«геркулес»: на камазе представили новый шарнирно-сочлененный карьерный самосвал

НАМИ-КамАЗ-1221 ШАТЛ

Электробус для комфортабельной перевозки по ограниченным маршрутам, который был показан на Московском автосалоне аж в 2016 году. Сейчас в Казани проходит тестирование уже второй версии с изменённым дизайном и улучшенными характеристиками.

Концептуальный пассажирский транспорт может оказаться крайне востребованным

Проект НАМИ и Камского завода может перевозить до 12 человек и передвигаться со скоростью до 110 километров/час. За ходовые качестве отвечает двигатель собственной разработки мощностью 96 киловатт.

Аккумуляторной батареи российского производства ёмкостью 35 киловатт-час достаточно на 120 километров хода, заряжается она всего 50 минут.

Для ориентации в пространстве используются данные с камер, радаров, лидара на крыше и ультразвуковых датчиков.

Информация используется автономным оборудованием для текущих принятий решений и одновременно с тем передаётся в реальном времени на сервер КамАЗа через пилотную сеть 5G, которую развернул «Мегафон».

Объёмный салон обеспечивается отказом от кабины

Синхронизация с диспетчерским пунктом со скоростью 1,2 гигабит в секунду и минимальной задержкой 6-8 миллисекунд позволяет оперативно решать более сложные задачи и управлять шаттлом дистанционно на дорогах общего пользования уже сегодня, без адаптации самой дорожной инфраструктуры.

BaseTracK ГАЗ Next Eva

Не только КамАЗ развивает беспилотный транспорт: ещё в июле 2019 года разработчик технологии управления транспортом BaseTracK продемонстрировал один из рабочих прототипов беспилотного маршрутного такси ГАЗель Next Eva на территории Инновационного центра Сколково.

Для проекта применили стандартную серийную маршрутку

Технология компании реализуется в виде 2 частей: «железной» части в едином исполнении для установки в стандартное транспортное средство и запатентованного программного комплекса софта для передвижения по виртуальному рельсу.

BaseTracK полностью отказались от оптических средств ориентации, положившись на высокоточное геопозиционирование и штатную систему помощи водителю ADAS.

За интеграцию автомобильных систем в комплекс BaseTracK отвечает сам Горьковский автозавод, параллельно ведущий собственную разработку автомобилей с системой.

И никаких проблем с маршрутчиками?

Известно, что концепт прошел штатные испытания, а на данный момент проводится доработка сценариев для различных сложных дорожных ситуаций. Однако, в каком виде и в какие сроки продукт будет представлен как полностью готовый, на данный момент не известно.

Передовая матчасть

Практически все элементы новой шарнирно-сочленённой машины оригинальные, единственное, что в ней присутствует серийное – это двигатель КАМАЗ 910.10-500 мощностью 500 л.с. (367 кВт) с максимальным крутящим моментом 2305 Н·м. Система охлаждения в этом двигателе обычная жидкостная с принудительной циркуляцией. Система наддува и охлаждения наддувного воздуха — газотурбинная, с одноступенчатым наддувом и теплообменником типа «воздух — воздух». Система смазки – комбинированная, с шестерённым масляным насосом и водомасляным охладителем. В системе питания используется Common Rail с многоплунжерным насосом высокого давления. Экологический класс – третий, соответствующий индустриальному Tier-3.

Разработка и организация производства семейства перспективных 6-цилиндровых рядных двигателей Р6 рабочим объёмом 12 литров под рабочим названием «Тибет» была открыта в ПАО «КАМАЗ» в 2014 году. Первый этап успешно завершён в середине 2019 года, когда был разработан и запущен в серийное производство рядный 6-цилиндровый двигатель мощностью от 400 до 700 л.с. экологического класса Евро-5, а также созданы производственные мощности для изготовления до 12 тыс. двигателей в год. Этот силовой агрегат предусмотрен для установки на перспективные модели автомобилей КАМАЗ и другой техники. Межсервисный пробег составляет до 150 000 км, ресурс – 1,5 млн км.

В перспективе в производство будут запущены новые модификации двигателей – газовый, газодизельный, двигатель с повышенной энергоэффективностью, двигатель объёмом 13 литров и, в дальнейшем, двигатель класса Евро-6. Конструкторская документация на эти моторы сейчас разрабатывается в НТЦ КАМАЗа, а промышленное производство новых модификаций рядной шестёрки запланировано на 2023–2024 гг.

Беспилотный грузовик EvoCargo

Малотоннажник EVO-1 компании EvoCargo полностью основан на российских разработках и представляет собой продуманный гибридный концепт с питанием от электрических батарей и водородных топливных элементов. Вторые используются для генератора, когда аккумуляторы будут разряжены.

Беспилотная перевозка груза между контрольными точками серьёзно снизит себестоимость самых разнообразных товаров

Компоновка позволила сократить время заправки до 5 минут. Этого достаточно на 1000 километров без остановки, снизить массу аккумуляторов и повысить ремонтопригодность.

На дороге EVO-1 чувствует себя отлично

Грузовик разработан как полностью беспилотный: в нём отсутствуют кабина, кресло, рулевая система управления. Видимая «надстройка» — своеобразная «рубка» для оборудования, обеспечивающих как самостоятельное перемещение транспорта, так и взаимодействие с подключённой инфраструктурой «умной дороги» стандарта V2X.

Для внедрения своих беспилотников EvoCargo предлагают сервис электрических магистральных перевозок, позволяющий клиентам обойтись без покупки грузовика и капитальных затрат, оплачивая транспортные услуги по подписке или за километраж.

Подробностей немного. Но грузовик EvoCargo уже ездит, в отличие от многих зарубежных конкурентов

Тестовый запуск беспилотных грузовиков EVO-1 из 3 единиц на территории испытательного центра в Москве успешно прошел в марте 2021 года в полностью в автономном режиме с заданной скоростью с учетом дорожных знаков и разметки.

Нужна ли кабина беспилотнику?

Этот самосвал проектировался как беспилотный. По периметру шарнирно-сочленённого автомобиля установлены сенсоры, радары, лидары, видеокамеры, которые и превращают его в автономную машину. КАМАЗ-6561 оснащён системой ADAS 5-го уровня. Это очень высокий уровень, когда из помощника водителя упомянутая система превращается в самостоятельный искусственный интеллект. Предусмотрена и возможность дистанционного управления, так как машина в основном будет использоваться в тяжёлых условиях, и ещё не ясно как автономная система поведет себя при полном бездорожье.

Особое внимание уделено кабине водителя. Бортовой компьютер, монитор, несколько кнопок для переключения режимов движения и для разгрузки

Элементы интерьера кабины содержат все необходимые органы управления, включая функции управления комбинированной энергетической установкой. И самый большой плюс этой кабины – она надёжно защищает водителя в случае падения с высоты, так как каркас сделан с запасом прочности. В самосвале применена светодиодная оптика, унифицированная с автомобилями КАМАЗ поколения К5. Фирменный шильдик и облицовка радиатора выполнены в фирменном ключе последних разработок компании.

Появление самосвала с шарнирно-сочленённой рамой способствует дальнейшему развитию российского автомобилестроения и является хорошей базой для последовательного проведения опытно-конструкторских работ по данной тематике. Серийное производство КАМАЗ-6561 намечено на 2024 год. Используя правильную ценовую политику «КАМАЗ» вполне может захватить в России немалую долю этого рынка (в РФ подобные машины недавно начал строить в небольших количествах только один производитель – МЗ «ТОНАР» (см. «ГП» №9, 2021)). В настоящее время специалисты челнинского автозавода и МГТУ им. Н.Э. Баумана ведут подготовку самосвала к полигонным испытаниям. После завершения испытаний самосвал будет направлен на опытную эксплуатацию в компании добывающих отраслей промышленности.

Техническая характеристика КАМАЗ-6551 «Геркулес» (6х6)
Полная масса автомобиля, кг 71 000
Снаряжённая масса, кг 31 000
Грузоподъемность, кг 40 000
Вместимость кузова, м3 24,5
Масса кузова, кг 6 470
Двигатель КАМАЗ 910.10-500, турбодизель, I-6, Евро-3
Рабочий объем, cм3 14 866
Мощность двигателя, л.с. (кВт) 500 (367)
Электродвигатель Danfoss T3000-1500
Мощность электродвигателя, л.с. (кВт) 710 (525)
Мощность электродвигателя пиковая, л.с. (кВт) 1 060 (780)
Максимальный длительный / пиковый момент, Н·м 3 500 / 4 500
Тип КП Автоматизированная планетарная, гидравлический привод
Входной момент на валу ЭД не более, Н·м 3 500 
Частота вращения на валу max, мин-1 3 200 
Передаточное число I и II передачи 3,36 и 1,0
Раздаточная коробка Мод. 621
Радиус поворота по наружному колесу, м 8,9
Шины 29,5 R25

Кому нужен такой самосвал?

Ранее представленные КАМАЗ-65801 грузоподъёмностью 31 т , 60-тонный КАМАЗ-65805 «Атлант» с жёсткой рамой способны решать широкие задачи в горной промышленности, тогда как главной особенностью самосвала КАМАЗ-6561 является шарнирно-сочленённая схема, позволяющая расширить ареал применения. Конструкция рамы позволяет перемещаться по неровностям без необходимости сопротивления изгибающему моменту, действующему на раму. Благодаря распределению нагрузок получаются две независимые площадки, каждая из которых передвигается по собственной колее. Сочленённая конструкция не только делает идеальной развесовку, но при полноприводной схеме даёт высокую проходимость. Такие машины незаменимы на открытых карьерных и горных выработках. Шарнирно-сочленённые самосвалы требуются при вскрышных работах, где в забое экскаваторы буквально роют ямы, не позволяющие подъезжать другим видам техники, без выравнивания поверхности бульдозерами. Такой вид спецтехники активно применяют на строительных площадках, где необходимо применение транспортных средств с высокой проходимостью (дорожное и гидротехническое строительство, нефтегазовая отрасль, работа на грунтах с низкой несущей способностью), а также в местах, где требуется транспортировка по топкой болотистой местности, осложнённой наличием поваленных деревьев и валунов.

КАМАЗ-6561 будет востребован и при прокладке трубопроводов, где необходимо вынимать значительный объём грунта с последующим перемещением породы. Сочленённая конструкция позволит легко передвигаться по пересечённой местности вслед за экскаватором или погрузчиком, не требуя предварительной подготовки оснований для временных дорог.

Благодаря своей манёвренности такие машины с небольшой доработкой применяются и в подземных горных работах, где нет больших площадок для плавного маневрирования и разворота. Т.е. спектр применения и охват крайне широкий.

Дизайн кузова нового шарнирно-сочлененного самосвала «КАМАЗ»

Благодаря своим габаритным размерам, а также дутым частям кузова новый самосвал компании «КАМАЗ» выглядит очень мощным

Отчасти, если не обращать внимание на некоторые детали кузова и его цвет, внешне новый автомобиль «Геркулес-40» очень схож по своему внешнему виду с другим самосвалом компании Volvo

Большая фальшрадиаторная решетка, а также внушительных размеров передний бампер автомобиля придают ему еще более внушительный внешний вид. Это в принципе не удивительно, ведь ширина самосвала более 3,5 метров.

Для того чтобы водитель без проблем мог попасть в кабину, над передними колесами самосвала усыновлены специальные лестницы с перилами. Если бы их не было, то попасть в кабину автомобиля, высота которого 4,3 метра было бы проблематично.

База автомобиля является трехосной, что в свою очередь позволит ему без каких-либо проблем преодолевать препятствия, во время движения по бездорожью.

В целом новый самосвал ПАО «КАМАЗ» выглядит очень стильно и довольно интересно, даже несмотря на то, что его кузов в некоторых аспектах очень напоминает корпус автомобиля Volvo A40G.

Cognitive Pilot КамАЗ-4308 Одиссей

Одним из самых старых проектов в России является коллаборация автомобилестроительного предприятия КамАЗ и разработчиков системы компьютерного зрения Cognitive Pilot, представленный в 2019 году под названием «Одиссей».

Серийный грузовик КамАЗа для переоборудования в беспилотник

Проект беспилотного грузовика использует серийный грузовой автомобиль КамАЗ-4308, который оснащён высокопроизводительным компьютером, видеокамерами, радарами, лидарами и ультразвуковыми датчиками, а также рядом модулей промышленной связи — Wi-Fi, 4G и даже радиопередатчиком УКВ-диапазона.

Такой большой объем данных с датчиков, прошедших обработку комплексом C-Pilot, позволил достичь невероятной точности работы комплекса — навигация ошибается всего на пару сантиметров.

Беспилотные грузовики протестировали на угольных карьерах Кузбасса для использования на опасных участках. Эксплуатация оказалась настолько успешной, что в компании появились планы для по созданию карьерного самосвала (об этом — чуть позже).

Проект доказал состоятельность и возможность доработки любого транспорта

К началу декабря 2019 года КамАЗ-4308 начал участвовать логистических операциях на дорогах на территории промплощадки КамАЗа, выполняя челночные перевозки по заданным маршрутам практически во всех производствах. Так что модель можно смело назвать самой удачной — пользы «Одиссей принёс больше коллег.

В начале этого года Cognitive Pilot объявили о заморозке проекта — компания сконцентрировалась на системах автоматического вождения сельскохозяйственной техники. Впрочем, компания вышла из совместного проекта уже давно.

Но партнёров у Камского автомобильного завода достаточно: он продолжает создавать беспилотники, в том числе при участии академических организаций.

Но на этом не всё

Кроме уже упомянутых проектов «беспилотников под ключ», в России бурно развивается ниша систем для доработки существующего транспорта.

Эта область привлекает независимых разработчиков, поскольку не требует компетенций в проектировании автомобилей и производственной базы — роль шасси для систем управления играют серийные автомобили наиболее распространенных моделей.

В перспективе разработчики, не связанные с автомобильными производителями, имеют больше перспектив: адаптировать готовый программно-аппаратный комплекс проще и дешевле, чем интегрировать кабину или блок на специальном автомобиле.

Так, продукт StarLine одноименного НПО прошёл обкатку на ряде автомобилей и предлагается разработчикам в качестве готового продукта в тематике компьютерного зрения для интеграции в самые разнообразные системы.

Аналогичным образом распространяется проект Auriga, на раннем этапе развития представлявший собой инструмент разметки видео и стрима данных для машинного обучения. Сегодня он так же адаптирован для использования в беспилотных системах и представляет собой законченный продукт для интеграции в автомобили.

Команда УлГТУ в ходе конкурса проектов по автоматизации серийных образцов транспорта

Кроме профессиональных компаний, на территории России действует множество объединений и фанатских сообществ на базе тематических компаний, альянсов.

Среди них выделяются SmartVision Tomsk из альянса «Техническое зрение» и «Зимний город» МАДИ. Обе «команды» представляют собой ряд производственно-научных лабораторий высокого класса, дополненных фанатами из числа студентов.

Команда УлГТУ с 2011 года создаёт универсальную беспилотную платформу, используя базу грузовика «Газель NEXT» на механической трансмиссии с гидроусилителем. Разработка использует собственный блок машинного зрения и ориентации в пространстве, передавая управляющие сигналы на штатные педали и ручку переключения передач автомобиля, хотя для ряда задач задействует стандартную CAN-шине.

К их результатам приближаются

  • Innoteam из Иннополиса,
  • CVLRobotics Мосполитеха,
  • студенческая команда НГТУ,
  • «Альфа» от Ковровской технологической академии,
  • объединённый техцентр таганрогского НКБ Вычислительных систем и компании «Бортовые интеллектуальные системы»

Их системы пока существуют в виде конкурсных проектов — реализованных и отработанных. Продукты развиваются.

Кто знает, может быть одна из этих команд уже завтра станет поставщиком автопилотов всей России. А может быть, этим станет один из наших читателей?

iPhones.ru

Пока весь мир следит за успехами Tesla и обсуждает скандалы, связанные с её автопилотом (который, к слову, так и не заработал на обещанном Маском уровне), другие не стоят на месте

Каждый уважающий себя производитель автомобилей обратил внимание на пока ещё пустующую нишу. Не отстают и стартапы — новые имена появляются и исчезают ежегодно

Официально Россия находится в списке догоняющих. Но так будет не всегда: пока производителей подводит инфраструктура, а не разработчики. Что происходит в России с беспилотными…

Рассказать

КАМАЗ-6561 «Геркулес» представлен официально. О новом самосвале рассказал главный конструктор

Камский автозавод 7 июля официально представил свой первый шарнирно-сочлененный самосвал КАМАЗ-6561 грузоподъемностью 40 тонн, который получил собственное имя «Геркулес».

Как сообщили в пресс-службе российского автопроизводителя, самосвал КАМАЗ-6561, разработанный ПАО «КАМАЗ» совместно с МГТУ им. Н.Э.Баумана, предназначен для карьерных работ в автономном режиме.

Разработка карьерного самосвала с колесной формулой 6х6 проведена в рамках проекта «Создание семейства электромеханических беспилотных автомобилей-самосвалов большой грузоподъемности в интересах добывающих отраслей промышленности РФ». Проект выполняется при поддержке Министерства науки и высшего образования России.

Сергей Назаренко, главный конструктор инновационных автомобилей ПАО «КАМАЗ», рассказал, что самосвал КАМАЗ-6561 выполнен по схеме «последовательный гибрид», то есть представляет собой автономный электромобиль, не требующий подзарядки от внешней сети. Двигатель внутреннего сгорания (дизель КАМАЗ Р6 мощностью 500 л.с.) приводит в действие электрический генератор, который дает энергию для тягового электродвигателя и заряжает аккумуляторную батарею.

КАМАЗ «Геркулес» также оснащен системой рекуперации энергии: при спуске в карьер за счет торможения идет накопление энергии в аккумуляторных батареях; при подъеме с грузом накопленная энергия помогает подняться автомобилю в гору. Такое решение позволяет снизить количество потребляемого топлива на 15% в сравнении с дизельным аналогом.

Длина самосвала – 10.120 мм, ширина – 3430 мм, высота – 4030 мм. Снаряженная масса шасси составляет 31 тонну (ранее называли 35 тонн), грузоподъемность – 40 тонн. Отсюда и второе название самосвала – «Геркулес 40».

КАМАЗ-6561 предназначен для перевозки насыпных грузов по пересеченной местности и грунтовым дорогам. Кроме того, он может применяться при разработке карьерных месторождений и шахт, для добычи полезных ископаемых по безлюдной технологии. Для этого на борту предусмотрена система ADAS 5-го уровня, обеспечивающая движение в карьере в автономном режиме, без участия водителя. Также самосвал может как эксплуатироваться в режиме дистанционного управления, так и управляться водителем из кабины.

КАМАЗ «Геркулес» имеет шарнирно-сочлененную раму с двумя степенями свободы в узле сочленения, что уменьшает вероятность вывешивания колес при движении по пересеченной местности и снижает нагрузку на несущую систему. Это позволяет установить шины большой размерности и обеспечивает приемлемый минимальный радиус поворота, что значительно повышает проходимость и маневренность самосвала.

В настоящее время специалисты ПАО «КАМАЗ» и МГТУ им. Н.Э.Баумана ведут подготовку самосвала к полигонным испытаниям. После завершения испытаний самосвал будет направлен на опытную эксплуатацию в компании добывающих отраслей промышленности.

Особенности и тонкости

Новый полноприводный самосвал создавался для самых тяжёлых условий эксплуатации. С оригинальной кабиной и самосвальной надстройкой машина выглядит мощно, даже брутально. Шарнирно-сочленённая рама с двумя степенями свободы в узле сочленения уменьшает вероятность вывешивания колёс при движении по пересечённой местности и снижает нагрузку на несущую систему. Подобная конструкция позволяет установить шины большей размерности и обеспечивает приемлемый минимальный радиус поворота, а также значительно повышает проходимость и манёвренность самосвала. При полной массе 71 т, грузоподъёмность машины составляет 40 т. Для питания дизель-электрического гибрида используется ДВС мощностью 500 л.с., блок литий-титанатных тяговых батарей, силовой агрегат – электродвигатель мощностью 525 кВт. Максимальная скорость машины 35 км/ч.

Архитектура электрической системы сделана модульной, что позволяет изменять её конфигурацию в короткие сроки и применять отдельные модули в смежных проектах. Кабина и элементы наружного обвеса созданы из современных композитных материалов, что позволяет существенно снизить массу машины и улучшить её стиль. Тормозная система отличается от типовых тормозных систем карьерных автосамосвалов, у КАМАЗ-6561 она электрическая, но продублирована гидравлическим блоком. Электрический блок управления нужен потому, что машина способна работать в беспилотном режиме.

Самосвал выполнен по классической схеме: две U-образные полурамы связаны гидрофицированным шарнирно-сочленённым механизмом с двумя степенями свободы. На передней полураме «Геркулеса» установлен ДВС и блок тяговых аккумуляторных батарей. Для лучшей управляемости ДВС выдвинут максимально вперед. Кабина установлена сразу за силовым агрегатом, под ней передний мост. А вот электродвигатель конструкторы решили перенести на заднюю полураму. Передача момента от электрического двигателя осуществляется с помощью карданного вала на два ведущих моста.

Из-за ширины в 3,43 м и превышения разрешённой осевой нагрузки самосвал не может передвигаться по дорогам общего пользования, если не оформлен допуск или трасса не является смежной технологической дорогой. Допустимую высоту (3,94 м) конструкторы выдержали. Длина машины в транспортном состоянии составляет 10,12 м, что вполне соответствует американским и европейским аналогам. Поворот самосвала осуществляется изменением угла передней полурамы относительно задней. Внешний радиус поворота у машины таких габаритов совсем небольшой – 8,9 метра. Дорожный просвет более чем впечатляющий – 517 мм.

Volgabus MatrЁshka

История проекта длительная и запутанная: компания Volgabus то получала гранты, то оказывалась Футуристично и очень удобно. Но пока только на испытаниях” target=”_blank” rel=”noopener noreferrer nofollow”>банкротом, то снова восставала из пепла.

Киберпанк в жизни. Но это не единственный проект Volgabus

Беспилотная коммерческая модульная система MatrЁshka состоит из модулей, в которых расположены кузовные элементы, энергетическая установка и движущие электроприводы.

Разрабатывается сразу 3 варианта:

  • базовая версия M2 с грузовым контейнером объемом до 3 кубометров,
  • грузовая платформа M2С6 для перевозки контейнеров различного назначения (мобильные диагностические комплексы, пожарные насосные системы, передвижные накопители энергии до 200 кВч),
  • пассажирская M2B8 на 8–12 человек.

Пассажирскую версию успели протестировать и показать на множестве автосалонов. Получилось неплохо: купейная компоновка футуристического салона показывает неплохую вместительность и обеспечивает комфорт внутреннее пространство.

Двигатель и модульные LiFePO4-аккумуляторы собственной разработки обеспечивают до 130 км хода при ограниченной скорости в 30 км/ч.

Платформа использует полный привод, управление обеспечивает оригинальная операционная система реального времени с телеметрией всех узлов автомобиля.

Предполагается интеграция всех систем в одно приложение, которое будет отвечать за диагностику, управление и маршрутизацию перемещения. Кроме того, Volgabus рассчитывает предлагать полный цикл эксплуатации, предлагая аренду автомобилей, техническое и гарантийное обслуживание транспортного средства.

Несколько экземпляров автомобиля прошли полную обкатку. Дело за правительством

Модульная схема позволяет быстро менять неисправный или требующий ТО модуль, не снимая платформу или смартбус с эксплуатации. При этом на замену модуля уходит не более 15 минут.

Модульность обеспечивает возможность проводить быструю замену центральной части кузова для выполнения различных работ, а так же менять требующие ремонта модули, не выводя транспорт из эксплуатации — прямо во время зарядки.

Что происходит в России с беспилотными автомобилями

Многие из читателей уже видели беспилотники на дорогах

Первые беспилотные автомобили появились на дорогах общего пользования в России ещё в 2018 году в Москве и Татарстане.

В 2020 появился первый цифровой полигон для тестирования беспилотных автомобилей и инфраструктуры. Следом на дороги массово вышли самоуправляемые машины «Яндекса», автомобили компании «Старлайн» и МАДИ.

Текущие испытания беспилотных автомобилей в России пока ещё проходят с инженером на водительском кресле. Куда деваться: вне полигонов по федеральному законодательству именно оператор должен прийти на помощь в критической ситуации, в том числе при риске ДТП или поломке.

Сейчас в список список регионов, допустимых для проведения тестирования, увеличился до 13 и включает, в частности, Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленинградская область, а также Владимирская, Нижегородская, Новгородская и Самарская области.

Уже сейчас правительство открыло коридоры для беспилотных фур на трассах М11 «Нева» Москва-Петербург и строящейся М-12 Москва-Казань-Екатеринбург.

Футуристично и очень удобно. Но пока только на испытаниях

Вице-президент по технологиям НП «ГЛОНАСС» Евгений Белянко говорит, что эксперимент по тестированию беспилотных автомобилей завершится к 2022 году, по крайней мере — для легковых автомобилей.

Впрочем, «Яндекс» планировал вывести на дороги общего пользования около 1 тысяч таких машин ещё в 2019, постепенно наращивая мощности. Что-то из этого даже получилось – о них пишут СМИ, а некоторые могли увидеть подобные автомобили собственными глазами.

Но неужели кроме них нет никого, кто пытается найти свою нишу в условиях таких перспектив?

КамАЗ-6561 — автономный электромобиль

«Геркулес» — не совсем электромобиль, потому что имеет возможность работать как на дизельном топливе, так и на чистом электричестве. Конструкцией предполагается, что аккумулятор сможет самостоятельно накапливать электроэнергию на холостом ходу и при спусках в карьер.

Для этого силовая установка автомобиля оснащена электрогенератором, а колесные пары при вращении приводят в действие электродвигатель.

При подъеме из карьера накопленная энергия будет направляться на выработку двигателем мощности, чтобы загруженный самосвал поднялся в гору.

Таким образом, «Геркулес» — полностью автономный самосвал, не требующий зарядки батареи от внешней сети. А гибридом он называется потому, что его силовая часть представлена сразу двумя агрегатами: традиционным турбодизельным и электрическим двигателем. 

Шарнирно-сочлененная рама

news.myseldon.com

Обычные дорожные самосвалы не приспособлены к преодолению крутых рельефов горных и песчаных карьеров. Такая машина опрокинется или увязнет в песке при первой же попытке выбраться оттуда.

Несущая рама самосвала сделана из двух секций, которые соединены между собой шарнирным узлом. Шарнир позволяет обеим секциям поворачиваться друг относительно друга в горизонтальной плоскости. Конструкция каждой секции дополнительно усилена элементами жесткости против поперечного скручивания.

Это позволяет «Геркулесу» буквально карабкаться по крутым склонам и перевалам внутри карьеров, будучи полностью загруженным. Кроме того, подвижная рама выравнивает смещенную нагрузку при переезде труднопроходимых перевалов.

03.08.2021

Базовый элемент

Очень нечастая смена моделей на советских заводах вовсе не значила, что их конструкторские бюро бездельничали. Принципиальный подход, заключающийся в том, что новый автомобиль надо начинать делать, едва на конвейер встанет очередной, в целом, работал. Вот и в Москве, едва в 1964 году на конвейере обосновался ЗИЛ‑130, которому суждено было стать долгожителем и одним из самых массовых грузовиков в истории СССР, главный конструктор завода Анатолий Кригер инициировал создание нового автомобиля. С бескапотной кабиной!

Советский автопром во многом продолжал ориентироваться на заокеанские аналоги, но было понятно, что в Европе будущее за бескапотными, более компактными грузовиками. По этому пути уже пошли Кутаисский и Минский автозаводы.


ЗИЛ‑169 — первый бескапотный автомобиль завода, 1965 г.

ЗИЛ‑169 — первый бескапотный автомобиль завода, 1965 г.

Безкабинный электромобиль КамАЗ-3373 Челнок

КамАЗ-3373 «Челнок» — ещё один работоспособный концепт Камского автозавода, эксплуатирующийся на собственном производстве с начала 2020 года.

Едва ли не самый интересный проект беспилотного грузовика в мире

Безкабинная платформа с бортовым фургоном имеет грузоподъёмность 10 тонн, длину 8 метров, ширину 2,55 и высоту 4 метра, развивая скорость до 40 километров в час. Отсутствие кабины позволяет разгружать фургон с обеих сторон.

Но это ещё не все: предусмотрена и симметрия световых приборов — любая сторона может быть как передней, так и задней частью грузовика. Дублируются даже органы ориентации в пространстве (лидары, радары и камеры). Для высокоточной навигации спутниковую систему продублировали инерциальной.

Запас хода «Челнока» составляет около 50 километров, которых в ходе испытаний хватало для работы в роли заводского кара на две смены (сутки).

За движение беспилотника отвечает синхронный электродвигатель, работающий от сменных батарей, полная зарядка которых занимает 5 часов при использовании зарядного устройства на 380 вольт. Возможна и более продолжительная зарядка от обычной розетки.

Что нужно – есть, все лишнее – отсутствует

Предполагается, что на платформу можно будет устанавливать не только бортовой фургон, но и сцепку для создания беспилотных автопоездов. Также планируется создание самосвала на базе представленного автомобиля.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: