Модификации ГАЗ-51
На основе базовой модели ГАЗ-51 было создано множество различных модификаций. Выпускались фургоны, самосвалы, автобусы, автоцистерны, различная специальная техника. Грузовики имели свою комплектацию для эксплуатации машин в жарких климатических условиях. Поставлялись «Газоны» и для Советской армии, экспортировались в страны с умеренным климатом. Была и пожарная техника, выпускались почтовые фургоны, автовышки. Производились автомобили, которые могла работать на природном или нефтяном газе.
Вот некоторые основные модификации, созданные на базе ГАЗ-51:
- ГАЗ 51А. Усовершенствованный вариант базовой модели. Самое главное отличие – грузовая платформа увеличенных размеров. Производился с 1955 года и до окончания выпуска серийной модели;
- ГАЗ-63. Полноприводная версия с колесной формулой 4х4. В массовом производстве просуществовала с 1948 по 1968 год. Грузоподъемность две тонны;
- ГАЗ 51 Н. Армейская версия грузовика. «Армеец» имел решетчатый деревянный кузов, дополнительно оснащался бензиновым баком емкостью сто пять литров. Установленные высокие борта и откидные сиденья в виде скамеек разрешали перевозить одновременно до 12 человек. Кузов накрывался сверху тентом;
- ГАЗ-93. Самосвал с рамой, короче стандартного варианта (грузоподъемность 2,25т). Выпуск модификации с 1948 по 1955 год;
- ГАЗ 51Б & ГАЗ 51Ж. Модификации, оснащенные газобаллонным оборудованием. Партия таких автомобилей была небольшая, в сумме было выпущено чуть более 12 тыс. экземпляров;
- ГАЗ 51Ю. Модель, специально разработанная для стран с жарким тропическим климатом;
- ГАЗ 51С. Модель с двумя бензиновыми баками. Основной бензобак имеет емкость 90 литров, дополнительный – объем 105 литров. В разработке ГАЗ 51СЭ плюсом установлено электрооборудование, экранированное от возникновения различных помех;
- ГАЗ 51Р. Такси для перевозки грузов и пассажиров, оборудовано скамейками;
- ГАЗ 51Т. Такси только для перевозки грузов. Перевозка пассажиров в кузове не предусмотрена;
- ГАЗ 51Д. На базе шасси 51 производились самосвалы. Производство освоили в 1958 году, закончился выпуск вместе с завершением производства самой серии 51;
- ПАЗ 651 & КАВЗ 651А. Создаваемые на шасси ГАЗ 51 автобусы;
- ПАЗ 653 & ГЗА 653. Автомобили скорой медицинской помощи Горьковского и Павловского заводов;
- ГАЗ 51П. Эта модификация разработана как седельный тягач, он производился с 1956 года и до окончания выпуска «пятьдесят первого».
Технические характеристики ГАЗ-51
По своим техническим параметрам, подобного рода авто значительно превосходил предшественников отечественного производства, причем даже тех из них, которые выпускались другими заводами. Превосходные рабочие показатели сделали его применение в СССР повсеместным:
- габариты (ДхШхВ) — 5,715х2,28х2,13 м;
- дорожный просвет — 24,5 см;
- размер шин — 7,5:20;
- снаряженная/полная масса — 2,71/5,15 тонн;
- грузоподъемность — 2,5 тонны.
Трансмиссия изделия предусматривает наличие сухого сцепления с 1 диском, а также МКПП с 4-мя передачами, без дополнительного оборудования, например, синхронизаторов. Кабина представляет собой простое рабочее место, которое несмотря на отсутствие современных удобств, была значительно комфортнее, нежели у предыдущих моделей.
История создания двигателя для автомобиля ГАЗ 51
В середине тридцатых годов двадцатого века 4-цилиндровый мотор М-1, разработанный для оборонной промышленности, уже не соответствовал предъявляемым запросам по мощности – требовался более сильный двигатель для грузового автомобиля. Таким ДВС мог стать шестицилиндровый силовой агрегат нового поколения. Но своих конструкторских решений на тот момент в Советском Союзе не было, и в 1937 году было решено закупить чертежи американской модели D5 компании Dodge.
Так получилось, что в чертежах не хватало некоторых деталей, и конструкторы Горьковского автомобильного завода самостоятельно дорабатывали необходимые элементы. Несмотря на то, что новый двигатель внешне похож на американский вариант, он считается собственной, оригинальной разработкой.
Пример двигателя ранней версии для грузовика ГАЗ 51
Новая модель получила индекс ГАЗ 11. Мотор имел свои конструкторские решения, от модели D5 он имел следующие отличия:
- Маслоприемник насоса масляной системы был плавающего типа, на американском образце маслоприемник крепился жестко;
- Газораспределительный механизм ГАЗ 11 имел шестеренчатую передачу (текстолитовая шестерня распределительного вала и металлическая шестерня коленчатого вала). На D5 металлические «звездочки» связывались между собой с помощью цепи (цепная передача);
- Карбюратор К-23 «газовского» двигателя имел собственную разработку и был оснащен новшествами тех времен – экономайзером и насосом-ускорителем.
В первых опытных образцах отечественного двигателя было много недоработок, выявлявшихся при испытаниях.
Родной двигатель на грузовике Газ 51
Массовый выпуск постоянно откладывался и был освоен только в начале 1940 года. В 1941 году ГАЗ 11 после испытаний был принят в качестве судового двигателя на военном морском флоте.
В военные годы двигатель устанавливался небольшими партиями на автомобили ГАЗ 61, по окончанию Великой Отечественной было продолжено усовершенствование мотора. У ДВС ГАЗ 11 появились модернизированные варианты ГАЗ 12, ГАЗ 51 и ГАЗ 52.
Особенности работы двигателя
Грузовой автомобиль ГАЗ-51 получил широкое распространение в послевоенный период. Для разработки его двигателя специально изучались моторы, представленные компанией Dodge из серии двигателей Chrysler с нижним расположением клапанов. Завод даже купил лицензию на производство этих моторов.
При производстве эти двигатели были адаптированы под наши условия, и для ГАЗа 51 моторы выпускались со следующими характеристиками.
Работал двигатель ГАЗ 51 на бензине.
При 2800 об/мин двигателя развивал максимальную мощность до 70 л.с. При этом, максимальный крутящий момент достигался при 1500 об/мин, и составлял 201 Н*м.
Объем цилиндров соответствовал показателю 3485 куб.см. Все цилиндры располагались в ряд, в количестве шести штук. Степень сжатия у цилиндров составляла 6.2. Подача смеси осуществлялась посредством карбюратора, охлаждался двигатель при помощи жидкостной системы охлаждения.
По сравнению с двигателем авто ГАЗ-ММ и ГАЗ-АА, которых ГАЗ 51 заменил, двигатель последнего имел меньший вес, был более прочным, расходовал меньше топлива, показатели мощности также были выше, да и по компактности он превосходил своих собратьев. В ремонте был не прихотлив.
Модификации автомобиля ГАЗ-51 (в хронологическом порядке)
-
- ГАЗ-51 Н – армейский вариант, с решётчатым кузовом от ГАЗ-63, укомплектованным лавками вдоль бортов, а также с дополнительным бензобаком на 105 литров. Выпускался с 1948 по 1975 годы.
- ГАЗ-51 У – экспортный вариант, для умеренного климата. Производился с 1949 по 1955 годы.
- ГАЗ-51 НУ – экспортная модификация армейского варианта грузовика, для стран умеренного климата. Выпускался с 1949 по 1975 годы.
- ГАЗ-51 Б – газобаллонный вариант, работающий на сжатом газе. Выпускался с 1949 по 1960 годы.
- ГАЗ-41 – опытная модификация на полугусеничном ходу, была построена в 1950 г.
- ГАЗ-51 Ж – ещё один газобаллонный вариант, для работы на сжиженном газе. Выпускался с 1954 года по 1959 годы.
- ГАЗ-51 ЖУ – экспортный газобаллонный вариант, работающий на сжиженном газе, для умеренного климата.
- ГАЗ-51 А – модернизация базовой модели ГАЗ-51, пришедшая ей на смену в 1955-м и выпускавшаяся вплоть до 1975 года. Отличается от ГАЗ-51 грузовой платформой увеличенных размеров, откидными боковыми бортами, усовершенствованной тормозной системой.
- ГАЗ-51 Ф – опытная партия, оснащённая двигателем 80 л.с., с зажиганием форкамерно-факельной конструкции мощностью 80 л.с. Была выпущена в 1955 году.
- ГАЗ-51 АУ – экспортный вариант для умеренного климата, серийный выпуск продолжался с 1956 по 1975 годы.
- ГАЗ-51 Ю – экспортный вариант для тропического климата, выпускался с 1956 по 1975 годы.
- ГАЗ-51 С – вариант, оборудованный дополнительным 105-литровым топливным баком. Серийный выпуск осуществлялся с 1956 по 1975 гг.
- ГАЗ-51 СЭ – вариант с дополнительным 105-литровым бензобаком и экранированным электрооборудованием.
- ГАЗ-51 Р – грузопассажирский вариант, по бортам кузова которого оборудовались откидные скамейки, а в заднем борту была предусмотрена дверь и лестница. Выпускался с 1956 по 1975 годы.
- ГАЗ-51 РУ — экспортный вариант грузопассажирской модификации, для умеренного климата, годы производства – 1956-1975й.
- ГАЗ-51 Т – грузовое такси, 1956—1975.
Седельный тягач ГАЗ-51П.
- ГАЗ-51 П – седельный тягач. Выпускался с 1956 по 1975 годы. На седельном тягаче ГАЗ-51П впервые в СССР был применён гидровакуумный усилитель тормозов.
- ГАЗ-51 ПУ – экспортный вариант седельного тягача, для умеренного климата, годы производства – 1956-1975.
- ГАЗ-51 ПЮ – экспортная модификация седельного тягача, предназначенная для тропического климата, производилась с 1956 по 1975 годы.
- ГАЗ-51 В – экспортный вариант, с расширенной до 3,5 тонн грузоподъёмностью. Был оснащён 78-сильным двигателем
- ГАЗ-51В, шинами увеличенного размера до 8,25-20″ и задним мостом полноприводного ГАЗ-63. Серийный выпуск производился в 1957-1975 годах.
- ГАЗ-51Д – шасси с укороченной рамой, предназначенное специально для самосвалов ГАЗ-93А, ГАЗ-93Б и САЗ-2500, которые делали Саранский и Одесский заводы автосамосвалов. В серийном производстве с 1958 по 1975 годы.
- ГАЗ-51 ДУ – экспортный вариант самосвального шасси, для умеренного климата.
- ГАЗ-51 ДЮ – экспортный вариант самосвального шасси, для тропического климата.
Кроме грузовиков, на шасси ГАЗ-51 был построен целый ряд капотных автобусов малого класса. Их выпускали как в Горьком, так и на Павловском автобусном заводе ПАЗ, и на Курганском автобусном заводе КАвЗ. А также на авторемонтных предприятиях по всему Советскому Союзу: в Борисове, Тарту, Тосно, Киеве, Каунасе, и т.д. Очень колоритными были около сотни экскурсионных автобусов с открытыми «кабриолетными» кузовами. ГЗА-653, ПАЗ-653, АС-» – санитарные автобусы-фургоны на шасси ГАЗ-51.
Экскурсионный автобус на базе ГАЗ-51 в Гаграх.
Бесчисленное количество больших, средних и малых предприятий на просторах союзных республик выпускали на шасси ГАЗ-51 разнообразные специализированные машины: мебельные и изотермические фургоны; хлебовозы и автоцистерны, пожарные и коммунальные спецмашины, автовышки, передвижные ремонтные мастерские и т.д.
С этим читают
Создание родстера из ГАЗ 51
В Интернете можно найти довольно большое количество фото переоборудованного ГАЗ 51 под родстер. При этом полученный результат выглядит очень интересно и необычно. Его особенности включают в себя следующие моменты:
- Выразительный прямоугольный колпак, возвышающийся над арками, с незначительной переделкой смотрится очень привлекательно.
- Чтобы превратить высокий грузовик в родстер, подвеска занижена так, чтобы колеса находились всего в нескольких сантиметрах от арок. Большие арки позволяют устанавливать колеса диаметром 20 дюймов и более.
- Как ни странно, форма головной оптики, выпускаемой заводом, идеально подходит для этого автомобиля.
- Тело осталось, но его глубина значительно уменьшена.
Если посмотреть на фото этой установки, похоже, что силуэт практически не изменился. Однако это не совсем так. Между автомобилями есть сходство, но чтобы сделать его настоящим родстером, необходимо будет внести значительные изменения в конструкцию.
ГАЗ-51А и модификации
Модификация ГАЗ-51Б для работы на пропан-бутане. Мощность двигателя 56 л.с.
В 1955 году завод модернизировал грузовик. Машина получила отраслевой индекс ГАЗ-51А, новую увеличенную бортовую платформу, отопитель, модернизированный ручной тормоз и другие изменения, в том числе косметические.
За почти тридцать лет конвейерной жизни, пятьдесят первый получил огромное множество модификаций. На его базе выпускались седельные тягачи, автобусы, самосвалы, пожарные машины и другие специальные автомобили.
Под разными именами ГАЗ-51 выпускался в Польше (Lublin-51), Китае (Yuejin NJ-130), КНДР (Sungri-58). В СССР же его выпуск завершился в апреле 1975 года на отметке 3 миллиона 481 тысячи экземпляров.
Модификация ГАЗ 63
Автомобиль ГАЗ 63 является полноприводной версией ГАЗ 51, от базовой модели у него имеются следующие основные отличия:
- Вместо передней балки установлен мост с гипоидной передачей;
- Присутствует раздаточная коробка;
- Имеется два карданных вала – на оба ведущих моста;
- На задней подвеске устанавливаются два колеса (на модели 51 четыре задних колеса – по два с каждой стороны).
Испытания «шестьдесят третьего» начали проводить с 1939 года, экспериментальные образцы шли до 1948 года. Серийно внедорожник выпускался с 1948 по 1968 год, автозавод за весь период произвел около 475 тысяч полноприводных автомобилей.
Пример армейского грузовика Газ 63 с кунгом
У авто ГАЗ 63 был увеличен дорожный просвет до 275 мм, односкатная конструкция задней подвески позволила увеличить проходимость машины.
По шоссейным дорогам грузоподъемность автомобиля 2 тонны, по грунтовым дорогам не рекомендовалось нагружать машину весом более 1,5 тонны. Расход топлива по техническим характеристикам составляет 25 литров на 100 км. «Шестьдесят третий» считается полноценным внедорожником, способным преодолевать снежную целину и болотистую местность.