история
BMW, на котором Гастон Райер выиграл ралли в 1985 году (в музее двухколесных транспортных средств Неккарзульма )
Автомобили автопробега в Париже, 1992 г.
Первое ралли Дакар стартовало в Париже 26 декабря 1978 года и завершилось в Дакаре 14 января 1979 года . Основателем мероприятия был француз Тьерри Сабин . Организатором в то время была Организация Тьерри Сабина . После его смерти его отец руководил ралли на несколько лет, но затем продал права спортивной организации Амори (ASO), которая до сих пор управляет ралли. ASO — крупная французская спортивная компания, которая z. Б. также организует Тур де Франс .
Сабин был вдохновлен участием в ралли Абиджан-Ницца, где он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне в 1977 году . Девиз Сабины часто цитировался: «Если жизнь наскучит, рискните!» — Сам он погиб 14 января 1986 года в Мали в результате крушения вертолета во время песчаной бури во время «своего» ралли «Дакар». В память о нем маленькое дерево акации на холме на северо-востоке Нигера было названо Arbre Thierry Sabine . О нем и его аварии напоминают мемориальный камень и иллюстрированная книга.
В 2008 году ралли «Дакар» состоялось не впервые за свою 30-летнюю историю. 4 января, всего за день до запланированного старта в Лиссабоне, организатор отменил соревнования из-за срочного предупреждения о поездке от французского правительства. Помимо убийства четырех французских туристов 24 декабря 2007 года и смертельного нападения на трех солдат на границе с Алжиром, сам митинг имел террористическую угрозу.
В результате террористической угрозы и отмены в 2008 году ралли «Дакар» в 2009 году больше не проводилось в Африке, а в Южной Америке. Митинг стартовал 3 января 2009 года в Буэнос-Айресе и завершился там 18 января 2009 года . Всего предстояло освоить около 6000 км зачетного маршрута, причем ралли проходило не только через Аргентину, но и через Чили .
Бывший директор гонки ралли Дакара, Юбер Ориоль, затем организовала в Африке Eco Race с Рене Метдж, который проходил в первый раз в 2009 году. После этого спортивная организация Амори запретила дальнейшее участие Ориоля в Africa Eco Race с помощью временного судебного запрета.
В 2010 году ралли «Дакар» снова прошло в Аргентине и Чили. Митинг стартовал 2 января 2010 года в Буэнос-Айресе, где 17 января прошла церемония награждения. Дакар 2011 года снова начался в Буэнос-Айресе 1 января 2011 года и завершился 15 января 2011 года. В 2012 году маршрут вел из Мар-дель-Плата в Аргентине через Чили в Лиму ( Перу ).
После того, как все больше и больше стран отказались от участия по соображениям экономии, ралли 2019 года впервые в своей истории состоялось всего в одной стране — Перу . Старт и финиш были в Лайме . Акция проводится в Саудовской Аравии с 2020 года . Давид Кастера, бывший организатор Ралли дю Марок, стал новым директором гонки с 2020 года.
С момента рекорда по участию в 2007 году с 525 автомобилями, количество участников непрерывно сокращается с 2009 года с переездом в Южную Америку и на Africa Eco Race, которая проводится с того же года . В 2009 году в ралли приняли участие 500 автомобилей. С переездом в Саудовскую Аравию в 2020 году их было 342, а в 2021 году — только 310. С 2009 года в ралли Дакар приняло участие почти на 160 автомобилей меньше, и примерно такое же количество автомобилей в Африке Eco Race за тот же период. Africa Eco Race рассматривается авторитетными командами ралли-рейдов и международной спортивной прессой как соревновательное мероприятие в Африке перед ралли Дакар.
Классы и группы транспортных средств
Мотоциклы
По состоянию на 2017 год к участию в данном классе допускаются одноцилиндровые и двухцилиндровые серийно выпускаемые мотоциклы, разрешённые к эксплуатации на дорогах общего пользования с объёмом двигателя не более 450 cc. Все категории допускают определённую доработку и экипировку мотоциклов для бездорожья. Класс разделён на следующие группы
1. Elite — допускаются только спортсмены входящие в специальный список Спортивной организации Амори
2 — в эту группу входят все остальные мотоциклисты. Группа подразделяется на две подгруппы:
2.1. Super-Production — общие требования к технической части.
2.2. Marathon — в отличии от остальных запрещает заменять ключевые компоненты мотоцикла, в частности двигатель, раму, вилку и другие, во время соревнований. До 2009 года группа Marathon к тому же не допускал модификаций основных узлов мотоцикла.
Квадроциклы
До 2009 квадроциклы формально относились к классу мотоциклов, но затем получили собственный равноправный зачёт. На данный момент (2017 год) они разделены на две подгруппы
3.1 — одноцилиндровые квадроциклы с приводом на два колеса и объёмом двигателя до 750 cc
3.2 — одноцилиндровые и двухцилиндровые квадроциклы с полным приводом и объёмом двигателя до 900 cc
Автомобили — T1, T2 и Open
К классу «Автомобилей» допускают транспортные средств массой менее 3500 кг, которые подразделяются на несколько категорий или групп
Т1 — модифицированные и усовершенствованные внедорожники.
Т2 — серийные модели внедорожников
Open — включает прочие автомобильные транспортные средства с массой до 3500 кг, например такие как SCORE International
Первоначально автомобили европейских автомобильных марок, таких как Renault 4, Land Rover, Range Rover, Mercedes-Benz G, Volkswagen Iltis и Pinzgauer, а также японские — Toyota Land Cruiser, доминировали в ралли. Mitsubishi Pajero и Mitsubishi Montero являются наиболее успешными моделями за всю историю ралли, в том числе на протяжении 7 лет подряд в период 2001—2007 гг. Другие производители также представляли к ралли свои модифицированные серийные модели: Citroen, Peugeot (405 T16 и 205 T16) и Porsche.
Mercedes Benz M, BMW X5 и BMW X3, Hummer H1 и Hummer H3 также были представлены среди участвующих моделей, но не появляются на позициях лидеров.
Грузовики — T4 и T5
Класс «Грузовиков» представлен транспортными средствами массой более 3500 кг. Он разделен на две группы: Т4 и Т5.
Т4 — принимают участие в гонке
Т4-1 — включает серийные заводские модели.
Т4-2 — включает модифицированные и усовершенствованные модели.
Т4-3 — «быстрые технички». Включает модифицированные и усовершенствованные модели, основное назначение которых не победа в гонке, а поддержка «своих» машин запчастями и ремонтом
Т5 — грузовики этого класса не принимают участие в гонке и являются автомобилями технической поддержки соревнующихся команд.
В гонках принимают участие грузовики следующих марок: DAF, GINAF, Hino, IVECO, КАМАЗ, LIAZ, MAN, МАЗ, Mercedes-Benz, Renault Kerax, Scania, Tatra, и Unimog. В 1980-х годах, сильная конкуренция между DAF и Mercedes-Benz привела к появлению транспортных средств, которые были оснащены двумя двигателями общей мощностью более 1000 л.с. После 2000 года в зачете грузовиков лидируют КАМАЗ и Tatra.
Покорение «Дакара» и победная тактика
Ралли-рейд «Дакар» на протяжении многих лет был известен как «Ралли Париж – Дакар». Этот ежегодный трансконтинентальный марафон был основан французским мотогонщиком Тьерри Сабином. В 1977 году Тьерри потерялся в ливийской пустыне во время ралли Абиджан – Ницца. После того как Сабин выбрался из пустыни, он решил, что это место отлично подойдет для очередного ралли. Так в 1978 году состоялась первая гонка, которая стартовала в Париже, а финишировала в столице Сенегала – Дакаре. Африканская пустыня «испытывала» гонщиков до 2009 года, пока марафон не был перенесен в Южную Америку. В 2019 году организаторы ралли-рейда подписали пятилетний контракт на проведение марафона в Саудовской Аравии.
Основные правила «Дакара», несмотря на переезд, мало изменились. Гонка проводится в самом начале года и продолжается 12-14 дней. Вся дистанция ралли разбивается на отдельные участки. Побеждает тот, кто преодолеет маршрут за наименьшее время. Победители определяются в четырех категориях: мотоциклы, квадроциклы, автомобили (джипы) и грузовики.
«КАМАЗ» впервые заявился на «Дакаре» еще в 1990 году. Тогда три, еще советских, экипажа до финиша не добрались. Весь следующий год камазовцы трудились над новым грузовиком. В итоге в 1991 году в Париж прибыли сразу пять трехосных грузовиков модели 43101 с восьмицилиндровыми моторами с мощностью 430 лошадиных сил. На «Дакар-1991» наша команда вышла не только с новыми машинами, но и совершенно новой тактикой прохождения рейда – сразу после раздельного старта тот боевой пилот, который начал дистанцию раньше, ждет второго, а затем оба едут в одном темпе и помогают друг другу. Эта идея была поистине новаторской для спортивных гонок, в ее целесообразности сомневались даже пилоты самого «КАМАЗа». Но результат поразил всех – во втором ралли команда заняла второе и третье место, а в 1996 году впервые стала победительницей «Дакара».
Новаторская победная тактика успешно используется по сей день, самое последнее доказательство тому – случай на недавно прошедшем «Дакаре-2022». На одном из последних этапов Эдуард Николаев, отстающий от Дмитрия Сотникова всего на 10 минут, остановился, чтобы помочь застрявшему экипажу Сотникова. Это яркий пример того, что «КАМАЗ-мастер» в сложных ситуациях действует прежде всего как команда. Кстати, одна из особенностей российской команды – технически грамотные специалисты. В случае аварии пилоты в силах самостоятельно устранить неисправность, что нередко происходит на ралли, и от чего зачастую зависит исход всей гонки.
Конечно, коллектив команды – это не только спортсмены
Десятки человек – технический, инженерный и менеджерский персонал – те, кто не на виду, но являются такой важной опорой наших гонщиков. А еще за командой «КАМАЗ-мастер» стоит весь «КАМАЗ»
Большинство предприятий автозавода так или иначе участвуют в создании деталей для спортивных машин.
Часто задаваемые вопросы
- Он сильно отличается от BM 250 Enduro DD? Отличий много, отсюда и столь существенная разница в цене. Из общего у этих мотоциклов только некоторые второстепенные детали, а вот ходовая часть и силовая установка у них совсем разные.
- Какой ресурс у этого двигателя? Согласно утверждению производителя, в экстремальных условиях эксплуатации, то есть на соревнованиях, мотор выдерживает не менее 100 моточасов. А при гражданской эксплуатации его ресурс вообще практически неограничен, если за мотоциклом следить и вовремя его обслуживать.
- У него есть ПТС? Можно выезжать на ДОПы? Да, эта модель оснащена всей необходимой светотехникой, и считается транспортным средством, а не спортивным инвентарём.
Регламент и особенности навигации на ралли «Дакар»
Согласно регламенту, дистанция ралли «Дакар» разделена на ежедневные этапы в 700-900 километров, включающие в себя «лиазоны» (обычно это дороги и пути общественного пользования), ведущие к или от «спецучастков». Зачётные баллы начисляются за скорость и правильность прохождения последних, подсчитываясь после каждого заезда и корректируя расположение участников в турнирной таблице.
В зависимости от места определяется позиция водителей на старте следующего дня, где используется система временных фор. Гонщики ралли «Дакар» стартуют индивидуально, с 2-минутными интервалами, начиная с категорий мототехники и заканчивая грузовыми классами. С начала второй десятки «турнирки» время между стартующими уменьшается до 1 минуты.
Размеры форы всех этапов неизменны и не могут быть увеличены или уменьшены, в отличии от «зачётного» времени прохождения «спецучастка». Его могут изменить организаторы, наложив штрафные минуты за ошибки на дистанции, «дозаправку» на местных АЗС и помощь в навигации. Время может быть и «вычтено» (компенсировано) в случае форс-мажора. Например, если автогонщик остановился помочь сломавшемуся сопернику, как по правилам обязан поступить каждый участник.
Имеет свои особенности и навигация в — маршрут всего ралли-рейда держится в тайне. Экипажи перед самой гонкой получают информацию об очередном этапе, причём, только данные ориентиров и контрольных точек (иногда совмещённых с передвижными станциями дозаправок и техпомощи) без указания их GPS-координат.
Движение по маршруту на ралли «Дакар» происходит при помощи навигационного прибора Unik II, показывающего направление к очередным контрольным пунктам. Сложности вызывает то, что гонщик должен находиться в определённом радиусе от них, чтобы устройство поймало сигнал. В экстренных случаях, с помощью специального кода можно открыть GPS-карту с расположением всех «зачётных» точек, но «подсказки» наказываются штрафным временем.
За выполнение участниками навигационных требований организаторы Ралли «Дакар» следят с помощью GPS-трекера IriTrack, в режиме реального времени отслеживая их местоположение. Он используется и для экстренной связи с экипажем, в частности в аварийных и особо опасных ситуациях. Применяются и секретные контрольные точки на «спецучастках», фиксируя появление каждого спортсмена.
Ралли без трассы
Согласно своему словарному определению, под ралли понимается заезд на короткие или длинные дистанции, проходящий по автомобильной дороге. В связи с этим название «Ралли Париж-Дакар» становится не совсем логичным, поскольку трассой бескрайние барханы африканских пустынь назвать трудно. Такое «ралли» – настоящая проверка на выносливость машины и её водителя, и зачастую неизвестно, кто выйдет из строя первым.
До 1985 года заезд традиционно стартовал из Парижа, однако после организаторы приняли решение разнообразить маршруты, и в качестве исходного пункта стали выступать различные города Франции, Испании и Португалии. История вновь внесла свои коррективы в название, и гонка стала называться «Ралли Дакар».
Статистика по числу побед в ралли
Автомобили
7 |
|
Ари Ватанен | 4 |
Рене Метж | 3 |
Пьер Лартиг | 3 |
Жан-Луи Шлессер | 2 |
Хироси Масуока | 2 |
Нассер Аль-Аттия | 2 |
Карлос Сайнс | 2 |
Ален Женестье | 1 |
Фредди Коттулински | 1 |
Клод Марро | 1 |
Жаки Икс | 1 |
Патрик Занироли | 1 |
Юха Канккунен | 1 |
Юбер Ориоль | 1 |
Брюно Саби | 1 |
Кэндзиро Синодзука | 1 |
Жан-Пьер Фонтене | 1 |
Ютта Кляйншмидт | 1 |
Люк Альфан | 1 |
Жиниэль де Вильерс | 1 |
Нани Рома | 1 |
21
Финляндия Финляндия
5
Япония Япония
3
Испания Испания
3
Катар Катар
2
Бельгия Бельгия
1
Германия Германия
1
Швеция Швеция
1
ЮАР ЮАР
1
Мотоциклы
Кубок конструкторов12 |
|
Peugeot | 7 |
Citroën | 4 |
Volkswagen | 4 |
MINI | 4 |
Range Rover | 2 |
Porsche | 2 |
Schlesser Buggy | 2 |
Renault | 1 |
Mercedes-Benz | 1 |
- Жан-Поль Коттре — 6
- Мишель Перен — 4
- Бруно Берглунд — 3
- Бернар Жиру — 2
- Доминик Лемойн — 2
- Анри Манье — 2
- Филипп Монне — 2
- Жиль Пикар — 2
- Андреа Шульц — 2
- Лукас Крус — 2
- Жозеф Тербьё — 1
- Герд Лёффельман — 1
- Матьё Баумель — 1
- Клод Брассер — 1
- Жан Да Сильва — 1
- Паскаль Маймон — 1
- Бернар Марро — 1
- Юха Пииронен — 1
- Доминик Серийе — 1
- Дирк вон Зитзевич — 1
- Тимо Готтшальк — 1
- Франция Франция — 25
- Германия Германия — 5
- Швеция Швеция — 3
- Андорра Андорра — 2
- Испания Испания — 2
- Финляндия Финляндия — 1
6 |
|
Сириль Неве | 5 |
Сириль Депре | 5 |
Марк Кома | 5 |
Эди Ориоли | 4 |
Ришар Сан | 3 |
Юбер Ориоль | 2 |
Гастон Райе | 2 |
Фабрицио Меони | 2 |
Жиль Лалай | 1 |
Нани Рома | 1 |
Тоби Прайс | 1 |
Сэм Сандерленд | 1 |
Маттиас Валкнер | 1 |
22
Испания Испания
6
Италия Италия
6
Бельгия Бельгия
2
Австрия Австрия
1
Кубок конструкторов17 |
|
Yamaha | 9 |
BMW | 6 |
Honda | 5 |
Cagiva | 2 |
Квадроциклы
3 |
|
Алехандро Патронелли | 2 |
Йозеф Махачек | 1 |
Игнасио Касале | 1 |
Рафал Соник | 1 |
Сергей Карякин | 1 |
5
Чехия Чехия
1
Чили Чили
1
Польша Польша
1
Россия Россия
1
Кубок конструкторов
9
Грузовики
7 |
|
Карел Лопрайс | 6 |
Эдуард Николаев | 3 |
Жорж Гроан | 2 |
Франческо Перлини | 2 |
Фирдаус Кабиров | 2 |
Жерар де Рой | 2 |
Жан-Франсуа Дюнак | 1 |
Зохра Атауат | 1 |
Адриен Вийетт | 1 |
Пьер Лальо | 1 |
Карл-Фридрих Капито | 1 |
Джакомо Висмара | 1 |
Ян де Рой | 1 |
Джорджио Вилла | 1 |
Жак Юсса | 1 |
Виктор Московских | 1 |
Петер Райф | 1 |
Ханс Стэйси | 1 |
Андрей Каргинов | 1 |
Айрат Мардеев | 1 |
15
Чехия Чехия
6
Франция Франция
6
Италия Италия
4
Нидерланды Нидерланды
3
Австрия Австрия
1
Алжир Алжир
1
Германия Германия
1
БИТВЫ МОТОРОВ
Все участники «Дакара» делятся на раллийные автомобили, мотоциклы, квадроциклы и грузовики. В каждом классе выявляется свой победитель ралли-рейда, хотя есть и абсолютный зачет. В гонках принимают участие как профессиональные спортсмены в составе заводских команд, так и любители
Но хотя последних на порядок больше, говорят о них и показывают намного реже, ведь все внимание сосредоточено на сражении лидеров, у которых и машины помощнее, и ресурсов несравнимо больше. Классические битвы вошли в историю — в классе мотоциклов это BMW против Honda в 1980-х, среди легковых авто -Peugeot 205/405 против Mitsubishi Pajero во второй половине 1980-х или новое поколение Mitsubishi Pajero против Citroen ZX в 1990-х, в классе грузовиков — Камаз против Tatra в тех же 1990-х
Во все эти дуэли каждой из заводских команд были вложены десятки и сотни миллионов долларов. Ведь крупные автопроизводители в конечном счете приходят в ралли для рекламы и испытаний техники. И в результате мы наблюдали коммерческий успех Volkswagen Touareg или Mitsubishi Pajero. Но любители, даже не обладая такими же масштабными ресурсами, как гранды, часто могли навязать им борьбу. Среди таких энтузиастов выделяется гонщик Жан-Луи Шлессер, который на багги собственной конструкции с моторами Renault дважды побеждал в «Дакаре» — в 1999 и 2000 годах. Ну ладно, Шлессер — миллионер и бывший гонщик «Формулы-1». Опытнейший менеджер, конечно, знал, чем привлечь спонсоров. А вот успешное выступление французских экипажей на советской «Ладе» в начале 1980-х, наделавшее шума, объяснить сложнее. Третье место в классе автомобилей в 1981-м,второе в 1982-м и 1983-м было подано в СССР как триумф отечественной техники. Но едва ли не важнее удачной конструкции ВАЗ была французская доработка раллийной версии, и, конечно, неоспоримы заслуги пилотов и механиков. Говоря об откровенной экзотике, нельзя не вспомнить 1980 год, когда в «Дакаре» приняла участие французская команда из четырех… мотороллеров Vespa! Но удивительно даже не то, что городские мотоциклы выпустили на 10 000 километров изнурительного бездорожья, а то, что двое из четырех гонщиков Vespa добрались до финиша. И это при том, что лишь 37% участников всего пелотона смогли пройти всю дистанцию. В 1981-м на дистанцию вышел еще один «неформатный» автомобиль. Rolls Royce Corniche под управлением Тьерри де Монкоржа появился на «Дакаре» в результате пари, которое пилот заключил с друзьями. Однако машина, которая таки дошла до финиша, имела очень мало общего с оригинальным автомобилем королевских кровей — лишь внешний вид. Пустыню «Роллс-Ройс» преодолел благодаря пластиковому облегченному кузову, двигателю Chevrolet V8 и шасси Land Cruiser 4×4.
Участники «Дакара-2022»
Всего в этом году примут участие 1065 гонщиков на 149 мотоциклах, 97 автомобилях, 58 грузовиках и 21 квадроцикле! Российские экипажи в «Дакаре-2022» представлены в четырех из пяти зачётах (кроме мотоциклов).
В зачёте квадроциклов от России выступит Александр Максимов (номер 193).
В зачёте внедорожников Владимир Васильев (Россия) и штурман Олег Уперенко (Латвия) (номер 208), Денис Кротов и Константин Жильцов (номер 216), Ясир Сейадан (Саудовская Аравия) и Алексей Кузьмич (Россия) (номер 218).
В зачёте мотовездеходов Павел Лебедев и Кирилл Шубин (номер 312), Борис Гадасин и Дмитрий Павлов (номер 315), Андрей Новиков и Дмитрий Кожухов (номер 320), Сергей Карякин и Антон Власюк (номер 406), а также Татьяна Сычева и Александр Алексеев (номер 465).
В зачете грузовиков от российской команды «КАМАЗ-мастер» выступят четыре экипажа. На привычных КАМАЗах-43509 поедут экипажи:
- Антона Шибалова (штурман Дмитрий Никитин – механик Иван Татаринов), номер 501;
- Андрея Каргинова (штурман Андрей Мокеев – механик Иван Мальков), номер 509.
На новых КАМАЗах-435091 семейства К5 поедут экипажи:
- Дмитрия Сотникова (штурман Руслан Ахмадеев – механик Ильгиз Ахметзянов), номер 500;
- Эдуарда Николаева (штурман Евгений Яковлев – механик Владимир Рыбаков), номер 505.
Поставить на спорт с высокими коэффициентами
Самым главным разочарованием для болельщиков из старт СНГ стало то, что белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» не примет участие в «Дакаре-2022». Данное решение компании A.S.O удивило даже саму команду.
KTM 450 RALLY REPLICA
На мотоциклах этой марки выступает большинство гонщиков в нынешнем ралли. Видимо, девиз «ready to race» оправдывает свое. Бесспорно, это один из самых ‘спортивных’ производителей мотоциклов. KTM 450 RALLY REPLICA Factory Edition — мотоцикл, который дебютировал в 2014 году, как раз после того, как изменился технический регламент.
Двигатель и раму австрийцам пришлось конструировать с нуля, но в итоге получился довольно-таки отличный байк. Два бензобака, отдельных для каждого из них бензонасосы, подвеска WP, шестиступенчатая коробка передач, гидравлическое сцепление — все это делает данный раллийный снаряд серьезным конкурентом для Honda и Yamaha, даже не взирая на вес — порядка 140 кг. Доказательство тому — его послужной список и его популярность. В нынешнем году в марафоне на KTM 450 RALLY REPLICA выступает целая плеяда именитых спортсменов.
Транспортные средства и категории
Porsche 959 — победитель Дакара 1986 года .
Пять основных категорий: мотоциклы, автомобили, грузовики, квадроциклы (с 2009 года) и SxS (с 2017 года).
Мотоцикл категория включает в себя различные подкатегории, например, менее 450 см 3, категории марафона (производство велосипедов), или даже каре, которые стали категорией в своем собственном праве в 2009 году авто категории включены в ее начале три суба -категории: T1 (серийные автомобили), T2 (модифицированные серийные автомобили) и T3 (прототипы автомобилей). Эти грузовики были изначально включены в категорию автомобиля, но у них есть с 2000 года своей собственной категории. Прототипы грузовиков были запрещены в конце 1980-х из-за достигнутой высокой скорости, что привело к нескольким серьезным авариям.
Некоторые производители используют «Дакар» и как лабораторию, и как витрину, чтобы продемонстрировать надежность своих автомобилей, хотя те, которые участвуют в нем, значительно модифицированы по сравнению с серийными автомобилями.
победитель конкурса 2016 года .
Первоначально несколько производителей автомобилей использовали ограниченные ресурсы — чаще всего через частных пилотов, — например, Land Rover, Renault, Volkswagen, Mercedes, Lada и т. Д. Затем пришли производители через заводские команды с большими ресурсами, такие как Porsche, Mitsubishi, Peugeot и Citroën . Это привело к увеличению затрат и производительности и привело к запрету на создание прототипов T3 для заводских команд в 1997 году; тем не менее, T3 все еще могут использоваться частными командами. Слияние категорий T2 и T3 в 2002 году ознаменовало возвращение заводских прототипов. Наконец, в году произошла перемена между категориями T1 (теперь прототипы) и T2 (теперь серийные автомобили).
В 1980-х годах, столкнувшись с нерациональным использованием ресурсов официальными командами и рисками, которые это представляло для любителей, которые больше не могли идти в ногу со временем, организаторы решили запретить воздушную помощь (таким образом, Porsche располагала большим парком вертолетов). ), радиомаршрутизация и ограничение использования GPS.
Частные команды, более или менее удачливые, тоже могут побороться за первые места. Жан-Луи Шлессер после завершения своей карьеры в чемпионате мира по спортивным автомобилям построил свои собственные багги при поддержке таких производителей, как Seat, Renault, а затем Ford . Он выигрывал Дакар 1999 и 2000 годов в автомобильной категории.
Среди грузовиков отметим присутствие таких производителей, как КАМАЗ, Iveco, Tatra и Daf, которые вместе собрали большинство побед в категории грузовиков с 1979 года .
Категории
Кот. | Описание |
---|---|
Машины | |
T1.1 | Доработанные полноприводные бензиновые автомобили |
T1.2 | Модифицированные полноприводные дизельные автомобили |
T1.3 | Доработанные полноприводные бензиновые автомобили |
T1.4 | Доработанные двухколесные дизельные автомобили |
T2.1 | Автомобили бензиновой серии |
T2.2 | Автомобили дизельной серии |
T3.1 | Доработанный вагон + 1050 см 3 света |
T3.2 | Доработанные автомобили + 1050 см 3 лёгкого бензина |
T3.3 | Доработанные автомобили + 1050 см 3 Легкие мотоциклы с двигателем |
Открыть 1 | Автомобили с международным рейтингом |
Открыть 2 | Полноприводные автомобили массой более 2,8 тонны и шириной менее 2,20 метра |
Грузовые автомобили | |
T4.1 | Серийные грузовики |
T4.2 | Доработанные грузовики |
T4.3 | Машины помощи |
Мотоциклы | |
Группа 1 | Мотоциклы Элитной регуляции |
Группа 2.1 | Мотоциклы «Super Production» макс. 450 см 3 |
Группа 2.2 | Мотоциклы «Марафон» макс 450 см 3 |
Квадроциклы | |
Группа 3.1 | Квадроциклы 2 ведущие колеса макс 750 см 3 |
Группа 3.2 | Квадроциклы 4 ведущие колеса макс 900 см 3 |
История возникновения Ралли «Дакар»
Победа особенно престижна из-за многотысячного километража гонки и её условий, когда дороги сменяют направления, песчаные барханы грязевыми лужами, а знойное солнце проливными ливнями. Идейным вдохновителем и организатором «Paris Dakar Rally» стал француз Тьерри Сабин, едва не погибший во время марафона «Ницца-Абиджан» 1977 года. Заблудившийся в пустыне мотогонщик был случайно обнаружен племенем туарегов через трое суток. Это подтолкнуло его проработать маршрут нового ралли по африканскому континенту — опасному и труднопроходимому, с минимальным количеством дорог и максимальным числом природных препятствий.
Дебютный сезон «Париж-Дакар» состоялся в 1978 году, а старт гонки прошёл 26 декабря в Париже, с площади Трокадеро. Финишной точкой выбрали Дакар, столицу Сенегала в Западной Африке, которую пилоты достигли через три недели, проехав через Алжир, Мали, Нигер и Буркина-Фасо. На стартовую черту вышли 182 гонщика (90 на мотоциклах, 80 на легковых автомобилях и 12 на грузовых), но финиша достигли лишь 74. Водители преодолели около 10 тысяч километров, причём более 3-х составили спецучастки.
Разделение техники на классы авто-, мото- и грузовой произошло со второго (январь 1980-го) года проведения, поэтому наградной подиум в 1979-м оказался один. Он целиком достался мотогонщикам, а «золото» и звание первого чемпиона «Дакара» (изначально использовалось как общепринятое сокращённое название ралли-рейда) завоевал француз Сирил Неве, выступавший на Yamaha XT500. Отличились и его соотечественники, «автомобилисты» на Range Rover V8, единственный раз в истории турнира завоевав победу тройкой из пилота, штурмана и механика. В дальнейшем функции последнего взяли на себя другие члены экипажа. «Грузовая» категория получила официального победителя в 80-м. Им стала алжирская команда на Sonacome, грузовике автомонополиста Алжира, созданного как филиал французской Berliet.
Массовые неудачи участников дебютного ралли оказавшегося «марафоном на выживание», не смутили автомир, собрав в следующем году ещё больше желающих попробовать свои силы. Традиционно гонка начиналась в январские дни в Париже и заканчивалась в Дакаре, но с 1995 года (из-за протестов общественности касательно массового скопления техники, создающей транспортный коллапс в городе) французская столица дала только два старта (1998 и 2001). Подменяли её испанские Гранада (1995, 1996, 1999) и Барселона (2005), Аррас (2002), Марсель (2003) и Клермон-Ферран (2004) от Франции, португальский Лиссабон (2006, 2007) и даже сам Дакар (1997 и 2000).
Несколько раз переносилось и место финиша. В 1992 Paris-Dakar пересёк всю Африку, финишировав в ЮАР, в Кейптауне, неподалёку от мыса Доброй Надежды, крайней юго-западной точке африканского континента. В 2000 водители ехали из Дакара в египетский Каир, а в 2003 из Марселя в Шарм-эш-Шейх (Египет). В 1994 гонку «закольцевали», начав и закончив в Париже, в 1997 поступив так и со столицей Сенегала. Всего же за всё время проведения этапы приняли 29 стран.
Последним сезоном «классического», западноафриканского «Париж-Дакара» стал 2007 год. Угрозы террористов из «Аль-Каиды» требовавших отмены проведения гонки и убивших четырёх граждан Франции в Мавритании в декабре того же года, организаторы восприняли всерьёз. Они приняли решение о переносе соревнований в Латинскую Америку до «нормализации обстановки» (фактически — на неопределённый срок, учитывая активность различных террористических групп), отказавшись от проведения ралли-2008.
С 2009-го ралли-рейд проходит по Южной Америке, «освоив» вначале Аргентину и Чили, расширив в 2013 географию проведения до Перу и, в 2017, Парагвая с Боливией. При этом, название осталось по-прежнему узнаваемым – ралли «Дакар», потеряв свою «европейскую» часть. Оставшийся в Африке маршрут использует другое «внедорожное» соревнование, Africa Eco Race.