История[]
- Завод был основан в 1967 году как одно из подразделений по выпуску автокомплектующих ЗИЛ, входившее в состав Министерства автомобильной промышленности СССР.
- В 1977 году начат самостоятельно выпуск первого автомобиля-грузовика повышенной проходимости ЗИЛ-157.
- В 1987 году освоено производство автомобилей ЗИЛ-131
- К 1992 году было освоено производство снегопогрузчиков и специальной техники на базе грузовых машин.
- с 1992 года начат выпуск автомобилей ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130), при этом оперение кабины ЗИЛ-130 было унифицировано с моделью ЗИЛ-131.
- В 1992 году предприятие приватизировано в Закрытое акционерное общество «Уральский автомоторный завод» (УАМЗ).
- В 2002 году завод был объявлен банкротом и в 2003 году предприятие перешло в собственность подразделению Банка Северная казна (холдинг Северная Казна Пром), в 2004 году предприятие реорганизовано в ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР)
В мае 2004 году ЗАО АМУР и индийская компания Tata Motors заключили контракт о сборке грузовых автомобилей. Было совместно выпущено две модели Tata-407 и TATA LPT-613 под маркой (АМУР-4346). Планировалось заключить контракт на 3 года, с выпуском до 5-ти тысяч автомобилей в год. Но проект не был реализован.
В 2007 году АМУР планировал создание совместного производство с китайской компанией Geely Automobile, по выпуску модели Geely CK и китайской компаний «Great Wall Motors» по выпуску внедорожников ZXAuto Landmark. В мае этого года было начато пробное их производство.
В начале 2008 года совместное производство легковых китайских автомобилей было приостановлено, с возможным возобновлением производства в августе этого года. Планировалось выпуск 3500 моделей внедорожников в год. Но проект не был продолжен.
16 июля 2010 года ЗАО АМУР и французская компания Renault Trucks подписали соглашение о создании совместного предприятия по выпуску малотоннажных грузовиков Renault Midlum. Их производство планировалось на мощностях российского предприятия ЗАО АМУР в Новоуральске. Инвестиции в СП предоставит ЗАО АМУР, а Renault Trucks свои технологии.
Летом 2010 года завод был признан банкротом вторично.
В июле 2011 проект с ЗАО АМУР был приостановлен из-за его тяжёлого финансового положения и банкротства предприятия. С 2012 года руководство ЗАО АМУР находится в поиске инвестора для развития и запуска предприятия.
6 мая 2014 года на выставке «Промышленный дизайн оборонной продукции: выразительная суровость и надежная функциональность», компанией «Интралл» были представленны прототипы бронеавтомобилей «Колун» и «Торос» изготовленых на УАМЗ.
Материалы для кабины
С особой тщательностью подбираются материалы изготовления каркаса и прочих элементов конструкции. В подавляющем большинстве случаев каркас кабины цельнометаллический, характеризующийся повышенной прочностью и устойчивостью перед любыми, в том числе и механическими повреждениями.
Безопасные отделочные материалы
В качестве отделочных материалов для кабины используется ударопрочный и абсолютно безопасный в экологическом плане пластик. Им отделывается приборная панель, дверцы изнутри, прочие конструктивные части.
Преимущество ПВХ состоит в том, что даже в случае столкновения он не способен нанести человеку увечья.
Для отделки сидений применяют качественную ткань, обычно это автоткань, отличающаяся требуемыми гигроскопичными и гипоаллергенными свойствами. Она устойчива к горению и достаточно прочна для того, чтобы служить годами, выдерживая максимальные нагрузки.
Безопасные стекла, ремни и другое оборудование
К иным конструктивным мероприятиям по соблюдению требований безопасности относится следующее:
- Ремни и преднатяжители. Согласно нормативно-правовым документам, с 2006 года все грузовые ТС обязаны оснащаться ремнями безопасности, а операторы подобных транспортных средств должны использовать их беспрекословно.
- Подушка безопасности, снижающая риск получения водителем черепно-мозговой травмы в несколько раз. Однако эффективность подушки доказана лишь при использовании ее в совокупности с ремнями, в противном случае эффект будет обратным.
- Система против сна – прибор, мониторящий состояние оператора посредством анализа его зрачков и подающий звуковой сигнал, если человек начал засыпать.
- Круиз-контроль – система, корой оснащаются новые автомобили. Она состоит в установке в нескольких местах кузова камер наблюдения, оценивающих расстояние до препятствия и снижающих скорость движения, если это расстояние уменьшается.
Амур-531300 двигатель АМУР-456.10
На шасси АМУР 531300 возможна установка опционально: предпусковой подогреватель, коробка отбора мощности, держатель запасного колеса, лебедка, система центральной накачки шин. Шасси АМУР 531300 является аналогом ЗИЛ 433442 с кабиной ЗИЛ 131.
Характеристики: | ||
Название: | Значение: | Ед. измерения: |
Снаряженная масса а/м | 5100 | кг |
Полная масса а/м | 10425 | кг |
Полная масса а/м, нагрузка на заднюю тележку | 7070 | кг |
Полная масса автопоезда | 16925 | кг. |
Полная масса а/м, нагрузка на передний мост | 3355 | кг |
Допустимая масса надстройки с грузом | 6500 | кг. |
Грузоподъемность а/м | 5550 | кг |
Модель двигателя | АМУР 456.10 | |
Тип двигателя | бензиновый, карбюраторный | |
Мощность двигателя | 110(150)/3200 | кВт (л.с.)/мин-1 |
Максимальный крутящий момент | 402(1800-2000) | Нм(кгс.м)/мин-1 |
Расположение и число цилиндров | V8 | |
Рабочий объём двигателя | 5970 | л |
Тип КП | механическая, трехходовая | |
Число передач КП | 5 | |
Передаточные числа на передачах | 7,44/4,10/2,29/1,47/1,00/ЗХ 7,09 | |
Раздаточная коробка: тип | механическая, двухходовая | |
Размер шин | 9.00R-20 | |
Максимальная скорость, не менее | 90 | км/ч |
Электрооборудование: напряжение | 12В | В |
Тип сцепления | однодисковое сухое с механическим приводом | |
Тип главной передачи | двойная с парой конических и цилиндрических шестерен | |
Тип кабины | капотная, однорядная, цельнометаллическая, ЗИЛ-131 | |
Исполнение кабины | 3-х местная | |
Подвеска: передняя/задняя | зависимая на двух продольных полуэллиптических рессорах, снабжена гидравлическими амортизаторами телескопического /балансирная, на двух продольных полуэллиптических рессорах с реактивными штангами | |
Габаритные размеры (длина, ширина, высота) | 6900х2500х2970 | мм |
Размеры кузова (ДхШхВ) | 3800х2400х2100 | мм |
База | 3350+1250 | мм |
Колея передних/задних колес | 1820/1820 | мм |
Расход топлива, л/100 км | 25,8 | |
Тормозная система рабочая | двухконтурная, с двухпроводным выводом к тормозам прицепного состава, с колодочными тормозами барабанного типа, установленных на всех колесах, привод тормозов пневматический | |
Тормозная система стояночная | с колодочным тормозом барабанного типа, установленным на вторичном валу коробки передач, привод тормоза механический, сблокирован с клапаном управления тормозами прицепа для одновременного торможения прицепного состава | |
Рулевое управление | винт с гайкой на циркулирующих шариках и зубчатым сектором с рейкой, снабжен встроенным гидроусилителем |
В чем разница
Уже на протяжении многих лет грузовики с капотным кузовом являются своего рода визитной карточкой «заморских» дальнобойщиков. И при различных теориях объяснить наличие «морды» довольно легко. Дело в том, что тягачи, производимые в Соединенных Штатах, в отличие от европейских моделей выполняются в классической компоновке.
Именно поэтому силовой агрегат получил свое законное место в конструкции транспортного средства, а не «стыдливо» прикрыт под кабиной водителя, как делается в машинах, производимых в России и других странах. Поэтому стоит поставить вопрос немного иначе: почему в Европе фуры стали делать в бескапотном исполнении.
Классификация, сравнение капотной и бескапотной кабин
Кабины грузовых автомобилей принято различать по нескольким параметрам, в частности, по количеству мест – одно-, двух- и трехместные.
Одноместными кабинами обычно оснащаются карьерные самосвалы, автокраны и прочие разновидности спецтехники с узкой сферой применения – по той простой причине, что из соображений безопасности присутствие посторонних в машине нежелательно.
Что касается компоновки, то в этой связи кабины бывают капотными и бескапотными. Отличительной особенностью капотной кабины является тот факт, что она отделена от мотора, который вынесен вперед и огражден специальной конструкцией. Классическая конструкция капотных кабин состоит из следующих элементов:
- каркас;
- крыша;
- верхняя, задняя и боковые панели.
Боковые стекла в кабинах плоские, опускаются и поднимаются они с помощью стеклоподъемников, лобовое стекло выполнено в изогнутой форме для улучшения обзора и расширения его угла. К тому же именно благодаря изогнутости ветрового стекла удается достичь должной жесткости всей конструкции в целом.
В дверях помимо боковых стекол имеются небольшие поворотные форточки, обеспечивающие проветривание салона во время движения авто. Сиденье в капотных кабинах обычно двуместное, представленное одной общей подушкой для водителя и пассажира. Устанавливается конструкция на раму посредством упругих резиновых подушек.
Бескапотная кабина представляет собой единое в плане конструкции отделение и для водителя, и для мотора транспортного средства, который в данном случае находится ниже, фактически – под оператором.
Удобный доступ к омывателю, стеклоочистителю, элементам электрооборудования и пр. осуществляется через открывающуюся переднюю панель в облицовке.
Говоря о преимуществах и недостатках каждой из компоновок, необходимо отметить, что бескапотные кабины обеспечивают водителю лучший обзор и позволяют разумнее использовать внутреннее пространство, к тому же они положительно сказываются на маневренности грузовика, уменьшают угол поворота, однако проигрывают капотным аналогам в плане безопасности.
Лучший советский военный грузовик: родословная армейского автомобиля ЗИЛ-131
Трёхосный капотный ЗИЛ-131 со всеми односкатными колёсами являлся первым отечественным армейским грузовиком среднего класса грузоподъемностью 3,5 тонны при эксплуатации на местности, который во время работы на дорогах с твёрдым покрытием доставлял армейские грузы массой до пяти тонн. Выпускавшийся в течение 34 лет ЗИЛ-131 стал основным грузовиком Советской армии и главной базой обширного семейства специальной военной автотехники.
Предшественники ЗИЛ-131 (1956-1966 гг.)
Опытные грузовики с маркировкой ЗИЛ-131 появились в 1956 году, но потом потребовалось целое десятилетие, чтобы довести их до совершенства и поставить на конвейер. Камнем преткновения был перспективный силовой агрегат V8, и потому трёхтонный первенец ЗИЛ-131А
получил 135-сильный мотор V6 и агрегаты от машин ЗИС-151, ЗИЛ-157К и пробного гражданского образца ЗИЛ-130.
Первый прототип ЗИЛ-131А с опытным двигателем V6 и люком в крыше кабины. 1956 год
Расцвет в эпоху застоя
В 1968 году кузовщики исполнили давнюю и постоянную мечту А.М. Кригера – кабину над двигателем для грузовика ЗИЛ-170. Но тут сверху пришло указание: отделу главного конструктора ЗИЛа создать конструкции грузовиков повышенной грузоподъёмности. Потом уже эти машины, чей дизайн разработал Л.Г. Самохин, назовут КАМАЗ. Как говорили конструкторы они создали «лучшую в мире по свариваемости» кабину, чем и гордились. Хотя по ряду эксплуатационных параметров с этим утверждением можно поспорить.
Работа над оформлением нового поколения ЗИЛ-169 (1 и 2 снимок), начатая в 1970-х, не прекращалась и в 1990 годы
А в следующей модели уже зиловского грузовика ЗИЛ-169 (ранее этот индекс принадлежал экспериментальному грузовику с кабиной над двигателем), который позже получил индекс ЗИЛ-4331, заместитель начальника экспериментального цеха и неформальный лидер службы главного конструктора Георгий Алексеевич Матеров добился возвращения к капотной схеме. Он убедительно доказал, что кабина – дом водителя, и ставить её на попа, при необходимости доступа к двигателю, нельзя. Для кузовщиков это обернулось извечным вопросом надёжности системы «кабина – оперение». После довольно долгих поисков всё тот же А. Черняев разработал вариант жёсткого консольного крепления цельного оперения к кабине. Конечно, хотелось бы пластмассового оперения, но пластмассы заводу не дали. Пришлось использовать сталь, и оперение получилось тяжёлым.
Художественные проработки бескапотных грузовиков ЗИЛ-170 (6х4) и ЗИЛ-132Р (6х6)
Можно вспомнить такой эпизод. В 1978 году на отраслевой закрытой выставке в НАМИ председатель Госплана СССР Н.К. Байбаков, химик по образованию, поинтересовался, каков коэффициент отдачи в автостроении при замене металла пластмассой. Заместитель директора НАМИ И.С. Лунев ответил: «Два», т. е. килограмм пластмассы сэкономит пару кило металла. И.К. Байбаков отрезал – автостроителям пластмассу давать не буду! Он сравнил автомобиль с трубой, а у трубников этот коэффициент равнялся пяти. В целом же кабина ЗИЛ-4331 – шаг вперёд в сравнении с кабинами ЗИЛ-130 и КАМАЗами.
Параллельно с разработкой кузовных конструкций начался бурный рост работ по поиску и применению в кузовах новых материалов и технологий. Так, например, на ЗИЛ пришли латексная литая резина для подушек сидений, обивка сидений из воздухопроницаемого автопола, обивка кабин из светлого картона на латексе, литьевые пластмассы вместо порошковых, новые резины и тентовые материалы и т.д. Значительно увеличился объём согласований технических условий и прочей документации в бюро В.Я. Флюкова под эгидой В.Б. Певцова. В конце 1970 годов на ЗИЛе началось производство товаров народного потребления, дизайн которых разрабатывало специально созданное подразделение, подчинённое опять-таки В.Б. Певцову. Можно утверждать, что Виталий Борисович успешно возглавлял 30 лет самое крупное конструкторское подразделение службы главного конструктора ЗИЛа.
Уже с конца 1970 годов завод, как и вся советская экономика, сползал в стагнацию. Вот только одна иллюстрация. От постройки первого опытного грузовика ЗИЛ-130 до перехода главного конвейера на стопроцентный выпуск новой модели потребовалось восемь лет (1956–1964 гг.). Для грузовика ЗИЛ-4331 не хватило и семнадцати лет.
Первый опытный автомобиль ЗИЛ-169 появился в 1974 году. Серийное производство ЗИЛ-4331 начато в 1986-м. А к моменту распада СССР из 158 075 грузовиков, выпущенных заводом в 1991 году, на долю ЗИЛ-4331 приходилось всего 4420 единиц, или 2,8 %. Как говорится, комментарии излишни. В такой ситуации об актуальности разработок новых кузовных конструкций говорить не приходится.
Ссылки [ править ]
- ^ «Архивная копия» . Архивировано 13 апреля 2014 года . Проверено 13 апреля 2014 . Знаменитый завод «Автомобили и моторы Урала» прекратил свое существование 6 мая 2012 года.
- ^ ЗиЛ близнецы нашли в Амурске «архивная копия» . Архивировано 2 апреля 2015 года . Проверено 6 июля 2012 .
- ^ Автомобили и моторы Урала выпустили первые грузовики Tata Motors http://www.uraltrans.ru/?path=/info/news/&skip=210 Архивировано 15 ноября 2012 г. на Wayback Machine
- ^ ЗАО «Автомобили и моторы Урала» планирует заключить трехлетний контракт с Tata Motors http://mynews-in.net/news/economy/1026337.html [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Автозавод АМУР делает ставку на китайскую «Архивную копию» . Архивировано 13 апреля 2014 года . Проверено 6 июля 2012 .
- ^ Новоуральск выпустил партию китайских автомобилей «Архивная копия» . Архивировано 14 апреля 2014 года . Проверено 6 июля 2012 .
- ^ Новоуральский завод АМУР возобновит производство китайской марки ZXAuto Landmark, приостановленное в начале 2008 г. «Архивная копия» . Архивировано 4 марта 2016 года . Проверено 6 июля 2012 .
- ^ ZX Landmark возвращает «Архивную копию» . Архивировано из оригинала на 2009-05-19 . Проверено 6 июля 2012 .
- ^ Renault Trucks будет собирать грузовики Midlum на Амуре «Архивная копия» . Архивировано 4 марта 2016 года . Проверено 6 июля 2012 .
- ^ Drowned Motors «Архивная копия» . Архивировано из оригинала на 2015-04-02 . Проверено 6 июля 2012 .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано 2 апреля 2015 года . Проверено 22 марта 2015 .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала на 2016-09-14 . Проверено 21 марта 2015 .
- ^ http://www.cardesign.ru/events/newcars/2014/05/07/6021/ Русский
Конструктивные мероприятия по безопасности
С целью обеспечения должного уровня защиты жизни людей кабины грузовых транспортных средств конструируются с учетом того, что в случае ДТП придется противостоять воздействию огромной силы. Для этих целей вокруг водителя проектируется так называемый «каркас безопасности».
До мелочей продумана и форма кабины – при столкновении рулевая колонка и сам руль принимают на себя большую часть энергии от удара и тем самым оставляют максимум пространства для зажатого внутри человека, способствуя его выживанию.
К пассивным мероприятиям по безопасности относятся также противоподкатные брусья – передние и задние. Это требование, обеспечивающее безопасность окружающих, ведь брусья предотвращают попадание под высокий габаритный грузовик обычных легковушек (именно такие аварии представляют собой наибольшую угрозу для жизни пассажиров легковых автомобилей в момент столкновения с грузовиками).
Грузовик «Амур-53131» – модификация знаменитого ЗИЛ-130
Возвращение «сто тридцатого»
С. Ионес
Принято считать, что выпуск легендарного грузовика ЗИЛ-130 давно прекращен. Действительно, на ЗИЛе его сняли с производства еще в 1994 году. Правда, в производственной программе московского завода остается ЗИЛ-4333, наследник «сто тридцатого» с новой кабиной.
На одной из недавних выставок наше внимание привлек новенький бортовой ЗИЛ-130, как будто вернувшийся из времен развитого социализма. Даже голубой цвет тот самый, в который когда-то красили большинство этих машин
В крыльях и облицовке, взятых от ЗИЛ-131, нет ничего необычного: «сто тридцатые» со «сто тридцать первым» оперением существуют не первое десятилетие.
Этот автомобиль изготовлен не на ЗИЛе. В советское время в городе Новоуральске Свердловской области действовал «засекреченный» автозавод, филиал ЗИЛа, где выпускали военные внедорожные грузовики – сначала ЗИЛ-157, затем ЗИЛ-131. В 1990-х завод освоил выпуск ЗИЛ-130, а его крылья и облицовку унифицировали с «основной» трехосной моделью. Таким образом, уральская модификация ЗИЛ-130 стала похожа на гибриды, которые строили на автобазах и ремонтных предприятиях с конца 1960-х. Но в столичном регионе такие машины долгое время не продавались: здесь господствовали грузовики с конвейера ЗИЛа.
Сегодня АМО ЗИЛ и уральский УАМЗ не просто разные предприятия, они стали конкурентами. Зато одна московская фирма, торгующая грузовым транспортом, предложила потребителю грузовик марки «Амур-53131», выпускаемую в Новоуральске модификацию знаменитого ЗИЛ-130.
Интерьер кабины создан для любителей ретро: двери без обивки, антикварные приборная панель, сиденья и стеклоочистители; ветровое стекло, разделенное пополам, от ЗИЛ-131. Кроме кабины многое осталось по-прежнему: знакомая «сто тридцатая» бортовая платформа, старые световые приборы. Нет даже противоподкатного буфера сзади, вместо него – кронштейн с запасным колесом.
Место неэкономичного и не вписывающегося в нормы токсичности выхлопа 8-цилиндрового карбюраторного двигателя занял 4-цилиндровый минский дизель. «Амур-53131» оснащают модификацией двигателя с индексом ММЗ-245.9, соответствующей нормам Euro 2. От дизеля, применяемого на большинстве «Бычков», она отличается турбонаддувом и системой промежуточного охлаждения воздуха (интеркулером). Мощность составляет 136 л.с. Установка такого мотора повлекла за собой маленькое изменение в кабине. Под панелью приборов расположен блок контрольных лампочек, взятых с панели «Бычка».
Но ничего нового в силовом агрегате нет. ЗИЛ выпускает машины семейства 4333 с минскими дизелями, да и «Бычки», оснащенные моторами «девятой» серии с турбонаддувом, встречаются. Некоторые владельцы еще в 1990-е годы самостоятельно устанавливали на ЗИЛы дизели того же семейства, взятые от трактора МТЗ.
Помимо бортового грузовика уральский завод предлагает шасси для специализированных машин. Уже появились мусоровозы и поливальные цистерны на базе «Амура-5313». Мытищинский завод освоил строительный самосвал с кузовом от модели 1980-х годов – ЗИЛ-ММЗ-4505. Теперь у него индекс 3518.
Масштабы выпуска «Амура-53131» невелики: за прошлый год изготовлено около 800 грузовиков. Но сейчас в Московском регионе продают не менее 100 автомобилей в месяц. На уральском заводе, конечно, работают над новой бескапотной моделью, пробуют установить на бывшее «зиловское» шасси с минским дизелем кабину от МАЗа или китайского FAW. Такие машины по ряду причин пока остаются штучными экземплярами, а старый добрый ЗИЛ-130 под псевдонимом «Амур» «живее всех живых». Многих потребителей в нашей стране вполне устраивает проверенный временем и собранный из знакомых узлов грузовик.
В заключение раскроем небольшой секрет. Мы намерены в ближайшее время получить такую машину в свое распоряжение и провести ее всесторонние испытания, результаты которых, разумеется, будут опубликованы на страницах «ГП».
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.