Ответственность за списание ГСМ с нарушением норм законодательства
Из опубликованного нами выше перечня ошибок, которые наиболее часто выявляются проверяющими при проведении проверки правильности списания ГСМ в учреждении, можно сделать вывод о том, что чаще всего к ответственности за нарушения норм законодательства на этом участке учета привлекаются должностные лица. К ним применяется дисциплинарное взыскание. Однако в ряде случаев за нарушение правил списания ГСМ учреждение может быть привлечено к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ, если проверяющие докажут факт грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2000 до 4000 руб.
Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются:
- занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.11 КоАП РФ, в случае исправления ошибки (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке.
Замените свечи зажигания — экономия топлива в денежном эквиваленте- до 19 тыс. 650 рублей в год
Если на вашей машине свечи зажигания рассчитаны на пробег примерно в 160 тыс. км, а автомобиль прошел где-то 130 тыс. км и свечи начали работать с перебоями, то это означает, что они уже на 80% изношены. Несмотря, что они еще будут работать какое-то время, их работа стала уже не эффективной. Неправильная искра и не полное сгорание топлива в камере двигателя приводит к повышенному расходу топлива. Если Вы за год проезжаете на машине примерно около 32 тыс. километров, то такие изношенные свечи зажигания могут привести к лишним тратам на топливо, примерно в размере 19 тыс. 650 рублей в год.
В этом случае Вы должны заменить старые свечи зажигания не дожидаясь их полного выхода из строя. Это расходная часть эксплуатации самой автомашины. Даже если Вы замените свечи раньше положенного срока времени, потратив раньше срока свои денежные средства на эту замену, то вы сэкономите на том же расходе горючего и в любом случае останетесь в выигрыше. Стоит также отметить, что не во всех автомобилях свечи зажигания способны работать и выдерживать пробег по 160 тыс. километров. Есть много четырехцилиндровых машин у которых свечи зажигания работают всего по 50 — 65 тыс. километров пробега. Поэтому на таких машинах даже через небольшой пробег пройденного расстояния свечи зажигания начинают работать не должным образом, что безусловно приводит к повышенному потреблению автомобилем топлива.
Реальные нормы расхода ГСМ в зависимости от марки машины: таблица
Для списания израсходованной солярки или бензина используют таблицы Минтранса РФ, учитывающие тип автомобиля, особенности трансмиссии и условия работы. По мере появления новых моделей информация актуализируется.
В базе данных имеются значения для грузовых машин или автобусов как российского, так и зарубежного производства. Для специальных установок в нормативы включен часовой расход жидкого или газообразного топлива (например, для погрузчиков или компрессорных станций).
В таблице приведены значения расхода для некоторых типов транспорта.
Модель машины | Нормативный расход, л/100 км | Тип топлива |
ВАЗ-21043 | 8,3 | Бензин |
ГАЗ-3110 (с мотором ЗМЗ 402) | 13,0 | |
УАЗ-3163 Патриот | 13,5 | |
Lada Largus (KS015L) | 10,4 | |
Audi Q7 3.0 TDI | 12,3 | Дизель |
Волжанин-528501 для пригородного сообщения (49 мест, с мотором Scania) | 35,8 | |
ЛАЗ-695 (с бензиновым двигателем ЗИЛ-130) | 41,0 | Бензин |
ЗИЛ-131 и 131А | 41,0 | |
КамАЗ-53212 | 26,4 | Дизель |
Продумайте систему материального стимулирования
Если инженерно-технические работники предприятия могут отследить и систематизировать режимы работы техники и операторов, попробуйте стимулировать машинистов рублем. Вот, например, как это делается в сфере перевозок, в том числе магистральными тягачами и тралами.
У работодателя есть ставка и есть коэффициенты, которые ее повышают или понижают — в зависимости от расхода топлива. Если у водителя расход топлива 30–32 литра на 100 км, он получает базовую ставку (коэффициент 1). Если потратил от 26 до 30 литров на 100 км, ставка увеличивается на 20 %. Если, напротив, расход выше 32 литров, коэффициент 0,8.
В итоге получается так: если водитель неумелый, то штраф в 20 % — это хороший стимул, чтобы научиться грамотно расходовать топливо. А если научился, он начинает получать на 40 % больше — 1,2 ставки вместо 0,8. Если водитель опытный, но в пути сливал топливо, значит, эти 20 % штрафа ставки 0,8 компенсируют лишние расходы работодателя. А те, кто экономят, получают больше. Так водитель начинает понимать, что цена топлива — это и его деньги тоже.
Такие схемы действенны там, где техника работает циклично. Например, на щебеночных, песчаных и угольных карьерах, а также в горном деле в целом. Частично они применимы и при обустройстве месторождений. Например, на Севере, когда на кустовое месторождение десятки и сотни самосвалов завозят за сезон до миллиона кубометров грунта с логистическим плечом «карьер — площадка» в десятки километров. А те же экскаваторы при этом в статике и безостановочно грузят грунт. В этом случае можно рассчитать производительность техники и потребление топлива. И оптимизировать схемы работы.
На самой стройплощадке, когда расход топлива складывается из десятка различных операций за смену, это либо не отследить, либо нужно заказывать аналитику посменной/понедельной/помесячной работы. Это возможно, но трудоемко, дорого (если нет штатных специалистов для этого) и довольно приблизительно.
В таких случаях опять остается работа с персоналом. Например, можно дополнительно объяснить, обучить операторов, как правильно менять режимы работы техники и для чего это нужно. В «КОМЕК МАШИНЕРИ» есть курсы по эффективному и безопасному управлению техникой. После курсов или после внедрения материального стимулирования владелец техники видит: есть изменения, уменьшилось время холостого хода, изменился расход топлива. Здесь главное то, что без сознательных усилий по экономии можно не заметить, что часть денег сгорает вместе с «лишним» топливом, но реорганизация ритма работы, оптимизация задач показывают: были еще финансовые резервы, которые теперь освободились и можно пустить в дело.
Как учесть топливо, полученное вместе с автомобилем
Как правило, при покупке авто новый владелец получает не только саму машину, но и некоторое количество бензина в баке. Если это прописано в договоре купли-продажи, бухгалтер сможет без проблем оприходовать ГСМ.
Но чаще топливо в договоре не упоминается. Как поступить в этом случае? На практике применяют различные подходы.
Если бензина не очень много, то его попросту не учитывают, а отсчет поступления и списания ГСМ начинают с первой заправки.
Если бак практически полон, топливо учитывают. Сначала определяют объем, используя те же методы, что и при инвентаризации. Затем оформляют либо безвозмездное получение, либо выявление излишков.
В случае безвозмездного получения стоимость топлива проводят по дебету счета 10 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Впоследствии, при списании, делают проводки по дебету «затратного» счета (20, 26 или 44) и кредиту счета 10 «Материалы», а также по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
В налоговом учете безвозмездно полученные ГСМ — это налогооблагаемые доходы (подп. 8 ст. 250 НК РФ).
Если организация показывает излишки, выявленные при инвентаризации, то в бухгалтерском учете их следует включить в доходы и провести по дебету счета 10 и кредиту счета 91. В налоговом учете также необходимо сформировать доходы на основании подпункта 20 статьи 250 НК РФ.
Народные советы и мифы
В интернете представлено множество вариантов, как можно снизить «прожорливость» транспортного средства чуть ли не на 50 процентов.
На практике указанные цифры сильно завышены, а в стремлении добиться экономии можно уменьшить общий комфорт эксплуатации транспортным средством.
Часто автовладельцам банально не хватает терпения, чтобы в полной мере соблюсти рекомендуемый режим.
Но некоторые народные советы по уменьшению расхода топлива все-таки стоит учесть.
Меняйте свечи своевременно.
При загрязнении свечных электродов «прожорливость» авто может вырасти на 15-20 процентов.
Но не стоит менять свечи «на всякий случай». Помните, что при использовании плохого топлива замена свечей может потребоваться уже через 3 тысячи километров.
Если же заливать качественное горючее и с умом подходить к эксплуатации, свечи могут отходить и 20 000 км.
Не злоупотребляйте движением накатом.
На автомобилях с инжекторным мотором спуск с горы на «нейтралке» не дает экономии. Наоборот, расход топлива возрастает и составляет пол-литра на «сотню».
Лучше не отключать скорость и полностью сбросить газ. В этом случае расход горючего будет минимален или снизится к нулю.
Причина в том, что при переводе селектора в нейтральное положение принудительно активируется режим ХХ.
Движение на «нейтралке» позволяло сэкономить только на карбюраторных машинах. Но есть и обратная сторона. В таком режиме приходится часто нажимать на тормоз, что чревато его перегревом.
В зимний период езда на нейтральной скорости увеличивает риск попадания в ДТП.
Движение за фурой.
В среде автовладельцев бытует мнение, что, пристроившись за большим автомобилем, можно неплохо сэкономить на горючем.
Считается, что из-за снижения аэродинамического сопротивления падает и расход топлива на 17-20%.
На практике водители редко выдерживают такой режим вождения и стараются при первой возможности обогнать впередиидущий автомобиль.
Что касается экономии, эксперименты подтвердили возможность снижения потребления таким способом.
Уменьшить расход топлива удается, благодаря двум факторам — действию аэродинамических сил и поддержанию скорости на одном уровне, без резких разгонов и торможений.
Но если брать в целом, уменьшить «прожорливость» таким способом удается не больше, чем на 10%.
Нельзя не отметить еще один важный момент. Рассматриваемый способ работает за границей, но не у нас, где каждый второй грузовик является источником большого объема дыма.
Если долго ехать за такой машиной, можно отравиться. Кроме того, при движении за крупногабаритной машиной ухудшается обзорность, а при нахождении между двумя фурами можно оказаться на пути обгоняющего автомобиля, который «прячется» в нишу при наличии встречного транспорта.
Можно сократить расход топлива,- как это сделать..
Зачем же тратить на автозаправке больше денег на топливо, когда любой из автомобилистов может лично снизить свои затраты на него. Как эт понимать..? Все очень просто. Для этого автоводителю необходимо снизить расход топлива данного автомобиля. Уважаемые читатели, предлагаем Вам ознакомиться с подробным руководством по экономии топлива. Воспользовавшись нашими советами Вы непременно снизите потребление топлива своей автомашины и в значительной степени сократите денежные затраты на таковое.
Еще каких-то 10 — 15 лет назад большинство водителей не задавалось вопросом об экономии топлива. И это несмотря на то, что в то время на большинстве автомашин стояли мощные двигатели с большим кубическим объемом. Расход топлива во многих тех машинах доходил до 20 — 25 л на 100 км пробега. И это было вполне нормальным для того времени. А все дело было в стоимости бензина и дизельного топлива, которое в то время было не дорогим. Но за поседение годы во всем мире наблюдается значительный рост стоимости нефти и соответственно сама стоимость топлива на заправках. Практически все автопроизводители озаботились в наше время снижением расхода топлива для своих новых автомобилей.
Уважаемые читатели, наше интернет-издание 1gai.ru предлагает Вам воспользоваться нашими советами, которые гарантированно помогут Вам сократить свои значительные траты на автозаправке, а заодно сэкономить и общие затраты связанные с эксплуатацией вашей машины. Мы посчитали, сколько же денежных средств Вы сможете сэкономить за целый год, если будете придерживаться наших советов. За основу подсчета мы взяли следующие показатели, то есть, что Ваш автомобиль проезжает за год в среднем 32.000 тыс. км и имеет средний расход топлива 11,7 л на 100 км пути, а средняя стоимость 1 литра бензина на заправке составляет примерно 28 рублей 70 копеек (это средняя стоимость бензина АИ-92 в России за первые 5 месяцев 2014 года).
Можно ли сэкономить топливо, заправляясь рано утром?
По мнению некоторых автомобилистов, активно продвигающих методы экономии топлива, низкая температура воздуха, которая преобладает в ночные и в ранние утренние часы, делает топливо более плотным. Если следовать этой логике, то, если мы будем заправляться ночью или в ранние часы, за те же деньги нам в бак попадет больше топлива, чем если бы мы заправлялись днем. И, с одной стороны, это не кажется абсурдной мыслью, ведь плотность топлива реально увеличивается по мере понижения температуры.
Однако следует помнить, что топливо на АЗС хранится в подземных резервуарах. Температура ниже уровня земли не так переменна. Над поверхностью земли, напротив, температура изменчива из-за воздействия солнца. Поэтому различия между температурой над поверхностью земли и под землей незначительны. Следовательно, разность плотности заправляемого топлива днем и ночью практически одинакова. Так что нет смысла в заправке только ночью или рано утром.
Как экономить на бензине и перестать переплачивать
Одну из очевидных причин мы уже упомянули. Помимо этого, ухудшение других технических параметров машины также существенно “бьет” по кошельку автовладельца. К ним относятся:
- неисправности в двигателе (свечи, ремень ГРМ, затруднения в запуске);
- отказ датчиков (кислородного, лямбда-зонда, воздушного, холостого хода);
- засоренные фильтры (масляный, воздушный);
- чрезмерный прогрев мотора перед началом движения (масло “работает” уже через 3 минуты, после этого можно начинать движение);
- проблемы с шинами;
- ошибка схода-развала (требуется проводить диагностику каждые 20 тыс. км пробега);
- неисправности в тормозной системе (до 15% перерасхода);
- весомые элементы внешнего тюнинга (арки, багажник на крыше, спойлеры также снижают аэродинамические параметры автомобиля);
- опущенные окна во время езды на скорости;
- новая машина (статистически старый агрегат расходует меньше топлива, но во втором случае встречаются другие весомые факторы);
- спортивная манера езды водителя (резкие торможение и старт “съедают” больше горючего).
Как экономить на бензине?
Если изучить список выше, понятны общие моменты
Важно техническое состояние авто и отношение к своему “железному коню”. При соблюдении сроков регулярного технического обслуживания своевременное устранение неполадок и некоторые привычки при эксплуатации авто дадут хороший результат
На последнем моменте остановимся подробнее далее.
Как ездить, чтобы экономить бензин на “механике”? Многие автовладельцы знают, что МКПП экономнее “автомата” ориентировочно на 10%. Это связано не только с конструктивными особенностями коробок, но и возможностью влиять на процесс (во втором случае она существенно ограничена). В “зачет” идут как действия водителя, так и подготовка машины.
Как еще экономить бензин на механике?
Также можно сократить количество энергопотребителей, но не перестарайтесь — работающие фары ближнего света пригодятся. В остальном, если быть бдительными и не “гонять” без необходимости электроприборы, можно сэкономить до 10% топливного объема.
Еще пару цифр по чрезмерному потреблению:
- езда с открытыми окнами “съедает” до 4%;
- движение на авто, перегруженном пассажирами — потребляет до 20%.
Техническое состояние
Контроль за давлением в автошинах.
Поддержание необходимого давления в шинах автомобиля это важный момент экономичного движения. Снижение давления увеличивает зону контакта автошины и дороги. При этом возрастает трение, что автоматически ведет к повышению потребления топлива и износу покрышек. В технических параметрах авторезины всегда указывается допустимый диапазон давления и для более экономичной эксплуатации необходимо стараться поддерживать верхнюю планку этого диапазона.
Контроль за состоянием автошин.
По мере пробега увеличивается износ колес, что уменьшает величину протектора и как следствие увеличивает качение с последующим ростом потребления топлива
При этом сам износ может происходить неравномерно, поэтому важно в соответствии с установленными нормами для той или иной марки авторезины осуществлять перестановку колес в соответствии со схемой автомобиля
Соблюдение периодичности замены воздушного фильтра.
Несвоевременная смена воздушного фильтра приводит к формированию некачественной рабочей смеси, которая уменьшает мощность двигателя. Для компенсации такого снижения требуется дополнительный расход топлива. Кроме того, загрязненный воздух, попадая внутрь мотора повышает износ. Периодичность смены воздушного фильтра установлена регламентами производителя, но при этом надо применять корректировку с учетом условий эксплуатации автомобиля. Если такие условия отличаются от нормальных, а именно, автомашина эксплуатируется только в городе или на запыленных сельских дорогах, необходимо выполнить корректировку периода замены фильтра. Обычно его сокращают в два раза.
Использование качественного моторного масла.
Качественная моторная смазка эффективно снижает силу трения между элементами двигателя, лучше выполняет охлаждение, что снижает потери мощности и за счет этого сокращается потребление горючего. Периодичность смены моторного масла также устанавливается регламентами и составляет ориентировочно от 10 до 15 тыс. км, при этом, как и с воздушным фильтром необходимо выполнять корректировку замены в зависимости от условий эксплуатации автомобиля
Кроме того, при выполнении смены важно менять и масляный фильтр, так как именно в него выводятся все металлические частицы, которые в случае отсутствия выполнения замены будут увеличивать силу трения в моторе и повышать износ. Наиболее эффективными являются современные синтетические масла, определенные сорта таких масел могут сэкономить до 7,5% топлива. Следить за массой
Следить за массой.
При увеличении веса автомобиля примерно на 100 кг возрастает потребление горючего на 7-10%, поэтому необходимо следить за оптимальной загрузкой и в зависимости от поездки использовать только необходимые вещи. Кроме того, полный топливный бак (60 л) добавляет 45 кг к массе автомашины, поэтому лучше всего, чтобы количество топлива находилась между четвертью и половиной объема бака, но при этом обязательно учитывать возможность дозаправки. Езда на практически пустом баке может привести к выходу из строя топливного насоса.
Контроль за аэродинамикой автомашины.
Установленный на крыше автомобиля багажник увеличивает аэродинамическое сопротивление, на преодоление которого необходимо дополнительные затраты топлива. В среднем пустой багажник может добавить расход на 5%. Поэтому если нет необходимости багажник надо демонтировать. Также дополнительное сопротивление могут создавать потоки воздуха при открытых окнах салона, установленные на кузов различные декоративные элементы и обвесы, а также расширенные колесные диски.
Своевременная замена свечей зажигания.
От работы свечей зажигания зависит полнота сгорания бензина. Если бензин сгорает не полностью, автоматически повышается его расход и падает мощность мотора. На компенсацию такого падения необходимо дополнительное горючее, поэтому необходимо соблюдать периодичность замены свечей, а иногда лучше это делать раньше, так как свечи с большой наработкой также не обеспечивают качественное зажигание.
Причины чрезмерного расхода топлива
Основные причины большого расхода топлива кроются в техническом состоянии автомобиля. Если он находится в неудовлетворительном техническом состоянии, то никакие ухищрения (экономная езда, использование различных присадок и экономителей топлива) не помогут решить эту проблему. Среди большого количества поломок, которые могут способствовать увеличению потребления горючего, чаще всего встречаются неисправности:
- силового агрегата (вышла из строя свеча зажигания, растянулся ремень привода газораспределительного механизма, сбилось зажигание и др.);
- одного из датчиков, контролирующих работу системы впрыска топлива (лямбда-зонд, датчик массового расхода воздуха, датчик кислорода и пр.);
- подвески, тормозной системы или трансмиссии.
- не менее часто имеет место использование фильтров, засоренных грязью: воздушного и/или топливного;
- перерасходу бензина или дизеля способствует и злоупотребление длительным прогревом силового агрегата. На практике не стоит прогревать мотор автомобиля более трех минут. Этого времени вполне достаточно чтобы разогнать моторное масло по всем узлам и парам трения. По истечении 3-х минут можно начинать движение на небольших оборотах (до 2000 об/мин) – при этом расход горючего будет меньше, а двигатель прогреется быстрее;
- в вопросе экономии топлива не последнее место занимает давление в шинах автомобиля, которое необходимо регулярно контролировать и поддерживать в пределах, указанных в руководстве по его эксплуатации. Имеет значение также тип (зимние, летние, всесезонные), рисунок протектора и величина износа шин, установленных на автомобиле;
- существенно влияет на потребление бензина или дизеля и неправильно выставленный угол развала/схождения колес. Его рекомендуют проверять через каждые 15…20 тысяч километров пробега;
- к увеличенному расходу горючего приводит также чрезмерное увлечение наружным обвесом (тюнингом). Особенно это касается элементов, выполненных кустарным методом. Но и штатный багажник, «мухобойка», накладные арки и другие элементы обвеса значительно ухудшают аэродинамику автомобиля, что также приводит к его перерасходу;
- ухудшают аэродинамику автомобиля и открытые окна, особенно при движении со скоростью более 60 км/час;
- нельзя сбрасывать со счетов манеру вождения каждого конкретного водителя. Чрезмерно агрессивный стиль управления автомобилем, с постоянным резким набором скорости и не менее резким торможением, вызывает неоправданно большой расход бензина или дизеля;
Кроме того, в случае, если без видимых причин значительно увеличился расход бензина/дизеля, необходимо посетить лицензированное СТО, где пользуясь специальными приборами, опытные специалисты смогут определить и устранить неисправность.
Заключение
В завершение хотелось бы отметить, что организация в учреждении эффективной работы отдела внутреннего контроля позволит избежать многих нарушений норм законодательства РФ и наладить четкую работу финансовой службы; несмотря на то что в ней работают высококвалифицированные кадры, взгляд на работу «извне» часто бывает весьма полезен. Некоторые учреждения формально подходят к выполнению требования ст. 19 Закона о бухгалтерском учете, и результат внутреннего контроля при таком подходе весьма плачевный.
Подводя к концу разговор о том, на что нужно обратить внимание при учете и списании ГСМ в государственных (муниципальных) учреждениях, хотелось бы обратить ваше внимание на Постановление АС УО от 25.03.2015 N Ф09-1396/15. В нем рассматривался вопрос о правомерности передачи ГСМ из муниципального бюджета в федеральный бюджет
Муниципальному бюджетному учреждению из бюджета были выделены денежные средства на приобретение ГСМ, часть которых планировалось передать в федеральную собственность. По результатам рассмотрения пакета документов по вопросу передачи из муниципальной собственности городского округа с последующим закреплением на праве оперативного управления за учреждением в федеральную собственность неэтилированного бензина территориальное управление Росимущества не согласовало такую передачу. По мнению Росимущества, перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче муниципального имущества в федеральную собственность, установлен Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, пп. «м» п. 2 которого закреплено требование о необходимости представления документов, подтверждающих фактическое использование предлагаемого к передаче имущества федеральными органами государственной власти в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам. Однако указанное спорное имущество при однократном акте использования уничтожается или существенно изменяется, фактическое его использование не может быть подтверждено. Ввиду отсутствия возможности представления документов, предусмотренных пп. «м» п. 2 названного Постановления, соблюдение требований, установленных данным Постановлением, не представляется возможным. Возможность реализации мероприятий в рамках ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в данном случае отсутствует. То есть суд, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что возможность реализации мероприятий по передаче ГСМ из муниципальной собственности в федеральную собственность, согласно ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ, отсутствует.
Т.Обухова
Эксперт журнала
«Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных)
учреждений»