История и описание
Колёсная формула / ведущие колеса 4 x 2/задние, сдвоенныеСхема компоновки транспортного средства С задним продольным расположением двигателя и левым расположением рулевого колесаТип кузова / количество дверей Вагонный, одноэтажный, низкопольный, закрытый, цельнометаллический, агрегаты установлены на несущем кузове, с кабиной водителя открытого типа / 6 (две двери по правому борту в переднем и заднем свесе, 2 двустворчатые двери по правому борту, в средней части кузова)
Количество мест для сиденияпассажиров 25водителя 1
Предусмотренное общее число пассажиров 106Объем багажных отделений, м3 Багажных отделений не предусмотреноПлощадь, предусмотренная для перевозки багажа на крыше, м2 Перевозка
Длина 11870Ширина 2500Высота 2920
База (межосевое расстояние), мм 6400Колея передних/задних колёс, мм 2101 / 1826Масса снаряженного транспортного средства, кг (с учетом массы водителя) 10500Полная масса транспортного средства,кг 18200- переднюю ось,кг 6700- заднюю ось,кг 11500Буксировка прицепа не предусмотрена
ДвигательМарка, тип Deutz BF6M1013FC, четырех- тактный дизель, горизонтальный, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздухаКоличество и расположение цилиндров 6-рядноеРабочий объем, см3 7146Степень сжатия 17,5Максимальная мощность, кВт (об/мин) 210 (2300)максимальный крутящий момент, Нм (об/мин) 1050 (1700)Топливо ДизельноеСистема питания В прыск топлива под давлениемТНВД (марка, тип) Bosch PLD 12AФорсунки (марка, тип) Bosch DLLA 147P 1230Турбокомпрессор (марка, тип) Schwitzer G316952Объём топливного бака, л 220Воздушный фильтр (марка, тип) двухступенчатый с сухим бумажным элементом MANN FILTER C24 650/1Система выпуска и нейтрализации отработавших газов Выпускной коллектор, турбо-компрессор, трубопроводы выпуска отработавших газов и глушитель шума выпуска. Система нейтрализации отсутствуетГлушитель (марка, тип) Автостарт, 5236-1201010
ТрансмиссияГидро муфта (марка) ZF-NR0501 320300 (0)Коробка передач (марка, тип) ZF-ECOMAT 2 6 HP 504 C, автоматическая- число передач вперед — 6, назад — 1- передаточные числа коробки передач I — 3,43 IV — 1,00 ЗХ — 4,84 II — 2,01 V — 0,83 III — 1,42 VI — 0,59Карданная передача (марка, тип) «Белкард» 5236-2201010, открытого типа, состоит из одного валаЗадний мост (марка, тип) ZF AV 132/87°, неразрезной с полностью разгруженными полуосямиПередаточное число главной передачи Одноступенчатая, гипоидная 6,21ПодвескаПередняя Зависимая, пневматическая, многорычажная, со стабилизатором поперечной устойчивостиЗадняя Зависимая, пневматическая, многорычажная, со стабилизатором поперечной устойчивостиРулевое управлениеРулевой редуктор ZF 8098 955 713Насос ГУР ZF 7685 955 251Тормозные системыРабочая Пневматическая, двухконтурная (раздельно на передние и задние колеса) с АБСЗапасная Каждый контур рабочей тормозной системыСтояночная Тормозные механизмы задних колес. Привод — механический от пружинных энерго- аккумуляторов с пневматическим управлениемШиныТип (модель) MATADOR MASTERРазмерность 275/70 R22,5Категория скорости LИндекс несущей способности 148/145Дополнительное оборудование транспортного средства аудиосистема
Большой класс
- 5201: автобус Неман-5201
- 5202: ЗиУ-5202 (опытный)
- 5204: «Скиф» (г. Харьков)
- 5205: номер занят бортовым грузовым полуприцепом МАЗ-5205
- 5207: автобус ЛАЗ-5207
- 5208: автобус ЛАЗ-5208
- 5215: ТролЗа-5215
- 5220: ПАЗ-5220 на шасси Volvo
- 5225: автобус ГолАЗ-АКА-5225 «Россиянин»
- 5226: СканТАТ-5226 «БАРС» (г. Алабуга)
- 5235: троллейбус ТМЗ-5235 на базе 5292
- 5236: автобус РоАЗ-5236
- 5248: троллейбус ТМЗ-5248 на базе ЛиАЗ 5256
- 5250: автобус ЗиУ-5250 (ЗиУ-8)
- 5252: автобусы ЛАЗ-5252, ЛАЗ-52528 (ЛАЗ-А172) и ЛАЗ-52529, троллейбус ЛАЗ-52522
- 5253: Тролза-5253 (опытный)
- 5254: КАвЗ-5254 (опытный)
- 5255: автобус ЛАЗ-5255 «Карпаты»
- 5256: семейство автобусов ЛиАЗ-5256, ГолАЗ-ЛиАЗ-5256, Неман-ЛиАЗ-52565
- 5257: ЯАЗ-5257 и ЛиАЗ-5257
- 5258: ЛиАЗ-5258
- 5259: ЛиАЗ-5259 и ХАРЗ-5259 (г. Харьков)
- 5260: ЛиАЗ-5260
- 5261: ЛиАЗ-5261
- 5262: ЛиАЗ-5262 и КамАЗ-5262 (опытный)
- 5263: Русскан-5263
- 5264: троллейбусы ЗиУ-5264 и Тролза-5264.05 «Слобода»
- 5265: троллейбус Тролза-5265 «Мегаполис»
- 5266: автобус МАРЗ-5266
- 5267: автобус ЯАЗ-5267
- 5268: автобус Волжанин-5268
- 5269: ПАЗ-5269 (опытный)
- 5270: семейство автобусов Волжанин-5270
- 5271: ПАЗ-5271 (опытный городской)
- 5272: ПАЗ-5272 городской на шасси КамАЗ-5297
- 5275: троллейбусы Тролза-5275 (до прохождения сертификации Тролза-5274) и Тролза-5275.05 «Оптима»
- 5276: троллейбус БТЗ-5276
- 5277: автобус МАРЗ-5277
- 5278: автобус ВМЗ-5278
- 5279: троллейбус МТрЗ-5279 «Русь»
- 5280: троллейбус ВЗТМ-5280 в кузове 5256 и семейство троллейбусов ЛиАЗ-5280
- 5281: ЧелАЗ-5281 (г. Набережные Челны)
- 5283: троллейбус ПТМЗ-5283
- 5284: троллейбус ВЗТМ-5284
- 5285: семейство автобусов Волжанин-5285
- 5286: Сармат-5286 «Сатурн»
- 5288: троллейбус ВТЗ-5288
- 5289: троллейбус ВМЗ-5289 (ООО «Транс-Альфа»)
- 5290: автобус ГолАЗ-5290 «Круиз»
- 5291: автобус ГолАЗ-5291 «Круиз»
- 5292: полностью низкопольный автобус ЛиАЗ-5292
- 5293: полунизкопольный автобус ЛиАЗ-5293
- 5295: автобусное шасси КамАЗ-5295
- 5297: автобусное шасси КамАЗ-5297, на котором реализованиы туристический автобус ПАЗ-5297 и городской автобус Олимп-5297 сборки Транс-Альфа.
- 5298: cемейство троллейбусов ВМЗ-5298
- 5299: семейство автобусов НефАЗ-5299
- 6223: 12-метровый троллейбус МТрЗ-6223
- 6231: троллейбус ПТ-6231, аналог МАЗ-103Т
- 6235: троллейбус СВАРЗ-6235, на базе МАЗ-103
История и описание
Колёсная формула / ведущие колеса 4 x 2/задние, сдвоенныеСхема компоновки транспортного средства С задним продольным расположением двигателя и левым расположением рулевого колесаТип кузова / количество дверей Вагонный, одноэтажный, низкопольный, закрытый, цельнометаллический, агрегаты установлены на несущем кузове, с кабиной водителя открытого типа / 6 (две двери по правому борту в переднем и заднем свесе, 2 двустворчатые двери по правому борту, в средней части кузова)
Количество мест для сиденияпассажиров 25водителя 1
Предусмотренное общее число пассажиров 106Объем багажных отделений, м3 Багажных отделений не предусмотреноПлощадь, предусмотренная для перевозки багажа на крыше, м2 Перевозка
Длина 11870Ширина 2500Высота 2920
База (межосевое расстояние), мм 6400Колея передних/задних колёс, мм 2101 / 1826Масса снаряженного транспортного средства, кг (с учетом массы водителя) 10500Полная масса транспортного средства,кг 18200- переднюю ось,кг 6700- заднюю ось,кг 11500Буксировка прицепа не предусмотрена
ДвигательМарка, тип Deutz BF6M1013FC, четырех- тактный дизель, горизонтальный, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздухаКоличество и расположение цилиндров 6-рядноеРабочий объем, см3 7146Степень сжатия 17,5Максимальная мощность, кВт (об/мин) 210 (2300)максимальный крутящий момент, Нм (об/мин) 1050 (1700)Топливо ДизельноеСистема питания В прыск топлива под давлениемТНВД (марка, тип) Bosch PLD 12AФорсунки (марка, тип) Bosch DLLA 147P 1230Турбокомпрессор (марка, тип) Schwitzer G316952Объём топливного бака, л 220Воздушный фильтр (марка, тип) двухступенчатый с сухим бумажным элементом MANN FILTER C24 650/1Система выпуска и нейтрализации отработавших газов Выпускной коллектор, турбо-компрессор, трубопроводы выпуска отработавших газов и глушитель шума выпуска. Система нейтрализации отсутствуетГлушитель (марка, тип) Автостарт, 5236-1201010
ТрансмиссияГидро муфта (марка) ZF-NR0501 320300 (0)Коробка передач (марка, тип) ZF-ECOMAT 2 6 HP 504 C, автоматическая- число передач вперед — 6, назад — 1- передаточные числа коробки передач I — 3,43 IV — 1,00 ЗХ — 4,84 II — 2,01 V — 0,83 III — 1,42 VI — 0,59Карданная передача (марка, тип) «Белкард» 5236-2201010, открытого типа, состоит из одного валаЗадний мост (марка, тип) ZF AV 132/87°, неразрезной с полностью разгруженными полуосямиПередаточное число главной передачи Одноступенчатая, гипоидная 6,21ПодвескаПередняя Зависимая, пневматическая, многорычажная, со стабилизатором поперечной устойчивостиЗадняя Зависимая, пневматическая, многорычажная, со стабилизатором поперечной устойчивостиРулевое управлениеРулевой редуктор ZF 8098 955 713Насос ГУР ZF 7685 955 251Тормозные системыРабочая Пневматическая, двухконтурная (раздельно на передние и задние колеса) с АБСЗапасная Каждый контур рабочей тормозной системыСтояночная Тормозные механизмы задних колес. Привод — механический от пружинных энерго- аккумуляторов с пневматическим управлениемШиныТип (модель) MATADOR MASTERРазмерность 275/70 R22,5Категория скорости LИндекс несущей способности 148/145Дополнительное оборудование транспортного средства аудиосистема
Контракт с Hyundai
После нескольких неудачных попыток наладить поточное производство с Daewoo «ТагАЗ» наконец-то заключает удачный контракт с Hyundai.
Сотрудничество началось с выпуска Accent в апреле 2001 году. Еще через пару месяцев в автомобиль вносится модернизация в виде автоматической коробки.
Через 2 года начинается поточное производство Sonata.
За отличную работу Hyundai отметила Таганрогский завод наградой. В это время в Сеуле создается TAGAZ KOREA — фирма по разработке конструкторских идей.
С 2006 по 2008 год началось производство еще трех видов машин марки Hyundai: автобусов County, джипа Santa Fe, Elantra XD.
По вместимости пассажиров и длине
Вместимость пассажиров и длина автобуса имеют решающее значение в определении назначения автобуса. По такому признаку транспортные средства можно разделить на малые, средние и большие виды.
Малые
Малый вид автобусов рассчитан на перевозку не более 20 пассажиров на сидячих местах. Общее количество, которое возможно перевозить в одном автобусе, не должно превышать более 40 человек. Длина кузова малого транспортного средства для перевозки пассажиров не превышает 8 метров.
Автобусы малого типа зачастую предназначены для осуществления по городским и пригородным маршрутам, турпоездок на несущественные расстояния. Благодаря своим компактным габаритам такая техника отличается хорошей маневренностью и высокими эксплуатационными показателями. К тому же стоимость таких автобусов существенно ниже, чему более крупных моделей. Эти характеристики делают малые типы автобусов наиболее привлекательными для предпринимателей, начинающих свой бизнес в сфере пассажирских перевозок.
Средние
Автобусы, входящие в категорию среднего типа, вмещают не более 60 человек, 30 из них могут комфортно разместиться на посадочных местах. Кузов такого транспортного средства не превышает 10 метров в длину.
Средний тип автобусов считается универсальным. Такая техника активно используется как в черте города на регулярных городских маршрутах, так и для пригородных и междугородных регулярных и туристических рейсов.
В соответствии с назначением маршрутов автобуса – пассажирский или туристический, внутреннее наполнение может быть разным. Туристические виды более удобны, имеют отличную от пассажирских автобусов расстановку посадочных мест и дополнительные опции для обеспечения комфортной поездки пассажиров.
Большие
Транспортные средства большого типа может одновременно вмещать не более 90 пассажиров, до 40 из которых могут занимать сидячие места в салоне. Большие автобусы чаще всего предназначены для туристических и междугородних перевозок.
Такие модели оснащены комфортабельными посадочными местами. Кресла в автобусах мягкие, с функцией регулировки угла наклона спинки. Над каждым посадочным местом дополнительно обустроено индивидуальное освещение, возможно наличие дополнительных вентиляторов и других устройств для обеспечения более комфортной поездки на дальние расстояния. Большие автобусы легко перевозят пассажиров на расстояния более 500 километров.
Начало работы
История «ТагАЗ» началась в 1997 году, когда ФПГ «Донинвест» инвестировал строительство нового автомобильного завода в Таганроге. Перспективы развития впечатляли: от возможных 120 тысяч автомобилей в год до планируемых 480 тысяч. Производство не было ориентировано на выпуск машин под собственной маркой «ТагАЗ». После торжественного открытия в 1998 году собственниками была куплена лицензия на выпуск машин Daewoo.
История «ТагАЗ»
Из-за возникшего кризиса в стране после открытия завод целый год стоял без работы, оборудование прогонялось вхолостую для поддержания в рабочем состоянии. В 1999 году было выпущено несколько сотен автомобилей Daewoo, на них еще не размещалась эмблема «ТагАЗ». Из-за отсутствия поставок комплектующих производство приостановили.
Какие модели автомобилей выпускались
Завод за время своего существования выпустил 22 модели автомобиля: среднего класса, компактные и субкомпактные городские виды, внедорожники, пикапы, автобусы, грузовики. Все они имели собственный артикул.
Первый партнер — Daewoo Motors (Южная Корея). Были выпущены автомобили:
- Leganza «Кондор» — автомобиль бизнес-класса;
- Nubira «Орион» — компактный;
- Lanos «Ассоль» — легкий переднеприводный, выпускаемый в вариациях седан и хетчбэк в зависимости от вида багажника.
Эту фирму можно легко отличить по тройной решетке радиатора в передней части автомобиля.
В 2000 куплена лицензия PSA («Акционерное общество Пежо») — французской автомобилестроительной компании. Появился Citroen Berlingo MkI («Орион-М»).
Hyundai Motor Company
В это же время заключен договор с Hyundai Motor Company (Южная Корея):
- Accent — субкомпактный ;
- Sonata — переднеприводный седан;
- Porter — грузовик;
- Santa Fe — среднеразмерный кроссовер;
- Elantra XD — средний класс;
- County — детский автобус, снабженный системой ГЛОНАСС;
- County Long — удлиненный.
С 2009 года с конвейера начинают сходить машины собственной марки «ТагАЗ» уже со своим значком и названием:
- C-100, или Vega — автомобиль сегмента С;
- Master, или T-100 (груз-ть 1 т), Tagaz T-150 (груз-ть 1,5 т);
- LC-100 BUS — 14-местный автобус;
- РоАЗ-5236 — низкопольный автобус;
- C10;
- Aquila — легковой авто С-класса.
Значок «ТагАЗ» располагается в передней части автомобиля и в центре руля.
Значок «ТагАЗ»
С 2010 года установлено партнерство с BYD Auto — китайским производителем. BYD F3 — среднеразмерный седан — продавался через дилерскую сеть «ТагАЗ».
В этом же году основалось производство техники под брендом Vortex (эмблема V в горизонтальном овале) — подразделением Таганрогского автомобильного завода, выпуск машин по лицензиям Chery (Китай):
- Corda;
- Tingo.
Эти виды имеют очень схожие технические характеристики.
В 2013 году фирма «ТагАЗ» планировала заключить договор с фирмой Fiat для производства джипов Jeep Grand Cherokee. Но в 2014 году Таганрогский автомобильный завод обанкротился, производство марки «ТагАЗ» закрылось, помещения и оборудование выставлены на аукцион.
Технические характеристики
Технические характеристики | |
Колёсная формула | 4х2 |
Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
Количество дверей | 4 |
Ширина дверей | 1 200 |
Ресурс кузова, лет | 12 |
Общее число мест (8 чел/м²) | 106 |
Число мест для сидения | 25 |
Радиус разворота, м | нет данных |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Контрольный расход топлива, л/100 км | нет данных |
Тормозная система | пневматическая |
Длина, мм | 11 870 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота, мм | 2 920 |
База, мм | 6 400 |
Полная масса, кг | 18 200 |
Высота потолка в салоне | нет данных |
Вентиляция | Естественная через люки и форточки |
Система отопления | радиаторного типа |
Мост | ZF-AV132/87, портальный с колесными редукторами |
Комплектуется двигателями | Deutz BF6M1013FC |
Оcобо большой класс
- 6020: прицепной модуль Тролза-6020
- 6205: семейство сочленённых троллейбусов Тролза-6205 и автобус ЛАЗ-6205
- 6206: сочленённые троллейбусы Тролза-6206 «Мегаполис» и ЗиУ-6206
- 6208: туристический лайнер СКАНТАТ-6208 (опытный)
- 6211: сочленённый автобус ЯАЗ-6211
- 6212: сочленённый автобус ЛиАЗ-6212
- 6213: сочленённый автобус ЛиАЗ-6213
- 6215: сочленённый троллейбус ВМЗ-6215
- 6216: туристический несочленённый автобус Волжанин-6216
- 6219: троллейбус Тролза-6219 (родное семейство — 6205)
- 6220: МТрЗ-ЛиАЗ-6220 (единственный выпущеный экземпляр находитсяв Музее пассажирского транспорта Москвы)
- 6221: Сармат-6221
- 6222: Московит-6222
- 6226: сочленённый автобус ГолАЗ-АКА-6226 «Россиянин» (аналог Мерседес-O405G)
- 6228: сочленённый автобус ГолАЗ-6228
- 6230: Сармат-6230 «Альтерна» (Орский завод тракторных прицепов)
- 6232: сочленённый троллейбус МТрЗ-6232 в кузове ЛиАЗ-6212
- 6240: сочленённый автобус СВАРЗ-6240 (АС-1)
- 6270: Волжанин-6270
- 7202: сочленённый автобус для аэропортов «Альтерна-7202»
- 793207: ПАЗ-793207 (опытный)
Большие и «особо вместительные» автобусы
Большие автобусы для туристических поездок легко вмещают до 90 пассажиров.
Особо большая относится уже к сочленённой категории. Такой технике по силам перевезти более 90 пассажиров одновременно. Количество мест для поездки сидя уже может быть более 40. Очень хорошо себя проявила сочленённая техника с низким полом. Она комфортна для пассажиров с любым состоянием здоровья из-за отсутствия ступеней. Сиденья можно регулировать в любом направлении.
Они оснащены комфортными подлокотниками. Всегда в наличии кондиционер и подсветка для каждого туриста. Организован и досуг в виде прослушивания музыки или просмотра телевизионных каналов или кино. Климат-контроль позволяет обеспечить комфортное путешествие вне зависимости от сезона и погоды на улице.
Производится посадка…
Повторно описывать двери, думаю, не стоит. Отмечу только, что 2‑я дверь оснащена механическим трапом для инвалидов. Вот только откидывать его придется вручную. Саму инвалидную коляску можно установить на площадке напротив двери. Впрочем, сейчас это стандартное оснащение большинства городских автобусов.
А вот кресла с подлокотниками для пассажиров с детьми и лиц пожилого возраста мне ранее не встречались, здесь их два. Но установка на подиуме затруднит их использование, хотя мера эта и вынужденная – под ними размещеныресиверы тормозной системы.
Понравилась и пневмоподвеска с возможностью книлинга и автоматической регулировки уровня пола – у других производителей она пока встречается только в виде опции. Для тех, кто скептически хмыкнул, имея опыт общения с подобными системами, уточню, что ее производители – ZF и Sachs. Думаю, эти названия могут послужить гарантией беспроблемной работы.
Яркие желтые поручни всегда оказываются под рукой и вносят частичку солнца в серый облик салона. Вот только их размещение в угоду требованиям сертификации порой оборачивается огромной шишкой на голове.
Теперь о грустном. Задняя часть салона может являться образцом нерационального использования жизненного пространства. Каскады ступенек образуют невообразимый, а в некоторых местах просто опасный лабиринт. Но, как сказал директор по производству Александр Гапоненко, об этой проблеме знают, и сейчас разрабатываются иные варианты компоновки.
Во время теста весь день шел дождь. Однако память настойчиво напоминала: а вчера светило солнце и было довольно жарко. Намек понял, только взглянув на потолок. Шесть потолочных вентиляторов, работающих как на приток, так и на вытяжку, и форточки в каждом окне левого борта – это круто. Даже очень, подтвердил Александр, поэтому решено оставить половину вентиляторов и сделать 2‑е, 4‑е и 6‑е окна глухими. А первоначальный вариант оставить на усмотрение заказчика. Да, обычно бывает наоборот.
Кстати, зимой не замерзнешь – об этом позаботятся четыре печки, включенные в систему охлаждения.
В общем, с точки зрения пассажира положительных моментов все же больше, чем отрицательных.
Фотографии
Автобус РоАЗ-5236 № 02194 (ср074 61), маршрут 99. Улица Шеболдаева.
Ростов-на-Дону, 16 марта 2012 года, Сергей Шишков
- 39
Автобус РоАЗ-5236 № 801 (ср138 61), маршрут 3. Проспект Шолохова.
Ростов-на-Дону, 12 марта 2012 года, Сергей Шишков
- 40
Автобусы ПАЗ-4230-03 № 56 (ак623 61) на маршруте 130, РоАЗ-5236 № 557 (ср152 61). Октябрьская площадь.
Ростов-на-Дону, 12 марта 2012 года, Сергей Шишков
- 74
Автобус РоАЗ-5236 № 818 (ср150 61), маршрут 3. Октябрьская площадь.
Ростов-на-Дону, 12 марта 2012 года, Сергей Шишков
- 196
Автобус РоАЗ-5236 № 508 (ма159 61), маршрут 7. Октябрьская площадь.
Ростов-на-Дону, 12 марта 2012 года, Сергей Шишков
- 152
Автобус РоАЗ-5236 № 802 (ср158 61), маршрут 3. Улица Менжинского.
Ростов-на-Дону, 12 марта 2012 года, Сергей Шишков
- 113
Автобус РоАЗ-5236 № 444 (ак475 61), маршрут 3. Улица Менжинского.
Ростов-на-Дону, 12 марта 2012 года, Сергей Шишков
- 223
Автобус РоАЗ-5236 № 600 (т628рв 161), маршрут 4. Каширская улица.
Ростов-на-Дону, 4 января 2018 года, Сергей Шишков
- 140
Автобус РоАЗ-5236 № 600 (т628рв 161), маршрут 4. Улица Пескова.
Ростов-на-Дону, 4 января 2018 года, Сергей Шишков
- 219
Автобус РоАЗ-5236 № 770 (о746рт 161), маршрут 34а. Улица Пескова.
Ростов-на-Дону, 4 сентября 2016 года, Сергей Шишков
- 144
Автобус РоАЗ-5236 № 618 (мв789 61), маршрут 34. Проспект Стачки.
Ростов-на-Дону, 18 июня 2014 года, Сергей Шишков
- 127
Автобус РоАЗ-5236 № 801 (ср138 61), маршрут 3. Улица Малиновского.
Ростов-на-Дону, 14 июня 2013 года, Сергей Шишков
- 188
Автобус РоАЗ-5236 № 621 (ме044 61), маршрут 34. Улица Малиновского.
Ростов-на-Дону, 14 июня 2013 года, Сергей Шишков
- 163
Автобус РоАЗ-5236 № 622 (ме020 61), маршрут 4. Конечная станция «ГПЗ-10».
Ростов-на-Дону, 14 июня 2013 года, Сергей Шишков
- 266
Автобус РоАЗ-5236 № 617 (мв793 61), маршрут 34. Коммунистический проспект.
Ростов-на-Дону, 9 июня 2013 года, Сергей Шишков
- 176
Автобус РоАЗ-5236 № 617 (мв793 61), маршрут 34. Коммунистический проспект.
Ростов-на-Дону, 9 июня 2013 года, Сергей Шишков
- 199
Автобус РоАЗ-5236 № 1211 (м673рн 161), маршрут 22. Ворошиловский проспект.
Ростов-на-Дону, 10 января 2014 года, Сергей Шишков
- 259
Автобус РоАЗ-5236 № 508 (т628рв 161), маршрут 7. Большая Садовая улица.
Ростов-на-Дону, 10 января 2014 года, Сергей Шишков
- 206
Автобус РоАЗ-5236 № 917 (в492рм 161), маршрут 22. Будённовский проспект.
Ростов-на-Дону, 10 января 2014 года, Сергей Шишков
- 157
Автобус РоАЗ-5236 № 917 (в492рм 161), маршрут 22. Будённовский проспект.
Ростов-на-Дону, 10 января 2014 года, Сергей Шишков
- 225
Продукция завода
Сейчас предлагается четыре унифицированных автобуса марки МАРЗ, оборудованные агрегатами отечественного производства: городские двухдверные 42191 и трёхдверные варианты 52661/5277 длиной 10,4 и 11,9 м общей вместимостью 88 и 110 пассажиров соответственно, а также созданные на их базе пригородные машины 42191 и 5266 на 35 и 45 посадочных мест. Они комплектуются дизельными двигателями ЯМЗ-236НЕ и ЯМЗ-236НЕ2 V6 заднего расположения (230—235 л. с.), механической 5-ступенчатой коробкой передач и пневматической подвеской.
Их особенностями являются полностью оцинкованные стальные кузова с усиленной антикоррозионной обработкой, передняя и задняя панели из стеклопластика, вклеенные стёкла и оригинальная форма передних световых приборов. В последние годы завод пытается отойти от устоявшегося внешнего вида своих автобусов, предлагая для 12-метровых пригородных и междугородных автобусов 42191-01 и 5277-01 более современные обтекаемые кузова с повышенным расположением салона и багажными отсеками, новым более округлым стилем передней облицовки, световых блоков и зеркал заднего вида.
Средний класс
МАРЗ-42191, городской автобус для эксплуатации на городских и пригородных маршрутах
средней интенсивности по дорогам I и II категорий.
МАРЗ-42191-01, пригородный и междугородный автобус на базе городского МАРЗ-42191,
для эксплуатации на ближних и среднемагистральных маршрутах по дорогам I и II категорий.
Большой класс
МАРЗ-5277, городской автобус для эксплуатации на городских и пригородных маршрутах
большой интенсивности по дорогам I и II категорий.
МАРЗ-5277-01, пригородный и междугородный автобус для эксплуатации на маршрутах средней протяжённости. Изготовлен на шасси городской модели.
Средний класс
- 4201: автобус ЛАЗ-4201
- 4202: автобус ЛАЗ-4202
- 4203: автобус ЛАЗ-4203
- 4204: автобус ЛАЗ-4204
- 4205: автобус ЛАЗ-4205
- 4206: автобус ЛАЗ-4206
- 4207: автобус ЛАЗ-4207
- 4208: вахтоввый автобус НефАЗ-4208 на шасси КамАЗ
- 4209: специальный вахтовый автобус «42091» (УкрАвтобусПром)
- 4211: вахтовый автобус НефАЗ-4211 на шасси Урал и ГАЗ
- 4213: автобус для Сургутского автозавода
- 4214: автобус ЧАЗ-4214 (Таджикистан)
- 4215: «Альтерна» туристическая
- 4216: «Альтерна», в том числе Сармат-4216 (Орский завод тракторных прицепов), ЭЗСА-4216 (Энгельский Завод Специализированных Автомобилей)
- 4217: модернизированная «Альтерна» на ЭЗСА
- 4219: автобус МАРЗ-4219
- 4221: вахтовый автобус на базе КамАЗ или УРАЛ (172 ЦАРЗ МО, г. Воронеж)
- 4223: автобус ПАЗ-4223 (опытный)
- 4224: вахтовый автобус КАвЗ-4224 на шасси Урал-4320
- 4225: Сармат-4225
- 4228: автобус ПАЗ-4228 (городской)
- 4229: автобус КАвЗ-4229 на базе ЗиЛ
- 4230: автобусПАЗ-4230 «Аврора»
- 4233: автобус ПАЗ-4233 с участием Volvo
- 4234: автобус ПАЗ-4234
- 4235: автобус КАвЗ-4235 «Аврора»
- 4238: автобус КАвЗ-4238 «Аврора» (удлинённый 4230)
- 4239: автобус КАвЗ-4239 (низкопольный)
- 4242: автобус ГолАЗ-4242 (на базе ЗиЛ)
- 4243: ГолАЗ-ЗИЛ-4243 пожарный, штабной
- 4244: ГолАЗ-4244 (на базе Avia)
- 4251: МАРЗ-4251
- 4787: ЗИЛ-47874А (14-местный «Бычок)»
- 4951: вахтовый автобус НЗАС-4951 на шасси Урал-4320
История предприятия
Решение о строительстве авторемонтного завода в Мичуринске было принято сразу после второй мировой войны, в 1946 году. Уже в 1951 году завод начал выпуск первой продукции. С 1955 году на базе Мичуринского авторемонтного завода осуществлялся капитальный ремонт автобусов ЗИС-127, ЗИЛ-158 и ЛАЗ-695. Качественный скачок в развитии предприятия произошел в 1993 году, когда завод организовал собственное производство автобусов ЛАЗ-695Н и их модификаций.
Автобусы собственной конструкции предприятие изготовляет с 1995 года. Первой была модель МАРЗ-5266, на базе ЛиАЗ-5256. Позже появились ещё три модели, давшие основу нескольким модификациям «среднего» и «большого» класса.
Наступление экономического кризиса в 2008 году тяжело сказалось на положении предприятия. В начале 2009 года завод выпускал три автобуса в месяц вместо прежних 15. Произошло значительное сокращение рабочего персонала, из 320 человек, работавших на предприятии, осталось 200.
В 2009 году ЗАО было признано банкротом и в 2011 году ликвидировано .
В 2014 году украинская компания City Transport Group (владелец автобусного завода ЛАЗ), объявила о намерении создать на площадях бывшего завода предприятие по сборке автобусов, троллейбусов и спецтехники .
Автобусными заводами не рождаются, а становятся
Максим Шелепенков, фото автора
Механический медночугунолитейный завод над берегом Дона основан в 1891 году торговопромышленным товариществом «В. М. Григорьев и К°». Вскоре предприятие оказалось в числе наиболее передовых предприятий не только в Ростове-на-Дону, но и в России. С 1900 года завод, перешедший в ведение акционерного общества «Аксай», начал выпускать плуги различных марок. А в 1903 году в активе завода – освоение и выпуск первых отечественных автомобилей (одновременно с «Дуксом» по лицензии Oldsmobile). Все автодетали (кроме резины и катушек зажигания) и сборка производились полностью на заводе в Ростове-на-Дону. В 1906–1912 годах «Аксай» выпускал лодочные моторы, первые отечественные тракторы типа «Фордзон» и различные сельхозорудия. С приходом к власти Советов, как это часто водилось, завод переименовали в «Красный Аксай» с сохранением профиля производства и уже в 1929 году здесь собрали первый русский зерновой комбайн «Колхоз». В советское время «Красный Аксай» был одним из крупнейших предприятий в стране по разработке и производству почвообрабатывающей техники, но к середине 1990‑х эта продукция оказалась морально устаревшей и малопригодной к изменившемуся типу сельхозпроизводства. Завод попал под контроль Финансово-промышленной группы «Донинвест» и выступил первопроходцем по сборке корейских Daewoo Nexia и Espero. Позже, когда производством легковых автомобилей в холдинге занялся практически заново отстроенный ТагАЗ, на «Красном Аксае» вновь было попытались взяться за сельхозагрегаты, благо при заводе имелось мощное СКБ. Но в 2007 году окончательно определились с будущим завода – он теперь будет выпускать автобусы и называться Ростовским автобусным заводом (РоАЗ).
За короткий срок завод буквально восстановили из руин, организовав производственные мощности для выпуска городских лайнеров РоАЗ-5236.