60 тонный тонар 7501 испытывают углем кузбасса

Достоинства и недостатки

Сегодня многие предпочитают купить самосвал Тонар из-за его неприхотливости и удобства эксплуатации. Кроме того, он выделяется рядом преимуществам, позволяющих успешно замещать такой техникой более дорогостоящие зарубежные аналоги. К плюсам стоит отнести:

  • Наличие моделей с возможностью выгрузки спереди и сзади, что расширяет сферу применения.
  • Адаптация к сложным условиями эксплуатации, легкость перемещения по любым дорогам.
  • Мощная рама с высоким клиренсом.
  • Надежная защита всех жизненно важных узлов автомобиля.
  • Возможность применения самосвала Тонар в сцепке, что повышает его грузоподъемность.
  • Надежность всех агрегатов.
  • Тройной запас прочности у подвески, способной выдерживать даже повышенные нагрузки.
  • Применение толстой стали для изготовления кузова.
  • Продуманная подвеска.
  • Качественное сервисное обслуживание.
  • Ремонтопригодность всех узлов.

Недостатки:

  • Сложная конструкция, которая может привести к ряду трудностей в процессе эксплуатации.
  • Встречаются жалобы на поломки некоторых узлов из-за повышенных нагрузок.
  • Простой интерьер салона без каких-то намеков на комфортность. В этом отношении транспорт проигрывает зарубежным аналогам.
  • Небольшой диаметр колес, из-за чего последние при большой загрузке с легкостью уходят в грунт.
  • Сравнительно небольшое тяговое усилие, которого может не хватить для подъема транспорта при движении вверх. В частности, это обусловлено малым передаточным числом.

Централизованная система смазки Lincoln

На все технологические самосвалы ТОНАР устанавливается система централизованной автоматической смазки Lincoln Quicklube, обеспечивающая подачу смазочного материала в 24 точки. Герметичное оборудование исключает попадание абразива в пары трения, снижает расход материалов из-за точной дозации, снижает трудозатраты на техобслуживание. При этом повышается срок службы таких узлов, как шкворни, пальцы, рулевые тяги и наконечники, серьги рессор, опоры подвесок и кабин. Коробка передач у обеих машин одна – американский автомат Allison венгерской сборки. Передние балки различимы по толщине. Ведущие мосты одинаковые марки Hande из Поднебесной. Тормозное и пневмооборудование построено в основном на компонентах Wabco из Германии. Гидроцилиндры подъёма кузова итальянские, марки Penta. Многие РТИ и силиконовые детали прибыли из Санкт-Петербурга, от . Радиатор системы охлаждения двигателя, масляный теплообменник и интеркулер ТАСПО изготовлены в белорусских Смолевичах. Кстати, было заметно, что все трубопроводы изготовлены и прилажены на ТОНАРе прямо по месту. А вот сиденья водителя и пассажира, носящие марку Grammer были сделаны в Республике Татарстан, в городе Елабуга. Шины марки AEOLUS, консолидированного предприятия, учреждённого Таможенной администрацией Народной Республики Китай.

Плюсы и минусы спецтехники

К плюсам Тонар прицеп можно отнести следующие моменты:

  • модельный ряд включает варианты с разгрузкой назад или в стороны, что позволяет использовать агрегаты в разных сферах;
  • при работе в экстремальных климатических условиях, кузов можно обрабатывать незамерзающим покрытием;
  • конструкция соответствует суровым реалиям эксплуатации;
  • большой запас прочности;
  • надежность и долговечность.

Несмотря на все плюсы, есть и недостатки:

  • если сравнивать с зарубежными аналогами, прицепы Тонар имеют сложную структуру, что исключает выполнение самостоятельного ремонта;
  • есть так называемые «болячки» (нередко возникают поломки еще на гарантийном сроке эксплуатации);
  • более высокая стоимость перевозок, если сравнивать с ж/д транспортом.

Требования к эксплуатации

Грузовые машины – техника неприхотливая.

Однако есть свод правил, при соблюдении которых полуприцеп будет служить вам годами:

  • Одно из основных – масса переправляемого груза не должна быть больше той, что указана в технических характеристиках. В противном случае нагрузка на грузовик увеличится. Это может негативно сказаться на осевой части.
  • Не забывайте о том, что центр тяжести груза должен располагаться в середине кузовной части.
  • Использовать прицеп с TEBSE можно только в комплекте с тягачами, имеющими пяти- или семиконтактную розетку ABS.
  • Описанные модели полуприцепов ориентированы на работу в умеренном климате. Это значит, что температура воздуха должна быть не меньше минус 45 и не больше 45 градусов тепла. Влажность в этом случае не должна превышать восьмидесяти процентов.
  • Сцеплять прицеп с тягачом нужно на твердой и ровной поверхности.
  • Если вы оставили автомобиль на уклоне, не забудьте установить под колеса противооткатные башмаки.
  • Разгружать кузов следует на ровных площадках. Продольный уклон не должен превышать 4 градусов. Если вы заметили малейшие признаки неустойчивости прицепа, разгрузку следует прекратить.
  • В кузове можно перевозить сыпучие продукты и даже строительные материалы. Но помните, что переправка глины категорически запрещена производителем.


Выгрузка полуприцепа Тонар 9523.

Круги по полигону

Если многотонные специализированные карьерники значительно отличаются от грузовиков силовыми схемами и органами управления, то ТОНАР-45251 шириной около 3,5 м, длиной почти 11 м, высотой 4,7 м и полной массой 69 т воспринимается как обычный самосвал, только очень большой…

Устраиваюсь поудобнее. Кресло фирмы Grammer с поддержкой на спинке и подушке сиденья. Рулевая колонка регулируется по вылету и углу наклона. Ремень безопасности закреплён на изголовье спинки.

Теперь запускаю двигатель и ставлю ногу на тормозную педаль

Далее перевожу рычаг 6-ступенчатого «автомата» в положение «DRIVE», сбрасываю курок стояночного тормоза и осторожно, чтобы никого не задеть и ничего не разворотить, пячусь задним ходом на тестовую трассу

Сначала надо протянуть назад по прямой. «Здесь всё понятно и даже неплохо», – думал я, глядя в широкие зеркала заднего вида, которые выдвинуты на стойках вперёд. Далее следует небольшая змейка с заездом на пересечённую местность, чтобы окончательно прикинуть радиус поворота. Даже на порожней машине руль немного туговат и его приходится размашисто вращать с перехватом, пока не почувствуешь предел поворота колёс. Впрочем, управление без зверских усилий как на педалях, так и на рулевом колесе.

Ориентироваться можно по правому габаритному усу, но это не заменит водителю глазомера. Затем следует упражнение «разворот в ограниченном пространстве». Для лучшего привыкания к габаритам надо бы ещё раз оглянуться в окна и сориентироваться по зеркалам.

А теперь самое захватывающее – прямик длиной 500 метров и правую педаль в пол!

С набором скорости эмоции только нарастают: кажется сам медведь на двухметровом капоте наливается силой. Разгон 40, 45, 50, 55 км / ч! Рокот тутаевского мотора переходит в солидный рёв, а колёса выбивают пыль из бетонки. Тут же выявляется специфика машины: переключение происходит при повышенных оборотах двигателя. Но самосвал без рыскания уверенно продолжает разгоняться до 60-ти и тесная территория заставляет сбросить скорость, а так хотелось разогнаться ещё!

Повторные заезды и маневрирование позволили более тонко оценить манеру езды этого гиганта. Акселератор работает своенравно и весьма интересно. Для того чтобы держать под контролем четыре с лишним сотни лошадей, которые приводят в движение почти 24 тонны порожнего самосвала, нужно аккуратно дозировать тягу. Поэтому правая педаль в начале хода чуть упирается, словно намекая, мол, ты точно всё продумал, уверен, что справишься, тогда жми сильнее, я откликнусь, не сомневайся!

Позже, возвращаясь на стоянку, неожиданно понял, что за каких-то 30 минут я полностью привык к тяжёлой и габаритной машине и готов прямо сейчас отправиться в забой на погрузку, чтобы оценить езду в загруженном состоянии. Однако, увы. Этих двух, только что построенных самосвалов, уже ожидают заказчики, один в Бурятии, другой в Ростовской области. Вот там водители и наберутся впечатлений.

Метки

Полезные советы (703)Тюнинг (398)ГИБДД (331)Рейтинг (204)ПДД (202)Автобусы (184)Пикап (168)Штрафы (164)кроссовер (159)Грузовики (156)Перевозки (150)История (149)АВТОДОМ (142)КЕМПЕР (137)ГАЗ (135)Цены (119)УАЗ (117)КАМАЗ (116)Грузовик (114)Внедорожник (108)Toyota (100)МАЗ (97)Автобус (96)Автомобиль (93)Электромобиль (91)Volkswagen (87)BMW (87)FORD (81)Tesla (81)Mercedes (81)СССР (78)Тягачи (73)Hyundai (71)Scania (71)Автомобили (71)Бензин (71)ЭЛЕКТРОБУСЫ (70)Mercedes-Benz (70)Porsche (69)Фургон (67)ЭЛЕКТРОГРУЗОВИКИ (65)Минивэн (64)гибрид (61)Шины (60)Технологий (60)MAN (58)Советский (58)Renault (56)ОСАГО (53)ФУРГОНЫ (52)Volvo (51)гаи (51)БЕСПИЛОТНИКИ (50)Ferrari (50)Обман (50)Общественный транспорт (49)Lamborghini (49)Ремонт (48)Закон (48)дороги (46)

Карьерный и дорожный, привычный и родной

Подобная техника производится малыми сериями. Увидеть такой транспорт на обычной дороге, что в лотерею выиграть. На заводской площадке они надолго не задерживаются – машина изготовляется строго на заказ. Сейчас в России существует порядка 100 компаний, занятых в добыче полезных ископаемых (без учёта 6 монополистов в нефтегазодобыче). Этот рынок очень критичен и тендеры на разработку месторождений недропользователи в регионах зачастую выигрывают безальтернативно. Для увеличения рентабельности бизнеса ГОКи пытаются снизить расходы не только через закупку экономичной техники, но и большегрузных экспериментальных образцов, на которые имеются налоговые преференции.

«Малотоннажный» карьерный самосвал (70 т полной массы для карьерника не так много) по набору конструкторских решений похож на обычный самосвал, который накачали стероидами. А ещё плюс ко всему у «4525-х» серий в активе двухосная задняя тележка, а значит, показатель сцепной массы 0,8 позволит более безопасно работать на рудных спусках и обледенелых технологических дорогах – типичной среде обитания для БелАЗов с колёсной формулой 4х2, у которых коэффициент едва дотягивает до 0,7. А вот мягкие грунты такие машины в отличие от шарнирно-сочленённых ADT не любят.

Мотор-колёса, электротяга, дистанционное управление – такие конструкции свойственны ещё более тяжёлой специальной технике, и здесь, конечно, этого не будет. Предел применения гидромеханики мы видели в прошлом году на тесте 90-тонного Terex TR100.

Вот и получается, что при желании специальный транспорт можно сконструировать, широко используя традиционные решения, характерные для массового автотранспорта. Это удобно в эксплуатации, если не ставить во главу угла узкую специализацию такой техники.

Автопоезд ТОНАР-95405 внедорожного габарита в составе капотного седельного тягача ТОНАР-45252 с кабиной собственного производства. Техническая характеристика карьерных самосвалов ТОНАР-45251

Назначение Угольный самосвал (тест-драйв) Скальный самосвал
Колёсная формула 6х4 6х4
Снаряжённая масса, кг 24 000 23 500
Полная масса, кг 69 000 69 000
Грузоподъёмность, кг 45 000 45 500
Вместимость кузова геометрическая, м3 35 27
Допустимая нагрузка на по осям, т 13/ 27/ 27 13/ 27/ 27
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
  • частота вращения холостого хода, мин-1
  • удельный расход топлива при nom мощности, г/кВт∙ч
ТМЗ-8437.10 Турбодизель V-8 17 241 425 при 2100 мин-1 1913 при 1300–1400 мин-1 600–2300 225 Cummins QSZ13-450-II Турбодизель I-6 12 981 450 при 2300 мин-1 2400 при 1300–1400 мин-1 700–2300 204
Коробка передач Allison 4500, автоматическая с ГМП
Количество ступеней вперёд/ назад 6/ 1 6/ 1
Передаточное число мостов 12,87 12,87
Вместимость топливных баков, л 360 360
Передний мост HANDLE13T на пневморессорной подвеске
Задний мост HANDLE25T, балансирная подвеска на упругих резиновых элементах
Шины 14.00R25 B03S, 385/95 R25 бескамерные, радиальные 14.00R25 B03S, 385/95 R25 бескамерные, радиальные

Двигатель самосвала Тонар-45251

Грузовик Тонар-45251 комплектуется дизельным двигателем Cummins QSZ13-C450-II Мощность этого силового агрегата – 335 кВт / 450 л.с. (при 2 100 об/мин). Рабочий объём – 12, 981 литров. Максимальный крутящий момент составляет 2 100 Н.м (при 1 100-1 600 об/мин). Диапазон частоты вращения холостого хода: от 700 до 2300 об/мин.

Другой вариант – это 8-цилиндровый V-образный 17,241-литровый квадратный турбодизель Тутаевского моторного завода ТМЗ-8437.10 (ход поршня и диаметр цилиндра 140 мм) мощностью 425 л.с., при 2100 об/мин. Максимальный крутящий момент – 1913 Н.м, при 1300–1400 об/мин. Диапазон частоты вращения холостого хода: от 600 до 2300 об/мин. Удельный расход дизельного топлива при номинальной мощности составляет 225 г/кВт∙ч.

Вариант третий – ЯМЗ-650, шестицилиндровый рядный дизельный двигатель рабочим объёмом 11,12 л. Диаметр цилиндра 123 мм, ход поршня 156 мм, четыре клапана на цилиндр, «мокрые» сменные гильзы, составные сталеалюминиевые поршни, стальной коленвал. Распределительный вал расположен в блоке и приводится в действие шестернями со стороны носка коленчатого вала. Из трёх настроек мощности, существующих у мотора ЯМЗ-650, для Тонара-45251 взяли максимальную – 412 лошадиных сил.

Был и ещё один, «флагманский» вариант дизельного двигателя: Cummins QSX15-G8, рассчитанный на выработку мощности в 605 лошадиных сил и 2400 Н.м наибольшего крутящего момента.

Самосвал Тонар-45251. Модификации и особенности

Карьерный самосвал Тонар-45251 не единственная разработка инженеров-конструкторов столичного региона, но одна из востребованных. Стальные богатыри трудятся в поте лица на просторах страны: от приисков Выборга до разрезов Дальневосточного округа.

Фото: tonar.info

Аппетиты горнодобывающей отрасли растут, а с ними растёт и мощь, создаваемой под эту нишу техника. Очередная волна модернизации коснулась и самосвальных агрегатов Тонар-45251. И после 2020 года компания выкатила на суд горнодобывающих предприятий обновлённую версию стального витязя.

Технические особенности модели Тонар-45251

При собственном весе в 24 200 кг полезная грузоподъёмность одноместного самосвала составляет 45 тонн. Кстати, самосвальный кузов изготовлен из стали марки 09Г2С. Толщина бортов согласно модификации, может варьироваться для сыпучих и скальных пород. В первом случае величина составляет 6 мм, а во втором — 7 мм.

Фото: tonar.info

Подобная градация наблюдается и в отношении толщины днища: для сыпучего сырья толщина будет не менее 10 мм, а для скальных пород —12 мм. Как раз для транспортировки сыпучих пород кузов «ковшового» типа получил задний откидной бортс верхней осью вращения, а для перевозки скального материала используется кузов без заднего борта.

При этом объём загрузки самосвального кузова большей вместимости на уровне бортов равен 34,8 м3, а с увеличенным объёмом платформы достигает 45 м3 с «шапкой» в пропорции распределения занимаемого пространства 2:1. Более компактный вариант кузова позволяет перевозить груз объёмом 22,5 м3, а с увеличенными параметрами загрузки до 28 м3 с «шапкой» 2:1.

Транспортировка сырья в таких объёмах возможна благодаря оснащению. Конструкторы укомплектовали трёхосный самосвал с колёсной формулой 6х4 пневмо-рессорной передней подвеской, а на заднюю поставили балансирную на упругих резиновых элементах.

Фото: tonar.info

А для мобилизации разгрузочных работ задействовали два подпольных гидроцилиндра марки Penta HFC 4280 149 3. Наряду с этим, за несущую способность конструкции самосвала отвечают передняя балка HANDLE 13Т и задний мост этого же бренда с индексом 25Т. Так что, каждый из ведущих мостов способен выдержать нагрузку в 25 тонн. Тяговую мощь Тонар-45251 гарантирует дизельный силовой агрегат марки Cummins одного из двух типов: QSZ13-C450-II или QSX15-G8 с мощностью 335 кВт/450 л. с. и максимальным крутящим моментов в 2100 Н∙м.

В стандартном исполнении самосвал получает на выбор одну из механических 6-ступенчатых коробок передач: Allison 4700 или Allison 4500 с ретардером, где передаточное отношение главной передачи заявлено 14,298 (12,87; 10,723).

Фото: tonar.info

Карьерный самосвал развивает скорость до максимума в 41 км/ч, а значение уклона, который преодолевает машина со скоростью 30 км/ч, составляет 8%. При этом максимально стальной витязь может развернуться радиально на 11 500 мм. Согласно базовой комплектации, самосвал Тонар-45251 оснащают топливным резервуаром на 500 литров.

К примеру, на одном из карьеров Кемеровской области этот стальной гигант за месяц намотал свыше 12 000 км и затратил чуть 14,5 литров горючего для трансфера груза в общем итоге массой 29 960 тонн. При этом параметр удельного расхода топлива составил 59,31 гр/ткм.

Подвеска и ходовая часть Тонар-45251

Передняя подвеска – пневмо-рессорная. Задняя подвеска – балансирная, на резиновых упругих элементах. Типоразмер шин – 14.00-25. Передняя балка – Hande 13Т, задний мост – Hande 25Т, китайского производства.

На балансирной задней подвеске самосвала нет привычных рессор и тем более не имеется никакой пневматики. Данное решение было обусловлено задачей увеличения надёжности при работе в условиях особенно значительных нагрузок, с которыми обыкновенные многолистовые рессоры могут попросту не справляться.

Вертикальные нагрузки на средний и задний ведущие мосты передаются через четыре упругих элемента, а нагрузки продольные и боковые воспринимаются реактивными штангами с резино металлическими шарнирами.

По сравнению с часто применяемой на тяжёлой грузовой технике гидро пневматической подвеской, подвеска на резиновых упругих элементах является конструктивно более простой; она почти что не требует техобслуживания и гарантирует работоспособность в самом широком диапазон температур воздуха: от –60 до +50 °С. Серьёзную работу по снижению динамических нагрузок на кузов и кабину автомобиля выполняют колёса. На данный самосвал устанавливаются достаточно выносливые радиальные шины размерностью 14.00R25. Опционально также предоставляется система управления давлением в шинах (Tire Boss).

На все самосвалы Тонар устанавливают систему централизованной автоматической смазки Lincoln Quicklube, которая обеспечивает подачу смазочного материала в двадцать четыре точки. Герметичностью оборудования и точностью дозации исключается попадание абразивов в пары трения, снижается расход материалов, снижаются трудозатраты на техобслуживание. Благодаря этому увеличивается срок службы различных узлов: шкворней, пальцев, рулевых тяг и наконечников, серьг рессор, опор подвесок и кабин.

Тормозное и пневматическое оборудование построено в основном на компонентах Wabco из Германии.

Преимущества нового российского самосвала

Характеристики нового карьерного самосвала Тонар-4525 позволили получить ряд преимуществ перед аналогами других производителей. К их числу можно отнести:

  • Простоту в эксплуатации;
  • Экономичность;
  • Высокую производительность;

Размеры самосвала позволяют транспортировать довольно внушительный объем грузов за одну ходку. Испытания, проведенные во Владимирском карьероуправлении, показали что он может успешно заменить собой два грузовика импортного производителя.

Невысокая стоимость и относительно низкий расход топлива позволяет существенно сэкономить на горюче-смазочных материалах и амортизации оборудования. Высокое качество материалов из которых изготовлены основные узлы автомобиля позволяют успешно эксплуатировать его на протяжении длительного периода времени. Хорошо продуманная конструкция сводит к минимуму вероятность выхода узлов грузовика из строя во время интенсивной эксплуатации в карьере.

Сколько помещается различных грузов?

Грунт

Под словами «грунт» или «земля» обычно понимается чернозем. Объем данного материала, который можно перевезти самосвалом КамАЗ за одну ходку, зависит от вместимости и грузоподъемности. Обычно получается от 7,0 до 8,0 куб. м. Если же грузят «с горой», то необходимо добавить еще 2 куба.

Песок

При доставке песка надо, кроме приводившихся ранее характеристик транспорта по объему и грузоподъемности, знать еще и влажность груза. Тогда можно посчитать его вес. Это надо перевозчикам, чтобы определить количество машин, и заказчикам, если они хотят убедиться, что исполнитель везет полный объем груза.

Технические характеристики

Компания выпускает большое количество осей. Каждая из них рассчитана под конкретные условия эксплуатации, типы внутренних узлов и т. п.

При выборе следует определиться с:

  • размером диска;
  • типом тормоза;
  • видом ошиновки – односкатная, двускатная;
  • толщиной балки;
  • габаритами.


Одним из преимуществ «ТОНАР» является то, что компания предлагает оси для грузовой техники с любым размером диска. То есть, покупатель может сделать индивидуальный заказ. Бренд знает своего клиента, поэтому разрабатывает товары с учётом конкретных потребностей. На оси также предоставляется длительная гарантия – 3 года.

Самосвал Тонар-45251. Модификации и особенности

Карьерный самосвал Тонар-45251 не единственная разработка инженеров-конструкторов столичного региона, но одна из востребованных. Стальные богатыри трудятся в поте лица на просторах страны: от приисков Выборга до разрезов Дальневосточного округа.

Фото: tonar.info

Аппетиты горнодобывающей отрасли растут, а с ними растёт и мощь, создаваемой под эту нишу техника. Очередная волна модернизации коснулась и самосвальных агрегатов Тонар-45251. И после 2020 года компания выкатила на суд горнодобывающих предприятий обновлённую версию стального витязя.

Технические особенности модели Тонар-45251

При собственном весе в 24 200 кг полезная грузоподъёмность одноместного самосвала составляет 45 тонн. Кстати, самосвальный кузов изготовлен из стали марки 09Г2С. Толщина бортов согласно модификации, может варьироваться для сыпучих и скальных пород. В первом случае величина составляет 6 мм, а во втором — 7 мм.

Фото: tonar.info

Подобная градация наблюдается и в отношении толщины днища: для сыпучего сырья толщина будет не менее 10 мм, а для скальных пород —12 мм. Как раз для транспортировки сыпучих пород кузов «ковшового» типа получил задний откидной бортс верхней осью вращения, а для перевозки скального материала используется кузов без заднего борта.

При этом объём загрузки самосвального кузова большей вместимости на уровне бортов равен 34,8 м3, а с увеличенным объёмом платформы достигает 45 м3 с «шапкой» в пропорции распределения занимаемого пространства 2:1. Более компактный вариант кузова позволяет перевозить груз объёмом 22,5 м3, а с увеличенными параметрами загрузки до 28 м3 с «шапкой» 2:1.

Транспортировка сырья в таких объёмах возможна благодаря оснащению. Конструкторы укомплектовали трёхосный самосвал с колёсной формулой 6х4 пневмо-рессорной передней подвеской, а на заднюю поставили балансирную на упругих резиновых элементах.

Фото: tonar.info

А для мобилизации разгрузочных работ задействовали два подпольных гидроцилиндра марки Penta HFC 4280 149 3. Наряду с этим, за несущую способность конструкции самосвала отвечают передняя балка HANDLE 13Т и задний мост этого же бренда с индексом 25Т. Так что, каждый из ведущих мостов способен выдержать нагрузку в 25 тонн. Тяговую мощь Тонар-45251 гарантирует дизельный силовой агрегат марки Cummins одного из двух типов: QSZ13-C450-II или QSX15-G8 с мощностью 335 кВт/450 л. с. и максимальным крутящим моментов в 2100 Н∙м.

В стандартном исполнении самосвал получает на выбор одну из механических 6-ступенчатых коробок передач: Allison 4700 или Allison 4500 с ретардером, где передаточное отношение главной передачи заявлено 14,298 (12,87; 10,723).

Фото: tonar.info

Карьерный самосвал развивает скорость до максимума в 41 км/ч, а значение уклона, который преодолевает машина со скоростью 30 км/ч, составляет 8%. При этом максимально стальной витязь может развернуться радиально на 11 500 мм. Согласно базовой комплектации, самосвал Тонар-45251 оснащают топливным резервуаром на 500 литров.

К примеру, на одном из карьеров Кемеровской области этот стальной гигант за месяц намотал свыше 12 000 км и затратил чуть 14,5 литров горючего для трансфера груза в общем итоге массой 29 960 тонн. При этом параметр удельного расхода топлива составил 59,31 гр/ткм.

Круги по полигону

Если многотонные специализированные карьерники значительно отличаются от грузовиков силовыми схемами и органами управления, то ТОНАР-45251 шириной около 3,5 м, длиной почти 11 м, высотой 4,7 м и полной массой 69 т воспринимается как обычный самосвал, только очень большой…

Устраиваюсь поудобнее. Кресло фирмы Grammer с поддержкой на спинке и подушке сиденья. Рулевая колонка регулируется по вылету и углу наклона. Ремень безопасности закреплён на изголовье спинки.

Теперь запускаю двигатель и ставлю ногу на тормозную педаль

Далее перевожу рычаг 6-ступенчатого «автомата» в положение «DRIVE», сбрасываю курок стояночного тормоза и осторожно, чтобы никого не задеть и ничего не разворотить, пячусь задним ходом на тестовую трассу

Сначала надо протянуть назад по прямой. «Здесь всё понятно и даже неплохо», – думал я, глядя в широкие зеркала заднего вида, которые выдвинуты на стойках вперёд. Далее следует небольшая змейка с заездом на пересечённую местность, чтобы окончательно прикинуть радиус поворота. Даже на порожней машине руль немного туговат и его приходится размашисто вращать с перехватом, пока не почувствуешь предел поворота колёс. Впрочем, управление без зверских усилий как на педалях, так и на рулевом колесе.

Ориентироваться можно по правому габаритному усу, но это не заменит водителю глазомера. Затем следует упражнение «разворот в ограниченном пространстве». Для лучшего привыкания к габаритам надо бы ещё раз оглянуться в окна и сориентироваться по зеркалам.

А теперь самое захватывающее – прямик длиной 500 метров и правую педаль в пол!

С набором скорости эмоции только нарастают: кажется сам медведь на двухметровом капоте наливается силой. Разгон 40, 45, 50, 55 км / ч! Рокот тутаевского мотора переходит в солидный рёв, а колёса выбивают пыль из бетонки. Тут же выявляется специфика машины: переключение происходит при повышенных оборотах двигателя. Но самосвал без рыскания уверенно продолжает разгоняться до 60-ти и тесная территория заставляет сбросить скорость, а так хотелось разогнаться ещё!

Повторные заезды и маневрирование позволили более тонко оценить манеру езды этого гиганта. Акселератор работает своенравно и весьма интересно. Для того чтобы держать под контролем четыре с лишним сотни лошадей, которые приводят в движение почти 24 тонны порожнего самосвала, нужно аккуратно дозировать тягу. Поэтому правая педаль в начале хода чуть упирается, словно намекая, мол, ты точно всё продумал, уверен, что справишься, тогда жми сильнее, я откликнусь, не сомневайся!

Позже, возвращаясь на стоянку, неожиданно понял, что за каких-то 30 минут я полностью привык к тяжёлой и габаритной машине и готов прямо сейчас отправиться в забой на погрузку, чтобы оценить езду в загруженном состоянии. Однако, увы. Этих двух, только что построенных самосвалов, уже ожидают заказчики, один в Бурятии, другой в Ростовской области. Вот там водители и наберутся впечатлений.

Цены на гранитный щебень

Обломки Характеристики Цена за ведро
Гранит 5-20 M1200, F300, золотая группа 2 1300 руб.
Гранит 10-20 M1200, F300, золотая группа 2 1250 руб.
Гранит 20-40 M1200, F300, золотая группа 2 1000 руб.
Гранит 25-60 M1200, F300, золотая группа 2 950 руб.
Гранит 40-70 M1200, F300, золотая группа 2 960 руб.
Гранит 70-120 M1200, F300, золотая группа 2 900 руб.
Гранит 70-150 M1200, F300, золотая группа 2 900 руб.
Гранитный отсев M1200, F300, золотая группа 2 750 руб.
Розовый M1200, F300, золотая группа 2 1100 руб.
Серый, серо-розовый M1200, F300, золотая группа 2 950 руб.
Красный M1200, F300, золотая группа 2 1000 руб.

Семейные узы и десятки отличий

Инструментальные обмеры показали отличия машин по всем параметрам кроме кабины. Для наглядности лучше их привести на схеме в сравнении с прошлогодним автопоездом ТОНАР-95405 для транспортировки горной массы на дальние расстояния.

Кстати, первенец этой рыжей семейки – самосвальный автопоезд с седельным тягачом ТОНАР-45252, невзирая на скепсис критиков, очень полюбился водителям АЛРОСА, где он проходил опытную эксплуатацию. Сдельная зарплата зависит от тоннажа и кубатуры перевезённого груза, и перевозимые 130 т в кузове автопоезда ТОНАР за одну ходку, в два раза выше, чем у европейских автопоездов. Как всегда бывает, за схожей внешностью близнецов скрываются разные характеры и судьбы. Все три самосвала таят в себе десятки отличий комплектации, деталировки и технических решений, причём не все отличия так заметны глазу, как например, зеркальные стойки и оптика.

Протестированный угольный самосвал с рамой № 41 на момент тест-драйва уже проходил испытания как «Тонар-45253». Мы даже глянули на все замечания: проблемы с электрикой стеклоочистителей, вентилятором кондиционера, расширительным баком антифриза и тугим рулём… Мелочные гаражные придирки. Пока обе машины, согласно обозначению, нанесённому на рамах, несут индекс 45251ОН. Второй скальный самосвал с рамой № 52 позволяет судить о том, сколько же всего машин серии ТОНАР-4525, включая капотные, было выпущено с 2013 года. О нём судить ещё рано, он первый раз выехал на улицу!

Отличия коснулись и ходовой части. Обе машины отличаются конструкцией передней балки и механизмами рулевого управления. С учётом тяжёлых условий работы, гидроусилители с сошками и тягами продублированы и стоят по обе стороны моста. На тестируемом «угольке» классические рулевые редукторы с рулевой трапецией. А на скальном варианте гидравлическая рулевая рейка. Оба самосвала одинаковой грузоподъёмности оборудованы кузовами ковшового типа и рассчитаны на транспортировку крупнокусковой породы в карьерах, но имеют разную конфигурацию и геометрию. При снаряжённой массе в 23,5 т автомобили способны перевезти до 45 т породы.

Самосвалы Тонар

Завод «Тонар» является широко ориентированным предприятием, осуществляющим выпуск агрегатов различного назначения. История завода насчитывает более двадцати лет работы и ведет начало от сборки обычных автомобильных прицепов. Сейчас «Тонар» относится к известным производителям техники и поставляет продукцию за границу и на отечественные рынки.

Преимущества и недостатки агрегатов

К достоинствам самосвалов «Тонар» относятся:

  • наличие моделей с задней и боковой выгрузкой, что расширяет их спектр применения;
  • возможность обработки кузовов антипримерзающим покрытием (для работы в сложных метеоусловиях);
  • адаптированная под отечественные условия конструкция;
  • высокая надежность узлов и большой запас прочности.

Несмотря на удачную компоновку, в моделях иногда встречаются недостатки:

  • более сложная конструкция, чем у зарубежных аналогов, затрудняющая проведение самостоятельного ремонта;
  • в отдельных образцах происходят единичные поломки на протяжении гарантийного срока.

Стоимость транспортировки крупных партий сыпучего материала, в сравнении с железнодорожной перевозкой, более высокая. Это увеличивает затраты на проведение работ и себестоимость продукции.

Конструктивные особенности

Принципиальное отличие отечественных самосвалов «Тонар» от моделей конкурирующих производителей заключается в выборе между прицепной и полуприцепной конструкцией. Отдельного упоминания заслуживает карьерный самосвал, имеющий относительно низкую цену и высокие технологические возможности.

Несущие узлы агрегатов усилены, что улучшает возможности по их использованию в условиях бездорожья и высоких нагрузок.

С целью уменьшения общей массы машины широко применяются оригинальные технические решения, с помощью которых снижается масса и громоздкость узлов без потери прочности. Это позволяет перевозить внушительные грузы без превышения новых норм, установленных к максимальному весу грузовиков.

Безопасность на стоянке и в движении обеспечивается дополнительной тормозной системой. В нижней части самосвального отделения или в переднем отсеке кузова расположены запасные колеса. Прицепная конструкция обычно оснащена трехосным колесным блоком, увеличивающим общую надежность эксплуатации.

Совокупная рабочая масса современных шести- и пятиосных самосвалов «Тонар» не превышает соответственно 44 и 40 т (обычно меньше на 10-12 т). Большое количество широких колес снижает давление на грунт и позволяет эксплуатировать агрегаты даже на дорогах с тонким покрытием. Применение сдвоенных колесных пар поддерживает устойчивость машины при пробитии одного или нескольких колес.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: