Карьерный самосвал тонар-4525-0000010

Кабина самосвала Тонар-45251

Кабина Тонар-45251 на опытных машинах была одноместная, но потом грузовик оснастили и «полноразмерной» двухместной кабиной. Кондиционер имеется уже в стандартной базовой комплектации. Интерьер можно с полным правом назвать спартанским и брутальным – с кожаной стёганой обивкой стен и потолка, с хромированными панелями, в которые интегрированы круглые приборы с аналоговыми шкалами, и с массивными тяжёлыми дверями на мощных петлях. Всё это убедительным образом говорит об оригинальности этого гигантского грузовика.

Несмотря на спартанский и брутальный дизайн, кабина для водителя весьма комфортная. Главное – не появляться на Тонаре-45251 на обычных дорогах общего пользования – он будет «слоном в посудной лавке». Обзор очень хороший. В кабине нет никакой экзотики, только всё самое классическое и необходимое.

Педальный узел полностью подвесного типа и мощный гидроусилитель руля помогают не переживать о передвижениях такого монументального грузовика. По правую руку у водителя находится обыкновенный селектор автоматической коробки передач марки Allison со светящимся индикатором и рычаг стояночного тормоза.

Предусмотрено два закреплённых на панели подстаканника. Нашлось место и для вполне современных и регулируемых дефлекторов, качественного руля с несколькими кнопочными элементами управления. На верхнем выступе кабины, перед водителем прикреплено устройство сигнализации о приближении автомобиле к ЛЭП. В потолочном блоке имеется однодиновое гнездо (1DIN): CB-связь, тахограф.

Водительское кресло фирмы Grammer, сделанное в Республике Татарстан, в городе Елабуга, снабжено поддержкой на спинке и подушке сиденья. Рулевая колонка автомобиля регулируема по вылету и углу наклона. Ремень безопасности закреплён на изголовье спинки.

Есть одно достаточно существенное неудобство: пол кабины грузовика находится на высоте человеческого роста, поэтому забираться на рабочее место и его покидать непросто и не слишком удобно, даже по меркам тяжёлого грузовика.

С момента начала производства карьерных самосвалов Тонар-45251 в их конструкцию было внесено немало изменений – для повышения надёжности, упрощения обслуживания и улучшения комфорта рабочего места водителя. В частности, в самосвал версии 2017 модельного года были добавлены передняя пневморессорную подвеска (пару пневматических баллонов разместили по оси передней балки). Немалый вклад в улучшение труда водителя также внесло применение пневматики между рамой и кабиной.

О компании-производителе

Название «Тонар» – это сокращение от словосочетания «товары – народу». Компания была основана в конце ноября 1990 года, и занималась изготовлением прицепов к легковым автомобилям. В 1992 году «Тонар» начал выпускать передвижные торговые киоски, популярность которых оказалась настолько высокой, что слово «тонар» стало нарицательным для обозначения всего этого класса продукции.

Далее компания освоила производство оцинкованных сэндвич-панелей и собственных изотермических кузовов.

Во второй половине 1990-х году фирма начала производство полноразмерных полуприцепов с осями собственного производства, а также самосвальных установок и полуприцепов-самосвалов. Постепенно был расширен ассортимент магистральной прицепной техники, карьерных самосвалов, сельскохозяйственной техники и осевых агрегатов.

Впервые подмосковный завод из Губино задался целью освоить выпуск большегрузных самосвалов в 2009 году, когда «Тонаром» создан многозвенный автопоезд для транспортировки горных масс из карьеров расстояния. В 2013 году появился на свет карьерный самосвал Тонар-4525 внедорожного габарита. Первые машины выполнили выполнили по образу и подобию китайского «карьерника» Shaanxi SX5504.

Сначала называть грузовик «своим» на заводе не спешили, поскольку это был «конструктор», собранный из деталей от Ярославля до Китая. Но в итоге Тонар-45251 был выпущен с собственной кабиной, и ООО «Машиностроительный завод «Тонар» стал первой и единственной российской компанией с оригинальными карьерными грузовиками собственной разработки.

Набор решений, применяемых в данной модели, во многом похож на старый добрый МАЗ-530, который выпускался ещё в 1950–1960-х годах в Минске и Жодино. Но, в современном воплощении – это стиль классического американского технологического грузовика с огромным двухметровым капотом. Интерьер кабины, кстати, тоже был выполнен в брутальном духе американских полстелларов.

В своём окончательном облике, с двухместной кабиной, а не одноместной, как в начале, самосвал Тонар-45251 был сформирован лишь в 2018 году.

Матчасть для среды обитания

Бесспорно, что главные достоинства этого специфического грузовика кроются отнюдь не в кабине, наиболее интересна здесь надстройка и ходовая часть. Тестовый автомобиль оборудован кузовом ковшового типа объёмом 25 м3, предназначенным для перевозки скальной породы с фракциями большого диаметра. Кузов изготовлен из стали 09Г2С, толщина бортов – 6 мм, толщина днища – 12 мм. Для подъёма используется гидроцилиндр Penta HFC 4280 149 3. Грузоподъёмность надстройки – 45 т.

С 2014 года эту многотонную машину приводит в движение российский мотор – ЯМЗ-650.10. Ранее на «Тонар-4525» устанавливали китайский турбодизель Weichai WD 12.375 по лицензии австрийской Steyr. Ярославский агрегат – генетически и родственно обрусевший Renault – развивает 412 «лошадок» против 375 у австрийского «китайца». Крутящий момент подрос с 1500 до 1900 Н∙м. С двигателем агрегатируется, как уже говорилось, 9-ступенчатая КП 9JSD180 родом из Поднебесной, но конструктивно повторяющая ZF. Подвеска всех колёс на массивных полуэллиптических рессорах, толстенные карданные валы ворочают двумя толстенными ведущими мостами задней тележки. Конструкция довольно традиционная для самосвала, причём отнюдь не карьерного. Только все детали крупные и массивные под стать грузоподъёмности и полной массе машины. В качестве опции поставляют систему централизованного контроля давления в шинах задних осей, но висящие шланги и трубки подвода сжатого воздуха, выступающие за габариты, вызывают опасения за их сохранность среди глины, песка, скальной породы и прочей атрибутики исключительно карьерной среды обитания.

Техническая характеристика карьерного самосвала «Тонар-4525»
Колёсная формула 6х4
Снаряжённая/ полная масса, кг 22 000/ 67 000
Грузоподъёмность, кг 45 000
Распределение снаряжённой массы по осям, кг 7500/ 6500/ 6500
Вместимость кузова геметрическая, м3 25,0
Двигатель ЯМЗ-650.10, турбодизель I-6
Рабочий объём, cм3 11 122
Мощность, л.с. 412 при 1900 мин-1
Крутящий момент, Н∙м 1900 при 1200 мин-1
Коробка передач Fuller 9JSD180, механическая
Количество ступеней вперёд/ назад 9/1
Вместимость топлиного бака, л 360
Гидроцилиндр кузова Penta HFC4280.149.3
Рулевое управление ZF с ГУР
Шины 14,00-24NHS (e3/L3)
Передаточное число главной передачи 12,87
Передний мост Shaanxi Hande 13T
Задний мост Shaanxi Hande 25T
Максимальная скорость, км/ч 41

Модельный ряд

Ежегодные презентации предприятия выделяются показом публике уже серийных образцов, а не опытных моделей. В их ряд входят прицепы и полуприцепы, а также модификация нового карьерного самосвала.

Полуприцепы

Агрегаты для транспортировки сыпучих материалов полуприцепного типа часто имеют 2-3 колесные оси. Повышение их количества приводит к увеличению максимального перевозимого веса. Отдельные модели имеют 4 и более осей, используясь для перевозки угля и другой тяжелой продукции.

Технические характеристики самосвалов полуприцепов Тонар:

Характеристики 9523 95239 1 9523 (91-93) Ед. измерения
Количество осей 3 3 4 шт.
Разгрузка назад боковая (на правую сторону) назад
Грузоподъемность 31320 31500 31320 кг
Максимальная масса (пустого) 8,5 т
Полная масса (макс) 40 т
Распределение массы (полной):
— на седло 13 т
— на колесную тележку 27 т
Аварийная тормозная система + + +
Стояночный тормоз + + +
Опорное устройство 24 24 т
Объем кузова 28 43 м3
Угол поворота кузова 117 град.

Примечание. 1) Герметичный кузов.Видео обзор самосвала полуприцепа Тонар:

Прицепы

Прицепное оборудование практически всегда выполнено в трехосном варианте, устойчивом без сцепки с основной машиной. Выгрузка осуществляется назад, что немного сужает сферу использования агрегатов.

Применение прицепных самосвалов имеет ряд сложностей в управлении, однако позволяет мобильно транспортировать объемные и тяжелые грузы.

Технические характеристики:

Характеристики 85792 85791 Ед. измерения
Разгрузка назад назад
Грузоподъемность 11750 12750 кг
Высота фаркопа автомобиля (допустимая) 0,96; 0,65 0,62; 0,73; 0,84 м
Максимальная масса (пустого) 7,01 5,4 т
Полная масса (макс) 25 18,15 т
Распределение массы (полной):
— на заднюю ось 16 т
— на переднюю ось 9 т
Угол подъема кузова 50 град.
Аварийная тормозная система + +
Стояночный тормоз + +
Габариты 8644 ? 2545 ? 3162 6460 ? 2540 ? 2700 мм

Фото прицепа самосвала Тонар-85791

Карьерные самосвалы

Первым и пока единственным полноценным отечественным самосвалом является модель «Тонар 45251». Его назначение состоит в перевозке крупных и тяжелых пород (глыб скальных массивов) при разработке месторождений полезных ископаемых.

Технические характеристики карьерных самосвалов Тонар:

Характеристики 4525 (45251) Ед. измерения
Количество осей 3 шт.
Разгрузка задняя
Грузоподъемность 45000 кг
Максимальная масса (пустого) 21,3 т
Полная масса (макс) 63,0 т
Расход топлива:
— в смену 140 л
— на 1 т/км груза 0,053 л
Распределение массы (полной):
— на заднюю ось 50 т
— на переднюю ось 13 т
Вспомогательный тормоз +
Стояночный тормоз +
Объем кузова 25 м3
Толщина стенок:
— дна 12-16 мм
— бортов 6-10 мм
Скорость )макс) 41 км/ч

Характеристики кузовов некоторых типов отечественных самосвалов

К самосвалам относятся не только самосвальные автомобили, но и полуприцепы, оснащенные самосвальными устройствами. Использование полуприцепов выгодно в тех случаях, когда необходимо перевозить большие объемы сыпучих продуктов. А когда вам понадобится самосвал, вы всегда можете обратиться к нам за услугой аренды самосвала.

Так, если объем кузова автомобиля Тонар 85791 — 0000020 составляет 16 м³, то полуприцеп того же производителя Тонар 95234 — 0000030 вмещает 43,5 м³ массой до 45 тонн. Конечно, машина с полуприцепом-прицепом не обладает маневренностью самосвала с кузовом, но на ровной дороге с хорошими подъездными путями ее преимущество неоспоримо.

Некоторые автомобили с кубическим объемом кузова не уступают полуприцепам. Карьерный самосвал Тонар-45251 перевозит на борту до 45 м³ груза (с задним бортом). Однотипный самосвал для перевозки валунов (без борта) оснащен кузовом объемом 27 м³.

Не менее производительны при перевозке сыпучих грузов и автомобили КАМАЗ. Объем кузова самого маленького самосвала этой марки, двухосной модели КАМАЗ 43255, составляет 6 кубометров при грузоподъемности 7,7 тонны. Самый вместительный кузов (20 м³) у четырехосного самосвала КАМАЗ-65201 Грузоподъемность этого гиганта составляет 25,5 тонны.

Преимущества техники «Тонар»

Производители стремились создать качественные, надежные и долговечные транспортные средства. И надо сказать, им это удалось. Продукция компании обладает рядом достоинств:

Конструкция кузова позволяет избежать истирания сварочных швов. Этого достигли за счет того, что отдельные элементы сварены между собой внахлест.

Качество сварных швов не вызывает сомнений. Они выполняются роботами, произведенными в Японии и Германии.

Для изготовления кузова используется толстый материал. Для стенок берут пятимиллиметровый металл, для пола – 7 миллиметров.

Широкий список предлагаемых моделей повышает их распространенность. Покупатель может выбрать подходящий вариант.

Вся продукция компании разрабатывалась с учетом климатических и эксплуатационных условий России.

Долговечность техники достигается за счет тщательной обработки всех деталей. Все элементы, выполненные из стали, обрабатываются для защиты от коррозии, грязи и так далее.

В рабочем кабинете

Пять ступенек наклонной решётчатой лестницы, и как будто не было года, отделяющего меня от прошлого тест-драйва. И всё же внутри машина другая, даже не надо ставить рядом прошлогоднюю модель. Стёганные обивки немарких серых оттенков прикрывают металл стен, а на полированной стали панели приборов по-прежнему играют солнечные лучи. Царство круглых аналоговых приборов теснит россыпь мониторов и небольших ЖК-дисплеев. Слева появился блок индикации температурных режимов трансмиссии, причём информация о теплонапряжённости узла выдаётся в два этапа – на входе в теплообменник и выходе.

Интерьер 2020 г. (ТОНАР-750100К) вновь повзрослел, по просьбам эксплуатантов добавилось много температурных указателей, необходимых для оперативного контроля теплонагруженных точек целой плеяды узлов и агрегатов, причём температура теперь контролируется на входе и выходе из теплообменного оборудования


Как и прежде у гиганта 750100К по правую руку обычный селектор АКП Allison, который теперь удачно обыгран в боксе-подлокотнике

Мониторов, транслирующих различную инфу, теперь три: один минимизирует «слепые» зоны при помощи камер, другой отвечает за навигацию, третий – диагностический Multitronix. Блок клавиш управления АКП Allison переехал под правый локоть водителя, громоздкая «тумбочка», примыкавшая ранее к «торпедо» трансформировалась в удобный бокс-подлокотник.

Обивка дверей обрела солидность, голый металл практически отсутствует, дверная карта придаёт ощущение благородной автомобильной классики полстеллара в американском стиле, а не формального интерьера, призванного «прикрыть срам», характерного для узконаправленной спецтехники.

Кабина самосвала и рабочее место в брутальном дизайне и оформлении, но продолжает совершенствоваться, это видно во множестве мелких деталей

Новая рулевая колонка с рулевым колесом совсем небольшого диаметра настойчиво намекает на то, что управление автомобилем полной массой под 93 т не требует незаурядного физического развития. Очень дружелюбно!

В движении первым делом заметил, что плавность хода стала ощутимо лучше, эту информацию мне подтвердили специалисты завода. С 2019 года внедрена новая 4-точечная подвеска кабины с упругими пневмоэлементами, телескопическими амортизаторами и диагональными реактивными штангами.

Компоненты новой подвески кабины


Подниматься в кабину стало удобнее из-за вертикально размещённой дверной ручки – ещё одно новшество 2020 г.

Требования к эксплуатации

Для того чтобы несамоходное транспортное средство как можно дольше сохраняло свои рабочие свойства, необходимо соблюдать правила эксплуатации самосвальных полуприцепов Тонар:

  • не стоит превышать допустимую нагрузку, в противном случае могут возникнуть проблемы с ходовой частью;
  • груз необходимо распределять равномерно, стараясь, чтобы центр его тяжести находился ближе к середине транспортного средства;
  • сцепка ПП возможна только с седельными тягачами, имеющими пяти- или семипиновые розетки ABS;
  • допускается использовать несамоходное транспортное средство при влажности, не превышающей 80 процентов, в температурном диапазоне от минус до плюс 45 градусов по Цельсию;
  • производить сцепку с седельным тягачом, загрузку, разгрузку лучше на ровных поверхностях;
  • в кузовах ПП самосвального типа запрещено перевозить глину;
  • при парковке вспомогательного транспортного средства на склонах под колеса требуется устанавливать противооткатные колодки (башмаки).

Конструктивные особенности

Основное место применения самосвалов — открытая разработка полезных ископаемых. От автомобиля требуется перевозка груза по пересеченной местности при условиях спусков и подъемов. Без применения особенных инженерных нововведений тут не обойтись.

Огромный силовой агрегат выпускается в гибридном исполнении. Мощный дизельный двигатель запускается при помощи генератора, выполняющего роль стартера. Генератор переменного тока обеспечивает работу электродвигателей тормозной, рулевой систем и привода колёс.

Тормозная система гидравлическая, усиленная электродвигателем для торможения во время спуска. Также гибридная система гидравлики и электродвигателя применена для системы поднимания кузова. Данные спаренные системы обеспечивают безопасность при перевозке и маневрировании.

Еще одной конструктивной особенностью данной техники является система балансировки. Из-за своих больших габаритов карьерный тягач часто заваливался на бок, перевозя камни либо монолитную породу. Устранить эту проблему помогли изменения конструкции кузова: инженеры больше не применяют форму ковша. Кузов теперь имеет острый, глубокий угол сразу за передней стенкой. Такая форма позволяет сместить большую часть груза ближе к задней оси и глубоко вниз. Низкое расположение груза уменьшает высоту центра тяжести.

Применить сеть электродвигателей для вспомогательной работы всех ходовых и подъемных частей самосвала стало возможным за счет собственной электростанции переменного тока. Гидравлическая система с электроприводом сделали автомобиль максимально управляемым при езде на низкой скорости, а также безопасным, при перевозке монолитной породы по пересеченной местности.

Первые попытки

Инженеры машиностроительного завода «Тонар» начали работать в новом для себя направлении в 2013 году. На тот момент самым популярным карьерным самосвалом был Shaanxi SX5504 китайского производства. Его конструкцию тонаровские специалисты взяли за основу для собственного карьерника. Самосвальную платформу на заводе разработали собственную, полуовальной формы, грузоподъёмностью 25 кубических метров. Первое время использовали базу для самосвала от сторонних производителей. Её завозили в виде готовых комплектов и собирали уже на месте, вся конструкция держалась на мощной лонжеронной раме. Кабину сместили влево, полностью накрыв ею двигатель.

В качестве силовой установки на первых самосвалах Тонар-4525 использовались двигатели китайского производства – турбодизель Weichai WD 12.375. Он обеспечивал машину 375 лошадиными силами. Затем его заменили на российский двигатель ЯМЗ-650.10 с 412 лошадиными силами и с крутящим моментом 1900 Н*м. Двигатель работал совместно с 9-ступенчатой коробкой передач. Масса грузовика с полной загрузкой составляет 67 тонн, поэтому конструкторы постарались выжать из него максимум тяги. Для этого они увеличили передаточные числа ведущих мостов тележки до 12,87. Результат же был предсказуемым – максимальная скорость грузовика не превышает 41 км/ч. Для карьерного самосвала, не предназначенного для езды по дорогам общего назначения, этого вполне достаточно.

Карьерный и дорожный, привычный и родной

Подобная техника производится малыми сериями. Увидеть такой транспорт на обычной дороге, что в лотерею выиграть. На заводской площадке они надолго не задерживаются – машина изготовляется строго на заказ. Сейчас в России существует порядка 100 компаний, занятых в добыче полезных ископаемых (без учёта 6 монополистов в нефтегазодобыче). Этот рынок очень критичен и тендеры на разработку месторождений недропользователи в регионах зачастую выигрывают безальтернативно. Для увеличения рентабельности бизнеса ГОКи пытаются снизить расходы не только через закупку экономичной техники, но и большегрузных экспериментальных образцов, на которые имеются налоговые преференции.

«Малотоннажный» карьерный самосвал (70 т полной массы для карьерника не так много) по набору конструкторских решений похож на обычный самосвал, который накачали стероидами. А ещё плюс ко всему у «4525-х» серий в активе двухосная задняя тележка, а значит, показатель сцепной массы 0,8 позволит более безопасно работать на рудных спусках и обледенелых технологических дорогах – типичной среде обитания для БелАЗов с колёсной формулой 4х2, у которых коэффициент едва дотягивает до 0,7. А вот мягкие грунты такие машины в отличие от шарнирно-сочленённых ADT не любят.

Мотор-колёса, электротяга, дистанционное управление – такие конструкции свойственны ещё более тяжёлой специальной технике, и здесь, конечно, этого не будет. Предел применения гидромеханики мы видели в прошлом году на тесте 90-тонного Terex TR100.

Вот и получается, что при желании специальный транспорт можно сконструировать, широко используя традиционные решения, характерные для массового автотранспорта. Это удобно в эксплуатации, если не ставить во главу угла узкую специализацию такой техники.

Автопоезд ТОНАР-95405 внедорожного габарита в составе капотного седельного тягача ТОНАР-45252 с кабиной собственного производства. Техническая характеристика карьерных самосвалов ТОНАР-45251

Назначение Угольный самосвал (тест-драйв) Скальный самосвал
Колёсная формула 6х4 6х4
Снаряжённая масса, кг 24 000 23 500
Полная масса, кг 69 000 69 000
Грузоподъёмность, кг 45 000 45 500
Вместимость кузова геометрическая, м3 35 27
Допустимая нагрузка на по осям, т 13/ 27/ 27 13/ 27/ 27
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
  • частота вращения холостого хода, мин-1
  • удельный расход топлива при nom мощности, г/кВт∙ч
ТМЗ-8437.10 Турбодизель V-8 17 241 425 при 2100 мин-1 1913 при 1300–1400 мин-1 600–2300 225 Cummins QSZ13-450-II Турбодизель I-6 12 981 450 при 2300 мин-1 2400 при 1300–1400 мин-1 700–2300 204
Коробка передач Allison 4500, автоматическая с ГМП
Количество ступеней вперёд/ назад 6/ 1 6/ 1
Передаточное число мостов 12,87 12,87
Вместимость топливных баков, л 360 360
Передний мост HANDLE13T на пневморессорной подвеске
Задний мост HANDLE25T, балансирная подвеска на упругих резиновых элементах
Шины 14.00R25 B03S, 385/95 R25 бескамерные, радиальные 14.00R25 B03S, 385/95 R25 бескамерные, радиальные

Технические характеристики самосвала «Тонар-6528»

Одной из наиболее популярных моделей является «Тонар-6528». Он обладает боковой разгрузкой. Это делается для того, чтобы для разгрузки было достаточно небольшого участка. Кроме того, подобная конструкция делает автомобиль более устойчивым, снижая риск опрокидывания.

Опрокидывается кузов на 44 градуса. Его объем составляет 16 кубических метров. Самосвал имеет 10 колес. Причем на двух осях установлены сдвоенные шины. В качестве ведущих используются средние и задние колеса. Колесная формула 6х4.

В качестве силового агрегата выбран дизельный двигатель с объемом 11 литров на сто километров пути. Топливо подается электронной системой. Установлена система прямого впрыска.

За надежность движения отвечает двухконтурная тормозная система. Она двухконтурная, пневматическая. Кроме того, дополнительно установлена антиблокировочная система.

Модельный ряд

«Тонар» — это не только самосвалы. Предприятие выпускает прицепы и полуприцепы самосвального типа.

Чаще всего прицепы представлены моделями с тремя осями. Они устойчивы даже без сцепки с тягачом. Недостатком конструкции прицепов можно считать заднюю загрузку. Это сокращает сферу возможного использования техники.

Торговый «Тонар» выполнен из сэндвич-панелей. Его грузоподъемность составляет 320 килограмм. Он оборудован всеми необходимыми для продажи полками и стеллажами. Боковая часть поднимается, давая доступ к витрине. Она выполняется из стекла.

Грузоподъемность прицепов компании обычно находится в пределах 11-13 тысяч килограмм. Пустой прицеп весит примерно 5,4-7,01 тысяч килограмм. Его размеры составляют:

Длина от 6460 до 8644 миллиметров.

Ширина 2540-2545 миллиметров.

Высота 2700-3162 миллиметра.

Имеются также прицепы со значительно меньшими размерами. Это прицеп «Тонар» легковой. К примеру, одноосная модель «Тонар-86104». Прицеп полностью выполнен из оцинковки толщиной 100 мкм. Обладает он хорошей грузоподъемностью. На каждый килограмм собственного веса прицеп способен поднять до 2.9 килограмма.

Полуприцеп «Тонар» чаще всего изготавливается на основе двух- или трехосного шасси. Грузоподъемность его составляет 31,3-31,5 тысячи килограмм. Весит полуприцеп порядка 8,5 тысячи килограмм.

Машинное отделение

Двигатель Cummins QSХ15 (15 литров, 540 л.с), давно не новинка и хорошо себя зарекомендовал на подобной спецтехнике. В эксплуатации была выявлена проблема повышенной температуры дизельного топлива в магистрали обратного слива. Зимой в Якутии это преимущество, но в тёплый период – явление дисбалансирует режим работы топливной системы, вызывает повышенное испарение солярки и ряд других проблем. В текущем году конструкторы внедрили отключаемую систему жидкостного охлаждения «обратки» дизельного топлива. АКП нашего гигантского ТОНАРа – американский Allison 4700, изготовленный на заводе в Венгрии (7 ступеней для 750100).

Самосвал Тонар-45251. Модификации и особенности

Карьерный самосвал Тонар-45251 не единственная разработка инженеров-конструкторов столичного региона, но одна из востребованных. Стальные богатыри трудятся в поте лица на просторах страны: от приисков Выборга до разрезов Дальневосточного округа.

Фото: tonar.info

Аппетиты горнодобывающей отрасли растут, а с ними растёт и мощь, создаваемой под эту нишу техника. Очередная волна модернизации коснулась и самосвальных агрегатов Тонар-45251. И после 2020 года компания выкатила на суд горнодобывающих предприятий обновлённую версию стального витязя.

Технические особенности модели Тонар-45251

При собственном весе в 24 200 кг полезная грузоподъёмность одноместного самосвала составляет 45 тонн. Кстати, самосвальный кузов изготовлен из стали марки 09Г2С. Толщина бортов согласно модификации, может варьироваться для сыпучих и скальных пород. В первом случае величина составляет 6 мм, а во втором — 7 мм.

Фото: tonar.info

Подобная градация наблюдается и в отношении толщины днища: для сыпучего сырья толщина будет не менее 10 мм, а для скальных пород —12 мм. Как раз для транспортировки сыпучих пород кузов «ковшового» типа получил задний откидной бортс верхней осью вращения, а для перевозки скального материала используется кузов без заднего борта.

При этом объём загрузки самосвального кузова большей вместимости на уровне бортов равен 34,8 м3, а с увеличенным объёмом платформы достигает 45 м3 с «шапкой» в пропорции распределения занимаемого пространства 2:1. Более компактный вариант кузова позволяет перевозить груз объёмом 22,5 м3, а с увеличенными параметрами загрузки до 28 м3 с «шапкой» 2:1.

Транспортировка сырья в таких объёмах возможна благодаря оснащению. Конструкторы укомплектовали трёхосный самосвал с колёсной формулой 6х4 пневмо-рессорной передней подвеской, а на заднюю поставили балансирную на упругих резиновых элементах.

Фото: tonar.info

А для мобилизации разгрузочных работ задействовали два подпольных гидроцилиндра марки Penta HFC 4280 149 3. Наряду с этим, за несущую способность конструкции самосвала отвечают передняя балка HANDLE 13Т и задний мост этого же бренда с индексом 25Т. Так что, каждый из ведущих мостов способен выдержать нагрузку в 25 тонн. Тяговую мощь Тонар-45251 гарантирует дизельный силовой агрегат марки Cummins одного из двух типов: QSZ13-C450-II или QSX15-G8 с мощностью 335 кВт/450 л. с. и максимальным крутящим моментов в 2100 Н∙м.

В стандартном исполнении самосвал получает на выбор одну из механических 6-ступенчатых коробок передач: Allison 4700 или Allison 4500 с ретардером, где передаточное отношение главной передачи заявлено 14,298 (12,87; 10,723).

Фото: tonar.info

Карьерный самосвал развивает скорость до максимума в 41 км/ч, а значение уклона, который преодолевает машина со скоростью 30 км/ч, составляет 8%. При этом максимально стальной витязь может развернуться радиально на 11 500 мм. Согласно базовой комплектации, самосвал Тонар-45251 оснащают топливным резервуаром на 500 литров.

К примеру, на одном из карьеров Кемеровской области этот стальной гигант за месяц намотал свыше 12 000 км и затратил чуть 14,5 литров горючего для трансфера груза в общем итоге массой 29 960 тонн. При этом параметр удельного расхода топлива составил 59,31 гр/ткм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: