Комплекс 490 «синяя птица»

Технические характеристики

Двигатель
Тип двигателя ЗИЛ-375
Мощность 180 л. с. / 110 кВт
Количество цилиндров 8
Расположение цилиндров Продольно V-образно под углом 90о
Рабочий объем 6 л
Степень сжатия 6,5
Скорость на земле 75 км/ч
Скорость по воде 9 км/ч
Максимальный крутящий момент 402 Ньютон метра
Максимальный расход топлива 40 л на 100 км
Вид топлива Бензин
Трансмиссия
Коробка передач ЗИЛ-130
Тип КПП Гидромеханика
Количество ступеней 10
Сцепление Двухдисковое сухое
Передаточные числа 1 7,44
2 4,10
3 2,29
4 1,47
5 1,0
Задний ход 7,9
Ступени раздаточной коробки 2
Передаточные числа раздаточной коробки 1 3,02
2 1,05
Бортовая передача Одноступенчатая коническая

Раздаточная коробка с межбортовым дифференциалом объединена в один корпус с демультипликатором, отвечающим за пониженный ряд.

Ходовая

Все три оси получили независимую торсионную подвеску. Управляемые колеса — передние и задние, причем гидрообъемный рулевой механизм обеспечивает запаздывание поворота задних колес и автоматическую коррекцию этого запаздывания для улучшения управляемости. Давление в шинах регулируется с места водителя. Для движения по воде вместо водомета применили пару гребных винтов с надежным приводом от «раздатки».

В основе колесных вездеходов комплекса «Синяя птица» — рама из алюминиевых профилей, на которую установлен стеклопластиковый корпус. Поворот амфибии осуществлялся передними и задними управляемыми колесами, а при движении на плаву — управляемыми колесами и водяными рулями.

Для повышения курсовой устойчивости поворот машины при больших радиусах поворота производился с помощью только передних колес при заблокированных задних. Поворот задних колес начинался после поворота передних на угол 5 в любую сторону. Максимальные углы поворота внутренних и наружных управляемых колес были одинаковыми и составляли, соответственно, 20 и 17.

На первых машинах был установлен гидрообъемный механизм управления задними управляемыми колесами без жесткой кинематической связи с передними. Однако, практика показала, что механизм с жесткой механической связью более надежен в эксплуатации, и поэтому в дальнейшем вернулись именно к нему.

Габариты
Высота 2 944 мм
Длина 9 220 мм
Ширина 2 480 мм
Ширина с поплавками 3 900 мм
Длина грузового отсека 4 900 мм
Клиренс 590 мм
Колесная формула 6х6
Ширина колеи 2 000 мм
Шины 16.00-20 мод. И-159
Грузовые характеристики
Снаряженная масса 8 660 кг
Грузоподъемность 3 534 кг
Масса при полной загрузке 11 810 кг
Распределение массы по осям Передняя 3 860 кг
Средняя 3 860 кг
Задняя 4 090 кг

СКБ ЗИЛ


Главная аллея завода начало 1950-х

Острую необходимость в автомобильной технике высокой проходимости в СССР осознали еще во время Великой Отечественной войны. Войскам был необходим надежный транспорт, способный доставить личный состав, боеприпасы и другие военные грузы, при сложных погодных условиях и по любым типам дорог.

После окончания войны, автозавод ЗИС — флагман советской автопромышленности, в 1948 году освоил выпуск грузовика ЗИС-151 с колесной формулой 6х6. Первый отечественный грузовик с тремя ведущими мостами получился неплохим, но только не в плане проходимости. Тяжелая машина на узеньких шинах часто вязла и застревала. Тогда в 1952 году, молодой инженер В.Б. Лаврентьев, в качестве эксперимента предложил оснастить 151-й, системой подкачки шин от амфибии ЗИС-485. В.А. Грачев, который работал в то время заместителем главного конструктора, идею поддержал.


БТР-152 оборудованный системой подкачки шин с внешней подводкой

В том же году ЗИС-151 с мостами от амфибии, прошел несложный комплекс испытаний. Модернизированный грузовик с односкатной ошиновкой и подкачкой, продемонстрировал почти в два раза большую силу тяги нежели обычный 151-й. Воодушевленный результатом Грачев обратился к руководству завода с предложением оснастить системой подкачки шин, не только ЗИС-151, но и выпускавшийся полным ходом военный БТР-152.

Однако у этой идеи нашлось довольно много противников. Долгая эпопея со множеством испытаний и наглядной демонстрации БТР-152 с подкачкой, результата не принесли. Тогда Грачев написал письмо непосредственно зам. министру обороны Г.К. Жукову. Внимательно изучив доводы обеих сторон, маршал распорядился провести сравнительные испытания.


Вездеходы ЗИЛ на сравнительных испытаниях автомобилей с подкачкой шин и без, 1954 год

Весной 1954 года испытания состоялись. Вездеходы ЗИЛ-151 и БТР-152 с подкачкой двигались очень уверенно и ни разу не застряли. Чего нельзя было сказать об их конкурентах в лице ГАЗ-63, обычного ЗИС-151 и опытного ЗИС-121Г. Жуков высоко оценил машины Грачева и попросил разработку автомобилей повышенной проходимости не останавливать. Кроме того 25 июня 1954 года вышло постановление Совмина СССР о создании при всех автозаводах специальных КБ по проектированию военной техники. Официально СКБ ЗИС начало работу 7 июля того же года. Его руководителем был назначен Виталий Андреевич Грачев.

Характеристики

Для «Синей птицы» был выбран восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-130. Все комплектующие подбирались методом выборки из самых лучших заготовок. Многие детали были выпущены в единственном экземпляре. Коробка-автомат, которая использовалась ранее на ПЭУ, была заменена на упрощённую, механическую 5-ступенчатую коробку. Правое и левое колесо имело возможность вращения с разной скоростью, что было необходимо на труднопроходимой местности. Раздаточная коробка приводила винты, что обеспечивало лёгкое движение транспорта по воде. После винты заменили водомёты.

Три оси оснащались торсионной подвеской, тормозные механизмы стали дисковыми. Управляемые передние и задние колёса обеспечивают лучшую маневренность. Основу вездеходов «Синяя птица» составляет рама из алюминия, на которую крепится корпус из стеклопластика. На твердой поверхности поворот транспорта осуществляется с помощью колёс, а на водной – колёсами и водяными рулями.

В таблице представлены все основные технические характеристики

рабочий объём, cм³

Размеры вездехода способны поразить даже самого искушённого зрителя, ведь чего стоит длина данного транспорта – 9 220 мм. Высота «космической машины» составляет почти 3000 мм, а ширина вместе с поплавками 3 900 мм. Грузовой отсек в длину составляет 4900 мм, а клиренс – 590 мм. Используемые шины — 16.00-20 мод. И-159.

Если говорить о грузовых характеристиках, то они также поражают своим величием. Грузоподъёмность машины составляет 3 535 кг, а вес при полной загруженности – 11 810 кг. Снаряжённая масса – 8 650 кг.

По осям масса распределяется следующим образом:

  • передняя ось – 3 850 кг;
  • средняя ось – 3850 кг;
  • задняя ось – 5 010 кг

Управление «Синей птицей» осуществляется без особых сложностей: машина с весом более девяти тонн с лёгкостью набирает скорость от 75 до 80 км/ч по прямой дороге, хорошо реагирует на педаль газа и тормоза, отлично слушается руля. Обзор осуществляется через передние и боковые стёкла, а также в зеркала.

В начале 90-х годов ранее засекреченное производство специальных вездеходов было преобразовано в ОАО «Вездеход ГВА». С тех пор наиболее интересными выпускаемыми машинами ОАО «Вездеход ГВА» являются аварийно-спасательные амфибии «Синяя птица». Они предлагались в грузовом и грузопассажирском исполнении ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 (6×6) с бензиновыми или дизельными двигателями. Первый прототип автомобиля построен в 1971 году. Выпускался с 1975 года, в ноябре 1991 года производствo свернули. Ремейк машины (полностью повторяющий концепцию ЗИЛа — колесная формула 6х6, амфибия с двумя водяными движителями, силовая установка между кабиной и грузовой/пассажирской платформой) — итальянская Iveco Magirus Marconi Duffy, созданная около 2007 года ,

Двигатель, л.с. — 136

185

Трансмиссия — 10-ступенчатая Подвеска — независимая, торсионная Тормоза — дисковые Кузов — стеклопластик

Дополнительное снаряжение — радионавигационные приборы, средства спасения

  • Полная масса, т — 9,6

    11,8

  • Скорость движения, км/ч:
  • по шоссе — 75

    80 на плаву — 8

    9

  • минимальная устойчивая — 0,9
  • Габариты, мм:
  • длина — 9250
  • ширина — 2480
  • высота — 2944

В начале 90-х годов ранее засекреченное производство специальных вездеходов было преобразовано в ОАО «Вездеход ГВА». С тех пор наиболее интересными выпускаемыми машинами ОАО «Вездеход ГВА» являются аварийно-спасательные амфибии «Синяя птица». Они предлагались в грузовом и грузопассажирском исполнении ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 (6×6) с бензиновыми или дизельными двигателями. Первый прототип автомобиля построен в 1971 году. Выпускался с 1975 года, в ноябре 1991 года производствo свернули. Ремейк машины (полностью повторяющий концепцию ЗИЛа — колесная формула 6х6, амфибия с двумя водяными движителями, силовая установка между кабиной и грузовой/пассажирской платформой) — итальянская Iveco Magirus Marconi Duffy, созданная около 2007 года ,

Двигатель, л.с. — 136

185

Трансмиссия — 10-ступенчатая Подвеска — независимая, торсионная Тормоза — дисковые Кузов — стеклопластик

Дополнительное снаряжение — радионавигационные приборы, средства спасения

  • Полная масса, т — 9,6

    11,8

  • Скорость движения, км/ч:
  • по шоссе — 75

    80 на плаву — 8

    9

  • минимальная устойчивая — 0,9
  • Габариты, мм:
  • длина — 9250
  • ширина — 2480
  • высота — 2944

Варианты вездехода

В начале 80-х годов была построена армейская многоцелевая машина по принципу ПЭУ-1.Она отличалась упрощённой коробкой передач, но была создана в единственном экземпляре. Далее была попытка создать нечто более компактное и легкоуправляемое – так появилась ПЭУ-2, которая вызывает восторг до сих пор. Имея такую лёгкость при внушительных габаритах, эта машина, которая была создана весной 1970 года, имела два задних двигателя ЗИЛ-375 общей мощностью 360 л. с. Такие характеристики позволяли транспорту перевозить до десяти человек в кабине, а также развивать скорость до 73 км/ч по твердой дороге и до 10 км/ч по воде.

Ещё одна конструкторская идея в виде дисков колёс из стеклопластика, позволяла вездеходу преодолевать занесённые снегом поля с невероятной лёгкостью. На колёсах располагалась кабина для экипажа. Однако вместе с увеличением проходимости и мощности аппарата, увеличились и его весовые показатели, которые препятствовали транспортировке вездехода воздушным транспортом. В кабине ЗИЛа ПЭУ-2 была установлена пара отопителей с ЗИЛ-130. Салон также был оснащён четырьмя отопителями от автобуса ЗИЛ-158. В салоне даже был кондиционер от лимузина ЗИЛ-114. Вместе с этим конструкторы установили в салон и печь, которая отапливалась с помощью дров. В случае чрезвычайной ситуации, пассажиры могли несколько дней пребывать в комфортных условиях. Например, при затянувшейся поездке или при поломке.

Все испытания, проведённые с ПЭУ-2, показали её высокую эффективность, но были и другие стороны медали – машина не помещалась в грузовой отсек самолётов и была очень большой по своим параметрам. Однако эта модель не подходила для поисково-спасательных операций.

В итоге, было несколько разновидностей ЗИЛ-4906:

  1. ЗИЛ-4906 «Кран». Основное его предназначение заключалось в перевозке шнекороторных снегоочистителей (мини-шнекороторы);
  2. ЗИЛ-49061 «Салон». Данный вездеход был предназначен для перевозки пассажиров.

Таким образом, появился «Комплекс-490», включавший в себя три транспортных средства: два маневренных колёсных вездехода и шнек. Данные «птицы» неоднократно принимали участие в операциях по спасению. Основной их целью служил поиск спускаемых космических аппаратов с членами экипажа на борту. Известно, что машины «Комплекса-490» участвовали в экспедициях к местам крушений самолётов.

В 1983 году первоначальные варианты моделей 4906/49061 были усовершенствованы. Так, увидел свет новый вездеход ЗИЛ-49062. Изменению подверглась рулевая система, которая была усилена. Модернизировалась охладительная система двигателя, и был установлен новый гребной винт. Через несколько месяцев испытаний, машина получила двигатель ЗИЛ-550, который развивал мощность до 150 л.с. На нём также проходил испытания подъёмный кран с одной стрелой.

В 90-х годах вездеход типа«Салон» был оснащён более современной техникой, а также были обновлены все средства связи. Была произведена замена климатического оборудования. Новый автомобиль получил название ЗИЛ-49065. Усовершенствованная модель имела возможность намного быстрее отыскивать места приземления космонавтов. Кабины стали намного удобнее и обеспечивали больший комфорт пассажирам.

Экспериментальные образцы ЗИЛ-49062 и 49065 прошли множественные проверки и испытания. Они не были рекомендованы к серийному выпуску, однако главные конструкторские идеи не прошли даром. В 1986 году некоторые изменения в модернизации внедрялись в устройство исходных вездеходов ЗИЛ-4906/49061. Новые «Синие птицы» представляли собой гибрида военной и пассажирской техники.

В 1981 году был создан уникальный вездеход ПЭУ-1Р. Испытания нового транспорта проводились на болотах. Он разгонялся до 13,5 км/ч по воде, а по снегу с помощью опорных лыж до 70 км/ч.

В период перестройки завод им. Лихачёва был переделан из СКБ ЗИЛ в автономное предприятие, которое получило название «Вездеход ГВА» (в честь Грачёва Виталия Андреевича). В качестве автономной организации, бывший СКБ продолжило заниматься технической промышленностью.

Благодаря вспыхнувшему интересу к «космической технике», удалось создать более 40 единиц «Синих птиц». Большинство таких машин эксплуатируются до сих пор. Некоторые же виды, напротив, выставлены в музеи в качестве экспонатов. ОАО «Вездеход ГВА» продолжает выпускать «Синих птиц» по индивидуальным заказам. Заказы поступают от физических лиц и выполняются силами Механосборочного Цеха №6 завода им. Лихачёва. Выпускаемая техника не оснащается военным и специальным оборудованием.

Современная пресса о «Синих птицах»

В ноябре 2019 года в российских СМИ прошла информация о том, что в 2020 году остающиеся на службе автомобили ЗИЛ-4906/ ЗИЛ-49061 пройдут модернизацию. В поисково-спасательной и парашютно-десантной службе 14-й армии ВВС и ПВО, базирующейся в Сибири, пояснили, что в процессе модернизации будет в очередной раз частично обновлено оборудование радиосвязи и навигации, а также системы кондиционирования и отопления. Будет проведена проверка и, при необходимости, ремонт корпусов машин. Вот и всё: сами автомобили как-либо переделывать не будут.

Второе поколение

Вездеход ПЭУ-2, созданный в 1972 году, оказался лучше, мощнее и больше. Во время его создания конструкторы учли все замечания, которые появились в процессе эксплуатации. Теперь у него был большой пассажирский блок, способный вместить в себя команду спасателей с медиками, нескольких космонавтов, а сзади при помощи крана грузился посадочный модуль.

У вездехода было только два недостатка. Первый – его недостаточная манёвренность, он оказался слишком большим, поэтому и управлять им было тяжело. Второй – при таких размерах вместить его в транспортный самолёт не представлялось возможным, ни о какой самостоятельной поездке к примерному месту посадки речи, конечно же, не шло.

По матрёшкам!

Приготовления не заняли много времени. Пять минут, и мы уже разбились на две команды: первая в Амфибии, вторая – в просто амфибии, возрастом и росточком поменьше.

На выезде со двора Амфибия в разворотах поиграла колёсами словно мускулами и мягко вдавила в грунт бревно, не вовремя попавшееся под плечо ската. Привыкая к своим габаритам машина готова была примять к грядкам заборы окрестных дач. Успевай только сдерживать удаль!

Короткий осторожный проезд по переулку меж стальных заборов, где звонкое эхо возвращает в кабину рёв мотора, и вот она – свобода! Утробный гул сменился на привычный зиловский зудёж. Резкий поворот на асфальт, затем резвый манёвр на шоссе и Амфибия напористо разошлась до 80 км/ч! Где там нас заждались космонавты?

Предназначение

В шестидесятые годы поисково-спасательная группа ВВС СССР активно пользовалась вездеходами комплекса ПЭУ-1, назначение которых заключалось в транспортировке космонавтов после приземления на любой местности. Для этого требовалась более современная техника. Однако полученные результаты в разработках не были успешными до 1975 года. Необходимость в разработке новой техники ещё больше усугубилась в 1965 году, когда советские космонавты экипажа «Восход 2» столкнулись с большими трудностями как во время выхода на орбиту, так и после приземления. В результате отказа автоматизированного оборудования, участникам экипажа пришлось отстраивать его вручную, вследствие чего космический аппарат приземлился далеко от предполагаемой области, а если точнее, в тайге.

Доставить космонавтов из таёжных лесов было нечем и, уставшим и обессиленным, им удалось добраться до ближайшей поляны на лыжах, где их ждал вертолёт. Тогда, по инициативе С. П. Королёва, было принято решение создать уникальный вездеход, способный преодолевать любые препятствия.

Разработки велись достаточно долго. Требовалось продумать каждый шаг: от деталей до максимальной производительности машины. В то время завод им. Лихачева уже выпускал вездеход ЗИЛ-4904, однако подобный транспорт имел проблемы при нахождении на твёрдой поверхности, что могло доставить массу трудностей при перевозке космонавтов.

Изначально машины имели неофициальное название «Салон», «Кран» и «Шнек». Для пересечения болотистой местности, снеговых заносов и труднопроходимой лесной зоны эксплуатировался шнекоход ЗИЛ-2906. Его дальность составляет до 100 км. Транспортируется вездеход с помощью трёхосного ЗИЛ-4906. Испытания проводились на самых разных местностях, при любых погодных условиях. Создавалась максимальная атмосфера реальности, чтобы в будущем это транспортное средство смогло с лёгкостью добраться до места приземления космонавтов. Однако многие аспекты новой техники имели ряд недоработок. Требовалось больше испытаний. К сожалению, в 1978 году ушёл из жизни главный разработчик «Синей птицы» В. А. Грачёв, конструкторское сообщество было вынуждено продолжать проект уже без него.

ЗиЛ » 4906 / 49061 «Синяя Птица»

В 1975 году в СКБ ЗИЛ было разработано семейство плавающих автомобилей нового поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490 для наземных космических спасательных служб ВВС СССР, которые пришли на замену устаревшему ПЭУ-1. Впоследствии военные нарекли ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 неофициальным именем «Синяя птица». Амфибии были приспособлены для эксплуатации в разных климатических зонах, при высокой запыленности, сильном ветре и высоте волны до 0,5 м, к доставке по железной дороге, транспортными самолетами и вертолетами. Аналогично амфибиям серии ПЭУ, модельный ряд «Синих Птиц» включал две версии — грузовой вариант 4906 и пассажирский 49061. Оба имели идентичную конструкцию с герметичными скругленными стеклопластиковыми корпусами на алюминиевой лонжеронной раме, «равнорасположенными» мостами и традиционной бортовой трансмиссией. Они снабжались новыми агрегатами, экранированным 27-вольтным электрооборудованием, шинами И-159 размером 16,00-20 (410 – 508) и двумя топливными баками по 250 л. Обе машины имели колесную базу 2400+2400 мм, колею всех колес по 2000 мм, дорожный просвет под корпусом – 590 мм, радиус поворота – 8,4 – 9,0 м и запас хода – 900 км. При максимальной скорости 56 км/ч они расходовали 70 л бензина на 100 км.

Грузовая 3,5-тонная амфибия ЗИЛ-4906 с экипажем из четырех человек и сварной алюминиевой грузовой платформой для доставки спускаемого аппарата была оборудована боковой перегрузочной установкой с гидроприводом. Без кранового устройства ее грузоподъемность достигала 5 т. Было у ЗИЛ-4906 и дургое назначение: доставка 4-местного 77-сильного спасательного шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-29061, который обладал просто феноменальной проходимостью и мог забираться туда, куда колесные автомобили добраться не могли. Пассажирский вариант 49061 с экипажем из трех человек отличался от грузового закрытым пассажирским салоном. Его назначение еще более широкое: доставка к местам назначения бригад спасателей, эвакуация космонавтов, обеспечение их медицинской помощью и всем необходимым для работы и отдыха. В пассажирском отсеке находилось 10 сидячих или 6 лежачих мест, он был оснащен системами отопления и кондиционирования, медицинским и специальным оборудованием, радионавигационным комплексом, средствами связи, пеленгования и переговорными устройствами.

ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 оснащали 150-сильным бензиновым двигателем ЗИЛ-130 V8 с системой предпускового подогрева, механической 5-ступенчатой коробкой передач, планетарным демультипликатором, раздаточной коробкой с блокируемым дифференциалом, одноступенчатыми коническими бортовыми и цилиндрическими колесными редукторами, независимой рычажно-торсионной подвеской всех колес и системой регулирования давления в шинах. Вместо водометного движителя, примененного на ПЭУ-1, тут установили два двухлопастных гребных винта, способные работать на акваториях с большим содержанием растительности и мусора. Снаряженная масса грузового и пассажирского автомобилей образца 1975 года составляла 8450 и 8310 кг соответственно, полная – 11 850/9260 кг, габаритная длина с краном – 9250/8650 мм, ширина – 2670/2582 мм, высота – 2944/2510 мм. Соответственно на шоссе груженые машины передвигались со скоростями 56 и 75 км/ч, на плаву – 8 – 9 км/ч. Минимальная скорость на суше – 1 км/ч. До 1991 года базовых машин 4906 и 49061 собрали 12 и 16 экземпляров соответственно. Вариант 49062 снабжался полноповоротным гидроманипулятором грузоподъемностью 700 кг.

В 1980 году автомобили 490-й серии поступили на снабжение поисково-спасательных служб ВВС, в 1986 году к ним присоединилась доработанная машина 49065 с новым радионавигационным комплексом, позволявшим более оперативно обнаруживать место посадки космического аппарата. Комплекс «Синяя птица» с новыми системами навигации и спутниковой связью до сих пор остается на вооружении поисково-спасательных служб ВВС и МЧС Российской Федерации. По состоянию на 2007 год в системе ВВС РФ состояло 5 машин 4906 и 6 единиц модели 49061. В начале 1990-х годов было создано сухопутное семейство поисково-эвакуационных машин ЗИЛ-4972/4975 «Спасатель» с 185-сильным дизельным двигателем, поступавших в систему МЧС и «Росэнерго».

Технические характеристики ЗИЛ-4331

Хотя изначально ЗИЛ-4331 задумывался как именно дизельный грузовой автомобиль нового поколения, «в историю» он вошёл с тремя серийными типами моторов, два из которых – бензиновые карбюраторные. Минские и катерпилларовские двигатели – не в счёт, они, конечно, пробовались на «ЗИЛах», но это – раритет и экзотика.

Дизель собственной разработки завода «ЗИЛ-645», так сказать, «запоздал на премьеру» машины и внедрялся в серийное производство позже. Да так и остался, по мнению многих имеющих опыт работы на ЗИЛ-4331, довольно сырым и не до конца доработанным двигателем. Но об этом позже, в разделе «Отзывы владельцев», а сейчас – кратко о технических характеристиках каждого из серийных моторов данной модели.

Двигатель ЗИЛ-508.10

Восьмицилиндровый, 16-ти клапанный карбюраторный бензиновый двигатель собственного производства Завода имени Лихачёва.

  • Конфигурация цилиндров – V-образная.
  • Рабочий объём камеры сгорания 6 литров.
  • Диаметр цилиндра 100 мм.
  • Ход поршня – 95 мм.
  • Максимальная мощность, при 3 200 об/мин – 150 л. с.
  • Степень сжатия: 7,1.
  • Максимальный крутящий момент: 402 Н·м, при 1800—2000 об/мин.
  • Расход топлива при смешанном цикле: 36 литров бензина А-76 на 100 км.

Двигатель ЗИЛ-508300

  • Также 8 цилиндров, 16 клапанов, 6-ти литровый,
  • V-образная компоновка.
  • Отличие – в установке на этот мотор карбюратора К-96 с электронным управлением и соответствие двигателя экологическому стандарту «Евро3».
  • Есть также отличия в максимальной мощности: при 3 200 об/мин она составляла 134 л.с.
  • Максимальный крутящий момент: 377 Н·м, при 2000 об/мин.
  • Расход бензина меньший, но незначительно, по сравнению с ЗИЛ-508.10, также превышающий 30 л. на 100 км пути.

Двигатель ЗИЛ-645

  • Восьмицилиндровый, 16-ти клапанный 4-х тактный дизельный силовой агрегат рабочим объёмом 8 745 кубических сантиметров. (8,745 литров).
  • Максимальная мощность, при 2800 об/мин: 185 л. с.
  • Диаметр цилиндра: 110,0 мм;
  • ход поршня: 115,0 мм.
  • Степень сжатия: 18,5.
  • Максимальный крутящий момент: 510 Н·м, при 1400-1600 об/мин.

Коробка передач ЗИЛ-4331

Большинство ЗИЛ-4331 комплектовались механической 9-ти ступенчатой коробкой передач, оснащённой планетарным демультипликатором, синхронизированной (кроме 1й передачи и «задней скорости»). В отдельных модификациях использовались пяти- и восьми ступенчатые МКПП.

Механизм сцепления – однодисковый, с периферийными пружинами и пневмо-гидроусилителем в приводе.

Подвеска, ходовая часть

На ЗИЛ-4331 устанавливались колёса размером R20, с обычным или вездеходным рисунком протектора. Рекомендованное производителем давление в колёсах составляет 6 кгс. на квадратный сантиметр. Тормозная система построена по двухконтурной системе с пневмо-приводом, оснащена тормозами барабанного типа.

Радиус тормозных барабанов – 210 мм, ширина передних тормозных накладок – 100 мм, задних – 140 мм. Дополнительный тормозной контур является совмещённым с контуром стояночного тормоза, который воздействует на задний мост посредством механических энерго-аккумуляторов.

Габаритно-массовые характеристики ЗИЛ-4331:

  • Длина х Ширина х Высота: 6,37 х 2,422 х 2.81 метров;
  • Стандартная колёсная база – 4,5 м;
  • Дорожный просвет: 330 мм;
  • Расстояние между передними колесами – 1,93 м; между задними – 1,85 м;
  • Масса автомобиля «безо всего» – 4,82 тонны; снаряжённой машины – 5,3 тонны.
  • Суммарная масса с полной загрузкой – 11,7 тонн.
  • В качестве седельного тягача или в составе автопоезда дизельный ЗИЛ-4331 может тянуть груз до 25-ти тонн.
  • На ЗИЛ-4331 установлен 170-литровый топливный бак;
  • ёмкость для охлаждающей жидкости на 27 литров.
  • Ёмкость системы смазки двигателя – 18 л; гидроусилителя – 3 л.; системы смазки МКПП – 10,5 литров.

Подводим итоги

Говорят, директор завода П.Д. Бородин не слишком-то жаловал Грачёва, который имел большие связи в автопроме, армии и правительстве. Грачёв с легкостью мог попросить металлургов создать специально для нужд СКБ особенный сплав, договориться об изготовлении комплектующих на авиационном заводе или проведении совместных с авиаторами тестов.

У Бородина, со своей стороны, была должность директора и производственный план. Поэтому, когда возник вопрос о возможности выпуска 30 экземпляров ПЭУ-1 для космонавтов, и выскочка Грачёв пришел к Бородину с просьбой дать проекту зеленый свет, директор завода отказал.

Официально на ЗИЛе не нашлось ресурсов под выпуск этой техники. Несмотря на это, комплекс «Синяя птица» все равно был выпущен и поступил на вооружение спасателей в 1981 году. В течение десяти лет было построено 12 грузовых, 14 пассажирских и 5 шнекороторных машин. Но и с распадом Советского Союза ЗИЛ-4906 не ушёл на покой, а остался на службе у спасательных отрядов МЧС.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: