Ссылки [ править ]
- ^ a b «Ein Name wird Markenzeichen — 75 Jahre Opel Blitz» (на немецком языке). Адам Опель АГ. 2005-08-11. Архивировано из оригинала на 2016-06-30.
- ^ a b Людвигсен, Карл Э. (1975), Opel: колеса в мир; Семидесятипятилетняя история автомобилестроения , Princeton Publishing, стр. 49–50, ISBN 0-915038-01-3
- ^ Billstein, Reinhold; Фингс, Карола; Куглер, Анита (2004). Работа на врага . ISBN 9781845450137. Проверено 6 октября 2014 года .
- ^ Тернер, Генри Эшби (2005). General Motors и нацисты . ISBN 0300106343. Проверено 6 октября 2014 года .
- ^ «Дженерал Моторс и Третий Рейх» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 22 апреля 2020 .
- ^ «Суд отклоняет вызов Renault» . BBC News . 2012-01-11 . Проверено 22 апреля 2020 .
- ^ Halbersztadt, Ежи (2006-08-22). «Газовые фургоны» . Актион Рейнхард Лагеря . Архивировано из оригинала на 2020-02-24.
- ^ Мартин, FAE (декабрь 1946 г.). «Das Alte stürzt … Es aendert sich die Zeit …… und neues Leben blüht aus den Ruinen». Das Auto . 1 : 2–3.
- ^ Вернер Освальд: Lastwagen, Lieferwagen, Transporter 1945-1988. Моторбух Верлаг, 2. изд. 1993, ISBN 3-613-01197-2
- ^ «Бедфорд Блиц Кастенваген (каталог) « . Рюссельсхайм, Германия: Adam Opel AG. Сентябрь 1979 г .: 12. 90014 (979/30/1) . Проверено 23 декабря 2010 .
1930 по 1954 год
1945 г. | |
---|---|
Опель Блиц 1,5 тонный грузовик |
|
Срок изготовления: | 1930-1954 гг. |
Виды строительства: | Грузовики-платформы, цельнометаллические фургоны, специальные кузова |
Двигатели: | Двигатель Отто : 2,5-3,6 л (40-54 кВт) |
Длина: | от 6070 мм |
Широкий: | 2265 мм |
Рост: | от 2115 мм |
Колесная база: | от 3450 мм |
Полезная нагрузка: | 1,0-3,5 т |
Mercedes-Benz L 701 (блиц реплика 1945-1949) | |
---|---|
Технические данные (обзор) | |
Двигатель: | Шесть цилиндров — серии, четырехтактный — бензиновый двигатель, четыре-подшипника коленчатого вала |
Клапанный механизм: | подвесные клапаны ( OHV, отбойники с коромыслами ), цилиндрический зубчатый привод боковых распредвалов |
Диаметр цилиндра × ход: | 90 × 95 мм |
Смещение: | 3626 куб. |
Власть: | 73,5 л.с. (54 кВт) при 3120 оборотах в минуту |
Количество масла: | 4,75 литров |
Передача инфекции: | 5 вперед, 1 назад |
Танк: | 92 литра (под сиденьем) |
электр. Система: | 12 вольт, фары 35 ватт |
Длина ширина: | 6070 мм, 2265 мм |
Рост: | 2115 мм (только кабина водителя, без кузова) |
Дорожный просвет: | 25 см |
Колесная база: | 3,6 м |
Диаметр поворота: | 13,1 м |
Пустой вес: | 2495 кг |
Полезная нагрузка: | 3305 кг |
Пермь. Общий вес: | 5800 кг |
Сборка на заводе Opel в Бранденбурге (1936 г.)
После американского управления первоначально действовали пассивно против включения Opels в военных экономиках в нацистском режиме, General Motors пригрозил конфисковать заводы в качестве противника активов. Трехтонная Opel Blitz 3,6 до 36 (см. Как «единичную грузовик» с 1937 года производится на заводе Opel в Бранденбурге Schell план ) был заказан министром обороны Альберта Шпеера в соответствии с лицензией на Daimler-Benz в Мангейме производится с июня 1944 года. Производство, запланированное на Borgward, больше не было возможным после налета американской авиации 12 октября 1944 года на завод Bremen- Sebaldsbrück . Только в 1943 году Opel построил 23 232 автомобиля в Бранденбурге / Гавеле . После уничтожения британской авианалётой 6 августа 1944 года завод в Бранденбурге был восстановлен; Однако производства больше не было. По приказу военного управления СССР в Германии, то разобранные машины были доставлены в Советский Союз и все фабричные здания были разрушены.
В Blitz S с полезной нагрузкой трех тонн был изготовлен только на заводе Daimler-Benz в Мангейме с августа 1944 года до конца войны. К концу войны он не смог произвести более 2500 грузовиков «Блиц»; Таким образом, инвестиции в производство обернулись для Daimler-Benz экономической неудачей. С июня 1945 года завод в Мангейме выпускал грузовики под обозначением L 701 без указания производителя — первоначально с кабиной водителя из ДВП . С августа 1948 года автомобиль получил кабину из листового металла, поставленную Opel .
Грузовики продавались под марками Opel, а также Mercedes-Benz . Opel произвел последние 467 автомобилей в Рюссельсхайме с 1950 по 1954 год из сборных деталей после того, как производство Blitz на Daimler-Benz в Мангейме закончилось 10 июня 1949 года. В этом классе габаритов (грузоподъемность 3 т) от Opel не было модели-преемника. Mercedes произвел L 311 в качестве преемника.
Меньшая модель Blitz с полезной нагрузкой 1,5 т была построена в количестве 16 410 единиц с января 1938 по ноябрь 1942 года в Рюссельсхайме, где производство возобновилось в 1946 году. Автомобиль был приведен в действие 2.5-литровым или 55 л.с. шестицилиндровым бензиновым двигателем с на Opel Kapitän .
Полугусеничный автомобиль Mule также был построен на основе компонентов Blitz времен Второй мировой войны .
Полный привод
Специалисты-историки, изучающие немецкую автомобильную промышленность времен войны, утверждали, что «Опель Блиц» вермахта с полным приводом (проектировался в 38-м году) вовсе не создавался для нужд армии. Поверить в это очень трудно. Автомобиль более чем необходим и вермахту, и СС. У рейха были огромные планы. И кому же, если не компании «Опель», спроектировать и построить такую машину.
База в сравнении с моноприводной моделью стала немного короче. Стандартный грузовик имеет базу в 3600 мм. Кабина вместе с мотором смещена назад. Клиренс оставили таким же, как и был. Он равен 225 миллиметров. Для грузового автомобиля повышенной проходимости это не много. Сзади установлены двускатные колеса. За счет хорошего тягового усилия грузовик мог преодолевать подъемы в 40 градусов.
В систему трансмиссии, как уже было замечено, добавили раздаточную коробку. Ее передаточное отношение составляет 1:1,93. При этом проводить переключение с верхнего ряда передач на нижний можно было даже на ходу — нужно просто использовать двойной выжим сцепления. Для тех лет такая конструкция была редкостью.
Полный привод — это повышенная проходимость и больше возможностей на бездорожье. Но достигаются эти преимущества немалыми жертвами. Так, повысилась проходимость, а вместе с ней увеличился и расход горючего. По паспортным данным грузовик “Опель Блиц” должен был потреблять до 40 л. горючего в условиях передвижения там, где нет дорог. Но нужно сказать, что там, где немецкие солдаты ездили на этих машинах, расход топлива был совсем не важен. Максимальная скорость машины по шоссе достигала 85 км/ч.
Проведенные испытания показали, что эта модель грузовика хорошо справляется со своими задачами. И вот, в 1940 году машину запускают в серию. Первые испытания на долю этого малотоннажного грузовика пришлись уже в 41-м году. Машина проходила испытания в Африке — грузовики приобрели для службы в корпусах Роммеля.
Модификация «Мул»
С 42 по 44 года на базе полноприовдного шасси «Опель» выпустил около четырех тысяч полугусеничных грузовиков-тягачей. Одну из моделей вы можете увидеть на фото ниже.
В модификации использовали облегченные двигатели. Лицензия была закуплена еще до войны. Грузовик оснащался опорными дисковыми катками, а также системой изменения скорости вращения гусениц.
Это был один из самых удачных грузовиков. Эта модель смогла занять место между аналогичной продукцией «Форд» и «Клекнер-Дойц». Масса автомобиля составляла почти шесть тысяч килограмм, а на 100 километров нужно было 50 литров горючего. Скорость, на которую был способен разогнаться грузовик, составляла не более 38 километров в час (ввиду высокой снаряженной массы).
Сегодня можно купить «Опель Блиц (Мул)» 1:35. Это уменьшенная точная модель. Это будет интересно тем, кто увлекается военной и автомобильной историей. На базе шасси создавали и другие модификации, однако — это самые основные из них и наиболее известные.
Молния
История немецкого грузовика «Опель Блиц» и по совместительству одного из основных участников войны начиналась более чем мирно. Автомобиль начали создавать в 30-м году. Компания «Опель», которая год назад перешла в собственность «Дженерал Моторс», запустила в производство серию моделей грузовых автомобилей с грузоподъемностью в одну тонну. В «Опеле», создавая эту машину, заботились совсем не о рейхсвере — тогда немецкая армия еще не отличалась ни силой, ни материальным обеспечением. Германии срочно требовались недорогие, при этом надежные и выносливые грузовички.
Коммерческие автомобили и сейчас редко называют собственными именами. В те годы такой подход и вовсе был новым. Тем более что «Молния» (а именно так и переводится «Блиц»), подошла бы больше спортивному авто или же военному истребителю. Но автомобиль «Опель Блиц (Молния)» был вполне мирным.
Но в 1935 году ситуация изменилась, как изменились и времена для немецкого автопроизводителя. Именно в этом году в Бранденбурге закончили строить современный завод, где планировалось выпускать только грузовую технику. Теперь рейху этих машин требовалось как можно больше. Особо выделялся грузовик, рассчитанный на 3 тонны. Он вышел на свет в 37-м.
Организация трофейного автопарка
Советские бойцы рядом с автомобилями Opel Blitz и Olympia
Использование трофейных автомобилей частями РККА началось с первых дней войны. По самым скромным оценкам в первые полгода, немцы потеряли 35 тысяч грузовиков и 25 тысяч легковых машин. В результате зимнего контрнаступления под Москвой, Красная армия захватила 15 тысяч машин. Обычно трофейные автомобили включались в состав захвативших их частей. Из них формировались внештатные автобатальоны, где количество автомобилей регламентировалось только их наличием.
Зачастую в руки красноармейцев машины попадали в сильно поврежденном, требующем ремонта состоянии. В таком случае машины не подлежавшие ремонту на месте, отправлялись в тыл на ремонтные базы НКО и предприятия автопромышленности. К примеру МосЗИС за время пока функционировал цех трофейных автомобилей, восстановил 14 тыс. автомашин. Негодные к восстановлению трофеи, разбирались на запчасти, которые отправлялись на фронтовые склады автобронетанковой техники, остальное распиливалось на метал.
Опель Блитц на марше
В ходе успешных действий Красной армии на Волге в 1942-1943 гг. было захвачено 80,5 тыс. машин. Причем 70% из них подлежали восстановлению. Однако к концу лета 1943 года, эвакуация трофейных автомобилей на автозаводы уже не производилась. Автопредприятия занимались ремонтом и обслуживанием отечественной и ленд-лизовской техники. Восстановлением вражеских автомобилей занимались фронтовые базы и мастерские. После ремонта они в первую очередь отправлялись в механизированные соединения.
Достоверно не известно сколько трофейных автомобилей служили в Красной армии. К концу войны в войсках их доля оценивалась в 9,1% (около 60,5 тыс. автомобилей).
Современная история компании Opel
Opel Corsa образца 1982 года
Во всей автомобильной промышленности нефтяной кризис, вызванный Первой войной в Персидском заливе с 1980 по 1982 год, вызвал глубокий спад продаж, который почти на 20 процентов был хуже, чем мировой экономический кризис 1929/30 года. Впервые с 1950 года компания Opel понесла убытки, которые оцениваются в 411 миллионов немецких марок на 1980 год. Более 7500 сотрудников были уволены, но некоторые получили отходное пособие. Kadett D, которая являлась новой моделью того времени с передним приводом продавалась удовлетворительно. На немецком рынке небольших автомобилей, на котором с середины 1970-х доминировали Ford Fiesta и VW Polo , появился Opel Corsa, который предлагался в Германии с 1983 года и оказался довольно успешным. Модель производилась на заводе GM в Сарагосе (Испания), открытом в конце 1982 года. С 1993 по 2019 год данная модель производилась также на немецком заводе Opel в Айзенахе.
К 1990 году в группе компаний Opel работало 57 400 человек с годовым оборотом 23 708 миллиардов немецких марок.
Хосе Игнасио Лопес де Арриортуа (2018)
Помимо всего прочего с конца 1980-х годов новаторский дизайн и проблемы с качеством, вызванные строгими мерами по сокращению затрат, предпринятыми менеджером Opel Хосе Игнасио Лопесом де Арриортуа, привели к развитию негативного имиджа бренда Opel, особенно по сравнению с его основным конкурентом VW. Недостатки, известные как «эффект Лопеса», были впоследствии особенно очевидны в преемниках двух объемных моделей Rekord и Kadett, Omega и Astra. После изначально хороших показателей продаж репутация новых автомобилей и, следовательно, бренда Opel пострадала от различных негативных отзывов о продукции. После того, как в 1993 году Лопес перешел на Volkswagen, его обвинили в том, что он забрал с собой внутренние документы Opel / GM и использовал их в VW (дело Лопеса). Ошибки в маркетинге, разработке моделей, производстве и обеспечении качества ввергли Opel в самый тяжелый кризис в истории компании. В начале 1990-х годов компании Opel пришлось уволить много сотрудников.
Отсутствие координации между европейской штаб-квартирой GM в Цюрихе, которая была недавно создана в 1986 году, с руководством Opel в Рюссельсхайме, а также тамошними руководителями, в основном из американской материнской компании GM, которые быстро менялись, все чаще приводило к сбоям в модели политики, проблемами с результативностью производства и обеспечения качества. С начала 1970-х годов по март 2013 года в Opel работали 16 генеральных директоров, семь из которых были немцами (Beickler, Herke, Forster, Demant, Stracke, Sedran, Neumann). Таким образом, средняя продолжительность пребывания на посту составляла менее 2,5 лет. Для сравнения: с 1948 года по 2016 год у концерна Volkswagen AG было всего девять управляющих директоров / председателей совета директоров, а также у компании Lufthansa, которая была основана в 1954 году управляющих было всего семь.
Эти ошибки привели к тому, что доля Opel в регистрации новых легковых автомобилей в Германии упала до 6,93% в 2012 году. По отношению к 1982 г., когда было 18,18% всех регистраций, падение составило более 60%. Постоянные проблемы в экономике также оказывали давление на показатели продаж. В результате миллиарды убытков привели к резкому сокращению производственных мощностей и персонала. На заводе в Бохуме, где из первоначальных 23 000 рабочих мест осталось всего около 6 000.
В октябре 2004 года рабочие объявили забастовку, которая продолжалась несколько дней и закончилась частичным успехом. В 2006 году в группе компании Adam Opel GmbH работало 27 661 человек по сравнению с примерно 44 700 в 1996 году.
Opel Astra J (2009 — 2015)
Поскольку акции Opel не котируются на фондовой бирже, Adam Opel AG был преобразован в GmbH с целью сокращения бюрократии и затрат. Компания была внесена в торговый реестр 7 декабря 2005 года. С осени 2007 года экспорт седана Astra в США, где модель продается под брендом Saturn, поддержал загрузку производственных мощностей европейских заводов. General Motors подсчитала, что экспортный потенциал Astra составит от 20 000 до 100 000 экзеляров.
После глобального финансового кризиса 2008 года 10 сентября 2009 года GM согласилась продать 55% акций Opel группе Magna с одобрения правительства Германии. Позже сделка была отменена.
Грузовик Opel Blitz
Наибольшую известность и распространение в войсках получил в итоге унифицированный 3-тонный грузовой автомобиль «Блиц» моделей «3,6-36S» (4×2) и «3,6-6700А» (4×4). Данные автомобили производились с 1937 года в огромном количестве — около 95 тысяч экземпляров. Это были прочные и простые в эксплуатации автомобили грузоподъемностью 3,3 и 3,1 тонны соответственно. Машины отличались наличием закрытых цельнометаллических кабин, высоким радиатором с вертикальной облицовкой и эмблемой в виде росчерка молнии, а также штампованными округлыми крыльями.
Данные грузовики оборудовались прочной лонжеронной рамой, состоящей из П-образных стальных профилей. Также на машину устанавливался 6-цилиндровый двигатель объемом 3,6 литра, он был позаимствован от легковой машины Опель Адмирал. Также на грузовике устанавливалось сухое однодисковое сцепление, новая 5-ступенчатая коробка переключения передач, гидропривод тормозов, нарезные мосты на продольных полуэллиптических рессорах и задние двускатные колеса. Автомобили обоих типов получали шины одинакового размера 7,25-20 с развитым рисунком протектора. Только два этих грузовика были выпущены сериями примерно в 70 и 25 тысяч штук соответственно. При этом в 1944-1945 годах концерн «Даймлер-Бенц» изготовил еще более 3,5 тысяч заднеприводных грузовых автомобилей «Блиц», оснащенных упрощенной кабиной под мерседесовским индексом L701.
Базовая модель заднеприводного грузового автомобиля «3,6-36S» (Blitz-S) обладала полной массой в 5800 кг и выпускалась с 1937 по 1944 год. Автомобиль имел колесную базу 3600 мм, а его снаряженная масса составляла 2500 кг. Машина снабжалась одним топливным баком емкостью 82 литра и была приспособлена к буксировке двухтонного прицепа. С 1940 года параллельно заводы Опель выпускали полноприводный вариант под обозначением «3,6-6700А» (Blitz-A), который оснащался дополнительной двухступенчатой раздаточной коробкой и укороченной до 3450 мм колесной базой. Помимо этого машина отличалась слегка выросшим размером колеи и большей вместимостью топливного бака — 92 литра. Снаряженная масса полноприводной версии составляла 3350 кг. Максимальная допустимая масса при движении по шоссе — 6450 кг, на местности — 5700 кг. Грузовик мог передвигаться со скоростью до 90 км/ч по шоссе, а расход топлива в зависимости от условия движения равнялся 25-40 литрам на 100 км, запас хода составлял 230-320 км.
То, что на Opel Blitz был установлен карбюраторный шестицилиндровый рядный двигатель от легкового автомобиля Opel Admiral рабочим объемом 3626 куб. см, было обычной практикой для тех лет. При 3120 об/мин данный двигатель выдавал 73,5 л.с., что совпадало по мощности с аналогичным показателем советского ЗИС-5, но при этом объем немецкого двигателя был меньше. Картер двигателя был алюминиевым, а головка цилиндров производилась из серого чугуна. На каждые 100 км пробега автомобиль расходовал при езде по асфальту 26 литров, по грунтовке 35 литров. Максимальный запас хода по шоссе составлял 320 км.
Главным достоинством немецкого грузовика была его высокая скорость. На хорошей дороге «Молния» могла развить скорость 90 км/ч. Причиной такого хорошего для грузового автомобиля тех лет показателя было применение в главной передаче того же передаточного числа (равного 43/10), что и на автомобиле Опель Адмирал. Однако такое решение привело к тому, что Блицы плохо справлялись с буксировкой тяжелых прицепов, а использование прицепа на бездорожье исключалось вовсе.
Степень сжатия также относилась к «легковушечной» величине — 6 единиц, что требовало использования только бензина первого сорта. По этой причине почти совсем исключалось применение трофейного бензина на Восточном фронте. Из-за этого в январе 1942 года в Германии приступили к выпуску модификации с уменьшенной степенью сжатия в двигателе. Таким образом, он был приспособлен под использование 56-го бензина, также было увеличено передаточное число в главной передаче. В ходе изменений мощность двигателя уменьшилась всего до 68 л.с., а максимальная скорость по шоссе упала до 80 км/ч. Для того чтобы автомобиль мог сохранить прежний запас хода, его оснастили 92-литровым топливным баком. Расход топлива при этом вырос до 30 литров по шоссе и до 40 литров по грунтовым дорогам.
Opel Blitz TLF15
Зигзаги молний
25 марта 1945 года американские войска заняли город Рюссельсхайм. Завод вернулся к законным хозяевам. Вскоре началось его восстановление, затем потекли инвестиции. Однако в 1951 году компания General Motors потребовала от филиала Adam Opel AG возмещение потерянных за годы войны дивидендов в размере 22,4 миллиона рейхсмарок в пересчёте на доллары по курсу 1942 года. В самих США это требование назвали «позорным» – получалось, что акционеры не брезговали доходом, кроме прочего, с принудительного труда военнопленных и заключённых концлагерей.
В 1952 году на смену 1,5-тонному «Блицу» пришла 1,75-тонная модель с абсолютно новым дизайном кабины и оперения – снова типично американским. На ней установили экономичный 2,5-литровый двигатель мощностью 58 л.с. Новый Blitz продавался на ура в Западной Германии и на экспортных рынках. Через три года грузоподъёмность машины довели до 2 т, а мощность двигателя – до 62 л.с., предлагали её в двух базовых модификациях шасси и с различными кузовами. Многочисленные заводы и заводики строили на её шасси разнообразную технику: почтовые, продуктовые и мебельные фургоны, автобусы, полицейские, пожарные и коммунальные машины, автомобили скорой помощи, самосвалы – всего не перечесть. Автомобиль стал одним из символов «экономического чуда» ФРГ.
В 1960 году Blitz модернизировали. Округлые формы кабины и длинного капота сменили на угловатые, а капот стал покатым и значительно короче – автомобиль подогнали к тогдашней моде, диктуемой европейскими дизайнерами. На некоторых модификациях применили новый 2,6-литровый двигатель мощностью 70 л.с. В Рюссельсхайме началась реконструкция завода и увеличение выпуска легковых машин, от полного цикла производства новой модификации грузовиков пришлось отказаться и привлечь субподрядчиков. С тех пор кабины и стандартные кузова к Opel Blitz делала фирма Karosseriefabrik Voll KG из баварского города Вюрцбург. Стоит отметить, что позднее фабрика Voll занималась переделкой советских автомобилей ВАЗ-2121 «Лада Нива» в кабриолеты.
Грандиозный подъём экономики ФРГ повысил спрос на грузовые машины малого класса, оживились и конкуренты. Дабы удержать свои позиции на рынке, конструкторы завода Opel обновили в 1965 году Blitz и расширили программу. Капот машины стал «квадратным», 6-цилиндровые грузовики дополнили модификацией с новым 1,9-литровым 4-цилиндровым мотором, развивающим 70 л.с. В следующем году в программу добавили 6-цилиндровый двигатель мощностью 80 л.с., а в 1967-м впервые применили 6-цилиндровый 60-сильный дизель – французский Indenor.
В конце 60-х годов Opel Blitz по-прежнему остаётся одним из самых популярных лёгких грузовиков, занимая в этом сегменте почти половину рынка ФРГ, экспорт также идёт хорошо. Но, поскольку в Рюссельсхайме делали главную ставку на увеличение производства ещё более популярных легковых машин, руководство фирмы приняло, вероятно, роковое решение о прекращении выпуска грузовиков в Западной Германии. На замену подготовили лёгкий грузовик, разработанный британским филиалом компании General Motors заводом Vauxhall Motors в Лутоне, известным грузовиками марки Bedford. В 1973 году он дебютировал в ФРГ, а 10 января 1975 года производство классических «Молний» прекратили. Всего в Рюссельсхайме и в Бранденбурге за 45 лет было выпущено 442 312 грузовых машин Opel Blitz. Автомобиль, давший марке Opel фирменную эмблему в виде молнии, канул в историю.
Гром и молния войны
К середине 30-х годов грузовики Opel Blitz стали самыми массовыми не только в гражданском секторе Германии, но и в возродившейся армии. Американских владельцев поначалу это не смущало, как не смущало и назначение на ключевые должности в их немецком филиале нацистов, и массовые увольнения рабочих и служащих еврейской национальности. Гешефт процветал, дивиденды акционерам в США переводились исправно. В марте 1938-го солдаты вермахта въехали на «Блицах» в Австрию, полным ходом шла подготовка к вторжению в Чехословакию, а 9 июня того же года рейхсканцлер Гитлер наградил ответственного за филиал Opel вице-президента компании General Motors Джеймса Д. Муни Орденом Заслуг германского орла 1-й степени. В тот год Adam Opel AG обеспечил 46,6% всего экспорта Германии, автомобили этой марки нашли своих покупателей в Швеции, Дании, Польше, Аргентине, Южной Африке и даже Коста-Рике, Китае и Новой Зеландии.
Вскоре началась Вторая мировая война. В 1941 году после объявления Германией войны США последние американские служащие фирмы Adam Opel AG вернулись домой. Заводы же оставались формально в собственности General Motors и были объявлены американцами своим «имуществом во вражеских руках».
К 1940 году была закончена разработка новых 3-тонных модификаций: капотный грузовик с новой кабиной и изменённым оперением и его бескапотная версия, они задумывались для мирных целей. Однако начать их производство во время войны было немыслимо, они так и остались прототипами. Один прототип полноприводного армейского грузовика с кабиной над двигателем тоже в серию не пошёл. К тому времени заводы Opel резко сократили производство гражданской продукции. В небольших количествах продолжался выпуск шасси для пожарных машин и автобусов, и бортовых грузовиков для гражданского сектора, с 1943 года они оснащались газогенераторами Imbert. Автомобили Opel Blitz идеально подходили для военной службы. Для нужд вермахта на заводе в Бранденбурге строили в большом количестве специальные 3-тонные модели: стандартный Blitz 3,6-36 S и полноприводный Blitz 3,6-6700 A, до 1942 года выпускалась также лёгкая военная модификация Blitz 2,5-32. В предвоенные и военные годы на базе трёхтонных моделей было создано немало специализированной военной техники как вспомогательного, так и боевого назначения. Она широко применялась немцами и их союзниками на всех фронтах Второй мировой войны, а больше всего, разумеется, на Восточном. «Блиц» был задействован как в «блицкриге», так и в оборонительных боях после его провала. В оккупированных Варшаве и Риге фирма Opel открыла мастерские для ремонта прибывавших с фронта грузовиков. В условиях войны утвердилось превосходство Opel Blitz над другими грузовиками вермахта среднего класса.
Машина была настолько хороша, что в 1944 году в принудительном порядке её производство по лицензии начали на заводе Daimler-Benz в Мангейме под названием Mercedes-Benz L 701. Лицензионный грузовик выпускался только с колёсной формулой 4х2 и в упрощённом виде, он оснащался унифицированной фанерной «эрзац-кабиной». Никаких эмблем на нём не ставили, украшать трёхлучёвой звездой чужую конструкцию руководители знаменитого концерна не захотели. Вероятно, им было не по душе, что их собственные грузовики проигрывали конкуренту. Планировалось производство «Блица» и на заводе фирмы Borgward в Бремене, но после налёта американской авиации на город в октябре 1944 года, надежды освоить в Бремене выпуск у немцев больше не осталось.
Досталось и заводу Opel в Бранденбурге, бомбардировку британской авиацией 6 августа 1944 года он не пережил, к концу войны его восстановили, но автомобили там больше не делали. А в Мангейме выпуск лицензионных машин продолжался до конца войны. Собирали 3-тонный Mercedes-Benz L 701 и после войны – в кооперации c фирмой Opel (часть автомобилей продавалась под этой маркой), которая поставляла кабины. Длилось это до июня 1949 года. Последнюю партию собрали в 1950–1954 годах на заводе Opel в Рюссельсхайме. В июле 1946 года там возобновилось производство старой 1,5-тонной модели Blitz с 2,5-литровым двигателем мощностью 55 л.с. от легковой машины Opel Kapitän, продолжалось оно до 1951 года.
Во время Великой Отечественной войны грузовики Opel Blitz в огромном количестве стали трофеями Советской Армии. Их задействовали на фронтах в Европе и Маньчжурии, служили они в войсках и в послевоенные годы. По мере поступления новой техники их постепенно передавали из армии на работу в народное хозяйство СССР. Не секрет, что конструкция «Блица» оказала заметное влияние на удачный советский грузовик послевоенного периода ГАЗ-51.
Технические характеристики
Покупателю предлагается два дизельных мотора BlueHDI в нескольких модификациях. Они все турбированные с впрыском Common Rail и 16 клапанами.
- Базовый – 1,6-литровый агрегат с двумя версиями: 95 л.с. и 210 H*m момента, либо 115 л.с. и 300 H*m крутящего момента. Динамика его не раскрывается, а по расходу обещается 6,5 литров в городе и 5,7 литра по трассе.
- Альтернатива – тот же двигатель, только уже 2-литрового объема. Предлагается 155-сильная и 177-сильная версия. Крутящий момент равен 370 и 400 H*m соответственно. Расходует мотор больше – 7,2 литра в городе и 5,1 литра по трассе.
Базовый двигатель стыкуется с 5-ступенчатой механикой, остальным ДВС кроме самого мощного ставят 6-ступенчатые. Топовый ДВС стыкован с 6-ступенчатым автоматом, но его не устанавливают российским моделям.
Платформа естественно от Зафиры (EMP2), поэтому подвеска идентичная – независимая конструкция на стойках МакФерсон спереди и многорычажная архитектура сзади. Настроено все немного жестковато, что нормально для минивэнов. Тормозная система вкруг дисковая, а усилитель руля электрический.