделила статуи душами людей, погибших от несчастной любви, и поручила им охранять мир и гармонию в жизни каждой супружеской пары. Поэтому каменные бабы способны даровать людям счастье, если их хорошенько задобрить. При этом древние духи статуй еще и наказывают всех, кто разлучает или ссорит влюбленных.

Предки современных казаков также считали, что древние статуи обладают чудесной целительной силой, и различные раны заживают рядом с ними быстрее, чем обычно.

На казацкие вечорницы в «Мамаеву слободу»

Есть в Украине еще одно казацкое селение, расположенное всего в семи километрах от главной киевской улицы Крещатик, в урочище которого берет начало легендарная река Лыбидь. Это тематический дендропарк «Мамаева Слобода». Как пишут в официальных документах: уголок украинской природы, архитектуры и быта, раскинувшийся на территории более 9 гектаров.

«Обливальный понедельник» или второй день Пасхи в козацком селе Мамаева Свобода

Более трехсот лет назад эти земли принадлежали Михайловскому Златоверхому монастырю. На месте нынешней «Мамаевой Слободы» стояла монастырская пасека с хутором и прудом… А теперь тут насчитывается 98 объектов.

Есть все: и казацкая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с колокольней, и казачьи усадьбы, и кладовые-сараи-конюшни-погреба-возовни, и водяная мельница, и шинок…. А еще имеется базарная площадь, где проводятся народные гуляния, управа и казацкий гарнизон.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Не удивительно, что в здешнюю казацкую церковь приходят крестить детей, особенно часто – мальчиков. Это первая в Украине казацкая церковь, построенная в новом тысячелетии, подобная стоявшим на Запорожской Сечи во времена Богдана Хмельницкого.

В «Мамаевой Слободе» хорошо отдыхается. Тут можно подышать свежим воздухом и опрокинуть чарку, поучиться верховой езде, поучаствовать в мастер-классах, попасть на презентацию гонора и оружия казков и просто порадоваться жизни на многочисленных фольклорных праздниках и казацких вечорницах.

Могила Ивана Сирко

Село Капуловка Никопольского района Днепропетровской области – особое место на карте казачества. На окраине этого села, на берегу Днепра находится могила кошевого атамана Запорожской Сечи Ивана Сирко (1605-1680), героя многих украинских песен и сказок. Она возвышается на вершине древнего кургана и это что-то да значит!

Иван Сирко пользовался непоколебимым авторитетом: его избирали кошевым двенадцать лет подряд. Он не проиграл ни одного из более чем 55 военных походов против Османской империи, был победителем в 65 боях!

Атаман поддерживал Богдана Хмельницкого в борьбе с поляками, но присягу русскому царю не подписал, считая Запорожское Войско вольным и независимым в своих отношениях с другими государствами. Зато в 1676 году Иван Сирко подписал письмо запорожцев к турецкому султану Мехмеду IV и… стал героем знаменитого плотна Ильи Репина «Запорожцы».

Знаменитый казак прожил 75 лет и был человеком недюжинных способностей. О чем говорить, если татарские матери пугали своих детей именем Сирка, а турцкие и татарские воины считали, что в него вселился дух Тамерлана.

Кстати, умер Иван Сирко в селе Грушевка, затопленном Каховским водохранилищем, там же его и похоронили. Односельчане тщательно оберегали могилу и прах атамана несколько раз перезахоранивали, пока не перенесли его в 1967 году на курган под Никополем.

Примечательно, что череп атамана исследовали антропологи. Как выяснилось, мозг казака мумифицировался – его не смогли разрушить более чем три столетия. Говорят, Иван Сирко был характерником, то есть обладал магическими способностями. Если верить украинской молве, характерниками были все кошевые атаманы и гетманы Запорожского Войска.

Конец полка

Зимой 1920 года «черный полк» ушел с Левобережной Украины и соединился с поляками. Всю весну и лето казаки сражались с большевиками. 2 октября 1920 года в Риге прошли переговоры между Польшей и Советским Союзом. Война была прекращена, а полк интернировали. Еще раньше Петра Болбочана расстреляли за измену.

Петр Федорович Болбочан

Петр Дьяченко остался в Польше, где служил в польской армии. Во время Великой Отечественной войны он перешел на сторону немцев и командовал
противотанковой бригадой «Свободная Украина». После победы СССР и союзников переехал в США, выращивал розы и консультировал американскую разведку. Умер Дьяченко в Филадельфии в 1965 году.

За мистикой – в Гайдамацкий Яр

Всего в километре от села Буша Винницкой области находится заповедное место – Гайдамацкий Яр, раскинувшийся на территории чуть более 96 гектар. Здесь потрясающе красивая природа! В заповеднике – более сотни причудливых скульптур, созданных природой, целая система пещер и подземных ходов, где скрывались казаки во времена войны с Польшей. Можно увидеть даже специально прорубленные ниши для дозорных.

Гайдамацкий Яр

Говорят, эти места совершенно не рекламируются и вряд ли вы найдете сюда организованный тур. Может, это и к лучшему. Ведь попадая в Гайдамацкий Яр, вы оказываетесь в другом измерении, как будто приходите в гости к своим предкам… Между прочим, если верить легендам, где-то в яру до сих пор закопан их подарок – казацкий клад.

Тут есть и старое казацкое кладбище, с захоронениями XVII-XIX веков, поросшее пряными травами. Могилы давным-давно сравнялись с землей, видны только казацкие кресты, которые часто называют мальтийскими… На этом кладбище не принято указывать год рождения, а только год смерти. Тут веет глубоким покоем. А находится кладбище на холме, откуда открывается потрясающий вид.

Казацкое кладбище

Таинственные статуи

Доктор исторических наук Герман Федоров-Давыдов более полувека назад посвятил данной теме статью «Остолбенев до немоты…», которая вошла в сборник его работ «Курганы. Идолы. Монеты» (Москва, 1968 г.). Ученый сравнил эти таинственные статуи со знаменитыми истуканами острова Пасхи и отметил, что каменные бабы встречаются по всему югу России, их можно увидеть в музеях Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Азова, Краснодара и Ставрополя.

Речь идет о статуях, изготовленных преимущественно из серого песчаника и установленных на степных курганах. Высота каменных баб варьируется от 1 до 4 метров. Они представляют собой схематичные изображения людей, которые двумя руками держат у живота некий сосуд или чашу. Причем, пропорции человеческого тела заметно искажены: статуи имеют массивные плечи, короткие ноги, большие головы с плоскими лицами. Некоторые исследователи полагают, что древние мастера при создании каменных баб стремились, чтобы они были узнаваемы с большого расстояния, этим и объясняется нарушение пропорций.

Среди статуй встречаются как изображения женщин, так и мужчин. Это можно понять по деталям одежды, прическам, оружию и длинным усам. Поэтому многие ученые считают, что название каменных истуканов произошло от тюркского слова «баба» (ударение на втором слоге), которое означает «старший, уважаемый мужчина или предок».

Интересно, что в степях Северного Причерноморья наряду с половецкими статуями ученые находят и более древние, создание которых большинство специалистов приписывает скифам, населявшим эти земли с VIII века до н. э. по IV век н. э. Многие из скифских каменных истуканов также держат у пупка некую чашу или рог для питья. Правда, они прижимают этот сосуд к животу только одной рукой.

Предок, враг или божество

Спорят ученые и о том, с какой целью древние мастера создавали эти странные статуи. Одни полагают, что каменные бабы являлись изображениями божеств, которым поклонялись местные жители. Другие видят в данных изваяниях неких сверхъестественных покровителей конкретных родов или семей. Третьи – уважаемых предков или прародителей. Четвертые – убитых врагов, которые теперь мистическим образом связаны со своими победителями и должны оказывать им поддержку из мира духов.

Кандидат философских наук Ренарт Шарипов считает половецкие статуи неотъемлемой частью погребальной культуры тюркских народов. Об этом он рассказал в статье «К проблеме генезиса традиции древнетюркских каменных изваяний и ее связи с трансформацией культа предков», которая вышла в журнале «Вестник Академии наук Республики Башкортостан» (том 23, № 2 за 2017 г.).

По мнению исследователя, каменные изображения солидных, дородных и величавых мужчин и женщин отражают происходившую в сознании кочевников эволюцию культа предков, когда душа покойного сначала символизировала собой уважаемого прародителя, затем – семейно-родового покровителя, а на более позднем этапе развития религиозных представлений – местное божество.

«Таким образом, генезис каменных изваяний напрямую связан с ранними этапами этногенеза тюрков, и вполне вероятно, что самые древние носители традиции создания каменных изваяний в степях Евразии эпохи бронзы и раннего железного века генетически связаны с тюркоязычными племенами эпохи каганатов», – отметил Р.Г. Шарипов.

Ученый считает, что авторами более древних статуй, приписываемых ираноязычным скифам, на самом деле являлись предки тюркских племен. При этом исследователь ссылается на явное сходство между статуями разных эпох, которые изначально изображали умершего родственника. Так покойный, высеченный из камня, мог символически присутствовать на собственных поминках. Поэтому в руках каменных изваяний, независимо от времени их создания, имеется сосуд для питья, из которого мертвец должен как бы пить алкогольный напиток вместе с живыми сородичами на пиру, устроенном в его честь.

Не исключено, что впоследствии половцы поклонялись каменным изображениям своих предков, совершали перед ними жертвоприношения.

Хутор Галушкивка в селе Гречаное

В 60 км от Днепра находится хутор Галушковка, основанный запорожскими казаками в конце XVII века. Его воссоздали энтузиасты по официальному адресу: село Гречаное Петриковского района Днепропетровской области. Теперь тут встречают с хлебом-солью и лихой казак скачет на коне мимо вашего экскурсионного автобуса с флагом в руке, аж захватывает дух!

На этом хуторе посреди степи чувствуется раздолье! Здесь есть макет казацкого укрепления и трех крестьянских усадеб. В местном музее сельского быта вам покажут как жили казаки в XVIII веке и расскажут немало любопытного о семейном укладе и бытовых привычках здешних жителей.

Тут же находится Музей Креста, где собраны нательные казацкие кресты из 17 областей Украины! Они созданы мастерами разных эпох, начиная со времен Киевской Руси и заканчивая работами современных умельцев. Многие кресты датируются XVII-XVIII веками.

На хуторе угощают настоящим казацким кулишом, узваром и варениками. Приглашают на мастер-классы, возрождающие украинские ремесла, предлагают пострелять из арбалета или покататься на лошадях. Но особенно весело на казацком хуторе Галушковка во время народных гуляний.

Откуда они взялись

Далеко не все исследователи считают, что авторами каменных баб, много веков назад установленных на степных курганах юга России, являются именно половцы. Различные авторы «подозревали» в изготовлении этих статуй сарматов, гуннов, монголов, печенегов, болгар или предков современных казаков. Само по себе наличие столь древних исторических объектов на Дону свидетельствует о том, что в здешних местах тысячу лет назад существовала достаточно развитая культура, оставившая после себя многочисленные объекты материального наследия.

И все же, большинство ученых считает, что статуи были созданы половцами. Об этом свидетельствуют различные исторические детали, оружие и одежда каменных баб, характерная для представителей исчезнувшего народа.

Интересно заметить, что францисканский монах Вильгельм де Рубрук, посетивший Монгольскую империю в 1253-1254 годах, в своей знаменитой работе «Путешествие в восточные страны» написал: «Команы насыпают большой холм над усопшими и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу».

Поэтому многие исследователи полагают, что каменные бабы устанавливались на курганах, где находились захоронения представителей половецкой родовой знати или знаменитых воинов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: