По новым рельсам
Сразу уточним, акционерами СП «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ» являются ОАО «СОЛЛЕРС», которому принадлежит 50% в уставном капитале предприятия, доля Isuzu Motors Limited составляет 45%, ещё 5% акций СП принадлежит компании Sojitz – японскому торговому дому, который осуществляет финансирование проекта. Что это означает? Да что окончательное решение по всем изменениям в производстве, в выборе моделей и в политике продаж не диктуется из Японии, а принимается здесь. Нюанс? Согласен, но, зная японскую щепетильность во всех, даже мелких вопросах, нюанс значимый как с положительной, так и с отрицательной стороны.
В настоящее время СП чувствует себя просто замечательно. Само производство разместилось на площади в 5100 м2 (площадь основного здания завода – корпуса ПАМС – 7002,45 м2, в этом корпусе собирают кабины и шасси; сварка и окраска кабин расположены в другом здании на территории УАЗ), ещё 3000 м2 заняты под складирование машинокомплектов. Самая большая площадка – склад готовой продукции – 6900 м2. При этом штат сотрудников завода – всего 244 человека (190 – в Ульяновске и 54 – в Москве).
Теперь о пресловутой локализации производства. СП честно стремилось поддержать отечественного производителя, закупая российские комплектующие, и довело их составляющую в грузовиках до 36%, но… Похоже, не все желают у нас работать адекватно, даже несмотря на широкие перспективы. В итоге, после шквала рекламаций от дилеров и клиентов, пошёл обратный процесс. С 2014 года российские шины КАМА 16” уступили место немецким Continental, 17” шины КШЗ и КАМА для модели ELF 9.5 (NQR90) сменил японский Bridgestone. Та же история с АКБ: вместо российского АКОМ теперь все машины комплектуют немецкими АКБ Bosch. Печально, но факт – поток жалоб прекратился, и возврат к отечественным поставщикам теперь не планируется.
Впрочем, модернизация идёт не только «по итогам рекламаций». Заводчане очень скрупулезно отслеживают тенденции рынка и простые пожелания клиентов. Появился 127-литровый бак вместо 100-литрового, добавились короткобазные версии и ограниченная по полной массе модификация ELF 3.5 (NMR85N1). Для модели ELF 9.5 (NQR90) планируется увеличение мощности двигателя с 155 до 190 л.с., соответственно появится и новая КП Isuzu MZZ6F с увеличенным передаточным числом I передачи. Из мелочей стоит упомянуть: ограничитель скорости (90 км/ч), укороченная выхлопная труба модели шасси ELF 7.5 (NPR75), новый кронштейн крепления задней светотехники для всех моделей серии ELF. На моделях Forward 12.0 (FSR90) появился усилитель переключения передач, 200-литровый топливный бак и матрас на спальное место.
Интересен и факт создания совместно с «Чайка-Сервис» шасси ELF 9.5 (NQR90) для работы с прицепами, имеющими пневматическую тормозную систему. Для этого на тягаче устанавливают дополнительный компрессор Knorr-Bremse, работающий паралельно с основным, и дополнительный 20-литровый пневморессивер.
И главное – в Ульяновске наконец-то освоена сварка и окраска кабин с катафорезным грунтованием. Для этого, кстати, задействовали новенький окрасочный комплекс Eisenman, смонтированный на УАЗе. И если самые первые «ульяновские» кабины ещё можно было отличить от «японских» по неровным сварочным швам и зазорам, то теперь это клоны как по окраске, так и по сборке.
Череда событий важных
В текущем году «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ» отметил сразу несколько ярких событий.
Во-первых, в марте завод перевёл производство серии ELF c SKD-сборки на CKD-сборку
Важность данного события для любого сборочного завода, я полагаю, объяснять не стоит
Во-вторых, 20 мая состоялся торжественный выпуск 15 000-го грузовика Isuzu, изготовленного именно в России. Им стало шасси Isuzu ELF 9.5 или Isuzu NQR по старой градации.
<pВ-третьих, наконец-то в Ульяновске открылся первый фирменный дилерский центр ISUZU. До этого момента складывалась ситуация в стиле «сапожник без сапог», и для покупки автомобиля производимого чуть ли не за соседним забором, приходилось обращаться в соседний регион. Теперь эта странная ситуация исправлена. Отмечу, что новый центр построен «с ноля» с учётом всех современных стандартов, полутёмной ремзоны клиент в нём точно не обнаружит.
В-четвёртых, со 2 сентября по 21 октября компания проводила пробег по 10 городам России, под названием «Роуд-шоу» ISUZU. Его цель – представить новые модели семейств ELF и Forward потенциальным клиентам, а также просчитать интерес публики к новому пикапу Isuzu D-Max – вопрос о его продаже на нашем рынке пока остаётся открытым. Караван из семи автомобилей пробежал в общей сложности чуть меньше 10 000 км по самым разным дорогам страны. А обзор пробега читайте в одном из ближайших номеров журнала.
В-пятых, в октябре налажен выпуск семейства грузовиков среднего класса Forward грузоподъёмностью от 8000 до 12 500 кг в Ульяновске по аналогии с раскрученной серией ELF. В результате модельный ряд Isuzu с «российской пропиской» будет перекрывать по грузоподъемности диапазон от 1500 до 12 500 кг. Владельцами крупных автопарков такая ширина охвата одной марки только приветствуется.
Сейчас предприятие, рассчитанное на выпуск до 5000 автомобилей в год, работает лишь в половину своих возможностей. План на 2014 год – 2778 автомобилей, из которых подавляющее большинство, 2340 шасси, отлаженного семейства ELF, и только 438 ед. вновь запущенной серии Forward. Благодаря российским «корням», продукция завода по ценнику сейчас вплотную приблизилась к корейскому однокласснику-конкуренту, и на равных сражается с братьями-конкурентами «японцами», постепенно отнимая у них долю рынка. Уже в середине 2014 года доля рынка, принадлежащая ISUZU, выросла с 15% прошлого года до 28% нынешнего.