Грузовики вермахта: основные немецкие автомобили второй мировой

Легковые штабные машины Германии


К важнейшим заслугам германской автомобильной промышленности относится создание в конце 1920-х годов принципиально нового самостоятельного класса упрощенных армейских машин для штабных целей, созданных на шасси обычных серийных легковых автомобилей с задними ведущими колесами. За характерную форму открытого кузова, напоминавшую ковшик, лоханку или детскую ванночку, эти простые и недорогие автомобили получили наименование «кюбельваген» (Kubelwagen или Kubel-PKW), то есть «автомобиль-лоханка», или «легковой автомобиль-ванна». Во времена Рейхсвера они …

Читать дальше

Mercedes l4500r Half-Truck

Эта модель Mercedes l4500 Half-Track оснащена гусеничным приводом на заднюю ось. Эта модификация позволила уменьшить вес машины. Но, несмотря на это, максимальная скорость грузовика снизилась до 36 км/час. Автомобиль оснащался 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 112 л. с. Главный минус этой полугусеничной машины – это расход топлива, который составлял 200 литров на 100 километров. Тем не менее немецкая армия не отказалась от его использования, так как именно он помогал Вермахту ездить по бескрайним непроходимым полям России. 

Стоит отметить, в период с 1943 по 1944 год Mercedes L4500R стал одной из основных лошадок Восточного флота. В этот период Mercedes произвел 1486 автомобилей. 

Битва за Англию

В первом крупномасштабном сражении Второй мировой войны принимали участие только самолёты и наземные средства противовоздушной обороны. С июля по октябрь 1940 года германские ВВС усиленно бомбили корабли, морские базы, аэродромы, заводы и политически значимые объекты на территории Англии.

Им усиленно противодействовали английские самолёты и средства ПВО. От каждой из противоборствующих сторон в сражениях приняли участие от 2,5 до 4 тыс. самолётов (по разным данным).

Германские ВВС

Планы Гитлера – достичь подавляющего превосходства в воздухе, уничтожить английские ВВС, нанести колоссальный ущерб флоту и промышленности Англии – не были достигнуты. В конце октября 1940 года массированные авианалёты люфтваффе в рамках данной операции были свёрнуты.

В современной Великобритании День битвы за Англию отмечается 15 сентября. В этот день произошёл самый крупный авианалёт на Лондон, в результате которого британские лётчики и зенитчики нанесли германским ВВС самые серьёзными потери.

История создания грузовика

Создателями легендарного грузовика стали представители семейства Stutenbäcker (Штутенбэкер). Как ни странно, но машины для войны с Германией создавали немцы. В 1736 году Штутенбэкеры обосновались в Америке, немного изменили фамилию и в 1852 основали компанию. Началось всё с легковых автомобилей, были не совсем удачные эксперименты с электромобилями. Несмотря на это, производство процветало: дети сменяли отцов и усердно работали над детищем предков.

В 1936 году Studebaker принимается за создание грузовых автомобилей. Когда в Европе начались военные действия, компании пришлось подключиться к производству военных машин. И в числе прочих агрегатов был создан Studebaker United States 6 (правительственный шестиколёсный автомобиль), или сокращённо US6. До 1945 года компания усиленно производила эти грузовики, в том числе и в различных модификациях, а в 1943 году к ней присоединилась фирма REO Motor Car. После окончания войны компания Studebaker вернулась к производству легковых автомобилей.

Studebaker United States 6

Технически Studebaker US6 был типичной американской машиной, имел стандартную конструкцию и классическую компоновку. Несмотря на это, в США и в западноевропейских странах об этих моделях почти ничего не слышали. Американскую армию ими тоже почти не оснащали: дело в том, что моторы US6 не соответствовали принятым тогда стандартам. Поэтому было решено отправить большую часть машин в другие страны по программам ленд-лиза.

Büssing-NAG 4500

Büssing-NAG 4500S

В нашей стране фирма Büssing не слишком известна. А между тем это одна из старейших немецких автомобильных компаний, основанная в 1903 году. С самого начала фирма специализировалась на грузовиках тяжелого класса. Причем имели они репутацию как очень надежных и выносливых машин, с большим запасом прочности.

Büssing-NAG 4500 поступил на производство в 1941 году. По своей конструкции он являлся дальнейшим развитием модели Büssing-NAG 500, но обладал несколько облегченной конструкцией и уменьшенной до 4,6 т грузоподъемностью. Полноприводная модификация Büssing-NAG 4500A несла на центнер меньшую полезную нагрузку.

Грузовик оснащался оригинальным 7,4-литровым дизельным двигателем мощностью 105 л.с. Он отличался весьма умеренным аппетитом. К примеру полноприводный Büssing-NAG 4500А по шоссе потреблял всего 30 л топлива на 100 км, а заднеприводный на 5 литров меньше.

В вермахте бортовые Бюссинги выполняли стандартную работу по перевозке боеприпасов и личного состава. Кроме того шасси монтировались спецнадстройки типа радио и ремонтных фургонов, мастерских, зенитных пушек и т.д. Всего с 1938 по 1945 год было выпущено 14800 грузовиков Büssing-NAG 500 и 4500. Таким образом он стал самым массовым грузовиком вермахта в своем классе.

Стрелковое оружие СССР Второй мировой войны

Стрелковая дивизия Красной Армии в канун Великой Отечественной войны представляла собой весьма грозную силу – около 14,5 тыс. человек. Основной вид стрелкового вооружения составляли винтовки и карабины – 10420 штук. Доля пистолет-пулеметов была незначительной – 1204. Станковых, ручных и зенитных пулеметов было соответственно 166, 392 и 33 единицы.

Дивизия имела свою артиллерию из 144 орудий и 66 минометов. Огневую мощь дополняли 16 танков, 13 бронемашин и солидный парк вспомогательной автотракторной техники.

Винтовки и карабины

Трехлинейка Мосина

Трехлинейка Мосина

Трехлинейка – идеальное оружие для вновь призванных солдат, а простота конструкции создавала огромные возможности для ее массового производства. Но как любое оружие, трехлинейка имела недостатки. Постоянно примкнутый штык в сочетании с длинным стволом (1670 мм) создавали неудобства при передвижении, особенно в лесистой местности. Серьезные нарекания вызывала рукоятка затвора при перезарядке.

После боя

На ее базе была создана снайперская винтовка и серия карабинов образца 1938 и 1944 года. Судьба отмерила трехлинейке долгий век (последняя трехлинейка была выпущена в 1965 г.), участие во многих войнах и астрономический «тираж» в 37 млн. экземпляров.

Снайпер с винтовкой Мосина (c оптическим прицелом ПЕ образца 1931 года)

СВТ-40

Прицельная дальность СВТ-40 — до 1 км. СВТ-40 с честью отвоевала на фронтах Великой Отечественной. Ее по достоинству оценили и наши противники. Исторический факт: захватив в начале войны богатые трофеи, среди которых было немало СВТ-40, немецкая армия… приняла ее на вооружение, а финны создали на базе СВТ-40 свою винтовку — ТаРаКо.

Советский снайпер с СВТ-40

Творческим развитием идей, реализованных в СВТ-40, стала автоматическая винтовка АВТ-40. От своей предшественницы она отличалась возможностью вести автоматическую стрельбу с темпом до 25 выстрелов в минуту. Недостатка АВТ-40 — низкая кучность стрельбы, сильное демаскирующее пламя и громкий звук в момент выстрела. В дальнейшем по мере массового поступления в войска автоматического оружия ее сняли с вооружения.

Пистолет-пулеметы

ППД-40

Рассчитанный на пистолетный патрон кал. 7,62 х 25 мм, ППД-40 имел внушительный боекомплект из 71 патрона, размещенном в магазине барабанного типа. Имея вес около 4 кг, он обеспечивал стрельбу со скоростью 800 выстрелов в минуту с эффективной дальностью до 200 метров. Однако уже через несколько месяцев после начала войны его сменил легендарный ППШ-41 кал. 7,62 х 25 мм.

ППШ-41

ППШ-41

Боец с ППШ-41

От своего предшественника – ППД-40, ППШ унаследовал барабанный магазин на 71 патрон. Чуть позже для него был разработан более простой и надежный секторный рожковый магазин на 35 патронов. Масса снаряженных автоматов (оба варианта) составляла соответственно 5,3 и 4,15 кг. Скорострельность ППШ-41 достигала 900 выстрелов в минуту с прицельной дальностью до 300 метров и с возможностью вести одиночную стрельбу.

Цех сборки ППШ-41

Для освоения ППШ-41 достаточно было нескольких занятий. Он легко разбирался на 5 частей, изготовленных методом штамповочно-сварной технологии, благодаря чему за годы войны советская оборонка выпустила около 5,5 млн. автоматов.

ППС-42

ППС-42

Сын полка с автоматом Судаева

ППС-42 был легче (вес 3,6 кг) и требовал в три раза меньше времени на изготовление. Однако, несмотря на вполне очевидные преимущества, массовым оружием он так и не стал, оставив пальму первенства ППШ-41.

Ручной пулемет ДП-27

К началу войны ручной пулемет ДП-27 (Дегтярев пехотный, кал 7.62мм) стоял на вооружении Красной Армии почти 15 лет, имея статус основного ручного пулемета пехотных частей. Его автоматика приводилась в действие энергией пороховых газов. Газовый регулятор надежно предохранял механизм от загрязнений и высоких температур.

ДП-27 мог вести только автоматический огонь, но даже новичку достаточно было нескольких дней для того, чтобы освоить стрельбу короткими очередями по 3-5 выстрелов. Боекомплект из 47 патронов размещался в дисковом магазине пулей к центру в один ряд. Сам магазин крепился сверху ствольной коробки. Масса неснаряженного пулемета составляла 8,5 кг. Снаряженный магазин увеличивал ее еще почти на 3 кг.

Пулеметный расчет ДП-27 в бою

Это было мощное оружие с прицельной дальностью 1,5 км и боевой скорострельностью до 150 выстрелов в минуту. В боевом положении пулемет опирался на сошки. На конце ствола навинчивался пламегаситель, значительно уменьшающий его демаскирующее действие. ДП-27 обслуживался стрелком и его помощником. Всего было выпущено около 800 тыс. пулеметов.

Тяжелые стандартизованные кюбельвагены


В соответствии с планами Управления вооружений Сухопутных сил Вермахта в середине 1930-х годов началась разработка третьего семейства «тяжелых полноприводных стандартизированных автомобилей (Schwerer Einheits Gelandegangiger Personenkraftwagen, или s.gl.Еinhеits-РКW) легко узнаваемой внешности с массивным широким передком. По законам стандартизации их причислили к классу легковых автомобилей, хотя по форме и параметрам они не имели с ними почти ничего общего. Тяжелое семейство состояло из 12 унифицированных машин и шасси различного назначения с разными компоновками и …

Читать дальше

Символ германской военной промышленности

В 1931 году 24-летний сын Густава Альфрид Крупп вступил в СС, а четыре года спустя — в Национал-социалистический лётный корпус.

Сам Густав в 1931 году возглавил президиум Имперского союза германской промышленности. 20 февраля 1933-го он принял участие в секретной встрече промышленников с Гитлером и окончательно превратился в его сторонника. В ходе общения с главой Национал-социалистической немецкой рабочей партии промышленники пообещали выделить 3 млн марок на его избирательную кампанию, и уже вскоре Густав Крупп возглавил Фонд Адольфа Гитлера.

  • Адольф Гитлер и Густав Крупп

Также по теме

«Суть нацистского режима»: как Гитлер планировал создать «расу господ»

7 июня 1938 года в Австрии начали действовать нацистские законы об «охране германской крови». Населению аннексированной страны…

После прихода нацистов к власти Крупп получил огромный заказ на производство оружия. Густав постепенно приобщал к делам и своего наследника. В 1936 году Альфрид стал членом правления, а в 1938-м — директората концерна. Свой личный рейтинг в Третьем рейхе Крупп-младший поднял в 1936 году, завоевав бронзовую медаль в парусном спорте на Олимпийских играх. Вскоре Альфрид стал главой Имперского совета вооружений, а с 1942 года — ещё и советником рейхсминистра вооружений Альберта Шпеера.

В 1941 году Густав пережил инсульт и начал передавать все свои дела сыну. В 1942 году Альфрид возглавил Фонд Адольфа Гитлера, а в 1943-м — и сам концерн.

В годы войны предприятия Круппов поставляли вермахту и СС танки, самоходки, автомобили, тягачи, артиллерию и боеприпасы. Гражданские производства были преимущественно свёрнуты.

На заводах Круппов эксплуатировался рабский труд остарбайтеров и узников концлагерей, а также использовалось оборудование, вывезенное из оккупированных нацистами стран.

  • Остарбайтеры

«Круппы являлись настоящим олицетворением, символом германской военной промышленности своей эпохи», — рассказал в беседе с RT историк и писатель Константин Залесский.

В годы Второй мировой войны концерн Friedrich Krupp AG стал крупнейшим в истории немецкой экономики, однако по мере того, как приближался крах гитлеризма, предприятие также оказалось в опасности. Предприятия военно-промышленного комплекса стали подвергаться массированным бомбардировкам авиации стран — участников антигитлеровской коалиции. В мае 1945 года нацистский режим пал, и когда-то сверхприбыльный бизнес, а также сама семья Крупп оказались в руках союзников.

Mercedes L4500A

Mercedes L4500A – это немецкий тяжелый грузовой автомобиль, первоначально разработанный для гражданских целей, широко используемый немецкими войсками на Западном и Восточном фронтах после начала Второй мировой войны.

В период с 1939 по 1944 год всего было произведено 9500 автомобилей. Несмотря на количество произведенных машин, эти модели грузовиков стали остовом материально-технического обеспечения немецкой армии.

Mercedes L4500A оснащался 7,2-литровым дизельным двигателем. На базе этой машины на заводе Mercedes выпускались спецверсии: автомобили для полевой кухни, артиллерийские машины, машины скорой помощи и так далее.

Mercedes-Benz L4500

Mercedes-Benz L4500S с упрощенной кабиной

Mercedes-Benz L4500 — второй по массовости грузовик вермахта в классе тяжелых грузовиков. С 1939 года по 1944 год Мерседес выпустил около 9,5 тысячи этих машин.

Автомобиль разрабатывался в рамках программы по созданию унифицированных грузовиков немецкой армии — Schell-Plan. Согласно этому плану на вооружение должны были поступить грузовые автомобили грузоподъемностью 1,5, 3, 4,5 и 6,5 т. При этом машины одного класса предполагалось максимально унифицировать по основным узлам и агрегатам. Однако к началу войны реализовать программу в полном объеме не удалось. Тем не менее в Mercedes-Benz L4500 применялись ведущие мосты разработанные фирмой MAN.

В остальном грузовик обладал оригинальной конструкцией. Под вытянутым капотом скрывался дизельный двигатель объемом 7,3 л мощностью 112 л.с. Мотор был весьма экономичен и надежен, но, как и любой дизель требовал к себе внимательного отношения. Хотя в целом грузовик был весьма неприхотлив.

Грузовики вермахта

Нацистские военные теоретики хорошо понимали, что в новой войне одну из ключевых ролей будет играть автотранспорт. Надежное обеспечение собственных войск, доставка боеприпасов, транспортировка грузов и многие другие задачи возлагались на грузовые автомобили. Над созданием автомобильного «хребта» немецкой армии трудилось более 10 автофирм. На 1937 год в вермахте насчитывалась 321 тыс. грузовиков, причем 12,3% из них были дизельными.

С началом активных боевых действий, немецкая автопромышленность наращивала темпы. В 1940 году она выпустила 87,9 тысячи грузовиков. Причем по большей части это были специализированные машины военного типа. Всего же с 1940 по 1945 год Германия произвела 429 тыс. грузовиков большинство из которых имели грузоподъемность в три тонны.

Mercedes l4500r Half-Truck

Эта модель Mercedes l4500 Half-Track оснащена гусеничным приводом на заднюю ось. Эта модификация позволила уменьшить вес машины. Но, несмотря на это, максимальная скорость грузовика снизилась до 36 км/час. Автомобиль оснащался 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 112 л. с. Главный минус этой полугусеничной машины – это расход топлива, который составлял 200 литров на 100 километров. Тем не менее немецкая армия не отказалась от его использования, так как именно он помогал Вермахту ездить по бескрайним непроходимым полям России.

Стоит отметить, в период с 1943 по 1944 год Mercedes L4500R стал одной из основных лошадок Восточного флота. В этот период Mercedes произвел 1486 автомобилей.

Büssing-NAG 4500

Büssing-NAG 4500S

В нашей стране фирма Büssing не слишком известна. А между тем это одна из старейших немецких автомобильных компаний, основанная в 1903 году. С самого начала фирма специализировалась на грузовиках тяжелого класса. Причем имели они репутацию как очень надежных и выносливых машин, с большим запасом прочности.

Büssing-NAG 4500 поступил на производство в 1941 году. По своей конструкции он являлся дальнейшим развитием модели Büssing-NAG 500, но обладал несколько облегченной конструкцией и уменьшенной до 4,6 т грузоподъемностью. Полноприводная модификация Büssing-NAG 4500A несла на центнер меньшую полезную нагрузку.

Грузовик оснащался оригинальным 7,4-литровым дизельным двигателем мощностью 105 л.с. Он отличался весьма умеренным аппетитом. К примеру полноприводный Büssing-NAG 4500А по шоссе потреблял всего 30 л топлива на 100 км, а заднеприводный на 5 литров меньше.

В вермахте бортовые Бюссинги выполняли стандартную работу по перевозке боеприпасов и личного состава. Кроме того шасси монтировались спецнадстройки типа радио и ремонтных фургонов, мастерских, зенитных пушек и т.д. Всего с 1938 по 1945 год было выпущено 14800 грузовиков Büssing-NAG 500 и 4500. Таким образом он стал самым массовым грузовиком вермахта в своем классе.

Танки 1945–1965 гг.

После войны развитие боевой техники определялось противостоянием стран Североатлантического альянса (НАТО) во главе с США и стран Варшавского договора во главе с СССР в «холодной войне». Обе стороны имели ядерное оружие. Учения в США и в СССР показали, что в зонах ядерного поражения лучше всего действуют танки. Их броня, герметизированные корпуса и фильтровентиляционные системы частично защищали экипажи от радиации и других последствий ядерного взрыва. Это окончательно утвердило танки как главное оружие сухопутных войск.

Последние представители семейства тяжелых танков ИС («Иосиф Сталин») повоевать не успели. ИС-4 почти сразу отправили в резерв, а потом и вовсе сняли с вооружения. А вот средний танк Т-54 (1946 г.) оказался удачливее, его модификации служат и сегодня. Также удержались в строю британский  «Центурион» A41, разработка которого началась в 1943 г., и американский М-48 «Паттон». А вот французы, которые после освобождения от немецкой оккупации продолжили «доводить до ума» разработки конца 1930-х гг., успеха не добились.

Тяжелый танк ИС-4. СССР. 1947–1951 гг

В 1953 г. на вооружение Советской армии был принят тяжелый танк Т-10, а еще через пять лет – средний танк Т-55, созданный на основе Т-54. Эти два танка стали последними в своих классах. После этого танкостроители и военные пришли к концепции основного или основного боевого танка (ОБТ), который заменил и средние, и тяжелые машины.

В Советской армии первым основным танком стал Т-62, разработанный на базе Т-55. «Шестьдесят второй» также стал первым в мире серийным гладкоствольным танком – его вооружили 115-мм пушкой 2А20. Несмотря на то что Т-62 считался не слишком удачным, его «тираж» только в СССР составил 20 000 штук, а еще его выпускали в Чехословакии и Северной Корее.

Основной танк Т-62. СССР. 1961–1975 гг.

Танки периода Второй мировой войны не умели стрелять с хода – вероятность попадания при этом была всего 3%. Чтобы выстрелить, танку нужно было остановиться, а это превращало его в неподвижную мишень. Еще в военное время появились первые образцы стабилизированных танковых пушек, но они были несовершенны, и смогли научиться «воевать по-настоящему» только в 1950-е гг. Действие стабилизатора основано на свойстве гироскопа сохранять положение своей оси в пространстве неизменным. Два таких гироскопа подают сигналы на приводы поворота танковой башни и возвышения пушки. Танк может двигаться, поворачивать, раскачиваться на ухабах – но пушка при этом постоянно смотрит на цель и посылает снаряд точно в нее.

Средний танк М-48 «Паттон». США. 1952–1959 гг.

Средний танк Т-55. СССР. 1958–1979 гг.

Тяжелый танк Т-10. СССР. 1954–1966 гг.

Средний танк А41 «Центурион». Великобритания. 1945–1962 гг.

Что повлияло на развитие грузового автотранспорта

История не сохранила ни чертежей, ни отчетов первого испытания, но именно этот год стал днем рождения грузовика. Машина не отличалась совершенством конструкции и не была востребована. Нужны были доработки, включая увеличение грузоподъемности. Грузы все также перевозились по дорогам легковым авто и гужевым транспортом.

Ситуация изменилась после того, как от легковой машины конструкторы оставили только мотор. Грузовой отсек увеличили до нужных размеров, а колеса переодели в резину.

В 1903 было основано предприятие «Бюссинг» по сборке грузовиков и автобусов. Позже, в 1977 году, оно вошло в состав концерна MAN. Сегодня это всемирно известная корпорация. Но переломным для грузовых автомобилей стал именно 1913 год. Исследования доказали, что грузовики в 6 раз экономичнее гужевого транспорта.

С 1914 и до 1917 годы производство грузовых авто выросло с 1400 до 17200 единиц техники. И все же развитие тормозилось по причине нехватки запчастей, многие предприятия в период Первой мировой войны были разрушены.

Прошло 50 лет с момента выпуска первого грузовика. Моторизированные тяжеловозы заполнили все автомагистрали мира и создали настоящую конкуренцию железнодорожному транспорту. Сегодня на долю грузоперевозок автомобильным транспортом приходится достаточное количество грузов.

СУ-152 — охотник на немецкий зверинец

К середине войны стало ясно, что войскам не хватает гаубицы, которая могла бы передвигаться своим ходом, таким образом быть более мобильной и поддерживать танки и пехоту в атаке. Поэтому на базе танка КВ-1с советские инженеры создали самоходную установку СУ-152, с огромной 152 мм пушкой, которая могла стрелять как навесом, так и прямой наводкой.

Попутно выяснилось, что эта чудовищная машина очень неплохо справляется с недавно появившимися у немцев тяжелыми танками «Тигр» и средними «Пантера», а при удачных обстоятельствах она может побороться даже с немецкой самоходкой «Фердинанд» (она же «Элефант»), ну а уж более слабые танки СУ-152 просто превращала в кучу металлолома.

При этом довольно низкий силуэт позволял ей эффективно устраивать танковые засады. За особые успехи в боях с германским танковым зверинцем, СУ-152 была прозвана советскими солдатами «Зверобой». При этом самоходка часто использовалась при штурме укрепленных районов или городов, так как выстрелы ее чудовищной пушки успешно складывали здания как карточные домики.

А уж побед над танками противника было не счесть. Многие танковые асы советских войск отличились, воюя именно на этой машине. Например, экипаж майора Санковского за один день вывел из строя 10 вражеских танков, получив за этот подвиг два ордена Красного знамени.

Были в боевом пути этой машины и курьезные эпизоды. По словам танкиста Николая Константиновича Шишкина, в одном из боев он засек четыре немецких танка и подбил три, заставив последний ретироваться. Подъехав ближе, он к своему ужасу обнаружил, что расстрелял советские танки Т-34, и уже стал готовиться предстать перед трибуналом за уничтожение своих. Однако тут он увидел, что на танках нарисованы кресты, а значит это были захваченные немцами трофейные тридцатьчетверки.

СУ-152 отлично показала себя в боях, правда довольно скоро ее производство прекратили, заменив на еще более совершенную самоходку на базе тяжелого танка ИС-2, ИСУ-152, наследовавшую славное прозвище «Зверобой» от своей предшественницы.

Немецкий тяжелый танк «Тигр» — опасный тяжеловес

До начала Второй Мировой немецкая танковая доктрина не предусматривала использование тяжелых машин прорыва, поэтому, хотя разработка тяжелых танков и велась, однако она не получала особой поддержки от государства. После нападения на СССР немецкие войска встретились в бою с Т-34 и КВ-1, и внезапно выяснилось, что эти машины при должном мастерстве экипажей могут устроить ад для всей немецкой армии. Поэтому в срочном порядке в противовес этим машинам был создан немецкий тяжелый танк «Тигр».

Его наделили отличной противоснарядной броней и одной из лучших танковых пушек — переделанным зенитным 88 мм орудием. В итоге, опытный образец командованию предоставили в день рождения Гитлера, а в бой первые танки пошли уже через несколько месяцев, в августе 1942 года.

Правда, танк оказался сырым, и до первого боестолкновения доехал только один из четырех, остальные сломались по дороге. Однако, когда проблемы были устранены, «Тигр» стал серьезной головной болью для советских танкистов, так как он мог с огромного расстояния расстреливать любые наши танки, оставаясь неуязвимым почти для любых атак.

Именно появление «Тигров» простимулировало работу над созданием знаменитого советского танка ИС-2. До конца войны немецкая «крепость на гусеницах» при умелом управлении оставалась грозной боевой машиной, что и подтвердил бой у Виллер-Бокажа, где знаменитый танковый ас Михаэль Виттман с помощью пяти «Тигров» остановил английское наступление, уничтожив 11 вражеских танков, 2 противотанковых орудия и 13 бронетранспортеров.

Но были у танка и минусы. Во-первых, он был самым дорогим в производстве не только в Германии, но и в мире, однако главной проблемой были его габариты и гусеницы, которые затрудняли переброску техники по железной дороге и постоянно ломались, а отремонтировать в полевых условиях их было практически невозможно. Многие сломанные «Тигры» экипажи просто оставляли при отступлении. В советской армии воевали несколько трофейных «Тигров» со звездами на башнях, правда, из-за малого количества запчастей, много они не навоевали.

КВ-1. Многотонный призрак

Концепция тяжелого танка прорыва была создана еще в тридцатых годах, но большинство конструкторов все еще мечтали о многобашенных монстрах, способных бить врага из нескольких пушек и пулеметов. Тем не менее на деле была также реализована идея тяжелого однобашенного танка, предназначенного для штурма долговременных боевых укреплений противника и имеющего противоснарядную броню, а не противопульную, которой были защищены большинство танков того времени.

Танк КВ-1 стал первым в мире серийным танком с противоснарядным бронированием. Во время Советско-финской войны выяснилось, что КВ-1 оказался намного удобнее своих многобашенных собратьев, ведь он мог быть более защищенным при том же весе. Поэтому его взяли на вооружение и начали массовое производство.

Тут грянула Великая Отечественная, в которой эти стальные монстры отправились уже на немцев. Вдруг выяснилось, что большинство германских орудий просто не способны пробить броню КВ-1, а он уничтожает танки противника своей 76 мм пушкой без особых проблем. Именно тогда немцы и прозвали советский танк «призраком», потому что их основные противотанковые орудия не оставляли на нем следов.

Отличным примером применения КВ-1 на ранних этапах войны является бой у совхоза Войсковицы, когда Зиновий Григорьевич Колобанов на своем танке уничтожил 22 немецких, а вместе с еще четырьмя КВ-1 всего в том бою было подбито 43 танка противника.

Получив приказ остановить наступление врага, старший лейтенант Колобанов устроил засаду, прикопав танк и замаскировав его. Пропустив мотоциклистов-разведчиков, он дождался появления танковой колонны, и несколькими выстрелами подбил 3 передние и несколько замыкающих машин, таким образом, заперев всю колонну на дороге, после чего расстрелял врагов как в тире.

После боя на КВ-1 Колобанова насчитали больше ста следов от попаданий, но броня его так и не была пробита. Но у танка были и минусы — слабая ходовая часть, и позже его заменили на более легкий и скоростной КВ-1с.

Ford V3000S (G198TS)

Эта серия грузовиков изначально не производилась в США, в отличие от многих других американских автомобилей. Первые модели грузовиков Ford V3000S были изготовлены автозаводами во Франции, Бельгии, Италии, Румынии и Испании. Нехватка сырья в Германии в конце войны привела к упрощению производства военных автомобилей. Во-первых, в процессе производства грузовиков в конце Второй мировой войны значительно сократилось количество олова. Например, вместо металла бампера и кабины автомобилей производились из лиственных пород древесины.

Примечательно, что из-за нехватки средств, сырья грузовики Ford V3000S (G198TS) лишились даже фар. В качестве обоснования отсутствия фар в описании техзадания было указано, что фары не нужны, так как делают автомобиль видимым для противника. В целом к концу войны грузовики Ford были ненадежны и имели бедное оснащение. В общей сложности за время войны Ford произвел для Германии 24 110 автомобилей.

Классификация грузовиков

Современный грузовой автомобильный транспорт классифицируется по разным категориям:

  • типу кузова (открытые, закрытые, специальные);
  • грузоподъемности (малой, средней, большой, сверх большой);
  • массе;
  • типу топлива (бензиновые, дизельные, на газе);
  • количеству осей (2-, 3-,4-, 5-осные);
  • составу (одиночные, прицепные, полуприцепные, автопоезда).

За более чем 125-летнюю историю грузовик сильно изменился. Конструкторы провели колоссальную работу, модернизация и усовершенствование продолжаются и сейчас. Турбодизели, водородные силовые установки – это уже не перспектива, а реальностью.

Модификации «Студебеккеров»

Изначальная вариация «Студеров» неоднократно подвергалась изменениям и дополнениям. С 1941 по 1945 год было выпущено порядка 15 модификаций грузовиков, начиная моделью U1 и заканчивая U13. Так, автомобили U6, U7 и US оснащались неведущей передней осью, в отличие от остальных полноприводных вариаций. Были экземпляры и с длинной (412 см), и с короткой (376 см) колёсной базой. Одни дополнялись лебёдками, другие — деревянной платформой вместо металлической. Также появлялись седельные тягачи, самосвалы и цистерны.

Шифр по каталогу Колёсная база, см Вариация Год выпуска
U1 375,9 Типичный бортовой 1941
U2 375,9 Бортовой с лебёдкой 1941
U3 411,5 Типичный бортовой 1941–1945
U4 411,5 Бортовой с лебёдкой 1941–1945
U5 411,5 Цистерна для топлива 1941–1945
U6 375,9 Седельный тягач 1942–1945
U7 411,5 Типичный бортовой 1942–1945
U8 411,5 Бортовой с лебёдкой 1942–1945
U9 411,5 Шасси для фургонов и мастерских 1942–1945
U10 375,9 Самосвал с лебёдкой и задней разгрузкой 1943
U11 375,9 Самосвал без лебёдки с задней разгрузкой 1943
U12 375,9 Самосвал с лебёдкой и боковой разгрузкой 1943
U13 375,9 Самосвал без лебёдки и боковой разгрузкой 1943
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: