Автомобиль в серийном производстве
Немалое количество источников свидетельствуют о том, что дебютная серийная вариация транспортного средства была выпущена на МЗМА зимой (в декабре, 4-го числа) 1946 года – как раз, данный день принято считать днем возникновения Москвича. Тем не менее, существует предположение, что дебютные автомобили серийного плана были собраны в ночь с 8-го на 9-е декабря
Невзирая на различные мнения, вся подготовка к выпуску машины, беря во внимание все трудности, забрала лишь 1.5 года, и следующий 1947 год предприятие встречало заметно на подъеме. В этом году машина обзавелась даже своей собственной «спешл эдишн» — ко дню 800-летия Москвы было принято решение выпустить юбилейную серию автомобилей, где был геральдический щит на левой боковой части капота
Дебютный автомобиль МЗМА в послевоенный период, исходя из своего полного обозначения, именовался как Москвич-400-420. Согласно цифрам было понятно, что они указывали на номер мотора и кузова. Но невзирая на это, немаленький период 400-ю модель было принято называть лишь Москвич. И это понятно, так как на тот момент прочих моделей Москвича не было и в помине
Автомобиль получился довольно удачным – он был технологичным, симпатичным и надежным, что немаловажно. Хотя, модель не блистала наличием новаторской конструкции, она рознилась некими необычными решениями
Довольно авангардно восприняла послевоенная общественность несущий кузов, наличие алюминиевых поршней силового агрегата, гидравлических тормозов и, что очень важно, независимой подвески типа Дюбонне, какая воплощала настоящее инженерное искусство.
Фотография Москвич-400
Весьма странно, но автомобиль не получил указатели поворотов, а вот стеклоочистители (которые сами по себе были редким явлением) были и получили механический привод от распределительного вала силового агрегата. По окончании 1947 года всего смогли выпустить порядка 1 501 машины. В следующем (1948 году) этот показатель уже достиг отметки в 6 706 транспортных средств. По состоянию на 49-й год цифра смогла вырасти до 19 806. За короткое время удалось увеличить производство седанов в год до 35 000 экземпляров, после – до 50 000. В июне 1953 года автомобиль Москвич-400 вышел на момент самоокупаемости, что позволило ему стать рентабельным. В том же году завод смог выпустить 100 тысяч моделей. Уже спустя лишь полгода, общий тираж производства составлял 150 тысяч седанов.
Деревометаллический фургон Москвич-400 вид сзади
Шли годы, и 400-й стал получать некие усовершенствования. Например, седан уже имел синхронизаторы на 3-й и 4-й скорости, был установлен более удобный (если сравнивать с напольным) рычаг переключения коробки передач на рулевой колонке, а также были усилены подшипники заднего моста. Вдобавок ко всему, блок цилиндров получил короткие сухие гильзы, новую головку блока, была изменена конструкция распределительного вала. Изменили конструкцию распределительного вала, двух коллекторов, модернизация затронула водяной насос, стартер и генератор. Все это в 54-м году было оформлено в модификацию Москвич-401, а если быть более точным – Москвич 401-420. Силовой агрегат стал на 3 лошадиных силы мощнее (26 лошадей). Внутри седана стали применять более «дорогое» рулевое колесо, где есть цветной пластиковый обод и переехавшая следом за рычагом переключения коробки передач на рулевую колонку рукоятка ручного тормоза. Последнюю машину с индексом 401 собрали 20 апреля 1956 года. Вместе с Победой и 51-м газоном Московский седан существенно смог изменить внутренность нашей страны.
Москвич 400-422 деревянный фургон
Легковые машины с деревянными кузовами — это целый пласт автомобильной истории.
Такие автомобили были популярны не только в США, где их ласково называли woody (от английского wood — дерево), но и в Англии,
в Германии, в Италии. Однако на послевоенном МЗМА к дереву обратились не от хорошей жизни: стального проката и впрямь
катастрофически не хватало, поскольку комбинат Запорожсталь, основной поставщик автомобильного металла, еще не был восстановлен.
Дело усугублялось тем, что на МЗМА тогда не было собственного прессового производства, и кузовные панели для Москвичей
штамповали на Заводе имени Сталина (ныне АМО ЗИЛ).
Москвич 400-420А кабриолет
фотография Москвич-400
В 1949 году завод освоил модификацию Москвич-400-420А кабриолет. Основная причина выпуска
этой модели — нехватка стального листа для производства больших кузовных панелей. У этой модификации убирался только матерчатый
верх крыши. В кузове для жесткости были оставлены дверные проемы от седана, в верхнюю часть которых вставлялись поперечные дуги,
на которых и лежал матерчатый верх. Он складывался вручную особым способом, прямо в него укладывались дуги, после чего тент
стягивался ремнями. Кузов, не имеющий рамы, был дополнительно усилен рядом дополнительных деталей (вкладыш продольной балки
крыши, распорки продольной балки и ветрового окна, усилитель основания, косынки задка и другие усилительные элементы). В 1952
году выпуск этой модели был прекращен, так как проблема с дефицитом стального листа была решена. Всего было выпущено 17 742
кабриолета.
Плюсы и минусы
К достоинствам советского седана Москвич-400 можно отнести:
- Приемлемая высота дорожного просвета;
- Максимальная скорость – 90 километров в час;
- Первый «народный» автомобиль;
- Имеет немецкие корни;
- Есть стеклоочистители;
- Удобно открывающийся капот;
- Есть разные модификации;
- Довольно небольшая стоимость седана;
- Хорошая передняя подвеска.
Недостатки тоже есть и они такого плана:
- Большой вес машины;
- Нет гидравлических усилителей в механизмах рулевого управления и тормозной системы;
- Большое рулевое колесо;
- Не регулируются сидения и рулевая колонка;
- Неудобная работа дворников;
- Слабый силовой агрегат;
- Неидеальная коробка переключения передач;
- Довольно большое потребление топлива;
- Внутри автомобиля нет отопителя и даже радио;
- Тесный салон;
- На многих деталях экономили;
- Небольшое багажное отделение;
- Слабый аккумулятор;
- Маленький топливный бачок;
- Плохая обзорность.
Технические характеристики Москвича 400
- Кузов 4-дверный, пятиместный седан
- Двигатель – 1 100см3, мощностью 23 л.с.
- Скорость – 90км/ч
- Масса – 855 кг
Двигатель Москвича 400 располагался под капотом продольно и вращал задние колеса с помощью трехступенчатой КПП. Конструкторы впервые применили систему независимой передней подвески, которая состояла из рычагов и пары наклонных пружин. Что касается заднего моста, его крепили на продольных листовых рессорах, а тормоза были барабанными гидравлическими. Печки в салоне не было, а стеклоочистители работали от привода двигателя и при низких оборотах не успевали счищать воду и снег.
История создания Москвича-400
Считается, что первый Москвич собрали на вывезенной из побежденной Германии производственной линии, принадлежавшей заводу «Опель». Но эту информацию подтверждают не все источники. Например, инженер Борычев, работавший на заводе МЗМА в сороковых, вспоминает, что на разрушенной линии в Рюссельсхайме удалось найти только часть шасси Opel Kadett.
В общем, почти все агрегаты новой машины пришлось разрабатывать с нуля. Но так как опыта у советских КБ еще не было, для работы привлекли немецких инженеров. Были созданы рабочие группы, в которых немцами руководили граждане СССР. В итоге кузов собрали в Шварценберге, а двигатель в Берлине.
1 of 4
Модификации Москвича-400
В первоначальной версии Москвич-400 производили с 1946 по 1956 год. Благодаря простой конструкции, надежности и невысокой по сравнению с «Победой» и ЗИМом цене машина почти сразу стала хитом. Для сравнения – если в 1947 году выпустили всего 1 501 автомобиль, то в 1949 году – 19 808.
Со временем конструкцию изменили. На 3-й и 4-й передачах добавили синхронизатор, рычаг переключения КПП перенесли под руль, а на заднем мосту усилили подшипники. Заменили головку цилиндров, модифицировали распредвал, мощность увеличили до 26 л.с., а крутящий момент – до 4 000 об/мин. После обновления Москвичу присвоили номер 401-420.
На базе Москвича-400 создали еще несколько моделей. С 1949 до 1956 года выпускали Москвич-400-422 с деревянным кузовом. Разработали даже кабриолет с брезентовой крышей – модель получила индекс 400-420А и просуществовала в серии до 1952 года. Еще были Москвич-400М – скорая помощь и Москвич-400-420К – небольшой грузовик, предназначенный для сельской местности.
За все годы, пока выпускали Москвич-400, собрали порядка 150 000 этих машин. В те годы альтернативы не было – кроме Москвича в магазинах стояли только дорогие «Победы» и ЗИМы. Поэтому относительно доступная модель позволила советским людям почувствовать себя независимыми и подчеркнуть свой статус. Сегодня Москвич-400 – это заслуженная классика, которую бережно восстанавливают, чтобы затем показывать на выставках.
1 of 3
Москвич 400 АПА-7
фотография Москвич-400 АПА-7
Автомобили «Москвич-400(401)-420К» представляют собой шасси, предназначенное для
установки оборудования сторонними предприятиями (к примеру, Московским кузовным заводом Минпищепрома, Горьковским заводом
специальных автомобилей) специальных кузовов. В большинстве случаев это были цельнометаллические фургоны и аэродромные пикапы
для перевозки пусковых установок самолетных двигателей. Подвижной электрический агрегат АПА-7 предназначен для питания постоянным
током напряжения 28,5В в электро и радио оборудовании самолетов, у которых максимальная мощность любого из потребителей
не превышает 7 кВт. Подробнее про АПА-7…
Салон
Чтобы запустить силовой агрегат данной машины, необходимо выжать сцепление, используя левую ногу, повернуть ключ зажигания и после, используя правую ногу, нажать на специальную клавишу стартера. После этого требуется сразу убрать ногу со стартера и нажать на педаль акселератора. Салон четырехсотой модели и ее модернизированного варианта не имеет ни радио, ни отопителя. Стеклоочистители функционируют от работы специального привода, который передает вращения от силового агрегата, что говорит о некоторых неудобствах.
Салон Москвич-400
Панель, установленная впереди, является полноценно металлической, как на ЗАЗе-965, а сами датчики разместили чуть правее от рулевого колеса. Само же рулевое колесо выглядит массивным, особенно на фоне маловатого салона. Например, Жигули имеет диаметр рулевого колеса 360 мм, а Москвич-400 – 400 мм. Задние дверцы открывались против хода движения, что хорошо заметно по фото.
История и фотографии Москвич 400-420 (1947-1949 гг.)
Легковой автомобиль с задним приводом, выпускался заводом МЗМА (Московском заводе
малолитражных автомобилей — так в 1945 — 1968 гг. назывался АЗЛК) с двумя вариантами кузовов: закрытым и открытым с мягким
складным тентом. Мощность 4-х цилиндрового двигателя составляла 23 л.с.
фотография Москвич-400
Производство Москвич-400-420 началось вскоре после окончания Великой Отечественной
войны. Он стал первым массовым легковыми автомобилями в СССР, который стал поступать в продажу населению. Автомобиль
выпускался в 1946 — 1954 гг и являлся модернизацией автомобиля Опель Кадет К38, выпускавшегося в Германии перед Второй
Мировой войной (в 1937 — 1940 гг.).
В 1945 году из СССР в побеждённую Германию прибыла группа инженеров, которая совместно с военными
обследовала доставшиеся победителям промышленные объекты. В их поле зрения попал хорошо сохранившийся ведущий завод компании
«Байерише Моторен Верке» в городе Эйзенахе, а также «Научно-техническое бюро автомобилестроения» той же компании в Хемнице.
«BMW-321» вполне могла стать основой для создания нового советского автомобиля. Но Сталину продемонстрировали Opel Olimpia,
Opel Kadett и КИМ-10-52. Вождь КИМ видеть не хотел и остановил выбор на Kadett.
Часть оснастки вывезли с завода «Опель» в Рюссельсхайме. От московского завода
туда ездила группа под руководством О. В. Дыбова. Часть немецкого оборудования увезли в Днепропетровск, для завода, который
должен был делать грузовики ДАЗ — аналог ЗИС-150. Автомобильное производство там так и не начали. Кузовные штампы для
«Москвича», видимо, частично не вывезли. Поэтому их (в частности, штампы дверей) делал завод ЗИС. Очевидно, чертежей тоже
не было или был не весь комплект. Документацию по образцам автомобилей создавали на МЗМА.
фотография Москвич-400
4 декабря 1946 года с конвейера московского автозавода сошел первый послевоенный
автомобиль, названный «Москвичом 400«. Его 1,1-литровый двигатель развивал 23 л. с., а длина кузова составляла 3855 мм.
Максимальная скорость не превышала 90 км/ч при расходе топлива 9 л на 100 км. Необычной чертой машины являлась независимая
подвеска передних колес типа Дюбонне.
На первых автомобилях «Москвич-400» был выявлен ряд конструктивных недостатков кузова: появление в
некоторых местах трещин на оплавке и на основном металле, поломки дверных замковых ручек и замков капота, недостаточные уплотнение
и пылезащита кузова, отклеивание обивки потолка, недостаточная антикоррозионная защита и некоторые другие. В период 1948-1953
годов удалось повысить долговечность, увеличить мощность двигателя, повысить удобство и эксплуатационные качества, а также
снизить вес «Москвича-400». В 1951 году «Москвич-400» оснастили новой коробкой передач с синхронизаторами и рычагом, установленным
на рулевой колонке, а не на полу, как это было ранее. В 1952 г. внесён ряд конструкторских решений, повысивших пробег до
капитального ремонта.
фотография Москвич-400
В 1954 году двигатель «Москвича» был значительно модернизирован и его мощность
доведена до 26 л. с. Эта модификация, получившая индекс «401», имела новую трансмиссию с синхронизаторами на второй и третьей
передачах. Внешне модель отличало наличие подфарников — указателей поворота на передних крыльях. Всего с 1946 по 1956 год в
Москве было изготовлено 247 439 (216 006 седанов ) машин. Они стали первыми советскими массовыми автомобилями, которые
продавались для индивидуального пользования. «Москвичи» 400-го семейства несли двойной индекс: первое число означало модель
двигателя, а второе — модификацию кузова. Базовая модификация кузова — четырехдверный седан — обозначалась индексом «420».
Кузов
Москвич отличался тем, что он имел несущий кузов, в то время, как его современники имели рамный кузов. Это позволило достичь довольно скромного веса (855 килограмм) при полной массе 1 155 кг. В послевоенное время у Советского Союза существовали немалые трудности с числом стального проката и с его уровнем качества. Из-за того, что было невозможно производить достаточное количество массивных листов крыши, создавались кабриолеты, которые отличались от седанов лишь отсутствием крыши из металла.
Москвич-400-420А
Весьма странно, что кабриолеты, у которых был брезентовый верх, оценивались дешевле. Хотя, все логично – сталь дороже брезента. Подобные кузова стали производиться, начиная с 1949 года. Нельзя сказать, что они были популярными, поэтому, спустя 5 лет (в 1954 году), их решили не производить. Как раз в тот момент получилось наладить производство панелей крыши. Транспортное средство получило наименование 400-420А. Фото машины сохранились до наших дней.
Общее устройство машины
400-й Москвич имеет багажное отделение небольшого размера, а вот крышки багажника, как в стандартных современных седановских автомобилях, нет. Доступ к нему есть лишь сквозь откинутую спинку дивана, которая установлена сзади. С начала двадцатого века было принято считать, что перевозить багаж в легковой машине нет смысла, а для ручных кладей хватает и подобной скромной вариации. Дверные петли внешние. Если их регулярно не смазывать, то они очень скоро начнут разбалтываться и выйдут из строя. Все стекла, куда можно отнести и ветровое – прямого типа. Гнуть стекла так, дабы они не искривляли видимость, на тот момент не получалось. Производить плоские стекла было намного выгоднее, а транспортировать их – намного удобнее.
Пикап Москвич-400
Площадь остекления достаточно скромная, поэтому иногда создается ощущение, будто находишься в танке. Но, невзирая на все это, машина имеет достаточно хорошую обзорность. Если мы заговорили уже об обзорности, то стоит упомянуть, что установленное зеркало в салоне является единственным. Да и оно само такое небольшое, что в нем трудно что-то разглядеть. Боковых по конструкции не было предусмотрено, что, в принципе, достаточно типично легковых автомобилей тех времен. Как мы уже говорили выше, стеклоочистители работали от силового агрегата с помощью гибкого вала отбора мощности. Такой себе тросик, смахивающий на трос спидометра. Поэтому скорость функционирования стеклоочистителей равнялась прямо пропорционально количеству оборотов мотора, что довольно неплохо, ведь чем больше скорость, тем чаще необходимо ими работать. Получается, что стоял такой себе датчик дождя механического действия.
Седан Москвич-400 вид сзади
Однако, тут не обошлось без ложки дегтя, ведь как только автомобиль медленно двигался, если шел большой дождь стеклоочистители не справлялись со своей работой. Капот состоял из пары половинок, каждая из каких открывалась вбок. Данный подход можно назвать довольно удобным, так как доступ к важнейшим устройствам, какие располагаются внизу подкапотного пространства, облегчен. Например, в Жигули, чтобы пробраться к бензиновому насосу, необходимо стать в позу дачного работника, который пропалывает редиску, а на Москвиче здесь все рядом.
Интересные факты о почте
Государственная почта, структурно сходная с современной, возникла в Римской империи при императоре Августе. По всей стране были учреждены «станции летучек» почты, предназначенные для отдыха и ночлега гонцов, всадников и возниц. «Революционным», но сравнению с персидскойи китайской системами, новшеством стала возможность смены на таких станциях верховых или вьючных лошадей и, при необходимости, повозок. Поставка средств передвижения (как живых, так и колесных) являлась обязательной частью системы налогообложения окрестного населения и жителей покоренных стран. На станциях, расположенных на наиболее оживленных маршрутах, содержалось по 20-40 упряжных лошадей и мулов.Для указания местонахождения адресата или подробного описания маршрута использовалась фраза «Statioposita in…» — «Станция находится в…». Слово posita впоследствии и трансформировалось в романо-германское post — почта.
В 1988 году было создано объединение «Ленинградская почта». Его главным предприятием стал Почтамт (Почтамтская ул., 9). В 1990 году там работало около 1,5 тысяч человек. В состав «Ленинградской почты» вошли 13 узлов связи и подчиненные им 345 отделений связи. Некоторые почтовые отделения работают при аэропортах, вокзалах, гостиницах, на предприятиях и в организациях.
XVI и XVII века были знаковыми в истории почты. Во-первых, содержание почтовой системы начали рассматривать не только как право, но и как обязанность правительств; во-вторых, в некоторых странах казенные монополии на связь были отменены. Например, во Франции, наряду с правительственной почтой, существовали частные предприятия, специализирующиеся на перевозке грузов и пассажиров. Долгое время «междугороднее пассажирское сообщение» входило в ведение почтовых ведомств.
Особенностью работы автомобильного транспорта по обслуживанию почтовой связи является строгое выполнение установленных маршрутов и расписания движения, а также регулярность рейсов, независимо от объема перевозимой почты. Другими словами, даже ради одного письма машина обязана следовать по заданному маршруту. В городах почтовые перевозки заключаются в доставке газет, журналов и писем в отделения связи; в обмене почты между предприятиями связи, городскими узлами связи и железнодорожными станциями, аэропортами и пристанями.
В советское время для перевозки почты изготавливались специализированные фургоны. Специфика перевозки предъявляла особые требования к оборудованию таких фургонов — как правило, в кузове имелись небольшие остекленные окна для лучшего освещения в дневное время. С внутренней стороны окна закрывали решетки. Задние двустворчатые двери делались раздвижными, чтобы было удобнее вплотную подавать задним ходом к «окнам раздачи корреспонденции». В обязательном порядке двери снабжались звуковой сигнализацией, чтобы водитель не забыл их закрыть или был предупрежден, если двери открылись в процессе движения.
Появление централизованной почты тесно связано с усилением государственной власти. Во Франции Людовик XI эдиктом от 19 июня 1464 года учредил королевских курьеров. По всем его владениям была раскинута сеть станций для перемены лошадей. Эта почта предназначалась исключительно для надобностей правительства. Королевским курьерам под страхом смертной казни запрещено было исполнять поручения частных лиц. В других странах гонцов могли использовать не только чиновники. Вскоре не только во Франции, но и в Германии и Италии «почтой» стали означать всю совокупность установлений, которые учреждались государством или под контролем государства для пересылки как правительственной, так и частной корреспонденции.
В апреле 1918 года В.И. Лениным был подписан декрет «Об организации управления почтово-телеграфным делом Советской Республики». В 1930-е годы в распоряжение управления были переданы не только поезда и самолеты, но и автомашины, катера и другая техника.
Подводим итоги
Подводя итоги первому советскому «народному» автомобилю Москвич-400, хочется сказать, что модель получилась довольно успешной и массовой. Получается, что задачи руководства Советского Союза удалось выполнить. Понятно, что еще могут продолжаться споры о том, чье на самом деле данное транспортное средство, какие у него корни – немецкие или русские. Однако, после бомбардировок завода все чертежи машины могли пропасть, и люди могли так и не увидеть данный автомобиль. Возможно, стоит сказать, что благодаря специалистам, удалось воплотить то, что не успели сделать немецкие профессионалы на автомобильном предприятии Opel. 400-й и в самом деле получился массовым, так как было продано очень много машин в разных кузовных вариациях. Понятно, что комфортабельным и удобным данный седан не удается назвать, однако, не стоит забывать, что он и оценивался намного ниже своих прямых конкурентов.
Фотография пикапа Москвич-400
Задняя подвеска машины была довольно стандартной, однако, передняя получила подвеску Дюбонне, какая являлась, на тот момент, одной из самых новых и технологичных. Однако, откровенно слабоватый двигатель, недоработанная коробка переключения передач, вместе с отсутствием гидравлических регулировок руля и тормозной системы, делало машину весьма непростой в использовании. Внутри кабины было не так много места, а зимой и вовсе там часто все замерзали, так как даже не было отопительной системы. Даже самые простые дворники работали странным и неэффективным способом, что вызывало свои неудобства. Но, все же, Москвич 400-й навсегда останется в истории как первый недорогой седан для простых людей, который, в принципе, довольно хорошо справлялся со своими обязанностями. Ведь на тот момент в стране не было качественных дорог (создается ощущение, что и до сих пор их не смогли сделать), да и сама машина не являлась гоночной. Поэтому советский седан стал хорошим началом «опыта» автомобильного завода в Москве.