Лесотранспортирующая техника
Транспортировка готового материала может стать непростой задачей. Часто участки вырубки находятся в чаще леса без нормальных подъездов. Для облегчения этого этапа работы специалисты создают перевалочные пункты. На каждом из них функционирует свой вид лесозаготовительной техники.
Форвардер – самоходная машина, имеющее шестиколесное шасси с независимой подвеской. Благодаря продуманной ходовой части, машина способна пройти практически по любому бездорожью. Форвардер используют для сбора и транспортировки заготовленных бревен. Содержит кран манипулятор и платформу для погрузки. Как правило, его применяют для транспортировки древесины непосредственно от участка вырубки до ближайшего пункта или лесопилки.
На более дальние расстояния используют лесовозы. Они представляют собой прицепы или полуприцепы, а также грузовые машины. Данный тип техники имеет следующие характеристики:
- повышенная проходимость;
- полный привод;
- увеличенный дорожный просвет;
- система регулировки давления в шинах.
В конструкцию лесовоза заложены стальные каркасы, позволяющие лучше удерживать груз.
Еще один вид транспортировки древесины предусматривает перевозку груза по узкоколейной дороге. В этом случае используются вагоны-лесовозы. В их состав входят погрузочные платформы, оборудованные металлической сеткой, а также вагоны-сцепы.
Лесопогрузка
Данный вид работ заключается в транспортировку обработанной древесины с трелевочных машин на лесовозы. Для повышения эффективности данного этапа создаются специальные погрузочные пункты, включающие в себя:
- участки для перемещения бревен с использованием специальных погрузчиков;
- участки для складирования материала до начала погрузки, в том числе для крупногабаритных грузов;
- площадки для отгрузки с помощью автомобильного транспорта;
- места для установки сучкорезов.
Для погрузки может используют следующие модели лесозаготовительной техники:
- погрузчики челюстного типа.
- подъемные краны стрелового вида;
- автопоезда с функцией автозагрузки.
Современные модификации лесозаготовительной техники имеют универсальный набор функций. Технологические машины типа форвардеров и харвестеров последнего поколения способны выполнять операции на любом участке работ, в том числе транспортировку и лесопогрузку.
Виды механизации
На лесосеках используют оборудование для повышения производительности:
- валить деревья помогают валочно-трелевочные, пакетирующие, сучкорезно-раскряжевочные машины;
- трелевка древесины осуществляется с помощью оборудования для бесчокерной и чокерной трелевки;
- в условиях горной местности работает транспортно-погрузочная и трелевочно-канатная техника для леса;
- обрезка сучьев ведется раскряжевочными и сучкорезными самоходными установками;
- погрузка леса производится стреловыми и челюстными гидроманипуляторами и погрузчиками;
- для вывозки бревен используют автомобили и прицепы — сортиментовозы, автомобильные тягачи и прицепы-роспуски, узкоколейные тепловозы и щеповозы.
Трелевка бревен
В понятие трелевка входит транспортировка целых бревен или из составных частей от места валки до погрузочной площадки. Трелевочная машина может тянуть бревна в горизонтальном или подвешенном виде.
В основе конструкции трелевочной техники заложены различные модификации тракторов. Они могут быть колесными и гусеничными. В зависимости от заложенного функционала различают следующие типы техники:
- чокерные;
- безчокерные.
Трелевочная техника чокерного типа собирается на базе тракторов ТДТ-55 и МСН-10. Используются для транспортировки и перемещения поваленных стволов.
Бесчокерные машины относятся к категории валочно-трелевочных машин. В их конструкцию заложен гидроманипулятор для валки деревьев и перетаскивания деревьев. Наиболее часто встречающиеся модели – трактора ЛТ-187 и ЛТ–154.
Дилеры остаются в игре
Зато своим видением ситуации и перспективами её развития поделились в ООО «Амбитех» — компания является дилером производителя лесозаготовительной техники Tigercat. Сама канадская фирма объявила о приостановке поставок в Россию всего ассортимента оборудования, компонентов и запасных частей.
ООО «Амбитех» также является официальным дилером навесного оборудования Kesla. Причём изначально акцент в распространении продукции был сделан географически на регионы Северо-Запада и Западной Сибири, а функционально — как раз на развитие сервиса.
Сегодня представители компании заявляют о готовности продолжать обслуживание своей техники на 100%. На сервис машин других производителей в компании не замахиваются, поясняя, что берутся только за ту работу, которую точно смогут выполнить качественно и в оптимальные для заказчика сроки.
Компания «Ремтехника», официальный дилер техники Ponsse на территории Красноярского края и Республики Хакасия, также заявляет о своей готовности осуществлять сервисное обслуживание лесозаготовительных машин.
Валка деревьев
Валка леса производится на лесосеках, разбиваемых для улучшения контроля на делянки (площадь от 5 до 8 га), а сучкорезные работы ведутся на пасеках (полосах шириной 27−47 м вдоль трелевочного волока). Такие полосы возникают при однократном прохождении валочно-трелевочных, пакетирующих или валочных машин.
Каждый рабочий-вальщик работает с пилой на бензиновом моторе, в комплекте к которой используют крючья для подтасовывания и измеряющую рулетку. Применяют пилы одиночного управления с цепным пильным агрегатом консольного действия, чаще используют пилу «Дружба» мощностью 2,8−3,7 кВт с массой в рабочем состоянии 13,65 кг. Работы ведутся бензомоторной пилой «Урал» с аналогичным весом и мощностью агрегата 4 кВт, для нее характерна повышенная скорость и встроенное устройство автоматической смазки.
Зарубежный инструмент этого типа представлен на рынке сверхлегкими и легкими пилами 5−10 кг, среднетяжелыми и тяжелыми экземплярами 14 и выше килограмм. Используют для валки деревьев валочно-трелевочные агрегаты.
Деление бревен на стандартные части в соответствии с ГОСТом (раскряжевка) делается на выбранном месте по технологической карте работ. Чтобы уменьшить трудоемкость процесса используют автоматические высокопроизводительные раскряжевочные установки стационарного типа, которые обустраивают на нижнем или верхнем складе. Для раскряжевки применяют переносные моторные инструменты, но их применение для этой операции отличается низкой производительностью, поэтому в работу вводят многооперационные агрегаты на колесном или гусеничном ходу.
Техника с набором операций
Харвестер является лесозаготовительной мобильной техникой для срезки и валки стволов, очистки от веток и порезки бревен на отрезки в условиях лесосеки. Наименование машины используется для определения валочно-сучкорезочно-раскряжевочных агрегатов. Большинство машин работают по принципу протаскивания беспрерывного действия, их механизм работает в виде приводных вальцов, гусениц или их комбинации. Харвестеры выпускают для работы в непрерывной или циклической последовательности, способ компоновки рабочих узлов делит их на двухстадийные и одностадийные устройства:
- Одностадийные харвестеры в конструкции имеют головку, расположенную на манипуляторе, для наведения на ствол дерева. Затем дерево срезается, валится, ствол тянется через сучкорезные ножи для очистки от веток и сучьев, делается разметка, порезка на технологические части.
- Двухстадийные агрегаты отличаются сразу двумя рабочими устройствами. Одно для захвата и срезки дерева расположено на манипуляторе, другое полает ствол в сучкорезное и раскряжевочное отделение, располагается на раме машины.
Фарвардер представляет собой машину-манипулятор для сборки, погрузки и перевозки бревен, распиленных на части, это наименование часто аналогично использованию термина «сортаментовоз». Транспорт для сборки стволов и их перевозки выпускают в двух модификациях:
- ЛТ — 189 М;
- ЛТ — 189.
Их производство полностью укомплектовано узлами и деталями российского и белорусского выпуска. Машина соответствует экологическим и технологическим требованиям, рассчитана для транспортировки участков бревен от 2,5 до 6 м, за один рейс перевозит 11 куб. м, при этом на кубометр расходуется 1−1,2 л топлива. На расстояние до половины километра перевозит 46−60 куб. м за смену, используется не только для трелевки распиленных бревен с участка лесосеки, но и вывозит части стволов с верхнего склада.
Модельный ряд
Компания МАЗ производит разнообразную технику для перевозки леса, однако благодаря превосходной надежности наибольше популярностью пользуются старые модели, которые имеют низкую стоимость и по-прежнему способны эффективно выполнять работу. Разберём наиболее популярные и распространенные модели:
МАЗ 509
Данный грузовик производился в период с 1966 по 1978 годы. Представляет собой тягач с полуприцепом и поворотными кониками.
Технические характеристики лесовоза МАЗ-509:
Характеристики | Показатели |
Привод | 4х4 |
Мощность, л.с. | 200 |
Тип двигателя | дизель |
Габариты ДхШхВ, мм | 6770х2600х2900 |
Дорожный просвет, мм | 300 |
Грузоподъемность, кг | 10000 |
КП | МКПП 5 ст. |
Максимальная скорость, км/час | 65 |
Радиус разворота | 11,5 |
МАЗ 500
Особенностью данной модели является то, что её создавали специально для работы в условиях Крайнего Севера. Именно по этой причине машина получила утепленную кабину, которая обогревается жидкостным отопителем повышенной мощности. Также имеется и предпусковой подогреватель. На крышу возможно было установить фары-прожекторы для работы в условиях длительно полярной ночи. Из-за своей специфики машина не сильно распространена.
Технические характеристики лесовоза МАЗ-500:
Характеристики | Показатели |
Привод | 4х2 |
Мощность, л.с. | 180 |
Тип двигателя | дизель |
Габариты ДхШхВ, мм | 6800х2600х2900 |
Дорожный просвет, мм | 270 |
Грузоподъемность, кг | 8000 |
КП | МКПП 5 ст. |
Максимальная скорость, км/час | 60 |
Радиус разворота | 12 |
МАЗ 501
Одна из старейших моделей, которая выпускалась с 1955 по 1966 годы. Для своего времени это была отличная машина, так как до её появления советским лесозаготовителям приходилось работать с техникой, которая плохо подходила для работы с подобным грузом. Машина имела деревянную кабину с металлической оббивкой.
Тягач работал в паре с прицепом-роспуском и поворотными кониками. Также можно найти и более поздние бескапотные версии, которые, тем не менее, лесовозами не были.
Технические характеристики лесовоза МАЗ 501:
Характеристики | Показатели |
Привод | 4х4 |
Мощность, л.с. | 120 |
Тип двигателя | дизель |
грузоподъемность, кг | 15000 |
КП | МКПП 5 ст. |
Максимальная скорость, км/час | 45 |
МАЗ 6317
Более современная машина, которая пошла в массовое производство в 1991 году и продолжает сходить с конвейера и по наши дни. Модифицировался за это время в основном двигатель, чтобы соответствовать возрастающим стандартам выбросов. В данном случае можно отметить две модификации, а именно: исполнение машины в виде сортиментовоза, а также с прицепом-роспуском. Благодаря этому достигалась унификация узлов и агрегатов, а также возможность работать с различными типами леса на привычной технике.
Технические характеристики лесовоза МАЗ 6317:
Модификация | 6317х9-417 | 641705/641708 |
Привод | 6х6 | 6х6 |
Мощность, л.с. | 420 | 330/400 |
Тип двигателя | дизель | дизель |
Габариты ДхШхВ, мм | 10300х2550х4000 | 7820х2500х3525 |
Грузоподъемность, кг | 13450 | 29150 |
КП | МКПП 9 ст. | МКПП 9 ст. |
Максимальная скорость, км/час | 80 | 76/82 |
На видео лесовоз МАЗ 6317 с манипулятором в работе:
https://youtube.com/watch?v=LN298lzOgho
МАЗ 630308
Данная модель представляет собой сортиментовоз, который дополнительно оснащается гидравлическим манипулятором и подпорками. Однако весь механизм располагается сзади, а не в середине рамы.
Данная машина выпускается по сей день и является одной из последних разработок, что облегчит техническое обслуживание, благодаря наличию специализированных сервисных центров.
Технические характеристики:
Характеристики | Показатели |
Модфикации | 630308-226 |
Привод | 6х4 |
Мощность, л.с. | 400 |
Тип двигателя | дизель |
Габариты ДхШхВ, мм | 6600х2500х3700 |
Грузоподъемность, кг | 15800 |
КПП | МКПП 9 ст. |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Видео обзор лесовозов МАЗ:
«Большая тройка» вышла из чата
В начале марта одно за другим посыпались официальные оповещения зарубежных компаний о приостановке деятельности в России, были среди них и сообщения от производителей спецтехники. В лесной отрасли одними из первых с таким заявлением выступили представители Ponsse Group.
В компании пояснили, что приняли решение временно прекратить все экспортные операции в Россию и Беларусь в отношении как лесозаготовительных машин PONSSE, так и запчастей для них. Кроме того, было сказано о том, что российская дочерняя компания ООО «Понссе» временно прекращает поставки запчастей и сервисное обслуживание.
За этими лаконичными формулировками стоит глобальная проблема российских лесозаготовителей: как обслуживать сложную дорогостоящую технику, если нет ни поставок комплектующих, ни доступа к сервисам производителя? Дилерские центры в России продолжают свою работу, но ведь их запасы запчастей не безграничны.
К слову, о приостановке сервисного обслуживания своей техники на территории РФ открыто упомянули только в Ponsse. Здесь стоит вспомнить, что в конце 2021 года в Томске компания открыла первый в Сибири сервисный центр, в котором предполагалось не только продавать технику и обслуживать её, но и обучать операторов — для этого рядом с ним построили учебный полигон. Ещё один такой центр, четвёртый по счёту, в Ponsse планировали открыть в начале этого года в Иркутской области.
Инвестиции в томский центр составили более 2 млн евро. Предполагалось, что они окупятся в течение 15 лет. Сегодня его судьба под вопросом. В Ponsse на наш вопрос относительно перспективы работы сервисных центров вежливо отказались от комментариев, как и в двух других упомянутых компаниях.
Перевозка сырья
Транспортировка и вывозка леса объединяет между собой заготовительную функцию в технологическом процессе и складирование с последующей обработкой на сырьевых биржах. Специфические черты груза (бревна, хлысты, круглые сортаменты лесоматериала) определяют необходимость применения подвижного состава специального назначения, что не всегда приводит к использованию полной грузоподъемности.
Перевозка леса обеспечивается по сухопутным дорогам или морскими путями, последний способ распространен в районах, удаленных от железных дорог. При водной транспортировке учитывается способность древесины держаться на воде. Сухопутный транспорт играет роль для недалеких перевозок в районах и областях, выполняет другие задачи.
В зависимости от вида подвижного состава, работающего на лесовозных дорогах, его подразделяют на автомобильный, рельсовый, конный транспорт. Для перевозки используют автомобили МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ со сложными составными прицепами. Для вывозки распиленных кусков из нижнего склада часто делают рельсовые пути и в качестве прицепа применяют платформы к дизелю грузоподъемностью до 20 т, а полногабаритные стволы везут в вагонах от 23−25 т.
Трелевка бревен
Трелевка — это перемещение срезанных стволов из области валки до погрузочного пункта. Лесозаготовочный транспорт и узкоколейные автомобили не могут взять деревья с лесосеки, их следует предварительно собрать с места валки. Транспортная операция отличается от других перемещений тем, что ведется в условиях бездорожья. Так как машины работают на большой территории в короткий период, то подъездные пути и проезды для них не делают. В зависимости от вида транспорта различают способы трелевки:
- тракторами на гусеничном ходу;
- тракторами на колесном ходу;
- канатными устройствами;
- перемещение с помощью вертолетов;
- в редких случаях привлекают лошадей.
В нашей стране основной трелевочной техникой для леса на заготовках выступает трактор на гусеничном ходу. Его применение допускается в гористой местности с крутизной склонов не больше 25˚ при благоприятной погоде, зимой этот показатель уменьшается до 15˚, в других случаях используется канатная установка. Основным требованием к трелевочным агрегатам выступает хорошая проходимость, обеспечивающая работу на участках с валунами, уплотнениями валежника, пнями, болотами и другими препятствиями.
Анализируем последствия
Уход с российского рынка трёх крупнейших производителей лесозаготовительной техники, безусловно, не мог не сказаться на состоянии отрасли.
В ходе конференции «Лесозаготовка: аналитика, экономика, внедрение IT-решений», которая состоялась в апреле в Санкт-Петербурге, с докладом об итогах работы лесозаготовительной отрасли в 2021 году выступила аналитик агентства WhatWood Мария Фролова.
В числе ключевых проблем она назвала сложности с запчастями и ремонтом лесозаготовительной техники. По её словам, лесозаготовительные компании уже сейчас пытаются переоснащать машины, находя российские и китайские аналоги, и переоборудовать технику, чтобы сохранить в строю необходимое количество машин.
Однако, как известно, кризис — это время, когда двери закрываются для одних участников рынка и открываются для других. Например, петрозаводский машиностроительный завод по производству лесозаготовительной техники «Амкодор-Онего» (входит в белорусский холдинг «Амкодор») объявил о готовности помогать пользователям иностранной техники с сервисным обслуживанием.
Правда, от более подробного комментария на эту тему представители завода воздержались. А жаль — хотелось бы узнать, как они намерены решать проблему с обеспечением комплектующими для зарубежных машин.
Валочная техника
К понятию валочная техника относятся приспособления, которые перекусывают или спиливают стволы деревьев, а также делают обрезку веток и сучьев. Могут быть навесными и самоходными. Конструкции навесных приспособлений содержат следующие элементы:
- Основной блок. Он состоит из манипулятора в виде захвата и режущего устройства.
- Поворотный узел. Он позволяет основному блоку совершать повороты вокруг своей оси.
- Крепления для монтажа устройств на экскаватор или трактор.
Для спиливания деревьев большой толщины используют механизмы с цепной пилой. Все элементы работают за счет подключения к гидравлической системе механизма, на который они установлены.
К механизированным машинам для валки леса относят:
- харвестер;
- мульчеры;
- бульдозеры;
- валочно-пакетирующая техника.
Харвестер – самоходная машина, способная выполнять различные операции на всех этапах первичной заготовки древесины. Она предназначена для валки леса, обрезки сучьев и распила ствола на бревна. С помощью специальной головки машина харвестерного типа обрезает макушки, формирует штабели из хлыстов и бревен.
Мульчер представляет собой мини-трактор. Предназначен для очистки участка от кустов и молодой поросли. С его помощью можно прокладывать лесосеки, а также создавать противопожарные полосы.
Бульдозер – универсальная механизированная техника. На лесозаготовках его применяют для корчевания пней, расчистки и подготовки участков для валки, а также прокладки дорог в лесном массиве.
Валочно–пакетирующие машины заменили работу бензопилами. Они могут спиливать деревья большого диаметра и укладывать в штабели для дальнейшей транспортировки. Такой тип техники незаменим в местах где требуется бескорневая валка леса. Оснащены гусеничным ходом с балансирной подвеской. Благодаря этому лесозаготовительная техника может двигаться по любой местности. Для увеличения эффективности валочно-пакетирующее оборудование оснащают дополнительным оборудованием.
https://youtube.com/watch?v=eLp9YWeFUEk
Нижний склад
Рабочие процессы на нижнем складе отличаются большим числом операций по подъему и перемещению груза. Установки подъемно-транспортного назначения выбирают с учетом соответствия виду леса, технологическому перебазированию в условиях площадки и отгрузки для дальнейшей перевозки. В зависимости от траектории перебазирования механику делят на виды:
- грузоподъемные;
- транспортирующие.
К таким установкам относят мостовые, кабельные, козловые и стреловые краны, погрузчики на колесах или гусеницах, канатно-блочные лебедки, бревносвалы, другое оборудование, основным требованием к которому является способность перемещать пачки в горизонтальном направлении и с поворотом подъемного приспособления.
На площадке нижнего склада также используют сучкорезные установки, так как условия позволяют сделать это с наибольшей производительностью по сравнению с делянками. Применяют передвижные, переносные, стационарные сучкорезы. Переносные модели облегчают рабочий труд, но повышение производительности относительно небольшое, так как пильщик обрезает каждую ветку в отдельности. Стационарные и передвижные машины для групповой и поштучной обрезки сучьев дают значительное ускорение работы.
Поперечный распил бревен относится к первичной обработке. В условиях нижнего склада применяются переносные цепные пилы, с электрическим приводом или работающие на бензине. Сортировка сортаментов леса и компоновка их с целью складирования проводится лесотранспортерами. Это машины беспрерывного действия, оснащенные тяговым устройством замкнутого типа в форме цепи или стального каната с траверсами. Траверс представляет собой опорно-захватное приспособление.
Штабелевка продукции осуществляется в условиях склада с целью создания некоторых запасов для обеспечения равномерности отгрузки. Для складирования лесоматериалов по высоте обычно используют те же механизмы и машины, что и в случае погрузки на подвижной состав. Это могут быть автомобильные погрузчики или козловые и консольные краны. Если требуется образование значительных запасов, то используются движущиеся мост-кабельные и кабельные краны.
Погрузка бревен на железнодорожные платформы проводится с использованием козловых, консольных, автомобильных, башенных, стреловых, железнодорожных. Отгрузка на речные и морские баржи и другие плавучие средства ведется башенными и стреловыми подъемными кранами, иногда используют судовые погрузочные манипуляторы и другое установленное на них оборудование.
Китай нам поможет?
В целом взгляд на будущее у представителей дилерских организаций позитивный. На чём основан оптимизм?
Планы в отношении партнёрства с Китаем строят многие игроки российского рынка, и не только в лесной отрасли. Вопросы вызывает пресловутое «китайское качество», которое, как известно, очень нестабильно.
К тому же в Поднебесной выпускают далеко не всю номенклатуру требуемых запчастей, комплектующих и инструментов. Но это пока — известно, что китайские производители подстраиваются под запросы рынка достаточно оперативно.
Впрочем, по мнению депутата Законодательного собрания Архангельской области Александра Дятлова, поставки из Китая и Белоруссии проблему с нехваткой техники и комплектующих в ближайшее время не решат. Не исключает чиновник возможности прокладки логистических цепочек через Среднюю Азию, но цена на такой импорт возрастёт в разы.
Перспективы реэкспорта запчастей через третьи страны участники рынка тоже оценивают по-разному.
Есть мнение, что зарубежным компаниям нет смысла рисковать, осуществляя поставки в Россию, пусть и не напрямую, — рынок нашей страны не столь велик по сравнению с остальным миром.
Текст: Мария Кармакова
Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №3 2022