Направление деятельности компании
Интерес об ожидаемых новинках АвтоВАЗа подогрел президент компании Николя Мор, который недавно в своем интервью в Усть-Каменогорске рассказал о том, каких новинок среди автомобильных средства ряда Lada стоит ожидать в будущем. Он рассказал о том что в новых моделях будет представлен инновационный Х-дизайн, они все будут улучшены в плане качественных характеристик, что позволить сделать их более популярными среди населения, но стоимость транспортных средств будет вполне демократичной. В целом, компания планирует за ближайшие 10 лет выпустить около восьми новых моделей, поэтому новинки Автоваза 2017-2018 станут только началом, и за дальнейшим развитием событий нужно будет тщательно следить.
Ранее отечественный автопром не слишком часто баловал граждан РФ обновленными моделями, зачастую модернизировалось то, что уже было выполнено ранее, однако сегодня ситуация изменилась и в 2018 году на рынке появятся те модели, которые описаны ниже.
Lada Vesta универсал
Данное транспортное средство будет иметь вид и функции вседорожника, и в полноценный рыночной поток оно будет выпущена только к концу 2018 г. Базой для создания автомобиля станет стандартная Vesta, поэтому технические характеристики особенно не изменятся. Однако президент компании говорит об увеличенном клиренсе и хорошо продуманной базовой комплектации, которая позволит россиянам сэкономить. Стоимость модели будет начинаться примерно от 800 тысяч рублей. Стоит сказать о том, что согласно данным статистики, в серии наиболее ожидаемых новинок Автоваза в 2018 году лидирует именно данная модель.
Lada Vesta
Модель Lada Vesta класса «В+» – флагман отечественного автоконцерна, который после рестайлинга 2021 года стал ещё лучше. Её преимуществами стали не только диодная оптика, современная мультимедиа и новые опции, но также повышенная безопасность пассажиров и водителей.
Теперь эта российская машина носит звание еще и одной из самых надёжных, благодаря:
- Оцинкованным внешним кузовным панелям и крыше.
- Качественному лакокрасочному покрытию.
- Активной разметке в камере заднего вида.
- Увеличенной обзорности.
- Хорошей управляемости благодаря энергоёмкому шасси с хорошей плавностью хода.
Большое количество рулевых настроек позволит максимально наладить автомобиль «под себя» и с комфортом ездить по любому покрытию. Будучи адаптированным под реалии отечественных дорог, производитель оснастил транспортное средство клиренсом 178 мм, что является практически рекордом среди автомобилей подобного класса. Также доработана ходовая часть, которая по качеству соответствует европейским стандартам.
Производство падает, продажи растут
Всего же в РФ импорт коммерческих автомобилей в физических объёмах в 2018 году упал до 26,2 тыс. (–17,9%), хотя по стоимости сократился лишь на 0,1%. Продажи иностранных брендов (производство+импорт) средне- и крупнотоннажников (MCV+HCV) за 2018 год, по данным «АСМ-Холдинга», составили 80,7 тыс. с приростом 3%: отечественных 38,1 тыс. (–1,8%), иномарок – 42,6 тыс. (+7,7%). Вместе со 105,4 тысячами лёгких машин категорий N1 и M2 (микроавтобусы) в сумме набегает 186,1 тыс. Отсюда и взялся прирост в 0,9%.
Прогноз на 2019 год сейчас составляет 189 тыс. (+1,6%) для всего рынка грузовиков и 83 тыс. (+2,9%) для сегментов среднего (medium – MCV) и крупного тоннажа (heavy – HCV), 106 тыс. (+0,6%) для сегмента лёгких «коммерсантов» (light – LCV). Сценарий, кстати, вполне консервативный, но особых стимулов для покупки новой коммерческой техники не предполагает – экономика стагнирует вследствие усиления режима санкций, госпрограммы поддержки сокращаются, НДС повышается, а новых мегапроектов федерального уровня (типа ЧМ-2018 по футболу) не много.
Характерно, что сократилась доля седельных тягачей (в 2018-м 38%, или 30,7 тыс. против 38,8% в 2017-м (30,4 тыс.), и самосвалов (15,8% или 12,8 тыс. против 17,9% (14 тыс.). Зато опять возросла доля спецтехники: в 2018-м она составила 10,8% (8,7 тыс.) против 9,2% (7,2 тыс.) в 2017 году. Сильно выросла доля бортовых грузовиков: 8,2% (6,6 тыс.) против 7,7% (6,0 тыс.) годом ранее. Кратковременно оживился сегмент автоцистерн – доля 3,3% (2,7 тыс. против 2,6 тыс.) и автокранов – 2,3% (1,9 тыс.) против 2,2% (1,7 тыс.).
Рост рынка: устойчивая тенденция или временное явление?
Многие эксперты считают, что, несмотря на рост рынка грузовых машин, говорить об устойчивой тенденции к его восстановлению пока рано. По словам Владимира Мирошникова, директора по развитию компании ГК «РОЛЬФ», покупатели только начали привыкать к новому уровню цен на автомобили, поскольку с момента их резкого повышения в начале 2015 года прошло почти три года. Уже в первом полугодии 2019 года все ждут следующую волну роста цен, главной причиной которой может стать повышение акцизов и утилизационного сбора.
При этом рост рынка может спровоцировать большой возраст российского автопарка. Три года назад девальвация рубля стала фактором повышения спроса на автомобили, и сейчас эти машины сходят с гарантии. Для большинства корпоративных автовладельцев — это сигнал к тому, что пришло время менять автомобили на новые. Судьба авторынка в новом году во многом зависит от мер господдержки автопроизводителей. Безусловно,сокращение мер стимулирования авторынка будет иметь ярко выраженный негативный эффект.
Более оптимистичные прогнозы у председателя правления и генерального директора АГ «Авилон», Андрея Павловича. Он считает, что рынок перешел на этап восстановления и в 2018 году его рост на уровне 10% продолжится. «Программы господдержки уже доказали свою эффективность, увеличив долю кредитов и показатели trade-in. В условиях снижения их финансирования, вероятно, увеличение программ от импортеров, которые могут забюджетировать средства, ранее компенсирующиеся покупателю государством. На рынке остаются эффективные игроки — те, кто имеет четкую стратегию, следует ей…».
Руководитель АГ «Авилон» сообщил, что в 2018 году в планах компании находятся два масштабных проекта: старт дилерских центров Audi и Mercedes-Benz на ЗИЛе и открытие автосалона Volvo. В III квартале 2018 года ожидается завершение строительства автоцентров Mercedes-Benz и Audi в рамках нового городского пространства ЗИЛ. «… В сегодняшней конкурентной среде стратегические решения нужно принимать каждый день, чтобы оставаться успешным» — говорит Андрей Павлович.
У специалистов «АСМ-холдинг» прогноз на 2018 год тоже оптимистичный. Согласно расчетам его аналитиков, в следующем году расположенные в России автосборочные предприятия выпустят на 3,85% больше, чем в 2017 году. Производство грузовиков прибавит 3,9%, автобусов – 2,4%. Увеличение выпуска LCV ожидается на 1,4%. Доминирование отечественных марок сохранится. При этом в новых моделях все меньше российских комплектующих, а нынешний флагман магистральный седельный тягач KAMAZ 5490 локализован лишь на 20%.
Hyundai Creta
Продано за 6 мес: 33 224 шт
Вот еще одна восходящая звезда отечественного авторынка. Речь идет о новом кроссовере Hyundai Creta, который основан на базе седана Hyundai Solari. Этот кроссовер с самого начала пришелся автолюбителям по вкусу. Автомобиль за короткий срок серьезно потеснил популярный внедорожник Renault Duster, отняв у него всего за несколько месяцев приличную долю рынка.
И даже слухи о том, что кроссовер имеет проблемы с лакокрасочным покрытием, не остановили российских покупателей, которые продолжили, как горячие пирожки, скупать корейский автомобиль. Если брать продажи только в июне, то Hyundai Creta занял пятую строчку в статистике продаж. Тем не менее, несмотря на это, по сравнению с июнем прошлого года корейцы все равно зафиксировали рост продаж.
Toyota Camry
Легковой автомобиль от японского производителя планирует свое обновление в предстоящем 2018 году. Этого события хоть и ждут с интересом, все же, не таким уж революционным оно обещает быть. Ведь последнее поступление в продажу его нового предшественника состоялось совсем недавно, а тот уже готов представить публике своего приемника.
Чем же собирается удивить «японец»? – платформой TNGA, обещающей повысить параметры удобства и комфорта использования автомобиля.
Сегодня на данной платформе уже себя проявили модель Prius и C-HR-кроссовер. А принятие решения использовать такую архитектурную инновацию для Камри – это указание «с верха» для японских инженеров, что означает необходимость усовершенствования силовых показателей авто. Размер же ценника обещают оставить прежним.
Ситуация после 24 февраля 2022: как повлияли санкции на авторынок
Согласно прогнозам аналитического объединения S&P Global Mobility, в 2022 и 2023 годах ожидается сокращение мирового производства легковых машин из-за экономических проблем, связанных с ухудшением геополитической ситуации. Количество автомобилей может уменьшиться на 2,6-4 млн.
При оптимистичном раскладе (сокращении на 2,6 млн) Европа потеряет 1,7 млн единиц, миллиона из которых рынок лишится из-за пониженного спроса и ограниченного экспорта на рынках России и Украины. Оставшиеся потери в 700 тыс. эксперты связывают с недопоставками важных комплектующих. За март этого года компании BMW и Volkswagen уже уменьшили объемы производства, так как украинские заводы прекратили поставлять жгуты электропроводки.
При пессимистичном раскладе за два года производство снизится на 4 млн автомобилей, а за ближайшие восемь лет (с 2022 по 2030) – на 25 млн.
Из-за санкций рвутся цепочки поставок, что ведет к сокращению или остановке производства многих брендов. Кроме того, следует ожидать роста цен на энергоносители и сырье. К примеру, возможно нарушение логистики по поставкам палладия, 40% которого экспортируется из России. Недопроизводство машин скажется на отложенном спросе: хотя неудовлетворенную покупательскую способность, которая на начало 2022 года составляла 12% (нехватка 10 млн машин), к середине марта удалось сократить на треть.
ТОП-10 самых продаваемых автомобилей в России за первые 6 мес. 2018 года.
Ну, что вы заметили, что российский авторынок новых автомобилей постепенно восстанавливает свои позиции? Люди снова постепенно проявляют свой интерес к новым автомобилям. Нет, конечно, говорить о полном восстановлении рынка на докризисный уровень нельзя. Для этого нужно, наверное, подождать пока в России увеличатся доходы населения и снизится процентная ставка по кредитам.
Итак, недавно вышла статистика продаж новых автомобилей за первое полугодие 2018 года. Подробнее о ней можно прочитать здесь. Как видите, рынок устойчиво растет уже несколько месяцев. И причина не в том, что падающий тренд на российском авторынке сломлен. К сожалению, говорить об этом еще рано.
Дело в том, что, несмотря на рост продаж новых авто, он все-таки пока неустойчив. Скорее всего, сейчас мы наблюдаем рост продаж на фоне отложенного потребителями спроса, которые несколько лет откладывали покупку новой машины в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране, а также в связи с большими кредитными ставками.
Теперь же, после того как экономическая ситуация в России стала более предсказуемой, а процентные ставки по кредитам существенно снизились (но, увы, не вернулись до конца на докризисный период), люди постепенно начали снова проявлять интерес к покупке новых автомобилей.
Но спрос на автомобили растет не только поэтому. Дело в том, что уже несколько лет стоимость новых автомобилей растет практически без остановки. Вот и в этом году дилеры постоянно переписывают свои ценники в сторону увеличения, несмотря на довольно-таки стабильный курс рубля. Причем, что самое интересное, если стоимость автомобилей повышалась из-за локального роста курса доллара, то даже после укрепления российской валюты ценники на новые авто не корректируются уже в сторону уменьшения.
Это явный признак, что новые авто будут дорожать и дальше. Естественно, люди в нашей стране это прекрасно понимают. И именно поэтому в буквальном смысле в последние месяцы побежали в автосалоны, чтобы успеть скупить новые автомобили по привлекательной пока еще цене. По мнению экспертов, это и является в настоящий момент главным двигателем торговли на авторынке.
Но несмотря на то что авторынок России начал, судя по всему, свое, пусть и медленное, восстановление, говорить о том, что ситуация на рынке в скором времени вернется к уровню 2013-2014 годов, не стоит. Во-первых, даже если рынок восстановится, скорее всего, его общая картина будет совершенно иная. И это видно. Посмотрите, сегодня бывшие лидеры на рынке теряют свои позиции, тогда как отечественные модели автомобилей забирают, не краснея, долю рынка.
Например, вы могли поверить еще несколько лет назад, что автомобили АвтоВАЗа будут пользоваться большим спросом, чем автомобили, например, корейских марок? Сегодня это реальность. Так, по итогам июня компания АвтоВАЗ поставила рекорд продаж Лады Весты и Лады Гранты, опередив по продажам корейские автомобили Kia Rio и Hyundai Solaris, которые уже несколько лет отнимали долю у Тольяттинского автозавода.
И вот теперь корейские автомобили существенно начали терять долю рынка. Хотя стоит отметить, что по итогу 6 месяцев продажи Kia Rio пока еще больше. Так, с января по июнь 2018 года в России было продано 51 558 автомобилей Kia Rio (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года это +5 400 автомобилей).
На втором месте по итогу 6 месяцев 2018 года расположился отечественный автомобиль Лада Веста (было продано 49 635 шт., что на 15 040 автомобилей больше, чем в 2017 году). Третью строчку занимает Лада Гранта – 45 672 шт. (+ 3 676 автомобилей). И только на четвертом месте по итогу первого полугодия стоит Hyundai Solaris – 33 857 шт. (+1 112 автомобилей).
Так что, как видите, рост продаж отечественного нового автомобиля Лада Веста зашкаливает. Это настоящий бестселлер российского авторынка. Во многих автосалонах за этой машиной выстроились огромные очереди. Вы такое помните за последние 20 лет?
Жаль, конечно, что в нашей стране практически нет автомобилей, которые могли бы конкурировать с другими иномарками. Например, УАЗ Патриот так и не стал настоящим бестселлером рынка из-за проблем с качеством. Но главный минус, конечно, – его ценник, который, по мнению экспертов, очень завышен.
Итак, вот главные бестселлеры российского рынка по итогу первого полугодия 2018 года:
ГАЗ
Следующая группа компаний на данный момент ведёт активные наработки, чтобы в ближайшее время наладить продажи своей продукции на рынках сбыта Ближнего Востока, Азии, Африки и Латинской Америки. Предлагаемые модели представлены в виде автобусов, грузовиков, спецтехники, фургонов, фургонов и мобильных фудтраков.
Волга. Первые сведения о внешности обновлённой Volga GL 5000 станут известны в начале 2019 года. Дизайн прототипа уже известен, а вот какой же окажется серийная версия транспортного средства пока не разглашается. По словам разработчика, новинка предназначается исключительно для городских автомобилистов. Авто окажется стильным, модным и современным. Технически Волга должна быть укомплектована бензиновым мотором на 3,2 литра объёмом и отдачей в 300 лошадиных сил (впечатляюще), агрегатируемым в паре с автоматической КПП на 6 ступеней. Цена новинки – от 4 до 7,5 млн рублей.
Газель NEXT. Вскоре одна из самых популярных моделей отечественного автопрома обзаведётся долгожданным обновлением. Технически авто получит усиленную раму, дисковый тип тормозов, задний мост с более надёжными рессорами и турбодизельный мотор на 150 лошадиных сил отдачей, работающий в паре с автоматической КПП на 6 ступеней.
Газон NEXT. Пришёл черёд выпуска 10 поколения известного грузовика от ГАЗ. В своей новой сборке авто обзаведётся грузоподъёмностью практически в 6 тонн, усиленными тормозными механизмами, пневматической подвеской, и отличной платформой. Техническая сторона вопроса представлена в виде движка ЯМЗ-534 на 170 лошадей отдачей и механической КПП на 6 ступеней.
Большегрузы. Инженеры ГАЗ занимаются подготовкой к выпуску на конвейер серийного производства целой линейки автомобилей, предназначенных для работы в труднопроходимой местности. Это пикап «Вепрь», большегруз «Урал» и болотоход «Соболь».
Автобусы. Пришла пора покорять новые вершины, а потому вскоре в семействе разработок ГАЗ могут появиться современные модели автобусов, наделённые отличными качествами для дальних поездок
Особое внимание стоит уделить моделям 2019 года выпуска – Cruise и Scania, а также электробусу ЛиАЗ.
BMW i4
Автоконцерн анонсировал начало продаж в России первого электрического спортивного седана BMW i4 летом 2022 года.
Внешне он повторяет BMW 4, позаимствовав все ключевые элементы, включая пропорции кузова и изгиб Хофмайстера.
Присутствует даже радиаторная решётка, имеющая исключительно декоративную функцию
Если не обращать внимание на оттенки окраса, авто выглядит вполне типично
В наличии пара электромоторов на осях в совокупности, дающие 544 л.с., батарея на 84 кВт, благодаря этому запас хода составляет 510 км.
Ожидается, что на электрокар установят лазерные фары, колёса на 20 дюймов, адаптивную подвеску, спортивные сидения и акустику американской фирмы Harman/Kardon.
Land Rover
Внедорожник пятого поколения является одной из ключевых автоновинок премиального сегмента. Разработчики оставили внешнее сходство с предыдущими моделями, тем не менее несущие конструкции созданы «с нуля».
Кроме того, разработан вариант с 7 посадочными местами, что произошло впервые.
На машинах установлены дизельные шестицилиндровые 249 и 350-сильные 3-литровые двигатели.
Также анонсирован Land Rover с 4,4-литровым бензиновым 530-сильным агрегатом.
Автодизайнеры сохранили фирменное классическое остекление и обтекаемый дизайн. Реализация начнётся весной 2022 года.
Замещение коммерции
Оптимистичные новости состоят в том, что суммарные продажи автомобилей в России в 2018 году, по данным регистраций из статистики «АСМ-Холдинга» и «Росстата», выросли на 10,9% и составили 1 821 320 автомобилей: из них легковых 1 606 676 шт. (рост составил 12% к 2017 году). А дальше следуют цифры: лёгких коммерческих автомобилей LCV, включая грузовые автомобили категории N1 и автобусы категории M2, продали 105 379 шт. (–0,7%); пикапов – 14 444 шт. (+26,2%); средне- и крупнотоннажных автомобилей MCV и HCV – 80 702 шт. (+3%), автобусов (кроме категории М2) 14 119 шт. (+16,6%). Но это включая экспорт.
Грузовиков, фургонов, шасси и самосвалов в России выпустили на 13,1% меньше – 156,7 тыс. Производство отечественных брендов в 2018 г. среди грузовиков составило 127,4 тыс. (–3,5%), а иномарок возросло лишь до 29,3 тыс. (+1,6%). Экспорт грузовиков всех классов из России, по данным ФТС, составил всего 15 тыс. машин, что лишь на +3% выше показателя 2017 года. При этом некоторые производители сообщили, что не получили пресловутую «компенсацию транспортных издержек при экспортных поставках». А ведь в 2019-м году эту величину в федеральном бюджете собираются урезать ещё вдвое!
Для экспорта за океан, например, на Филиппины, Кубу, в Перу, Мексику, Коста-Рику это может стать критичным, так как трансатлантические издержки достигают катастрофических 70% от суммы экспортного контракта. Этот фактор сильно повлиял на «Группу ГАЗ» в принятии сугубо политического решения о сборке на Кубе «ГАЗелей», «ГАЗонов» и «Уралов» поколения NEXT.
Удивительно, как челнинцы первыми из отечественных компаний сумели пролезть аж на рынок ЮАР со своими классическими самосвалами КАМАЗ 6х6 и 8х4. После презентаций в 2017–2018 гг. при посредничестве южноафриканской компании Bell Equipment удалось продать десяток машин. Но как гарнир важнее мяса, так и в соотношении цена/качество, покупатели во всём мире хотят быть уверенными, что сердитые технологии из России будут работать не хуже, чем завезённые из Европы и Китая.
Легковые | Лёгкие коммерческие | Среднетоннажные | Автобусы |
---|---|---|---|
Лада – 14 930 519 | ГАЗ – 1 642 383 | КАМАЗ – 816 624 | ПАЗ – 179 959 |
Toyota – 3 357 066 | Ford – 671 011 | ГАЗ – 774 727 | КАвЗ – 53 754 |
Nissan – 1 924 949 | VW – 229 334 | ЗИЛ – 419 073 | Кубань – 52 048 |
Kia – 1 794 300 | Toyota – 220 715 | МАЗ – 231 634 | ЛиАЗ – 31 862 |
Renault – 1 696 797 | Ford – 165 300 | Урал – 131 320 | НефАЗ – 22 283 |
Всего: 44 524 131 | Всего: 3 774 395 | Всего: 3 341 122 | Всего: 450 834 |
Новинки 2017–2018 от BMW
Компания BMW планирует выпуск сразу нескольких моделей на новой модульной платформе CLAR, с совершенно оригинальной архитектурой и двигателями новой генерации.
Под этим брендом будут выпущены:
кроссовер BMW X3 (G01) представление, которого ожидается в нынешнем сентябре на Франкфуртском автосалоне, а выпуск намечен на следующий год;
BMW X3 xDrive30d xLine (G01)
- BMW 5 Series (G30) с кузовом седан, презентованный ещё в прошлом году, начальная стоимость которого ожидается в 40 тысяч евро;
- пятидверный автомобиль бизнес-класса, BMW 6 Series Gran Turismo, который придёт на смену пятёрке серии GT (повышение в ранге вызвано тем, что, входящие в него кабриолеты и купе, при смене поколений, перейдут в 8 серию);
- BMW 3 Series с заметно изменённым экстерьером, от новой световой оптики до насадок выхлопной системы;
- спортивный купе BMW 8 Series, который, по замыслам разработчиков, должен составить конкуренцию другому немецкому купе Mersedes-Benz S-класс, а также британскому автомобилю Bentley Continental GT.
BMW Concept 8 Series
Статистика по мировому авторынку 2021
За 2021 год мировой авторынок вырос на 4,6%: количество новых машин увеличилось до 81,31 млн. Такой прирост случился, прежде всего, из-за низких стартовых показателей в первом и втором кварталах: в аналогичный период 2020 года из-за пандемии были закрыты многие автосалоны, следовательно, и продажи были низкими. Поэтому в первые шесть месяцев 2021 года на всех основных рынках произошел двузначный рост продаж легковых автомобилей:
-
Китай увеличил показатели на 27% (9,83 млн);
-
США – на 29% (8,294 млн);
-
Европа – на 27% (6,486 млн);
-
Япония – на 12%;
-
Бразилия – на 32%; в совокупности до 3,914 млн
-
Россия – на 37%;
-
Индия – на 93% (1,495 млн).
Несмотря на такой процентный рост в первую половину года, достичь показателей доковидного периода (в 2019 году объем рынка новых автомобилей составлял 90,3 млн) не удалось. В том числе нехватка полупроводников не дает рынку полностью восстановиться. При этом дефицит возник еще до пандемии коронавирусной инфекции, но впоследствии ситуация осложнилась.
На это повлиял не только высокий спрос на полупроводники со стороны производителей бытовой техники, но и проблемы с поставками из-за неблагоприятных погодных условий и ЧС: пожар весной 2021 года на фабрике микрочипов Renesas Electronics привел к сокращению мирового автопроизводства. Если в первом квартале автопроизводители потеряли 1,4 млн машин, то во втором квартале – 2,6 млн. Четвертый квартал, по данным АЕБ, также оказался провальным: дефицит полупроводников, повышение цен на авто и уменьшение финансовых запасов у потенциальных покупателей привели к снижению продаж. Объемы продаж в мире с октября по декабрь 2021 года снижались на 18-20%.
Рис. 1. Мировой рейтинг самых популярных автомарок 2021
Самым востребованным брендом и крупнейшим автопроизводителем в мире, по данным агентства JATO Dynamics, остается Toyota. За прошедший год Toyota выпустила 10,5 млн машин, включая марки Lexus, Daihatsu и Hino, что на 10% больше, чем в 2020 году. По всему миру компания продала 7,35 млн легковых автомобилей. Больше всего автомобили этой корпорации востребованы на рынках США (2,03 млн), Китая (1,64 млн) и Японии (1,22 млн).
На втором месте и по производству, и по продажам находится Volkswagen AG, несмотря на то что концерн столкнулся с дефицитом полупроводников и сдал на 4,5% (до 8,9 млн машин). При этом отставание от Toyota за 2021 год только увеличилось. Из 8,9 млн произведенных машин Фольксваген продал 4,57 млн: почти половину (2,11 млн) на китайском рынке. Марки Nissan и Ford показали падение мировых продаж на 1% и 10% соответственно, а Hyundai поднялся на два позиции, увеличив количество продаж на 6%.
В сегменте премиум-автомобилей BMW смог вернуть себе лидерство впервые с 2016 года, продав 2,03 млн машин. Это единственный премиум-бренд, который увеличил количество продаж (на 4%). Остальные марки лишь потеряли в спросе: Mercedes просел на 11% (1,92 млн), Audi — на 2% и Lexus — на 16%. Пятерку крупнейших рынков для премиум-автомобилей возглавил Китай с объемом продаж в 2,79 млн. Далее идет США (1,89 млн), Германия (0,72 млн), Великобритания (0,43 млн) и Южная Корея (0,34 млн).
Самой продаваемой машиной в мире стала Toyota Corolla (985 тыс.). Впервые в ТОП-10 мировых бестселлеров вошли электромобили — Tesla Model 3 и китайский Wuling Mini EV. В 2021 году спрос на батарейные машины увеличился в два раза: по всему миру было продано 6,6 млн автомобилей, причем половина из них (3,4 млн) – в Китае. Доля электромобилей на рынке составила 8,6%.
Рис. 2. Мировой рейтинг самых крупных автомобильных рынков в 2021 году (млн шт.)
По объемам продаж на первом месте оказался Китай: за год там продали 21,12 млн легковых автомобилей. На китайском рынке даже увеличился спрос впервые за последние четыре года. США и Япония стабильно занимают вторую и третьи строчки. А вот Индии за год удалось почти полностью восстановить свой рынок, который сильно обвалился из-за ковидных ограничений в 2020 году. Несмотря на то, что у Канады нет собственного автопрома легковых машин (только многочисленные заводы международных брендов), стране удалось подняться с 9-го места на 6-е. Россия закрывает десятку крупнейших авторынков мира.
Chevrolet Bolt
Автомобиль, работающий на электричестве, разрабатывался профессионалами из Chevrolet вместе с LG. Производство новой серии планировалась начаться еще в 2016 году, чтобы уже к 2017 ее уже можно было обнаружить в продаже по всему миру. В России же обновления автомобиля от Шевроле ожидается только в 2018 году.
По европейской версии, «Болт» переименуют в «Opel Ampera-e».
Среди других конкурирующих электрокаров обещают высоко о себе заявить модели авто от Tesla и Nissan LEAF. Оценить же заявленное качество красавцев сможет каждый, кто будет готов выложить из своего кармана порядка 40000 долларов, что составляет около 2,5 миллионов российских рублей.
Так перейдут ли автолюбители полностью на электрические авто, и если такое возможно, то когда же ждать глобальных перемен?
Sportage от Kia
Не так давно стартовали продажи нового поколения кроссовера от Kia образца 2016 года, как появилась информация о планируемом обновлении презентованной модели.
Инсайдеры сообщают, что сейчас корейская компания ведет рестайлинговые работы, которые будут завершены в 2017-2018 годах. Насколько верна эта информация неясно, так как официального подтверждения нет. Последняя модификация корейского Sportage была существенно доработана, сохранив узнаваемые черты линейки только в дизайнерском оформлении салона и кузова.
Стоимость авто нового поколения, скорее всего, останется для россиян без изменений и составит 1.2 млн рублей. Первые продажи могут начаться уже со второй половину этого года или же в начале следующего 2018 года.
Перспективы развития российской автомобильной промышленности
Несмотря на то, что определенный сегмент рынка займут китайские бренды, некоторые эксперты предполагают, что российский автопром и авторынок могут пойти по иранскому пути. В отношении Ирана были введены массовые санкции в 2012 году: объем иранского авторынка 2011 года (1,59 млн машин) сопоставим с объемом российского рынка накануне санкций (1,54 млн в 2021 году); оба государства в экономическом плане сильно зависят от нефти, а также и Россия, и Иран стремятся создать масштабный собственный автопром. Если Россия все-таки повторит путь Ирана, тогда в следующем году (2023) стоит ждать уменьшение рынка примерно в два раза по сравнению с показателями 2021 года.
Очевидно, что в связи с уходом с российского рынка большинства иностранных брендов (в первую очередь западных) продажи в марте должны были упасть. По данным Автостата, в марте 2022 российский авторынок просел на 43% по сравнению с мартом прошлого года. А согласно информации АЕБ, реализация автомобилей сократилась на 63%. Разница в 20% выходит из-за различий в данных, которые анализируются: Автостат сравнивает конечные продажи, а АЕБ – данные об отгрузке автомобилей.
По данным АЕБ, в марте в России купили 55 тыс. автомобилей (легковых и легких коммерческих) – год назад в марте было продано 149 тыс.
Табл. 1. Динамика продаж марок на российском рынке по объему за март
Марка |
Март |
||
2022 |
2021 |
% |
|
АВТОВАЗ (LADA) |
12 289 |
33 779 |
-64% |
Kia |
6 336 |
20 057 |
-68% |
Hyundai |
4 909 |
15 332 |
-68% |
Renault |
4 072 |
11 659 |
-65% |
Toyota |
3 231 |
10 278 |
-69% |
ГАЗ (LCV) |
2 886 |
4 521 |
-36% |
Skoda |
2 803 |
9 737 |
-71% |
Nissan |
2 699 |
5 705 |
-53% |
Volswagen |
2 435 |
9 442 |
-74% |
УАЗ |
2 206 |
2 733 |
-19% |
Mazda |
1 621 |
2 689 |
-40% |
Haval |
1 573 |
2 833 |
-44% |
Geely |
1 492 |
1 732 |
-14% |
Ford (LCV) |
874 |
1 409 |
-38% |
Mitsubishi |
801 |
2 230 |
-79% |
Audi |
585 |
1 625 |
-64% |
Cheryexeed |
505 |
309 |
63% |
Chery |
498 |
2 398 |
-79% |
Peugeot |
323 |
736 |
-56% |
Changan |
311 |
485 |
-36% |
Suzuki |
305 |
931 |
-67% |
Lexus |
229 |
2 491 |
-91% |
Volvo |
224 |
798 |
-72% |
Subaru |
206 |
674 |
-69% |
Porsche |
192 |
703 |
-73% |
Land Rover |
155 |
633 |
-76% |
Citroen |
155 |
371 |
-58% |
FAW |
154 |
240 |
-36% |
Isuzu |
153 |
27 |
467% |
Volkswagen (LCV) |
142 |
555 |
-74% |
Infinity |
110 |
234 |
-53% |
Genesis |
102 |
245 |
-58% |
Jeep |
98 |
121 |
-19% |
Chevrolet |
82 |
43 |
91% |
DFM |
80 |
— |
|
Opel |
70 |
124 |
-44% |
Honda |
42 |
139 |
-70% |
Cadillac |
37 |
302 |
-88% |
Great wall |
33 |
— |
|
Hino |
27 |
— |
|
Iveco |
27 |
40 |
-33% |
GAC |
22 |
68 |
-68% |
Fiat |
19 |
113 |
-83% |
Jaguar |
15 |
19 |
-21% |
Foton |
1 |
11 |
-91% |
Ford |
— |
||
Brilliance |
22 |
— |
|
Lifan |
76 |
— |
|
Zotye |
6 |
— |
|
Chrysler |
— |
— |
|
Hyundai (LCV) |
— |
1 |
— |
Итого |
55 129 |
148 676 |
-62,9% |
В минус ушли большинство марок. Не так сильно просели отечественные УАЗ и ГАЗ (на 19% и 36% соответственно) в отличие от АВТОВАЗА, чьи продажи сократились на 64%. Причина тому – дефицит комплектующих (в частности, электронных). Поэтому компания решила даже выпускать Lada Niva и Lada Granta без ABS (антиблокировочной системы колес), EPS (динамической системы стабилизации), без ЭРА-ГЛОНАСС (спутниковой системы аварийного оповещения: ее можно не ставить до середины 2022 года).
Есть основания предполагать, что рынок за этот год может потерять в объеме 50-70%.
Lada XRAY-Cross
Lada XRAY-Cross – кроссовер, который относится к классу В. Его стоимость достигает практически 1.000.000 рублей, но от этого популярность среди россиян не становится меньше. Он обладает улучшенными техническими характеристиками, ведь Lada XRAY-Cross имеет усовершенствованные дисковые тормоза, защитный обвес, увеличенный угол въезда и хорошие геометрические параметры. Естественно, у производителя не получилось обойтись без некоторых недостатков, поэтому при покупке стоит учитывать то, что электромагнитная муфта работает недолго, ведь в случае отсутствия внимания к этой проблеме не исключён перегрев и поломка двигателя.
LADA Kalina
Несложно заметить и то, что среди фото новинок Автоваза 2017-2018 часто встречается рестайлинговая LADA Kalina, которая по стоимости останется практически прежней, но при этом претерпит некоторые изменения. Кроссовер получит существенного увеличенный дорожный просвет, что позволит ему легко передвигаться по бездорожью, усовершенствованную система подвесок, а также обновлённый дизайн, в который добавятся нотки агрессивности. Внутренний интерьер салона останется прежним, но это не сделает его хуже, а среди недостатков стоит упомянуть о том, что емкость бензинового бака составит только 50 литров, а мощность двигателя – 87 лошадиных сил, что в сравнении с зарубежными моделями подобного ряда является совсем небольшой цифрой.
В качестве вывода
Если сравнивать современные модели с теми, что выпускались тольяттинским автозаводом десять-пятнадцать лет назад, видно, что произошёл значительный рост качества производства. Лады стали значительно конкурентно способны, надёжны, более привлекательны для автовладельцев по соотношению цена / качество. Это несмотря на недостатки, которые, несомненно, есть не только у отечественных, но и у любых импортных автомобилей.
Вот уже более 50 лет спрос на новые авто АвтоВаЗ’а в стране и за рубежом не стихает. Некоторые осознанно покупают российские авто, кто-то на время между продажей и покупкой нового. Но, как правило, это время растягивается на годы.
Купить хороший отечественный автомобиль можно. Надо только идти на покупку с открытыми глазами – видеть плюсы и минусы, возможности нового «железного друга».