«тонар» представил первый шарнирно-сочлененный самосвал

Двигатель самосвала Volvo A35F

Грузовик Volvo A35F оснащён двигателем D13H-A. Это шестицилиндровый рядный дизельный мотор с турбокомпрессором и электронным управлением. Сильные стороны данных двигателей – это высокий крутящий момент при низкой частоте вращения, экономичность в расходовании горючего, серьёзная мощность и приёмистость, – которые продлевают срок службы силового агрегата.

Рабочий объём данного двигателя равен 12,8 л (12800 см³). Максимальный крутящий момент составляет 2359,1 Н.м (при оборотах 1200…1400 об/мин). Диаметр цилиндра – 131 мм, ход поршня – 158 мм. Максимальные обороты – 2100 об/мин.

Головка блока цилиндров – моноблочная, на каждый цилиндр имеется по четыре клапана, таким образом, общее количество клапанов – 24 шт. В конструкции данного мотора применены индивидуальные насос-форсунки. Двигатель Volvo D13 оснащён современным блоком управления EMS (Engine Management System). Он управляет всеми процессами впрыска дизельного топлива в цилиндры и выводит всю необходимую информацию о двигателе (уровень машинного масла, температура охлаждающей жидкости, мгновенный и средний расход горючего, концентрация окислов азота в выхлопных газах) на дисплей приборной панели водителя.

Использована система вентиляции картера CCV (Closed Crankcase Ventilation). Она улавливает пары масла в выхлопных газах под клапанной крышкой, что способствует более качественной очистке моторного масла. Поэтому замену масла для этого мотора можно производить с периодичностью «через каждые 100 тыс. км».

Масляный насос, гидроусилитель руля, высокопроизводительный воздушный компрессор и топливный насос имеют шестерённые приводы. Они компактным образом размещены на задней части мотора. Водяной насос, вентилятор, генератор и компрессор климатической установки с приводом от ремня находятся в передней части мотора.

Полная мощность двигателя D13H-A – 333,3 кВт (453 л.с.) Его эффективная мощность составляет 324,4 кВт (441 л.с.) Эти показатели мощности были измерены при оборотах 1900 об/мин. Степень сжатия (компрессия) равна 18.1:1. Для достижения двигателем стандартов современных экологических требований в его конструкцию были встроены система рециркуляции выхлопных газов (EGR – Exhaust Gas Recirculation) и SCR (система переработки выхлопных газов при помощи технологии избирательной каталитической нейтрализации с мочевиной).

Нельзя не отметить моторный тормоз VEB. Это не новая вещь на грузовиках марки Вольво, но его возможности на грузовике этой модели действительно весьма серьёзные, и вещь это, безусловно, нужная и полезная.

Двигатель агрегатирован с гидротрансформатором, который оснащён функцией блокировки. А также – полностью автоматической адаптивной коробкой переключения передач. Валы, планетарные передачи и подшипники являются усиленными, чтобы выдерживать высокий крутящий момент, который развивает мотор значительного объёма.

Двигатели грузовых автомобилей серии F более экологичны, а также более экономичны, чем моторы машин предыдущей серии Е. Данный результат может считаться выдающимся достижением, есть учесть тот факт, что силовые агрегаты машин серии Е уже являлись лидерами в данном сегменте по показателям расходования дизтоплива.

Кабину вычёркиваем?

Кабина каркасного типа с максимальным остеклением производит впечатление слишком лёгкой и непонятно, выполнит ли она тест на требования ROPS и FOPS? Одно время я принимал участие в тест-драйвах ADT-самосвалов Caterpillar 730 (префикс AGF-type), Terex TA30 (7 генерация) и Volvo A30D и мне есть с чем сравнивать, тем более что пришлось делать внутрикорпоративный каталог в РИА «РОССбизнес» по всем ADT мира (включая землевозы). Выборка получилась огромной и масштабной для скромного 2005 года.

По факту кабина Т-35 соответствует основным современным критериям, но исполнение носит отпечаток мелкосерийного производства и это в первую очередь касается интерьера. Она – брутальна, аскетична с жёстким налётом хард-индастриала образца 1980-х. Самоделка. По своему шаблону салон выполнен в минималистском стиле. У современных Volvo и Caterpillar панель кажется нагруженной индикаторами систем и в некоторых современных моделях уже применены ЖК-экраны, а в ТОНАРе – царство стрелочных аналоговых циферблатов.

Сиденье Grammer на пневмоподвеске, но компоновка рабочего места не позволяет воспользоваться всеми возможностями трансформации водительского кресла. Чтобы было понятно: шарнирно-сочленённые самосвалы весьма увесистые и за 3-4 часа работы, спина сильно нагружается от тряски. Возможности опробовать технику в деле не было, потому будем ждать тест-драйва.

Места между самосвальной платформой и кабиной ещё достаточно и тут главный конструктор ТОНАРА Алексей Кондратьев меня и огорошил – данная панель приборов не окончательная и кабина тоже!

Так что можно вычеркнуть мои брюзжания. Надеюсь увидеть серийный образец на одном уровне с мировыми аналогами.

Самосвал карьерный «Вольво-A35F»: описание и характеристика

На сегодняшний день ни одно горнодобывающее предприятие не может обойтись без применения тяжёлой и производительной спецтехники, а именно карьерных самосвалов. Шведская не стоит на одном месте и постепенно разрабатывает всё новые и новые модели грузовиков, которые отлично подходят для эксплуатации в разных условиях. Кроме этого компания активно занимается разработкой и производством более проходимой техники, предназначенной для эксплуатации в карьерных участках (то есть там, где шоссейные грузовики не проедут).

Одним из таких самосвалов является автомобиль «Вольво-A35F». Впервые его начали серийно выпускать в 1996 году, после чего данная спецтехника пережила множество доработок и усовершенствований. На данный момент самосвал карьерный «Вольво-A35F» является примером для многих сочлененных грузовиков, и сегодня мы рассмотрим, какие особенности таит в себе этот шведский автомобиль.

Отличия от обычных машин

Сочлененный самосвал карьерный марки «Вольво-A35F» отличается своей высокой проходимостью. Это настоящий вездеход, поскольку он может преодолевать даже болотистую и каменистую местность. В таких условиях даже полноприводный внедорожник рискует застрять, а «Вольво» благодаря шарнирному сочленению легко проезжает в самых труднодоступных местах.

Что такое шарнирное сочленение?

А теперь более подробней об этом. Данная особенность грузовика «Вольво-A35F» подразумевает полное отсутствие жесткой рамы (как это есть на шоссейных автомобилях). Вместо неё вся конструкция машины соединяется шарниром. В таком случае кузов от кабины не зависит и может отдельно поворачиваться. А это, в свою очередь, положительно влияет на проходимость, которая была описана чуть выше.

Технические характеристики

Большой карьерный самосвал «Вольво-A35F» оснащается специальной системой, которая автоматически распределяет нужное усилие на колёса. Таким образом, автомобиль может иметь колёсную формулу 6 х 4 или же 6 х 6 (в зависимости от качества дороги). В результате применения такой технологии инженерам удалось существенно снизить уровень износа шин и при этом уменьшить средний расход топлива.

Что касается двигателя, самосвал карьерный «Вольво-A35F» оснащается одним турбодизельным двигателем мощностью в 469 лошадиных сил. Благодаря такому мощному агрегату автомобиль способен перевозить грузы массой более 33 т, при этом его снаряжённый вес равен 30 т. Кроме отличных характеристик и грузоподъёмности карьерные самосвалы (фото модели «A35F» вы можете увидеть чуть ниже) имеют неплохой объем грузового отсека – 20,5 кубических метра.

Где может применяться данная спецтехника?

Область эксплуатации карьерных самосвалов «Вольво-A35F» достаточно широка. Они могут эффективно перевозить сыпучие материалы не только в карьерах, но и на стройке, быстро транспортировать грузы при рубке леса и даже эксплуатироваться на нефтедобывающих заводах. Поэтому самосвал карьерный «Вольво-A35F» соответствует всем современным требованиям надёжности и комфорта.

Кузов для грузов

Если говорить об эксплуатации, то в ADT, как и в карьерных самосвалах регламентное обслуживание ведётся по моточасам. Засим любое вторжение в матчасть контролируется в бортовом журнале. В карьерах регламентируется всё, а для связи на кустах и карьерах хватает собственной рации и временных вышек сотовой связи.

Кузов рассчитан на горную массу с высоким удельным весом, доходящим до 1,8 т/м3. Но для транспортировки сравнительно лёгких гумусовых углей (1,4–1,5 т/м3) и антрацита (1,25-1,27 т/м3) борта можно нарастить. Для транспортировки материала с высокой абразивностью предусмотрена футеровка внутренней поверхности. На заводе пока не озадачивались другими кузовами, но определённо напрашивается вариант с разгрузкой дозатором распределения.

Подъём самосвальной платформы осуществляется двумя одношаговыми цилиндрами опрокидывания двойного действия. Многие решения пришлось разрабатывать с нуля, начиная от кабины и заканчивая механизмом сочленения с двумя степенями свободы в горизонтальной и вертикальной плоскости. Порадовало, что сразу был предусмотрен подогрев кузова отработавшими газами.

Первый показ в мае проходил, когда машина ещё не до конца была даже собрана и её оживили буквально за несколько часов до презентации. И тут надо сказать о кабине.

Технические характеристики самосвала «КАМАЗ» с рабочим названием «Геркулес-40»

О технических характеристиках нового самосвала известно не очень много. Однако несмотря на это определенные детали характеристик автомобиля «Геркулес-40» все же стали достоянием общественности.

Габаритные размеры самосвала:

  • длина автомобиля – 11 390 мм;
  • ширина машины – 3 600 мм;
  • высота самосвала – 4 300 мм;
  • дорожный просвет авто – 617 мм.

Новый самосвал является уникальным в своем роде. Тип привода автомобиля — гибридный. Точнее дизель-электрический – последовательный гибрид. Под капотом будет скрываться силовой агрегат, работающий на дизельном топливе. Его мощность составляет 542 лошадиные силы. Информации о точной марке мотора, который установлена на самосвал «Геркулес-40», однако известно, что он является разработкой инженеров компании «КАМАЗ».

Тяговым двигателем станет электромотор, который будет установлен в задней части самосвала. По предварительной информации его мощность составит 480 кВт. Обеспечивать его работу будут литий-титанатные аккумуляторные батареи. Однако каков их объем, пока не известно.

Максимальная скорость, которую способен развить автомобиль – 35 км/ч. Как утверждают эксперты этого вполне достаточно для передвижения по карьерам и масштабным строительным площадкам.

Согласно представленным техническим характеристикам тип рулевого управления самосвалом будет кинематическим. Это означает, что при вращении рулевого колеса поворачивать будут не колеса машины, а ее передняя часть относительно задней.

Снаряженная масса самосвала составляет 40 тонн. При этом он обладает практически такой же грузоподъемность. Она равна 35 тоннам. Полная масса нового автомобиля «Геркулес-40» составляет 75 тонн.

Перспективы нового сочлененного самосвала «КАМАЗ»

В сети Интернет, в начале июня 2021 года появились фотоснимки с завода ПАО «КАМАЗ». На них, во время визита премьер-министра Российской Федерации – Михаила Мишустина, на производстве был продемонстрирован частично собранный новый шарнирно-сочлененный самосвал с рабочим названием «Геркулес-40». В конце июня, широкой общественности были показаны фотоснимки полностью собранного самосвала с грузоподъёмностью 35 тонн.

Опытный образец нового самосвала получил громкое название «Геркулес-40». Его снаряженная масса составляет 40 тонн, в то время как грузоподъемность равна 35 тоннам. Для инженеров завода «КАМАЗ» подобного рода опыт создания такого рода техники является первым, ведь при сборке автомобиля использовался минимум заимствованных экспортных узлов или механизмов.

Для представителей ПАО «КАМАЗ», создание такого рода автомобиля – это отличный шанс попытаться закрепиться на рынке сочленённых самосвалов. Данный рынок весьма специфичен, однако вместе с этим, на нем не так много конкурентов. Эксперты уверенны, что при определенном стечении обстоятельств, а также верных маркетинговых ходах компания «КАМАЗ» может занять определенную долю рынка сочленённых самосвалов.

ТОНАР’ы с жесткой рамой

Опыт в постройке самосвалов у предприятия уже накоплен солидный. Начало было положено трёхосной моделью ТОНАР-6528, а через год были представлены уже многозвенные самосвальные автопоезда («ГП» №6, 2010 г., «ГП» №4, 2010 г., «ГП» №5, 2013 г.). А с 2013 года разработки самосвалов и автопоездов с жёсткой рамой посыпались как из рога изобилия. Чтобы не докучать читателям перечислением всего и вся, лучше показать их все вместе. Сейчас номенклатура ТОНАРа состоит из прицепов и полуприцепов для работы на средних и коротких плечах, тягача Тонар-7502 со сцепкой B-train и двух карьерных самосвалов – 45-тонный Тонар-45251 и 60-тонный Тонар-7501, рассчитанных на эксплуатацию для трасс с твёрдым покрытием включая обслуживаемые карьерные и технологические дороги.

ТОНАР-6528 (6х4) ТОНАР-6528-0000010-40 (8х4) ТОНАР-652803-0000010 (10х4) ТОНАР-4525-0000010 (6х4)
Полная масса 33,5 т, грузоподъёмность 21 т, ЯМЗ-650.10 – 412 л.с
(«ГП» №6, 2009)
Полная масса 47 т, грузоподъёмность 32 т, Cummins ISLe 375 – 375 л.с(«ГП» №8, 2013) Полная масса 40 т, грузоподъёмность 26,2 т, ЯМЗ-650.10 – 412 л.с(«ГП» №8, 2014) Полная масса 67 т, грузоподъёмность 45 т, Weichai WD12.375 – 375 л.с., ЯМЗ-650.10 – 412 л.с.(«ГП» №5, 2013 г.,№11, 2014 г.)

ТОНАР-45251 (6х4) ТОНАР-45252+95405 (6х4) ТОНАР-7502+95405 (6х4) ТОНАР-75010 (6х4)
Полная масса 67 т, грузоподъёмность 45 т, ЯМЗ-650.10 – 412 л.с.
(«ГП» №6, 2014)
Полная масса 198,5 т, грузоподъёмность 116,7 т, Cummins QSK19-С600 – 600 л.с.
(«ГП» №11, 2014, и №10, 2016)
Полная масса 198,5 т, грузоподъёмность 125,35 т, Cummins QSK19-760 – 760 л.с/(«ГП» №2, 2020) Полная масса 86,5 т, грузоподъёмность 60 т (уголь), Cummins QSX15 – 540 л.с.(«ГП» №6, 2018)

ТОНАР-45251 (6х4) ТОНАР-750100К (6х4) ТОНАР-452510 (6х4)
Полная масса 69 т, грузоподъёмность 45 т (уголь) или 45,5 т (скальный грунт), ТМЗ-8437.10 – 425 л.с., Cummins QSZ13-450-II – 450 л.с.(«ГП» №7, 2017) Полная масса 93 т, грузоподъёмность 60 т, Cummins QSX15 – 540 л.с.(«ГП» №11, 2019) Полная масса 67 т, грузоподъёмность 45 т (скальный грунт), Cummins QSZ13-450-II – 450 л.с.(«ГП» №2, 2019)

Идея сделать шарнирно-сочленённый самосвал появилась еще в 2016-м году и в последующие годы на заводе уже сделали несколько 3D-макетов. Рынок богатый, безбрежный. Не хватало патернализма. И помощь подоспела от Минпромторга, благодаря чему ТОНАР Т-35 (ТОНАР-7507) был построен буквально за год с хвостиком.

Министерство субсидировало затраты на НИОКР в размере 60 млн рублей в рамках постановления Правительства № 1649 от 12 декабря 2019 г. «О государственной поддержке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации инновационных проектов». Так что вопрос – на всех ли этажах власти разворовываются деньги, можно снять с повестки, а завод на «армии» показал налогоплательщикам, на какие разработки были потрачены государственные средства. Осталось только проработать экспортные направления, на которых ТОНАР пытается выехать последние 5 лет.

Самосвал учится ездить

По размерам (11,25 х 3,24 х 3,82 м) машина получилась внушительной, но укладывается в рамки типоразмера Volvo, Caterpillar и Bell. И, к слову сказать, реальным ограничением у Т-35 выступают только шины. По секрету сообщили, что готовится и 40-тонная модификация Т-40 с усиленными покрышками! От обилия таких новостей автожурналисты без хлеба точно не останутся!

Обслуживание такого мастодонта требует инфраструктуры и обучения персонала и на заводе постарались применить уже готовые решения, используемые в карьерной и специальной технике. Маленьким бонусом эксплуатанту опытной и перспективной техники может служить снижение налогов на эксплуатацию и содержание (включая возврат НДС). Но обычно опытные машины остаются в собственности завода.

На ТОНАРе ещё с освоением линейки тягачей и карьерных самосвалов ТОНАР-7501 и -7502 пришлось вплотную начать исследования в области экономической эффективности и ломать голову над снижением расхода топлива. Нужно учесть, что новинка предложена в полноприводной версии. К слову сказать, некоторые компании также предлагают свои ADT с колёсной формулой 6х4, так что, упрекнуть главного конструктора Алексея Кондратьева в экономии, симплификации и упрощении не приходится.

Применение колёсной формулы 6х4 хоть и было оправданно для компании, впервые входящий в узкий круг производителей ADT, но задачей было заинтересовать широкий круг потребителей. Спектр применения должен быть максимально широким: вскрыша полезных ископаемых, подготовка площадок будущих мест добычи нефти и газа, строительство дорог и прокладка нефтепроводов, работа на кустах в условиях сильно пересечённой местности и в условиях труднопроходимой местности.

За 55 лет конструкция всех ADT уже стала шаблонной, поэтому требовалось использовать готовые решения и сконцентрироваться на снижении материалоёмкости и упрощении конструкции.

Шарнирно-сочленённые самосвалы имеет смысл использовать на плечах 3-15 км до конечного объекта. Экономическая эффективность использования ADT превышает ресурс обычных строительных самосвалов и за счёт высокого запаса прочности рамы и кузова достигает 15-25 лет. Поэтому такую технику чаще берут в аренду или на короткий срок эксплуатации с последующим погашением кредита в виде возврата техники по остаточной стоимости.

Особенности конструкции грузовика Volvo A35F

Такая конструкция способствует развороту секций друг относительно друга и предоставляет тяжёлой машине способность «складываться» по горизонтали. В результате, нагрузки на рамную часть снижается, а колёса грузовика практически всегда контактируют с поверхностью грунта. Шарнирные самосвалы Вольво отличаются отличной маневренностью и имеют небольшой радиус разворота.

Благодаря шарнирно-сочлененной раме, самосвал обладает малым радиусом разворота и способен развернуться на ограниченном участке. Это повышает его эффективность при выполнении работ на небольших площадях.

Поворотный шарнир делает возможным независимое перемещение передней и задней части машины без излома рамы и обеспечивает стабильный контакт колёс с грунтом.

Высокое расположение шарнира, вблизи центра тяжести груза, повышает устойчивость и обеспечивает большой дорожный просвет, позволяя достичь прекрасной маневренности при работе на бездорожье и устойчивости автомобиля при перемещении грузов на высокой скорости.

Шарнирно-сочленённый самосвал имеет сравнительно небольшие размеры, и это позволяет эксплуатировать его даже на дорогах общественного пользования.

Балки моста сконструированы так, что они имеют три точки крепления. Поэтому задние колеса перемещаются независимо друга от друга, поддерживая стабильное сцепление с дорогой, тягу, устойчивость; уменьшает нагрузки на раму. Шарнирное сочленение рамы расположено у центра тяжести груза. Обслуживания ему не требуется. Оно оснащается коническими роликовыми подшипниками.

Хорошие вездеходные свойства шарнирного самосвала позволяет ему с лёгкостью преодолевать сложные участки и выполнять сложные задачи в любую погоду, в любое время года.

Особая конструкция откидной (вниз) панели защиты радиатора, со встроенными ступеньками, даёт водителю сервисную платформу для обслуживании автомобиля. Капот можно поднять вверх на 90 градусов, обеспечив удобный доступ в моторный отсек. Все точки смазки и вынесенные места слива эксплуатационных жидкостей доступны с уровня земли либо с нескользящих платформ.

В зависимости от условий эксплуатации, шарнирно-сочленённые самосвалы Volvo могут оборудоваться всевозможной дополнительной аппаратурой. Так, в некоторых комплектациях предусмотрен предпусковой обогрев двигателя, дизтоплива и топливного фильтра. В списке дополнительных опций находится также автоматический обогреватель водительской кабины.

Также грузовики могут комплектоваться навесным задним бортом, системой взвешивания, климат-контролем, обогревом зеркал, усиленной защитой дна кузова, источниками освещения повышенной мощности и прочими опциями.

Телематика CareTrack позволяет дистанционно контролировать состояние автомобиля (местонахождение, расход дизтоплива, напоминания о необходимости техобслуживания и так далее).

Volvo A35F – самосвал-вездеход

Доставка груза по любой местности — вот главная задача, которую призван решить шарнирно-сочлененный самосвал Volvo A35F. Инженеры снабдили его высокопрочными передними и задними рамами, разработанными специально для длительной эксплуатации в условиях бездорожья. Водитель при управлении этим грузовиком грузоподъемностью 33,5 тонны может не беспокоиться о проблемах с маневренностью — гидромеханическая система обеспечивает точность рулевого управления и короткий радиус поворота. Максимальная скорость этого гиганта составляет 57 км/ч.

Под капотом карьерного грузовика расположен 6-цилиндровый дизельный двигатель Volvo D13F с турбонаддувом и 4 клапанами на цилиндр, верхним распредвалом и инжекторами с электронным управлением. Его конструкция предусматривает при необходимости замену «мокрых» гильз цилиндров, направляющих и седел клапанов. В стандартной комплектации имеется двойная фильтрация входящего воздуха.

В полностью автоматической планетарной трансмиссии Volvo PowerTronic 2519 с 9 передними и 3 задними передачами предусмотрена возможность пропуска передач для более четкого и оперативного переключения. Многодисковые тормоза мокрого типа с масляным охлаждением обеспечивают отличную эффективность торможения. Они износоустойчивы и подходят для эксплуатации на самых загрязненных и пыльных участках. Мощная и простая в управлении система замедления контролирует скорость на спуске при помощи тормозов колес и моторного тормоза.

Установленная по центру передней оси кабина оператора отличается эргономичным расположением элементов управления и низким уровнем шума. Панорамную обзорность обеспечивают широкое ветровое стекло, полностью остекленные боковые двери, скошенная форма капота и большие зеркала заднего вида. Перед глазами водителя находится монитор, на который выводятся данные системы взвешивания. Она регистрирует вес перевозимого груза для полноценного контроля полезной нагрузки. Также на дисплей поступает информация от электронной системы Contronics, отслеживающей количество моточасов, уровни жидкостей, сообщающей об отклонениях и напоминающей о плановом техническом обслуживании.

Система фильтрации воздуха поддерживает чистый микроклимат кабины даже в условиях сильной запыленности. Система обогрева и вентиляции повышает комфорт и увеличивает производительность труда. Отдельные воздуховоды стеклообогревателей предохраняют окна от замерзания.

Управление разгрузкой и фиксацией кузова осуществляется с помощью одного рычага. Точность работы помогает достичь погрузочно-разгрузочный тормоз, являющийся запатентованной технологией Volvo. Угол опрокидывания кузова достигает 72 градусов.

В необслуживаемом шарнирно-поворотном соединении задействованы конические роликовые подшипники с перманентной смазкой, что позволяет тягачу и прицепу двигаться без передачи усилий на раму, при этом за счет независимого относительного вращения тягача и прицепа обеспечивается надежный контакт с неровной поверхностью.

В базовой комплектации грузовика предусмотрены галогенные фары. Но опционально доступны мощные светодиодные фары.

Специальное ПО Matris отслеживает все рабочие характеристики и находит возможности для улучшения, тем самым обеспечивая экономию топлива, эффективность эксплуатации и долгий срок службы машины.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: