Гибридная модель ЛиАЗ-5292Х[править | править код]
В сентябре 2009 года на московской выставке «Интеравто-2009» была представлена гибридная версия автобуса ЛиАЗ-5292 — ЛиАЗ-5292Х
..
В данной модели используется последовательная схема гибридной силовой установки: двигатель внутреннего сгорания используется только как мотор-генератор для выработки электроэнергии и заряда накопителя, а двигает транспортное средство электромотор, непосредственно связанный с трансмиссией. В автобусе установлен асинхронный тяговый двигатель ТАД 225-380 мощностью 132,5 кВт и максимальной кратковременной мощностью 250 кВт. В качестве ДВС установлен четырехцилиндровый дизельный двигатель Cummins ISBe4+ 185 мощностью 185 л.с., соответствующий экостандарту Евро-4, работающий вкупе с асинхронным мотор-генератором ТАГ 225-280 такой же мощности. На крыше установлено 12 суперконденсаторов суммарной ёмкостью 21 Ф. Планировалось, что после завершения испытаний первая опытно-промышленная партия будет выпущена в 2009 году, однако автобус так и не был запущен в производство.
Схема двигателя автобуса лиаз
ЛиАЗ-5256. Принципиальные схемы электрооборудования
В настоящем приложении представлены принципиальные схемы электрооборудования модификаций автобуса ЛиАЗ-5256, рассматриваемых в настоящем Руководстве.
ЧТЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ
Полная электрическая схема для каждой модификации автобуса состоит из 6 листов
Однако отдельные листы, одинаковые для нескольких модификаций, не повторяются, и поэтому при пользовании рисунками электрической схемы следует обращать внимание на номер рисунка (листа), который относится к той или иной модификации автобуса, указанной в табл. Ж-1. Таблица Ж-1 Применимость рисунков электрической схемы к модификациям автобуса
Таблица Ж-1 Применимость рисунков электрической схемы к модификациям автобуса
Модификация автобуса
Номер рисунка (листа) электрической схемы
ЛиАЗ-5256 с механической КП
Ж-1 (лист I 1 ), Ж-4 (лист 2), Ж-6 (лист 3), Ж-10 (лист 4), Ж-11 (лист 5), Ж-12 (лист 6)
ЛиАЗ-5256 с ГМП
Ж-1 (лист I 1 ), Ж-3 (лист 2), Ж-5 (лист 3), Ж-9 (лист 4), Ж-11 (лист 5), Ж-12 (лист 6)
ЛиАЗ-525625 с механической КП
Ж-2 (лист 1), Ж-3 (лист 2), Ж-7 (лист 3), Ж-10 (лист 4), Ж-11 (лист 5), Ж-12 (лист 6)
ЛиАЗ-525625 с ГМП
Ж-2 (лист 1), Ж-3 (лист 2), Ж-8 (лист 3), Ж-9 (лист 4), Ж-11 (лист 5), Ж-12 (лист 6)
‘Лампа выключателя 6 (рис. Ж-1) в схеме автобуса ЛиАЗ 5256 с механической КП не используются.
1. При чтении электросхем следует иметь в виду, что провода каждого последующего рисунка (листа) схемы для каждой модификации являются продолжением проводов каждого предыдущего рисунка (листа) схемы, например для автобуса ЛиАЗ-5256 с механической КП рис. Ж-4 (лист 2) (см. табл. Ж-1) является продолжением рис. Ж-1 (лист 1); рис. Ж-6 (лист 3) — продолжением рис. Ж-4 (лист 2) и т. д. 2. Все узлы, приборы, элементы схем обозначены цифрами, заклю- • ченными в кружки. 3. Для удобства пользования некоторые фрагменты схем функционально сгруппированы, а над ними дано название этой подсистемы, например «Система пуска», «Наружное освещение» и т. д. 4. У проводов, которые на электросхеме имеют цифровое или циф-ро-буквенное обозначение, эта маркировка нанесена на сам провод в нескольких местах методом горячего тиснения, например: «14», «16», «2а», «306» и т. д.
Провода внутри некоторых комплектующих устройств, изображенных на электросхеме, имеют буквенное обозначение, которое обозначает цвет провода, а именно: Ф — фиолетовый; О — оранжевый; С — серый; Б — белый; Г — голубой; К — красный; Р — розовый; Кч — коричневый; 3 — зеленый; Ж — желтый; Ч — черный.
Соответствие цветов электрических проводов их буквенной или цифро-буквенной маркировке приведено в табл. Ж-2.
Таблица Ж-2 Соответствие цветов электрических проводов их цифровой или цифро-буквенной маркировке
Примечание. Провода, номера которых указаны жирным шрифтом, могут быть одного из двух цветов, указанных в таблице.
Внутри некоторых элементов схем изображены или цифры, или некоторое цифро-буквенное обозначение или аббревиатура. Это обозначает следующее:
— номера контактов штекерных соединений;
— обозначение выводов у данного элемента (например, на корпусе, клеммах);
— номера подвижных контактов (например у реле, входящего в состав элемента).
Источник
Двигатель
Технические характеристики ЛиАЗ 5293 соответствуют современным международным требованиям, предъявляемым к городскому пассажирскому транспорту. Автобус комплектуется несколькими разновидностями двигателей отечественного и зарубежного производства.
ЛиАЗ 5293 с 2006 по 2010 год оснащался шестицилиндровым дизельным двигателем Caterpillar 3126E мощностью 305 лошадиных сил при частоте вращения 2800 оборотов в минуту. Цилиндры расположены в ряд, кроме того двигатель оборудован системой турбонаддува с предварительным охлаждением воздушного потока. Рабочий объем составляет 7,2 литра. Силовой агрегат соответствует нормам экологической безопасности EURO-3. Средний расход топлива в смешанном цикле составляет 30 литров на 100 километров. Максимальная скорость движения — 90 км/ч. В паре с двигателем применялась автоматическая коробка переключения передач производства Allison или Voith. Автобус имел заводскую маркировку ЛиАЗ 5293.00.
На смену рассмотренной модели пришел более современный силовой агрегат Cummins 6ISBe 245B с максимальной полезной мощностью 242 лошадиных сил при частоте вращения коленчатого вала 2300 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент равен 925 Н*м при частоте вращения 1400 оборотов в минуту. Двигатель — дизельный, шестицилиндровый, рядный с турбонаддувом и предварительным охлаждением подаваемого воздуха. Рабочий объем — 6,7 литров. Экологические характеристики мотора соответствуют стандарту EURO-4. Расход топлива уменьшился до 23 литров на 100 километров. Максимальная скорость осталась прежней — 90 км/ч. Автобус оснащался коробкой автомат от ZF или Voith. Заводская маркировка — ЛиАЗ 5293.54.
Параллельно был освоен выпуск модификации с газобаллонным оборудованием и двигателем Cummins CG e250 30 максимальной полезной мощностью 252 лошадиных сил при частоте вращения 2400 оборотов в минуту. Рабочий объем равняется 8,2 литрам. Максимальный крутящий момент составляет 1013 Н*м при частоте вращения 1400 оборотов в минуту. Двигатель шестицилиндровый с рядным расположением цилиндров. Экологический стандарт мотора — EURO-4. Коробка переключения передач — автоматическая от фирмы Allison или Voith. Заводской индекс — ЛиАЗ 5293.70.
С 2012 года автобус ЛиАЗ 5293 начал комплектоваться двигателем ЯМЗ-5362 с максимальной полезной мощностью 240 лошадиных сил при частоте вращения 2300 оборотов в минуту. Это шестицилиндровый, рядный, дизельный двигатель с турбонаддувом и предварительным охлаждением воздуха. Он имеет максимальный крутящий момент 900 Н*м при частоте вращения 3600 оборотов в минуту. Рабочий объем составляет 6,65 литров. Расход топлива — 27 литров на 100 километров. Экологический стандарт — EURO-4. Оснащается автоматической КПП от производителей ZF или Voith. Имеет заводской индекс ЛиАЗ 5293.60.
Подробное описание, устройство салона и не только
- Экстерьер и интерьер автобуса, рабочее место водителя спроектированы в соответствии с требованиями международных стандартов по комфорту и эргономике.
- Низкий уровень пола обеспечивает удобную посадку и высадку пассажиров, сокращая время прохождения автобуса по маршруту на 15% по сравнению с другими моделями автобусов.
- Машина адаптирована для обслуживания маломобильных категорий пассажиров: автобус оборудован системой «книлинг» (наклон кузова в сторону дверей на 7°), механической аппарелью.
- Электронная функция управления подвеской позволяет приподнять и опустить автобус для преодоления сложных участков маршрута.
Внешность мало чем отличается от других моделей российской компании. Все элементы кузова в стиле ЛиАЗа. Смотрится Курсор гармонично и современно, а на первый взгляд он не уступает даже европейским аналогам, однако, многие легко его путают с автобусами китайских производителей.
Водительское место автобуса ЛиАЗ-4292. Фото ГАЗ
Передняя часть выглядит очень опрятно. Этому способствует огромное панорамное ветровое стекло, которое занимает большую часть кузова спереди. Под ним красуется логотип компании и хромированная накладка. В углах расположилась раскосая оптика со сложным наполнением, а под ней виднеются круглые противотуманные фары. С правой стороны в переднюю часть вынесено большое боковое зеркало заднего вида. В профиль автобус ничем не примечателен, привлекательные колесные арки, большая площадь остекления и прозрачные двери.
На корме можно выделить большие вертикально ориентированные фонари, круглые противотуманные фары и повторители поворотов, расположенные во всех четырех углах автобуса. Практически вся площадь задней части автобуса закрыта металлической фальш-решеткой радиатора. Большое количество воздухозаборников можно увидеть и на его концевой части сбоку.
Оснащение места водителя на высшем уровне. Перед ним простой 4-спицевый руль, за которым идет самая современная приборная панель, в которую интегрирован цветной бортовой компьютер.
Инженеры серьезно поработали над эргономикой салона и добавили огромное количество полезного функционала, однако, многих водителей не устраивает расположение ручки КПП, которая регулярно соприкасается с коленом.
Отдельно отметим водительское кресло с широким спектром регулировок, оптимальное наполнение и выраженную по меркам автобусов боковую поддержку. У водителя открывается хороший обзор во все стороны, также продумана система наблюдения просмотра входных дверей.
Характеристики шасси: задний мост и не только
Параметры | ЛиАЗ-529265 / ЛиАЗ-529267 (CNG) | ЛиАЗ-5292 Рестайлинг / ЛиАЗ-5292 Рестайлинг (CNG) |
---|---|---|
Марка | — | ZF |
Тип | Передний мост: Зависимый, портальный с дисковыми тормозами, задний мост: Портальный, с центральным коническим редуктором, дисковыми тормозами | Передний мост: ZF RL-85A зависимый, портальный с дисковыми тормозами, Задний мост: ZF AV-132/870/6.50 портальный, с центральным коническим редуктором, дисковыми тормозами |
Ведущий мост | Задний | Задний |
Колесная формула | 4х2 | 4х2 |
Колесная база, мм. | 5960 | 5960 |
Шины | 275/70 R 22,5 | 275/70 R 22,5 |
Антиблокировочная система тормозов (ABS) | Присутствует | Присутствует |
ЛИАЗ утешился поставкой в Москву 437 «гармошек»
ЛиАЗ поставит в Москву до апреля 2022 года 497 дизельных автобусов
Александр Климнов, фото автора и Группы ГАЗ
Группа ГАЗ подписала контракт с ГУП «Мосгортранс» на поставку до конца апреля 2022 года 497 автобусов марки ЛиАЗ вместимостью от 75 до 200 человек для маршрутов с различной интенсивностью пассажиропотока. Недавно Группа ГАЗ была вынуждена отказаться от второго тендера на поставку в Москву электробусов, но данный контракт позволит компании поддержать на плаву своего автобусного производителя. Из этой партии 437 машин будут особо большого класса (модель 6213) и 60 автобусов среднего класса марки ГАЗ (модель 4292 «Курсор»). Машины комплектуют современными двигателями семейства ЯМЗ-530 экологического стандарта Евро-5, автоматической коробкой передач, гидроусилителем руля, тормозной системой EBS c ABS и ASR (антиблокировочная и антипробуксовочная системы, упрощающие управление транспортным средством на влажной или скользкой трассе), а также мультиплексной системой с диагностикой в автоматическом режиме более 300 параметров всех систем и агрегатов автобуса с возможностью передачи данных в парк.
Автобусы также будут оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС (в случае ДТП она самостоятельно подает сигнал экстренным службам), механическими аппарелями и специальными местами для удобства маломобильных пассажиров. Их салон укомплектован кнопками связи с водителем, системами видеонаблюдения (по 13 камер, из них 5 наружных и 8 салонных, дающих обзор на 360 градусов), системой пожаротушения, антивандальными сиденьями и мультимедийными системами информирования пассажиров, а также системой «Говорящий город» для слабовидящих пассажиров.
Низкопольный салон сочлененного автобуса ЛиАЗ-6213
В соответствии с федеральной программой «Доступная среда» на автобусах применена система книлинг (наклон кузова в сторону дверей), которая облегчает вход и выход для маломобильных пассажиров и людей с детскими колясками, а также позволяет сократить время посадки-высадки пассажиров. В салоне также размещены мультимедийная система и экраны для демонстрации видеоконтента, зарядные устройства USB, обеспечивается доступ в интернет через WI-FI. Экстерьер и интерьер автобусов ЛиАЗ, рабочее место водителя спроектированы в соответствии с требованиями международных стандартов по комфорту и эргономике.
ГАЗ «Курсор» (ЛиАЗ-4292)
Низкопольный городской автобус ГАЗ «Курсор» длиной 9,5 м позволяет оптимизировать затраты на обслуживание маршрутов с невысоким пассажиропотоком, а также существенно сократить стоимость обслуживания машины. Общая пассажировместимость машины составляет 75 человек.
Сочлененный автобус ЛиАЗ-62137 на сжатом метане
Сочлененный низкопольный городской автобус ЛиАЗ-6313 длиной 18,8 м предназначен для обслуживания маршрутов с интенсивным пассажиропотоком. Его общая пассажировместимость составлет до 200 человек (в час пик, при номинальной вместимости 153 пассажира, включая 34 сидячих места). Ранее пресс-служба Группы ГАЗ сообщила, что Ликинский автобусный завод произведет и поставит для Москвы в первом квартале 2022 года 181 автобус на сжатом природном газе (CNG). Автобусы оснащены современными экономичными двигателями экологического стандарта EEV (т.е. Евро-5+), а также мультиплексной системой, контролирующей в онлайн-режиме более 300 параметров работы машины.
Салон автобуса ЛиАЗ-52927
В числе поставляемых автобусов – 118 машин большого класса ЛиАЗ-52927 пассажировместимостью 85 человек и 63 сочлененных автобуса особо большого класса ЛиАЗ-62137 вместимостью 165 пассажиров.
Газовый двигатель экологического стандарта EEV (Евро-5+) Автобусы с газовыми двигателями экологического стандарта EEV (Евро-5+) соответствует самым строгим европейским экологическим нормативам для коммерческих автомобилей. Заправку транспорта природным газом в Москве обеспечивают 10 газозаправочных объектов, в том числе 5 новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций . Стоимость 1 м3 на заправочных станциях «ГАЗПРОМа» в Москве составляет ₽17,5. По расходу один кубометр метана условно эквивалентен одному литру бензина.
Прочие характеристики
В следующей таблице имеются дополнительные параметры, присущие транспорту (ЛиАЗ-5293).
Кузовная окраска | Основной колер – белый, нижняя окантовка – зеленого цвета |
Устройство дверей | Электроуправляемые элементы на пневматике в количестве 3-х штук |
Окна | Одинарные стекла, помещенные в резиновые профили |
Пассажирские сиденья | Пластиковые с тканевой вставкой, раздельные, противовандальные |
Водительское кресло | Оснащено пневматической подвеской |
Освещение | Головные фары комбинированного типа, вертикальные задние световые элементы, «противотуманки» |
Отопительная система | Отопительный узел от двигателя плюс автономный обогреватель жидкостного типа |
Зеркала заднего вида | 3 штуки, смонтированы на подогреваемых кронштейнах |
Ремни безопасности | У водителя |
Интерьер | Водительский отсек отделен перегородкой, имеется окошко для оплаты проезда, солнцезащитная штора, возможно аварийное открывание дверей, |
Аудио | Есть громкая связь, динамики |
Комплектация | Аптечка, домкрат, запаска, набор инструментов |
Первый блин комом
Возможно, ЛиАЗ-5292 так бы и не увидел более глубокого рестайлинга, продолжая комплектоваться проверенными временем двигателем и АКПП, но в дело вмешалась случайность. Конструкторы Ликинского завода, несмотря на свой колоссальный опыт, допустили серьёзный просчёт во время проектирования кузова, что негативно сказалось на технических характеристиках ЛиАЗ-5292. Основная проблема возникла после установки автоматизированной системы контроля проезда, которая имела ряд несовпадений с панелью водительской кабины. Это привело к загромождению полезной площади салона, существенно снижая его вместительность, делая автобус менее экономичным и рациональным в использовании для перевозки пассажиров. Как следствие, данная модель стала переходной в новой линейке низкопольных автобусов Ликинского автозавода.
ЛиАЗ-5292.67 CNG — экологичные автобусы нового поколения на природном газе
Отличительными особенностями этого транспорта являются низкий уровень входа, доступ к интернету и USB-зарядки, современная климатическая система обеспечивают комфорт пассажиров.
Механическая аппарель и специально оборудованные места для маломобильных пассажиров расширяют безбарьерную среду. Автобус ЛиАЗ-5292.67 CNG вмещает до 105 человек, включая 30 посадочных мест и одно место для инвалидной коляски.
Все автобусы полностью низкопольные (отсутствуют ступеньки), а также оборудованы механической аппарелью и электронной системой наклона кузова в сторону остановки, облегчая посадку и высадку пассажиров с детскими колясками, инвалидов, пожилых людей, пассажиров с объемным багажом, велосипедами или самокатами. В автобусах также предусмотрены специальные места для собак-поводырей. ЛиАЗ-5292.67 CNG оснащен кнопками связи с водителем, электронными рейсоуказателями, кондиционерами, USB-зарядками, Wi-Fi-роутерами, системой видеонаблюдения. Просторная накопительная площадка позволяет снизить риск заражения вирусными заболеваниями в автобусе.
Рабочее место водителя соответствует мировым стандартам по комфорту и эргономике. Приборная панель оснащена мультимедийным экраном и вместе с рулевой колонкой регулируется по высоте и углу наклона. Рабочее место водителя оснащено эргономичным сидением на пневмоподвеске с подлокотниками, регулируемым наклоном спинки и электроподогревом, что особенно актуально в холодном климате.
Автобусы работают на сжатом природном газе (CNG — сompressed natural gas) и оснащены двигателями ЯМЗ-536 экологического стандарта «Евро-5». Сжатый природный газ по своему химическому составу сгорает без образования дыма, а содержание вредных оксидов в четыре раза ниже допустимых пределов, установленных стандартом, что особенно актуально в крупных городах. Также стоимость газового топлива значительно ниже дизеля, что позволяет существенно сократить расходы пассажироперевозчика.
Не так давно Челябинск стал именно тем городом, в котором началась тестовая эксплуатация новой газовой модели в России. ЛиАЗ-5292.67 CNG (liquefied natural gas), работающий на сжиженном природном газе — разработан «Группой ГАЗ».
Основное преимущество технологий LNG по сравнению с другими видами газового топлива – большой запас хода между заправками.
Планируется, что в ближайший период автопарк города пополнится также LNG-автобусами ЛиАЗ, дополнительно к уже поставленным CNG-автобусам.
«Группа ГАЗ» — одна из ведущих компаний в России по производству коммерческого транспорта на газовом топливе, выпускающая полный модельный ряд техники на сжатом природном газе, в том числе:
- автобусы всех классов и назначений;
- легкие коммерческие;
- грузовые автомобили;
- специальную технику, созданную на базе грузовых авто.
Техника изготавливается на ведущих российских предприятиях с применением современных технологий автобусостроения: Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ), Курганский автобусный завод (КАвЗ), Павловский автобусный завод (ПАЗ), Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). Модели перед началом производства проходят долгосрочные испытания, в ходе которых обеспечивается безопасность и надежность автомобилей. Эти испытания проходят полигонах, в сложном рельефе, в условиях тестовой эксплуатации на реальных маршрутах.
ЛиАЗ-4292
Низкопольный автобус среднего класса для городских перевозок
Дизайн и версии
Внешность мало чем отличается от других моделей российской компании. Все элементы кузова в стиле ЛиАЗа. Смотрится Курсор гармонично и современно, а на первый взгляд он не уступает даже европейским аналогам, однако, многие легко его путают с автобусами китайских производителей.
Передок выглядит очень опрятно. Этому способствует огромное панорамное ветровое стекло, которое занимает большую часть кузова спереди. Под ним красуется логотип компании и хромированная накладка. В углах расположилась раскосая оптика со сложным наполнением, а под ней виднеются круглые противотуманные фары. С правой стороны в переднюю часть вынесено огромное боковое зеркало заднего вида.
В профиль автобус ничем не примечателен, привлекательные колесные арки, большая площадь остекления и прозрачные двери.
На корме можно выделить огромные вертикально ориентированные фонари и круглые противотуманные фары и повторители поворотов, расположенные во всех четырех углах автобуса. Практически вся площадь задней части автобуса закрыта металлической фальш-решеткой радиатора. Большое количество воздухозаборников можно увидеть и на его концевой части сбоку.
Габариты:
- длина – 9.5 метра;
- ширина – 2.5 метра;
- высота – 2990 мм (включая кондиционер);
- масса автобуса составляет 9020 кг, нагрузить его можно до 14 400 кг.
Доступен автобус в двух версиях:
- городская версия – 3-дверный вариант, вмещающий в себя до 82 человек. Из них предусмотрено 24 сидячих места.
- загородная версия – 2-дверный вариант с количеством сидячих мест на 28 человек, однако, принять он способен от 68 до 75 человек.
Салон
Оснащение места водителя на высшем уровне. Перед ним простой 4-спицевый руль, за которым идет самая современная приборная панель, в которую интегрирован цветной бортовой компьютер. Инженеры серьезно поработали над эргономикой салона и добавили огромное количество полезного функционала, однако, многих водителей не устраивает расположение ручки КПП, которая регулярно соприкасается с коленом.
Отдельно отметим водительское кресло с широким спектром регулировок, оптимальное наполнение и выраженную по меркам автобусов боковую поддержку. У водителя открывается хороший обзор во все стороны, также продумана система наблюдения просмотра входных дверей.
Двигатель
Параметры ЯМЗ-53403
Тип | Дизельный двигатель |
Количество и расположение цилиндров | 4R, вертикальное |
Нормы экологической безопасности | Евро-5 |
Рабочий объем, л | 4,43 |
Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин | 154 (210) при 2300 мин-1 |
Макс. крутящий момент, Нм/мин | 780 при 12001600 мин-1 |
Расположение двигателя | Заднее, продольное |
КПП | АКПП: ZF 6AP-1000B, Allison, Т2100 |
Максимальная скорость, км/ч | 85 |
Гарантия на автобус | 1,5 года или 150 тыс. км пробега |
Комфорт
- Кондиционер
- система
- Тонированные стеклопакеты
- Низкий уровень пола по всей длине обеспечивает удобство посадки/высадки
- Электронные рейсоуказатели
- Доступность для всех категорий пассажиров (механическая аппарель)
- Система наклона кузова «книлинг»
* Является дополнительной опцией и может не входить в стандартную комплектацию
История
С 1994 по 2014 год ЛиАЗ не выпускал в свет ни одной модели автобуса среднего класса. Последней моделью такого класса автобуса был ЛиАЗ-677. Формальным предшественником новой модели автобуса стал ЛиАЗ-5292.60-60 (укороченная модификация до 10,5 метров).
Первые два опытных экземпляра автобуса ЛиАЗ-4292 были построены в мае и июне 2015 года и продемонстрированы на заводе ЛиАЗ, впоследствии два опытных автобуса отправились на испытания: № 1 сразу же после постройки — в а/к № 1417 Коломны (автобус возвращён обратно на завод) и № 3 спустя год после постройки в Филиал Юго-Западный (01283). Испытания первых двух автобусов в заводских условиях прошли успешно, и модель совместно с модификацией запущены в серийное производство.
Технические характеристики | |
Колёсная формула | 4х2 |
Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
Количество дверей | 3 (2) |
Ширина дверей, мм | 2 (785) + 1 (1325) |
Ресурс кузова, лет | 12 |
Общее число мест | 68-82 |
Число мест для сидения | 18-27+1 |
Максимальная скорость км/ч | 85 |
Радиус разворота, м | 8,9 |
Длина, мм | 9 500 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота, мм | 2 740 |
Автотренажер «Автобус ЛиАЗ-5156» (оригинальная панель приборов автобуса ЛиАЗ)
ЛиАЗ-5293 | |
Завод-изготовитель | ЛиАЗ |
Проект, г | 2005 г. |
Выпускался, гг |
|
Экземпляры: | 1907 (на декабрь 2017) |
Полная масса, т | 17, 1 — 17, 6 |
Снаряжённая масса, т | 10, 1 — 10, 6 |
Макс. скорость, км/ч | 90 |
Класс автобуса |
|
ЭКО стандарт | Euro-3 — Euro-4 — Euro-5 |
Вместимость | |
Мест для сидения | 23 (24) |
Номинальная вместимость (5 чел/м²) | 104 |
Полная вместимость (8 чел/м²) | 116 |
Габариты | |
Длина, мм | 11 400 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота по крыше, мм | 3 060 / 3 322 |
Низкопольность, % | 60 % |
База, мм | 5840 |
Салон | |
Количество дверей для пассажиров | 3 |
Формула дверей | 2+2+2 |
Двигатель | |
Модель двигателя |
|
Тип топлива | дизель (природный газ) |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров | вертикальное |
Мощность, л.с. | 238 (242, 250) при 2300 мин-1 |
Крутящий момент, Н·м | 1013 при 1400 мин-1 |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 23 |
Трансмиссия | |
Модель коробки передач |
|
Тип коробки передач | АКПП |
Количество передач | 3 |
Подвеска | |
Тип задней подвески | |
Тип передней подвески | |
ЛиАЗ-5293 на Викискладе |
Уж ты ли это?
Перед тем, как углубиться в описание конструкции, расставим все точки над «i». В настоящее время на конвейере завода одновременно находятся сразу два кузова: традиционный ЛиАЗ-5292 и новый ЛиАЗ-5292 NEW.
Старым кузовом комплектуют машины с двигателем ЯМЗ. Мотор в настоящее время пользуется хорошим спросом, и, похоже, прежний кузов ещё долгое время будут выпускать как бюджетный вариант ЛиАЗ-5292 (надо же, раньше ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293 были «бюджетными» по отношению к ЛиАЗ-5292, а поди ж ты!). Полагаю, что он же в случае необходимости будет использован и под выпуск троллейбусов.
В свою очередь ЛиАЗ-5292 NEW вобрал в себя модификации с импортной силовой установкой. На данном этапе это моторы Scania (ЛиАЗ-529230), MAN (ЛиАЗ-529222) и газовый двигатель MAN (ЛиАЗ-529270).
Полагаю, у кого-то ещё вертится вопрос – а что же нового кроме дизайна появилось в автобусе? Если коротко, то – кузов. Он стал длиннее в свесах: впереди на 170 мм, а сзади на 150 мм. Много это или мало, судить, конечно, вам. Но данный факт позволил наконец-то установить на передних колёсных арках сиденья, а это как-никак ещё 4 посадочных места без снижения общей пассажировместимости.
Кроме того, отмечу проработку интерьера самого салона. Из незаметных, но ощутимых мелочей – окончательно и бесповоротно прописался обратный угол наклона подиумов под сиденьями, благодаря чему стоять в хвостовой части стало намного удобнее. Да и общее впечатление от совокупности светлого пластика и плавных обводов различных элементов – салон стал просторнее.
Если говорить о недостатках, то их теперь не так уж и много. Высоковатыми остались подиумы, пожилым людям на такие места не попасть. В итоге социальными является всего 6 мест в передней части салона. А ещё куда-то исчез потолочный поручень за 2-й дверью – он виден на фото в опытной машине. Не знаю, чем это обусловлено, но удержаться на месте во время движения теперь стало сложнее.
По исполнениям салона ЛиАЗ-5292 NEW в настоящий момент выпущено четыре варианта.
Во-первых, это планировка опытной машины, на которой отрабатывались теории и предположения – именно она фигурирует на большинстве фотографий.
Во-вторых, это автобусы «олимпийского» заказа с персональным входом для водителя и пассажировместимость на 105 человек, из которых 20 могут ехать сидя, и ещё есть места для 3 колясок.
А в-третьих, это партия для Подмосковья, с «маленькой» кабиной водителя, пассажировместимостью 114 человек при 28 сиденьях и креплением для 1 коляски.
Ну и конечно же версия для Первопрестольной с АСКП и всеми нюансами, связанными с этой системой.
Впрочем, у прежнего кузова ЛиАЗ-5292 насчитывалось 9 вариантов планировки с применением АСКП и 9 без неё. К тому же было три варианта учебных машин, один из которых «московский». Объективных причин для уменьшения этого богатства нет – скорее, с увеличением длины кузова на 320 мм их количество возрастёт.
Дела «сердечные»
Линейку применяемых на ЛиАЗ-5292 NEW силовых агрегатов я уже обозначил. Отмечу, что применение двигателя Scania отдельно от шведского шасси – большое достижение «Группы ГАЗ». Шведы принципиально не продают моторы отдельно, предлагая только готовый продукт в виде самоходного авто-бусного шасси. Так что двигатель Scania в моторном отсеке ЛиАЗа – это знак большого доверия к продукции завода.
С КП тоже вроде всё понятно. Как и положено на современных городских автобусах, механическая коробка ни в виде напольной «кочерги», ни даже в ипостаси «ручки-мешалки» даже в качестве опции не рассматривается. Только гидромеханические КП ZF или как вариант Allison (для ЛиАЗ-529270).
По ходовым ощущениям всё предсказуемо. Увеличение вылетов не слишком критично, и профессиональный водитель прироста в габаритах даже не заметит. Двигатель MAN уже хорошо известен перевозчикам, и установка его в новую оболочку изменений в динамику не принесло. Мотор Scania немного тяжелее, но при этом имеет больший литраж, мощность и крутящий момент. Итог – все динамические показатели на прежнем высоком уровне. И хотя машина была порожней, жалоб на недостаток тяги или рывки при переключениях от водителей, работавших на ЛиАЗ-529230 по реальным маршрутам в Сочи, не поступало.
Пару строк об обслуживании. Городские автобусы подобного класса обычно обслуживаются в специализированных ремзонах, оборудованных необходимым оборудованием, а устранение поломки для водителя заключается в ожидании тягача техпомощи. Отмечу лишь то, что реально может понадобиться на линии. Доливать жидкость в бачок омывателя можно и без воронки. Проверить уровень масла в двигателе с помощью щупа – тоже не проблема. Единственный вопрос – замена лампочек в фарах, впрочем, над решением этой проблемы на ЛиАЗе уже думают.
Модель | ЛиАЗ-529222 | ЛиАЗ-529230 |
---|---|---|
Полная масса, кг | 17 700 | 18 000 |
Снаряжённая масса, кг | 10 350 (11 250)* | |
Пассажировместимость, чел. | 85–114 20–28 | |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг | 6500/ 11 200 | 6500/ 11 500 (6355/ 11 645)* |
Двигатель:
|
MAN D0836LOH65 Турбодизельный, I-6, Euro 5 6871 250 при 2300 мин-1 1000 при 1200–1750 мин-1 | Scania DC 09 91A Турбодизельный, I-5, Euro 4 9291 275 при 1800 мин-1 1283 при 1200 мин-1 |
Коробка передач:
|
ZF AP-1200B Автоматическая 6/1 | ZF 6HP504C Автоматическая 6/1 |
Подвеска | Передняя – ZF RL-85A, портальная. Задняя – ZF AV132/90/7, портальный мост | |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, с дисковыми тормозными механизмами и ABS | |
Колёсная формула | 4х2 | |
Минимальный радиус поворота, м | 11,5 | |
Вместимость топливного бака, л | 220 |
*По данным информационного буклета.
Особенности/преимущества
- Надежность: Высокая надежность узлов и ресурс агрегатной базы (более 1 млн. км)
- Межсервисный интервал обслуживания ‒ 30 тыс. км.
Показатели эффективности для Низкопольных модификаций:
- Высокая остаточная стоимость
- Высокий уровень комфорта для водителя и пассажиров
- Увеличение пассажиропотока за счет сокращения простоев на остановках и максимальной вместимости
- Унификация с другими моделями ЛиАЗ
- Доступная цена
Показатели эффективности для рестайлинговых модификаций:
- Увеличенная пассажировместимость до 114 человек
- Высокий уровень комфорта для водителя и пассажиров
- Доступная цена