На старт, внимание…
Ключи я получаю прямо в зале прилёта аэропорта Барселоны. Среди дюжины собратьев ищу на парковке «свой» МAN – он оказался симпатягой! Кабина и рама цвета «синий металлик». На раме бортовой кузов с алюминиевыми панелями, на которых бликуют солнечные лучи. Открываю дверь и замираю, всё ещё свежи впечатления от австрийского теста, похоже, это модификации одной и той же машины, отличающейся только эмблемами и надписями.
С дизайном разобрался сразу: в экстерьере MAN TGE нет «комодной» решётки, присутствовавшей в машине Crafter, а на ступице рулевого колеса фирменный символ льва вместо эмблемы VW. А когда оживает дисплей бортового компьютера, появляется до боли знакомый интерфейс, но со львом. Вот и все отличия. Однако поехали!
Да, здесь не дождливая законопослушная нордическая Австрия! Впереди солнечная южная страна с отличными автобанами и горными серпантинами, с зажигательным, граничащим с озорством стилем вождения местных жителей. А у меня 180 «кобыл», 410 «ньютонов» крутящего момента на 2700 кг снаряжённой массы. И задний привод на горячем сухом асфальте, позволяющем полностью реализовать сцепной вес. В общем, едет автомобиль совсем недурно – и рассказать-то нечего!
Давлю поглубже гашетку акселератора, в основной массе вокруг снуют бюджетные и малолитражные легковушки, обогнать их не проблема. И скоро опять становится скучно. Тогда не грех потягаться с редким в этих местах кроссовером, ведь у них, скорее всего, под капотом «жиденький» европейский даунсайзинговый мотор. Главное – не заиграться на узком горном серпантине с обилием «тёщиных языков». Каудильо любят езду погорячее, и внезапно вынырнуть на максимальной скорости из закрытого поворота здесь обожают и считают делом чести.
В общем, скоро я понял, что энерговооружённость и динамика у 180-сильного малотоннажника марки MAN даже излишняя. Ему бы на «Шёлковом пути» выступать, но подвеска по-немецки короткоходна и жестковата в угоду достойной управляемости… Однако в обычной жизни и буднях грузоперевозок незаурядные способности двухлитрового мотора пригодятся не для светофорных гонок, а при езде с тяжестями и на сложных обгонах, а эластичность и широкая полка крутящего момента помогут меньше в заторах орудовать рычагом шестиступенчатой КП.
МАН ТГА — Т.О. перед запуском двигателя
Ежедневно:
- Двигатель: Проверить уровень масла.
- Система охлаждения: Проверить уровень жидкости.
- Топливный бак: Проверить запас топлива.
- Система оснащения и сигнализации: Проверить состояние и функциональные возможности.
- ССУ, розетки и соединительные головки: Проверить состояние и функциональность.
- Сдвигаемая опора, соединительные кабели и провода: Проверить состояние и функциональность.
Еженедельно:
- Шины и колеса: Проверить давление и состояние.
- Гайки крепления колеса: Проверить прочность посадки.
- Очиститель стекол и фар: Добавить жидкость, проверить функциональность.
- Двигатель, КП, раздаточная коробка, ведущий мост, рулевое управление, система охлаждения и обогрева: Проверить герметичность
- Фильтр грубой очистки топлива: Удалить влагу.
Ежемесячно:
- Включение сцепления и коробки передач: Проверить уровень масла.
- Централизованная система смазки Beka-Max: Проверить уровень смазочного вещества.
- Клиновой ремень: Проверить состояние.
Один раз в пол года:
- Аккумуляторные батареи: Проверить уровень электролита.
- Топливный бак: Удалить влагу.
- Механизм опрокидывания кабины: Проверить уровень масла.
MAN TGA КПП: особенности КПП и схема переключения
Основная модель компании MAN – тягач TGA, который стал базой для другой новой серии МАN ТGХ. Кстати, маркировка автомобилей MAN присваивается тягачу в зависимости от его грузоподъемности. Существуют такие серии:
- TGM, TGL;
- TGA — базовая модель;
- TGS TGX — тяжеловесы;
- TGM — среднетоннажники;
- TGL — малотоннажники.
Маркировка TG «Trucknology Generation» подразумевает под собой комбинацию высоких технологий автомобилестроения, «разумного» управления и безупречного комфорта, а последняя буква «А» указывает на класс грузоподъемности тягача (данный параметр равен 18 тоннам).
На тягачи этой серии в основном устанавливаются шестицилиндровые двигатели собственного производства с объемом от 10,5 до 12,8 литров, мощность которых может варьироваться от 310 до 530 лошадиных сил, что зависит от комплектации автомобиля.
Эти двигатели могут агрегатироваться 12-ступенчатой автоматической коробкой передач, 16-ступенчатой механической ZF ComfortShift с системой (HGS) гидростатического переключения передач ServoShift с сервоприводом, 16-ступенчатой механической коробкой ZF 16 S NEW ECOSPLIT и т. д. Давайте на примере механической коробкой ZF 16 S NEW ECOSPLIT рассмотрим основные особенности и схему переключения.
Особенности МКПП автомобиля MAN TGA ZF 16 S NEW ECOSPLIT
Итак, MAN TGA КПП ZF 16 S NEW ECOSPLIT в зависимости от комплектации бывают трех видов:
- КПП с NMV(механизм отбора мощности от ДВС) и интардером (гидродинамический не изнашиваемый тормоз-замедлитель с интенсивным теплообменом);
- КПП с интардером (гидродинамический не изнашиваемый тормоз-замедлитель с интенсивным теплообменом);
- КПП без интардера.
Основные общие составляющие всех трех типов КПП MAN TGA КПП ZF 16 S NEW ECOSPLIT:
- корпус кулисного механизма;
- типовая табличка КПП;
- рабочий цилиндр сцепления;
- выжимная вилка сцепления;
- пневмоусилитель.
Коробка передач MAN TGA: схема переключения
Базовая схема переключения КПП MAN на первый взгляд может показаться достаточно сложной, поскольку имеет шестнадцать передач переднего хода и две передачи заднего хода. Но это только на первый взгляд. Привыкнуть управлять такой коробкой можно очень быстро. Изучив все нюансы и особенности, удается оценить массу достоинств.
Например, благодаря пневмоусилителю передачи переключаются плавно и легко. А особенности конструкции коробки позволяют во время включения создавать минимальный шум.
Удачное расположение рычага механической коробки не доставляет водителю дискомфорта, поскольку расположен он прямо под правой рукой водителя, недалеко от подушки сидения. Также нужно отметить и тот факт, что на этой же консоли расположен рычажок привода стояночного тормоза, что тоже очень удобно.
Еще на MAN TGA КПП схема переключения реализована так, чтобы оптимально использовать мощность ДВС автомобиля в начале движения, при ускорении или торможении практически до полной остановки. Есть еще один плюс КПП – это возможность присоединения разных коробок отбора мощности.
Схема переключения передач MAN TGA состоит из трех основных частей:
- основная часть с четырьмя передачами;
- двухступенчатый делитель (с помощью расположенного на рычаге КПП делителя можно выбрать медленную или быструю группу (группы активируются, когда водитель выжал сцепление и переключает рычажок);
- демультипликатор (автоматическое переключение при переходе из 3-4 ряда в 5-6 ряд).
Ходовая часть
Основой грузовика выступает прочная рамная конструкция. Спереди установлена зависимая подвеска, имеющая продольно расположенные полуэллиптические листовые рессоры и гидравлические телескопические амортизаторы двунаправленного действия. Для колес задней оси была применена пневматическая подвеска. Передняя и задняя ось также оснащаются стабилизаторами поперечной устойчивости.
Некоторые из модификаций могут иметь пневматическую подвеску и спереди.
Габаритные размеры
- Полная длина — 5875 мм;
- Полная ширина — 2550 мм;
- Полная высота — 3750 мм;
- Длина колесной базы — 3600 мм;
- Ширина передней колеи — 2048 мм;
- Ширина задней колеи — 1804 мм;
- Дорожный просвет — 240 мм.
Богатый конфигуратор – индивидуальный подход
Продвигая концепцию индивидуального подхода к сотрудничеству, компания MAN ввела новую систему конфигурирования транспортного средства, которая целиком ориентирована на клиента. Использование гибких возможностей конфигуратора помогает превратить каждый новый MAN TGX, TGS, TGM или TGL в грузовик, в точности соответствующий возлагаемой на него транспортной задаче.
Этот подход позволяет применять индивидуальные предложения по техническому обслуживания и финансированию, а также цифровые сервисы, превращать любой из новых автомобилей в комплексное транспортное решение, создаваемое одним контактным лицом прямо в дилерском центре. Программа MAN Individual, с широким набором дополнительный опций, позволяет ещё на заводе адаптировать автомобиль в соответствии с особыми пожеланиями клиента.
Чем точнее грузовой автомобиль подходит под индивидуальные потребности своего владельца – тем стабильней и быстрей будет идти работа. Поэтому специалисты компании МАН и стремятся превратить любой грузовик марки MAN в «персональный» для заказчика, способный исполнять как раз то, что необходимо в повседневной работе данного конкретного клиента.
А для «максимальной настройки» бизнеса предлагается телематический сервис управления парком транспортных средств MAN Pride. Он разработан на базе российской платформы и максимально учитывает специфику локального рынка Российской Федерации. MAN Pride способен быстро адаптироваться при любых изменениях требований регуляторов. Это гибкий инструмент для повышения эффективности работы всего автопарка и каждого его грузовика по отдельности.
Сервис MAN Pride в режиме реального времени обеспечивает контроль маршрутов движения каждого автомобиля, его скорости и пробега, уровня дизтоплива, соблюдения режима труда и отдыха, всех технических характеристик эксплуатации транспортного средства.
MAN TGM: «Магнит» покупает такие грузовики тысячами
Это не преувеличение: 15 ноября 2021 года торговая сеть «Магнит» приобрела юбилейный 7000-й грузовик семейства MAN TGM.
MAN TGM – это среднетоннажные грузовые автомобили класса MCV, которые относятся к среднему сегменту по своему тоннажу (полная масса – от 13-ти до 18-ти тонн). Развозные фургоны и дальнобойные грузовые автомобили MAN TGM имеют колёсную формулу 4х2 и колёсную базу от 3525 мм до 6175 мм (длина грузовой платформы при этом составляет, соответственно, от 3,9 м до 8,1 м).
Развозники оборудуются кабинами C, СС и DN (с двумя рядами сидений); а магистральные – кабиной Lx.
На автомобилях полной массой до 15 тонн стоят колёса размером в 19,5 дюймов, а на более тяжёлых – 22,5 дюйма. Модели, предназначенные для эксплуатации на строительных площадках, имеют полную массу от 18-ти до 26 тонн.
Выпускаются также грузовые автомобили с колёсной формулой 4х4, предназначенные для работы по бездорожью, имеющие полную массу от 13-ти до 18-ти тонн.
Автомобили оснащались шестицилиндровыми рядными дизельными двигателями D0836 CR объёмом 6,9 литра, мощностью 184 кВт (250 л. с.), 1000 Н•м; 213 кВт (290 л. с.), 1150 Н•м; 251 кВт (340 л. с.), 1250 Н•м. Это обеспечивает мощное тяговое усилие в любом диапазоне частоты вращения.
Моторы D0836 CR агрегатируются с девятиступенчатой механической коробкой переключения передач Eaton типов FS8309/ FSO8309, ZF Ecomid 9S-1110/ 9S-1310; либо с 12-ступенчатой автоматизированной ZF AS Tronic Mid 12AS-1210, с системой MAN TipMatic.
Продуманная конструкция рамы имеет сплошной ровный верхний край и практичную перфорированную рейку рамы. В результате монтаж навесного оборудования на его раме производится с исключительной лёгкостью, быстротой и экономичностью, и без необходимости в сверлении отверстий, что отрицательно сказывается на защите от коррозии.
Модели семейства MAN TGM выгодно отличаются своей универсальностью и на стройплощадках: они могут использоваться в виде маневренного самосвала с трёхсторонней разгрузкой, автокрана или самосвала с разгрузочно-опрокидывающим приспособлением, в качестве автомобиля без прицепа для стройплощадок или бетоновоза. MAN TGM – это оптимальный грузовик универсального назначения, отвечающим самым различным требованиям.
Варианты колёсной формулы: 4х2; 4х4; 6х4; 6х6
Недостатки
Как и любая другая техника МАН ТГА имеет свои недостатки, причем не очень хорошо повлиявшие на репутацию модели.
- В первую очередь следует выделить довольно большой расход топлива, который даже больше, чем у многих аналогов. Но это связано не с двигателем, а с трансмиссией. Если на других автомобилях высшую передачу представляет прямая, то здесь же она повышающая, из-за чего двигатель работает с большей нагрузкой, и как следствие, с большим расходом топлива.
- Другой проблемой стала шумная работа турбокомпрессора. Это является характерным недостатком не только для данной модели, но и большинства других от компании MAN. Однако встречается это только в определенных комплектациях.
- У многих водителей зачастую вызывает неудобства правое зеркало заднего вида, поскольку обеспечивает недостаточно широкую обзорность.
- Механизм подъема кабины также имеет свой минус, который заключается в его скорости работы. Подъем кабины осуществляется очень медленно, что не очень удобно в ситуациях, когда требуется быстрая замена неисправной детали.
- По сравнению с аналогичными грузовиками производства Scania, используемыми V-образные силовые установки, кабина грузовика МАН ТГА вышла более шумной.
Комплектации
Даже стандартная комплектация довольно богата на всякие опции. Базовая версия грузовика имеет круиз-контроль, бортовой компьютер, электрические стеклоподъемники и многие другие оснащения, обеспечивающие повышенный уровень комфорта при работе.
Как ранее упоминалось, данная модель выпускалась в нескольких исполнениях кабины. Помимо расширенных магистральных кабин, в которых присутствует спальник, предлагались и, так называемые, дневные кабины, имеющие внутри только сидения для водителя и пассажира. Разделялись такие типы маркировкой:
- Литера М означает городскую версию грузовика, имеющую простую дневную кабину;
- Индекс LX означает магистральные версии, оборудованные спальником.
Магистральные грузовики комплектуются кабинами собственной классификации, имеющими размер либо XLX, либо XXL. Причем в зависимости от версии устанавливается один или два спальника.
Среди главных особенностей данной модели следует выделить электронику и наличие передовых систем управления. В базовой комплектации кабина имеет круиз-контроль и бортовой компьютер, наличие которого позволяет контролировать большинство действующих систем.
Для более комфортной работы в условиях низких отрицательных температур, автомобиль был оснащен автономной отопительной системой, причем довольно эффективной. Кроме нее стандартная комплектация обладает кондиционером, сидениями с подогревом, рацией, холодильником, CD-магнитолой, противотуманными фарами, электрическими стеклоподъемниками и зеркалами заднего вида с электрическим подогревом.
Дополнительные опции
В качестве дополнительных опций предлагается передовой горный тормоз, автоматическая коробка передач, а также система ABS, обеспечивающая более эффективное и безопасное торможения грузовика.
Доступ к двигателю
Как и все другие подобные грузовики, автомобиль MAN TGA оборудован специальным механизмом, откидывающим кабину вперед. Это необходимо для доступа к силовому агрегату, поскольку он располагается прямо под кабиной и других способов добраться до него нет. Угла откидывания кабины вполне достаточно для удобного проведения технического обслуживания и различных ремонтных работ.
Некоторые тонкости
В приводе навесных агрегатов мотора предусмотрена возможность установки дополнительного компрессора климатической установки или, возможно, рефрижератора или второго генератора. Если используется ещё один генератор, то предусмотрена установка дополнительной аккумуляторной батареи, причём в этом случае один из аккумуляторов выполняет функции стартёрного, второй обеспечивает электропитание потребителей. Баланс зарядного тока и энергопотребления обеспечивается разделительным реле и блоком контроля АКБ. Столь серьёзная подготовка бортового электроснабжения и климатики задумана для того, чтобы на шасси MAN TGE построить сложные специальные транспортные средства: мастерские, лаборатории, реанимобили.
Особенности
Грузовой автомобиль MAN TGA обладает отличными техническими и эксплуатационными характеристиками, что позволяет использовать его во многих сферах деятельности, специализирующихся на транспортировке каких-либо грузов, в том числе и жидких.
В семействе грузовиков присутствует несколько версий, имеющих предельную грузоподъемность от 32000 до 44000 килограмм. Помимо стандартной колесной формулы 4х2, производитель предложил массу других вариантов, как например, 4х4, 6х4, 6х6, 8х4, 8х6 и 8х8. Если рассматривать самую большую и грузоподъемную модель, то предельная масса автопоезда может доходить до 250000 килограмм, а это позволяет транспортировать негабаритные грузы и разнообразную тяжелую спецтехнику.
Немалое внимание при создании данного грузовика было уделено условиям работы водителя. Повышенный комфорт в дороге обеспечивается довольно мягкой подвеской и подпружиненными сидениями, отлично сглаживающими дорожные неровности
На большей части модифицированных версий используется пневматическая подвеска на всех осях магистрального тягача
Как заявляет производитель, во время проведения технического обслуживания следует уделить внимание ЕСАМ блоку, поскольку именно он и контролирует активную подачу воздуха в подвеску и тормозную систему грузовика
Передние тормозные колодки обладают довольно большим эксплуатационным ресурсом, однако при небрежном обращении они могут выйти из строя за очень короткое время. Минимальным эксплуатационным ресурсом в российских дорожных условиях является пробег в пределах от 20 тысяч и до 40 тысяч километров. Но максимально возможный период использования напрямую зависит от многих факторов, среди которых умение использовать горный тормоз. Так как данная модель имеет множество различной электроники, специальные датчики были сделаны и для тормозных колодок, которые информируют водителя о степени их износа. Как показала многолетняя практика, тормоза в российских условиях в среднем служат около 120 тысяч километров пробега, что вполне неплохо.
От конкурирующих моделей немецкий тягач отличается очень качественной сборкой интерьера и эргономичным расположением основных элементов управления. Кабина грузовика рассчитана на двух человек. За спинками сидений располагается удобный спальник, а в некоторых модификациях устанавливается и второй.
Сами сидения имеют кожаную обшивку. Помимо большого набора настроек положения в сидениях имеется хорошая боковая поддержка, что положительно сказывается на комфортности работы. Стоит отметить, что в сидениях присутствует обогрев.
Кабина оснащена эффективной автономной отопительной системой, благодаря которой внутри достигаются наиболее комфортные условия независимо от температурных условий окружающей среды. В летний период эксплуатации охлаждение салона обеспечивает кондиционер, доступный уже в стандартной комплектации.
Трансмиссия грузовика может быть, как механической, так и автоматической. Во втором случае, КПП обладает двумя функциональными режимами, выбираемыми по предпочтениям водителя. При работе на автоматическом режиме система обеспечивает автоматическое переключение передач, когда режим полуавтомат, позволяет переключать передачи вручную, но без выжима сцепления. Интересной особенностью такой трансмиссии является то, что можно вмешиваться в работу узла независимо от выбранного режима. После ручной смены передачи, система вновь переходит на автоматический режим, причем происходит это по истечению 10 секунд.
Также здесь предусмотрены режимы скоростного и экономичного передвижения. Они устанавливаются автоматически. Для этого специальная система анализирует, как часто водитель пользуется педалью газа, после чего, на основе полученных данных задает оптимальные настройки.
Максимальная грузоподъемность стандартного магистрального тягача составляет 11500 килограмм. Общая масса самого грузовика при этом равняется 18000 килограммам, когда подсоединенный автопоезд может иметь максимально разрешенную массу в 44000 килограмм.
MAN TGX
MAN TGX – крупнотоннажный грузовой автомобиль класса HCV, лауреат премии «Грузовик года в Европе» 2021 года.
Варианты колёсной формулы MAN TGX: 4×2 , 6×2, 6×4 , 8×4.
Грузовики MAN TGX – это, прежде всего, магистральные седельные тягачи для «дальнобойных» перевозок. Это семейство компании МАН задаёт ориентир высочайшего уровня топливной эффективности, надёжности и экономичности.
Грузовики MAN TGX обеспечивают оптимальную грузоподъёмность и 100-процентную совместимость с современными полуприцепами. Серьёзная мощность, идеальная управляемость и выверенный дизайн как интерьера, так и экстерьера кабины – это их несомненные сильные стороны.
В основу седельных тягачей MAN TGX для дальнемагистральных перевозок положена изготовленная из высокопрочной мелкозернистой стали рама. Лонжероны были спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы обеспечить максимальную прочность при соблюдении минимального собственного веса.
Изначально в лонжеронах предусмотрено достаточное количество монтажных отверстий, позволяющее комплектовать автомобиль в соответствии с любыми пожеланиями заказчиков.
Варьироваться могут расположение и объём топливных баков, а также посадочные размеры седельно-сцепных устройств. Вариативна также высота шасси. Это позволяет эксплуатировать дальнемагистральные грузовики MAN TGX в сцепке с любыми видами прицепного состава.
Двигатели MAN TGX
Грузовые автомобили MAN TGX комплектуются дизельными двигателями
- D2066 (10.520 см³; 265 кВт (360 л. с.), 1800 Н*м);
- D2676 (12.400 см³; 294 кВт (400 л. с.), 1900 Н*м);
- D2676 (12.400 см³; 324 кВт (440 л. с.), 2100 Н*м);
- D2676 (12.400 см³; 353 кВт (480 л. с.), 2300 Н*м).
А самые новые грузовые автомобили MAN TGX комплектуются двигателями
- 9 л, серии D15 мощностью 330, 360 и 400 л. с. (от 1600 до 1800 Н*м),
- 12,4 л серии D26 430, 470 и 510 л. с. (2200, 2400 и 2600 Н*м соответственно) и
- 15,2 л серии D38 от 540, 580 и 640 л. с.
Все эти двигатели соответствуют стандарту Евро-6d.
Комфорт водителя в дальней дороге – один из важнейших факторов в сегменте дальнемагистральных перевозок, влияющий и на производительность труда, и на безопасность движения. Комфорт водителя-дальнобойщика в важнейшем приоритете для MAN TGX.
При заказе грузовика для дальнемагистральных перевозок можно с лёгкостью варьировать размеры и объём внутреннего пространства кабины.
При базовой длине дальнемагистральной кабины в 2280 мм доступны 3 варианта по высоте – XL Cab (1660 мм, внутренняя высота – 1540 мм), XLX Cab (1940 мм, внутренняя высота – 1820 мм) и XXL Cab (2150 мм, внутренняя высота – 2030 мм). Варианты размеров спальных мест – 790 х 2200 мм и 700 х 2125 мм. Такие параметры позволяют даже высокорослым водителям богатырской комплекции в кабинах MAN TGX располагаться на ночлег c комфортом. В кабинах XL Cab устанавливается одна спальная полка, в кабинах XLX Cab и XXL Cab — две, по двухъярусной схеме. Матрас – эргономический. Предусмотрено большое количество вещевых отсеков.
За максимальную производительность при минимально возможном расходе дизтоплива отвечают не только высокотехнологичные и ультрасовременные узлы и агрегаты, но и многочисленные вспомогательные электронные системы. К услугам водителя такие электронные помощники как топографический круиз-контроль MAN EfficientCruise, система экономии топлива на спусках EfficientRoll и многие другие.
Самые новые грузовики MAN TGX выпускаются с полностью новой кабиной типа G шириной 2,44 м. Здесь имеется три варианта по высоте – низкая GN (с внутренней высотой 1,57 м), средняя GM (1,87 м) и высокая – GX (2,07 м).
Компания МАН обладает одной из самых развитых дилерских и сервисных сетей в России и СНГ. Благодаря этому, эксплуатанты грузовиков любого семейства МАН не имеют проблем с техобслуживанием своей техники и запасными частями для неё.
Немного интересных фактов об истории компании МАН
MAN – это сокращение от Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg (машиностроительные фабрики в Аугсбурге и Нюрнберге). Но в наше время штаб-квартира компании расположена в Мюнхене, а её основным акционером является концерн Фольксваген, владеющий 75,73% акций. На предприятиях МАН по всему миру работает более 50 тысяч человек (из них более 30 тысяч сотрудников — в самой Германии).
Историю компания ведёт от производств, расположенных в Рурском регионе и на юге Германии. Она была основана в 1898 году, в результате слияния сталелитейного завода в Аугсбурге и машиностроительной фабрики в Нюрнберге. Сокращённое название MAN появилось в 1908 году.
В XXI веке концерн Volkswagen планомерно скупал акции MAN, увеличивая свою долю участия в этой компании – с 15 % в 2006 году почти до 55,90 % в 2011 году, а потом и до 75,73 процентов – в 2020 году.
С 2012 года в Санкт-Петербурге работает сборочный завод MAN. В 2015 году на эту же сборочную линию перевели и производство грузовиков Scania «Скания-Питер». (С 2015 года компания Скания тоже контролируется Фольксвагеном). Сборочная линия имеет мощность до 6,5 тыс. грузовиков в год. Однако реальные суммарные объёмы производства обеих марок ни разу не превышали отметку 1000 машин в год.
Логотип автомобилей MAN – Брауншвейгский лев, историко-художественный памятник Германии и исторический символ города Брауншвейга. Эта сохранившаяся до наших дней скульптура льва, отлитая по указанию герцога Саксонии и Баварии Генриха, по кличке Лев, в 1166 году, для его резиденции в Брауншвейг – как символ могущества и твёрдой власти в Германии.