Немного истории
Первая гонка в Ле-Мане состоялась в мае 1923 года, следующие старты традиционно стали проводиться в июне каждого года. Соревнования не проводилась только в 1936 году из-за всеобщей забастовки и в период Второй мировой войны (1940—1948 годы). Именно в Ле-Мане на награждении победителей в 1967 году было дано начало традиции поливать друг друга шампанским. Тогда гонку на новом Ford GT40 выиграли Д. Герни и А.Фойт (A.J.Foyt). Это была первая победа Форда в истории Ле-Мана. Когда Дэну Герни вручили на подиуме бутылку шампанского, то он полил им всех вокруг и в первую очередь самого Генри Форда II, владельца команды Кэрролла Шелби, их жён, а также попавшихся под руку журналистов, предсказывавших перед стартом проигрыш команде. Эта традиция продолжает соблюдаться и по сей день, начиная со всевозможных ралли и до Формулы 1.
Самой успешной маркой в истории Ле-Мана является Porsche. Немецкие машины побеждали здесь 16 раз, включая серию из семи побед подряд — с 1981 по 1987 год. Следом за Porsche идёт Ferrari с девятью триумфами. Итальянцы также могут похвастать продолжительной победной серией (1960—1965 гг.). Самой захватывающей дуэлью 60-х годов прошлого века было противостояние команд Ford»а и Ferrari. Единственной японской маркой, которая побеждала в 24-часовой гонке, была Mazda. Её болид 787В с 700-сильным роторным двигателем пришел к финишу первым ровно двадцать лет назад — в 1991 году. Восемь лет спустя совсем немного не хватило до победы Тойоте, но взрыв левой задней покрышки в последний час гонки помешал прототипу из Японии занять первое место.
В 2006 году в соревновании впервые победил автомобиль, оснащённый дизельным двигателем. Экипаж команды Audi в составе Франка Билы, Эмануэле Пирро и Марко Вернера лидировал начиная с третьего часа гонки и финишировал первым. В 2009 году в лидеры вырвалась команда Peugeot. Два обновлённых болида Peugeot 908, также оснащённых дизельными двигателями, заняли первое и второе места, опередив самую быструю Audi R15 на 6 кругов. Звёздный экипаж
Через год из-за технических неполадок ни один из заводской команды Peugeot не добрался до финиша и опять гонщики Audi заняли места на подиуме. Естественно, к предстоящему старту 2011 года французская команда готовилась особенно тщательно, планируя взять у Audi реванш.
Особенности гонки
Ле-Ман 24 часа — это уникальная гонка. Изначально она задумывалась как испытание на надёжность всех узлов и агрегатов. Конструкторы должны были создавать не только наиболее быстрые, но и самые надёжные машины. Кроме того, такое испытание способствовало развитию топливосберегающих технологий. В гонке принимает участие немногим более полусотни суперкаров, стартующих одновременно. Победителем становится тот экипаж, машина которого прошла за 24 часа наибольшее расстояние. Болиды несутся в течение суток днём и ночью на максимальных режимах, останавливаясь только для заправки топливом, смены покрышек и гонщика. За сутки участники гонки покрывают расстояние более 5000 км. Это больше, чем суммарная протяженность всех этапов Формулы-1 за целый год. Самые мощные болиды в Ле-Мане способны на прямых участках разгоняться до 330 км/ч и более и проходить повороты на 260 км/ч. Средняя же скорость в гонке получается тоже выше, чем в Формуле-1, — около 220 км/ч. По правилам гонка Формулы-1 не может длиться более 2-х часов, а покрываемое за это время болидами расстояние составляет 305 км.
Длина замкнутой трассы Сартэ в Ле-Мане составляет 13,65 км и значительная её часть проложена по дорогам общего пользования, ведущие из Ле-Мана в окрестные деревушки Арнаж и Мюльсанн. Качество покрытия далеко от идеального, и это не только вызывает ускоренный износ шин, но и требует от гонщиков особого мастерства. Самая известная часть трассы — длинная прямая, часть дороги Route Nationale 138, известная под названием Ligne Droite des Hunaudi?res, или на английский манер — Mulsanne Straight (прямая Мульсанн). В первоначальной конфигурации длина прямой составляла пять с половиной километров, но в 1990 году она была разделена двумя шиканами для снижения максимальной скорости на этом участке. Это и не удивительно, так как болиды основной группы развивали на ней скорости, близкие к 400 км/ч, а в 1988 году автомобиль WM P87 на этом участке показал скорость 405 км/ч. Правда, гонщики остались недовольны этими изменениями — теперь вместо отдыха при движении по прямой им приходится за время гонки делать на 3000 переключений передач больше. Интересно, что по техническим требованиям Ле-Мана пилот должен переключать передачи вручную и без помощи электроники.
Гонка проходит одновременно во всех классах. Результаты гонки определяются как в абсолютном зачёте, так и в каждом классе отдельно. Состав классов изменялся за годы существования гонки, в настоящее время существуют четыре класса. Ле-Мановские спорт-прототипы (Le Mans Prototypes) — LMP1 и LMP2, различные по скорости, весу и мощности. Следующие два класса — Гранд-Туризмо (Grand Touring, GT), также разделённые по скорости, весу и мощности на GT1 и GT2. Хотя возможностей для победы больше у болидов класса LMP1, случалось, что представители более слабых классов побеждали в общем зачёте благодаря своей надёжности. С 2014 года планируется ввести ограничения по использованию топлива и шин. Всё это направлено на заботу об окружающей среде. В качестве цели установлено прохождение 5000 км на 1500 литрах в бензиновом эквиваленте. В 1990 году прототипы тратили 2550 литров такую дистанцию. Самой экономичной машине в сезоне 2010 года потребовалось 1876 литров. Одновременно снижается и количество сменных комплектов шин. В 2010 году некоторые команды использовали всего 11 комплектов против 19 в сезоне 2008 года.
Le Mans Cathedral
Это великолепное сооружение относится к VI веку. Преклонный возраст собора не мешает ему считаться грандиозным образцом готической архитектуры. Здесь присутствуют острые шпили, возносящиеся к облакам, витражи удивительной красоты, узкие стрельчатые окна и планировка здания в виде креста.
Строительство собора длилось почти 8 веков, а каждая эпоха добавляла в него свои штрихи. Несмотря на это оно получилось удивительно цельным, общая идея выдержана, а новые части только добавляют собору величия. Здесь хранятся мощи Святого Юлиана, а неподалеку расположена гробница Карла Анжуйского.
Витражи собора датируются XII веком и изображают сцены из Нового и Ветхого завета. Художественный стиль витражей различен, поскольку создавались они в разное время. Входя в храм, ощущается величие и покой этого места, дыхание веков ощутимо витает в воздухе, прячется в обводах алтаря и робко выглядывает из витражных окон.
Адрес: 2 Place Saint Michel, 72000 Ле-Ман, Франция.
Комплектация BMW 8 G15
В базовых машинах наличие автоматических круиз контролей,
экстренного торможения для включения тормозов, если будет угроза столкновения, переданная камерой на лобовом стекле.
В этих вариантах предусмотрены:
- светодиодки;
- амортизаторы адаптивного типа;
- подруливающие механизмы для задних колес;
- для дверей доводчики;
- салоны с обивкой из кожи merino;
- обогревы кресел впереди, подлокотников и рулей;
- камеры для задних видов;
- бесключевые доступы;
- штатные навигационные устройства;
- автопарковщики и пр.
Чтобы умные программы, типа Personal Co-Pilot, управляли машинами, нужно будет приобрести такую комплектацию дополнительно.
И опционально вам предложат оборудовать машину:
Мультиконтурными передними креслами с вентиляцией.
Лазерно-люминофорные оптическими приборами для дальнего света.
Устройствами для ночного видения.
Круговыми обзорными камерами и прочими электронными помощниками.
Le Jardin des Plantes
Среди всех парков и скверов города, этот выделяется красотой планировки и роскошными клумбами роз. Парк был основан в XIX веке и состоит из традиционного французского сада и английского парка. На 8 га привольно растут разные виды деревьев и кустарников, а доминирует в нем великолепная терраса, засаженная липами. Поздней весной над парком плывет тонкий медовый запах цветущих лип, приманивая пчел и даря воспоминания о беззаботном детстве.
Небольшой каменный тоннель выводит гуляющих к ландшафтному саду, раскинувшемуся вокруг большого бассейна. Аккуратные клумбы радуют цветочными узорами, а в небольших водоемах без страха плещутся дикие утки.
BMW 8-Series Coupe 2018 – новое купе БМВ 8-серии
Роскошный немецкий спорткар BMW 8-Series Coupe представлен официально 15 июня 2018 года в рамках специального мероприятия на гоночной трассе в Ле-Мане. Серийная версия двухдверного купе БМВ 8-серии представлена спустя год после публичной премьеры прототипа — BMW 8-Series Concept, показанного во всей красе в конце мая 2017 года на конкурсе элегантности Concorso d’Eleganza Villa d’Este (берег озера Комо в Италии).
К слову, представители BMW AG заверяют, что уже в начале 2019 года дебютирует топовая версия — BMW M8 Coupe с бензиновым двигателем V8 TwinPower Turbo мощностью свыше 600 сил и ценником от 180.000 евро. Также стоит добавить, что главными конкурентами для купе БМВ 8-серии по умолчанию являются Aston Martin Vantage, Mercedes S-Class Coupe, Mercedes-AMG GT и Porsche 911.
Экстерьер
Приятно отметить, что серийная версия BMW 8-Series Coupe внешне практически в точности повторяет шикарный BMW 8-Series Concept, показанный годом ранее. Автомобиль готовый встать на конвейере сохранил общую дизайнерскую концепцию, но при этом получил чуть более широкие фары головного света (разумеется полностью светодиодные) и менее крупные ноздри фальшрадиаторной решетки, места изысканных зеркал заднего вида заняли традиционные зеркала с крупными корпусами, а передний бампер выглядит не таким устрашающим как у прототипа.
Сбоку кузов концепта и серийного купе выглядят словно братья близнецы, если конечно не брать в расчет более спокойные рельеф боковин кузова и дверей, а также наличие обычных дверных ручек у товарной версии двух дверки.
Жаль только, что задняя часть кузова БМВ 8-серии оказалась не такая эффектная, как у концепта, но при этом корма крупного двух дверного баварского купе выглядит замечательно. В наличии крышка багажника замысловатой формы, шикарные светодиодные габаритные фонари и мощный бампер с массой аэродинамических элементов и крупноразмерными трапециями насадок выхлопных труб.
Размеры
- Внешние габаритные размеры кузова BMW 8-Series Coupe 2018-2019 года составляют 4843 мм в длину, 1902 мм в ширину, 1341 мм в высоту, с 2822 мм колесной базы.
- Купе стандартно комплектуется 20-дюймовыми кованными из алюминия дисками с низкопрофильной резиной 245/35 R20 на передней оси и 275/30 R20 для задних колес.
Интерьер
Салон купе БМВ 8-серии встречает водителя и 3 пассажиров (посадочная формула 2+2) материалами отделки премиум-класса и набором самого современного и продвинутого оборудования из арсенала современных моделей BMW. В наличии BMW Live Cockpit Professional (виртуальная панель приборов с цветным 12,3-дюймовым экраном и центральный 10,25-дюймовый цветной дисплей мультимединойного комплекса, работающего на BMW Operating System 7.0), на вооружении мультимедийки 20 ГБ памяти, два USB-порта, интерфейсы Bluetooth и WiFi, адаптивны навигатор. Также присутствуют спортивное мультифункциональное рулевое колесо, проекционный дисплей, мультиконтурные кресла для водителя и переднего пассажира (электропривод, подогрев, вентиляция, массаж), четырехзонный климат-контроль, фоновая светодиодная подсветка салона с возможностью выбора цвета свечения.
BMW 8-Series Coupe автомобиль продвинутый и дорогой, и, разумеется, на страже безопасности водителя и его спутников стоят масса самых современных систем безопасности, начиная от 9 подушек безопасности, Active Park Distance Control и Parking Assistant, заканчивая системами автоматического торможения, ассистентами помогающими удерживать авто в полосе движения и следящими за автомобилями в слепых зонах зеркал заднего вида.
Техника
В техническом плане новое баварское купе унифицировано с BMW 5-Series (G30). Так что в наличии полностью независимая пружинная подвеска всех колес. Со старта продаж новая баварская двухдверка будет предложена в двух версиях. Дизельный BMW 840d xDrive с 3,0-литровым шести цилиндровым турбо дизелем (320 лс 680 Нм) в паре с 8 АКПП и полным приводом. Динамика разгона от 0 до 100 кмч за 4,9 сек, максимальная скорость 250 кмч (электронный ограничитель), средний расход топлива 5,9-6,2 литра. Бензиновый BMW M850i xDrive с 4,4-литровым мотором V8 TwinPower Turbo (530 лс 750 Нм) в тандеме с 8 АКПП и полно приводной трансмиссией. Разгон от 0 до 100 кич занимает у данной версии всего 3,7 сек, максимальная скорость ограничена 250 кмч, среднее потребление топлива 10,0-10,5 литра.
«24 часа Ле-Мана». Будущее.
В 2023 году в класс гиперкаров гонки «24 часа Ле-Мана» придет легенда. А именно — команда Ferrari.
Предполагается, что через два года мы увидим в высшем классе марафона Toyota, Porsche, Audi, Peugeot и Ferrari, а вместе с ними и Alpine. Бренды с легендарной историей побед, причем именно на трассе «Сарт». Учитывая тот факт, что Ferrari и Alpine выступают в «Формуле-1», и что в классе гиперкаров производителям дается относительная свобода действий в разработке машин и использовании гибридных технологий, «24 часа Ле-Мана» скоро может вернуть себе былое величие и заблистать новыми красками. В самом деле, в данный момент марафону отчаянно не хватает конкуренции на фоне доминирования Toyota после ухода больших брендов.
Также скоро ожидаем приход нового класса машин — LMDh (Le Mans Daytona hybrid).
Данный класс совместно проектируют европейская и американская стороны, и он станет преемником класса DPi, о котором мы писали в нашей статье «24 часа Daytona». Предполагается, что LMDh сможет составить конкуренцию классу Hypercar.
Таким образом, именно сейчас, почти 100 лет спустя, гонка «24 часа Ле-Мана» начинает свое перерождение. Нас ждет настоящая революция в мире автоспортивных марафонов! Если все производители сдержат свои обещания, то мы получим практически «Формулу-1», но в рамках кузовного чемпионата на выносливость. Звучит интригующе, не правда ли?
В чем нет сомнений — атмосфера праздника сохранится на трибунах, это действительно грандиозное, невероятное зрелище и настоящий бриллиант автоспорта для любого фаната гонок.
Мы не уверены, что вы будете читать эту статью целые сутки, зато теперь вы знаете, почему автогоночный марафон «24 часа Ле-Мана» считается настолько знаменитым.
28.02.2019
22.02.2022
27.11.2017
28.04.2019
05.02.2018
29.07.2020
29.12.2021
08.02.2022
22.11.2017
30.09.2019
28.04.2017
03.04.2017
Автоновости
Макsим: «Всегда знаю, где газ, но плохо знаю, где тормоз»
За час до финиша
В отличие от предыдущих гонок, когда дизельный двигатель Audi позволял делать остановки для дозаправки реже, чем Peugeot, на Ле-Мане 2011 наблюдалась обратная ситуация. Время проведённое на 28-ми пит-стопах болидом Audi № 2 оказалось меньшим на 40 секунд, чем время 25 пит-стопов у Peugeot. В целом болиды Audi преодолевали круг несколько быстрее своих конкурентов, что позволяло им оставаться впереди. Правильный выбор покрышек инженерами Peugeot Sport позволил Симону Пажено сократить расстояние до Андрэ Лоттерера до 30 секунд. Финал гонки должен был стать схваткой один на один между двумя пилотами. В 14:24 оба болида отправились на последний пит-стоп в одно и то же время. Пажено не стал менять старые покрышки Michelin, в то время как Лоттерер предпочел поставить новый комплект резины. При выезде с пит-лейна разрыв между двумя лидерами составлял менее десяти секунд! Пользуясь преимуществом свежего комплекта покрышек в полной мере, Лоттерер продолжал понемногу отрываться от преследователей и финишировал первым.
Тройка 908-ых пришла к финишу на втором (№ 9), третьем (№ и четвертом (№ 7) местах. Болид Peugeot 908 HDi FAP команды Oreca замкнул пятерку лидеров этой самой напряженной гонки в истории. Благодаря двойным очкам, идущим в зачет серии ILMC, гонка «24 часа Ле-Мана» позволила Peugeot укрепить свои лидерские позиции в зачете конструкторов. В этом году Peugeot не повторили ошибок прошлого сезона, когда они сделали исключительную ставку на скорость, без учёта показателей надёжности, что закончилось сходом всех экипажей французского концерна. На этот раз все три заводских 908-х пересекли линию финиша. Но все они остались позади Ауди под управлением экипажа в составе Марселя Фесслера, Андре Лоттерера и Бенуа Трелуйе. Лидеры шли очень плотно — на финише их разделяло только 13,8 секунды. Андре Лоттерера довёл таки свой болид до победы. Ничего не смог поделать ни Симон Пажено, ни экипаж талантливого Себастьяна Бурдэ с Педро Лами, котрый стал вторым.
Итак, увлекательная гонка 2011 года завершилась, начинается подготовка к юбилейной 80-й гонке.
Ночная авария
Ночью в 22:41 произошла вторая, ещё более страшная авария. Болид Audi R18 №1 под управлением Майка Роккенфеллера на повороте «Индианаполис» обгонял Феррари турингового класса. Феррари вдруг сместилась в сторону Ауди и болид, потеряв управление, на громадной скорости врезался в защитный барьер. Автомобиль был полностью разрушен. К месту аварии прибыли медицинские автомобили, но, к счастью, и гонщик смог самостоятельно выбраться из машины, после чего был доставлен в госпиталь. Машина безопасности оставалась на трассе долгих два с половиной часа, пока приводили в порядок пострадавшие в ходе аварии защитные барьеры.
Теперь на трассе остался единственный экипаж Audi № 2 под управлением Фесслерера, Трелье и Лотерера. И он продолжал лидировать. Около 11 часов утра начался дождь, который ещё усилился за два часа до финиша. В это время Эммануэль Коллар разбил болид № 16 команды Pescarolo Team, шедший пятым в общем зачёте и первым среди бензиновых двигателей.
Первые потери
Не прошло и часа после старта гонки, как произошла первая серьёзная авария. Алан Мак-Ниш на Audi № 3 зацепил при обгоне более медленный Ferrari 458 под номером 58 из команды Luxury Racing и потерпел аварию, вылетев с трассы. Ауди R18 потеряла управление и болид на большой скорости врезался в заграждение из шин. Внушительного размера обломки и колесо перелетели через рельс безопасности, за которым стояли фотографы и маршалы гонки. К счастью никто не пострадал,а пилот сам выбрался из кокпита болида. Таким образом, из борьбы выбыл один из фаворитов гонки, а команда Ауди потеряла один из трёх своих болидов.
В соответствии с требованиями безопасности до устранения повреждения защитного барьера на трассу была выпущена машина безопасности, которая провела на ней 45 минут. Пока пелетон ехал за ней, пилоты команды Peugeot Франк Монтаньи (№ 8), Александр Вурц (№ 7) и Себастьян Бурдэ (№9) шли друг за другом на 3-м, 4-м и 5-м местах. Peugeot 908 под номером 8 потерял некоторое время, чтобы механики устранили проблему с тормозной системой.
После возобновления гонки Александр Вурц устремился вперёд и вырвался на второе место, а на 37-м круге австрийскому гонщику из французской команды удалось возглавить гонку. Во время напряженной борьбы между 5-ю лидерами команд Peugeot и Audi, которые все были на одном и том же круге, первое место постоянно переходило «из рук в руки».
Баварский бренд представил концептуальную версию кроссовера X5, которая была создана для гонок «24 часа Ле-мана». Помимо всего прочего, машина получила двигатель V12 от гоночного автомобиля McLaren F1.
Созданный в эпоху, когда у инженеров было больше свободы в плане создания двигателей — они не были ограниченны нынешними рамками по допустимому уровню выбросов, уникальный концепт кроссовера X5 Le Mans стал одним из самых крутых в истории. Спустя два десятилетия это все еще интересная машина, оснащенная атмосферным двигателем V12, который используется в культовом гоночном автомобиле McLaren F1. BMW теперь оглядывается на высокопроизводительную уникальную машину, созданную почти за десять лет до оригинального X5 M. Пресс-служба бренда опубликовала видеоролик, на котором показан необычный кроссовер.
Причина, по которой он называется «Ле-Ман», связана с 6,1-литровым силовым агрегатом, позаимствованным у версии гоночного автомобиля McLaren F1, победившей в изнурительной 24-часовой гонке на выносливость в 1995 году. Интересно, что двигатель, используемый в X5 Le Mans действительно мог похвастать еще большей мощностью, чем в McLaren F1. Мотор производил более 700 лошадиных сил (на 120 л.с. больше, чем у гоночного McLaren F1). С крутящим моментом в 700 Нм этот X5 был силой, с которой нужно было считаться. Он разогнался до 100 км/ч за 4,7 секунды и достиг 311 км/ч на участке Döttinger Höhe Нюрбургринга, что неплохо для кроссовера, который весил более двух тонн и имел кирпичную форму. Говоря о Нюрбургринге, он проехал по сложной немецкой гоночной трассе за 7 минут и 49 секунд, что делает его всего на семь секунд медленнее, чем нынешний обладатель титула самого быстрого кроссовера Audi RS Q8. Но концепция Ле-Мана — это нечто большее, чем двигатель (также используемый в прототипе V12 LMR), поскольку в единственном экземпляре был заднеприводной автомобиль с шестиступенчатой механической коробкой передач. Стоит отметить «золотые» колеса BBS, и выхлопную систему, которая располагалась по центру и ковшеобразных сиденьях внутри. Несмотря на то, что у него был массивный двигатель спереди, распределение веса было почти идеальным, 51:49 спереди/сзади. Не так давно, наше издание писало о том, что BMW представила особый вариант 8-Series Gran Coupe под названием Collector’s Edition. У люксовой иномарки 8-Series появилось коллекционное издание издание Gran Coupe Collector’s Edition. В движение модель приводит 3,0-литровый турбированный агрегат с отачей на 335 л.с. и 500 Нм.
Парк развлечений Papéa Parc
Рано или поздно хождение по памятным местам и музеям надоедает и хочется ярких развлечений. Тогда стоит отправиться в прекрасный парк развлечений, который находится в 4 км от центра. На его территории огромное количество разноплановых аттракционов: от классических каруселей до головокружительных горок.
Есть новинки, которые собирают большое количество посетителей, желающих опробовать развлечение лично. Экстремальные вращающиеся платформы посещают немало храбрецов, но еще больше зрителей смотрит на замысловатые зигзаги аттракционов с безопасного расстояния. Это великолепное место для отдыха с детьми, где можно посидеть в кафе, заглянуть в палатку с мороженым или посмотреть на сувениры в небольших магазинах.
Адрес: Lieu-Dit Neptune, 72530 Yvré-l’Évêque, Франция.