Setra S140ES
Setra S140ES (1974 – 1984) -представитель 100-го класса, модификация для пригородных/междугородных маршрутов, которая была впервые представлена на IAA’73, серийное же производство началось в 1974 году.
Компания разработала S140ES в 1973 году. Конструкция шасси и двигателя была взята из S140E, дизайн основан на S130S. Вариант сочлененного автобуса на базе S140ES носил обозначение SG 180, который, как и одиночный автомобиль, предлагался с различными вариантами дверей для городского и междугороднего движения.
Автобус Setra S140ES. Фото Википедия
На первые варианты устанавливался дизельный двигатель объемом 11,94 л. от Henschel. С 1975 года устанавливались дизельные двигатели Daimler-Benz или MAN (оба 210 л.с., позже 240 л.с.), поскольку производство двигателей на Henschel было прекращено.
В стандартной комплектации автобус оснащался КПП ZF S6-90; также были доступны КПП Voith и Daimler-Benz. В 1978 году автобус подвергся редизайну; кроме того, количество ступеней на входе в салон увеличилось с трех до четырех, но при этом высота ступеней была снижена до 200 мм.
Габариты кузова – 11780х2500х3040.
Количество мест для сидения – 53.
Setra 208
Setra S208H малой длины, прототип которого был представлен в Турине в мае 1979 года. В то время все модели Setra 200-й серии изготовлялись в рамках специально разработанной единой общей модульной системы.
Setra S208H – компактный автобус городского типа, подходящий также и для пригородных перевозок, длина которого составляет 7,3 метра с максимальной пассажировместимостью 35 человек. Безопасность и комфорт стоячих пассажиров обеспечивается наличием специальных поручней. Салон имеет высоту 1930 мм.
На Setra S208H установлен 4-цилиндровый дизельный мотор Cummins ISDe 140-30, с объемом 4,5 л. и мощностью 124 кВт (168 л.с.). Этот двигатель имеет два типа охлаждения воздуха – водный и промежуточный, а также соответствует требованиям экологических норм Евро-3.
- КПП — механическая.
- Setra S208H оснащен осушителем воздуха с электроподогревом WABCO. ABS — антиблокировочная система.
- Две одностворчатые двери (с пневматическим приводом, одинарным остеклением) расположены по правому борту.
- Остекление – одинарные боковые окна с безопасными стеклами вклеены в каркас кузова. Боковое окно водителя имеет сдвижную форточку.
- Система отопления – индивидуальный блок отопления / вентиляции водителя, с автоматической регулировкой температуры. Устройство обогрева ног водителя.
- Оснащение салона – флуоресцентное.
- Перегородка позади водителя с поручнем. Солнцезащитная штора водителя. Прикуриватель. Молоточки для аварийного разбивания окон. Аварийные выключатели дверей салона (внутренние и наружные).
- Колесная формула. 4×2
- Тип подвески. Рессорная
- Тип тормозов. Барабанные.
- Шины. 245/70R19,5.
- Колесная база, мм. 3800.
- Максимальная скорость, км/ч. 110.
- Расход топлива, л. 15-18/100 км (загородный — городской цикл).
- Объем топливного бака, л. 130.
- Снаряженная/технически допустимая масса, кг. 5680/9700.
«ОРИГИНАЛ» ИЛИ «НЕОРИГИНАЛ»?
Самая распространенная «вторая» Setra — туристический S215H. Состояние этого экземпляра оставляет желать лучшего: кузов прогнил, лобовое стекло — в трещинах… При этом машина возит детей!
Запчастей к старым импортным автобусам (и в том числе «второй» Зетре) в нашей стране, конечно, не очень много — но все же они есть.
Например, продавцы вовсю рекламируют б/у запчасти, снятые с «убитых» автобусов, разрезанных на площадках в Германии. При этом утверждается, что нет смысла ставить новую деталь на машину, выпущенную раньше 1995 года, — все равно, мол, скоро рассыплется.
Но такая экономия может выйти боком — если не серьезной аварией. Хотя бы потому, что в перечне б/у запчастей, которые предлагает некая фирма, мы обнаружили вот такие примечания, предназначенные «для внутреннего пользования». «Поршни. Большая эллипсоидность, но еще походят» (интересно знать, сколько? — АР). «Главный цилиндр сцепления. Вроде рабочий. Отпускать только после того, как посмотрит клиент». «Webasto. Внешне хороший, но рабочее состояние неизвестно». И наконец: «Вал карданный Setra 215. Цена 11999 рублей. Не елозит туда-сюда. Надо бы расшевелить…» А что, если продавцам удастся-таки «впарить» этот кардан и его заклинит на ходу?!
- Оригинальный подшипник SKF (справа) стоит 131 евро. А неоригинальный (слева) — около 900 рублей
- Оригинальный пневмобаллон подвески стоит 4819 рублей. Неоригинальный — 681 рубль
- Так автобусные б/у запчасти рекламируются в Интернете. Продавцы даже не смогли правильно написать слово «ретардер»… И состояние агрегата внушает большие сомнения
Да, новый и оригинальный кардан в два раза дороже. Но новый и заведомо исправный «неоригинал» стоит даже меньше — 10482 рубля.
Вообще ситуация с новыми запчастями заслуживает отдельного описания. «Только оригинальные детали обеспечивают безопасность!» — кричит заголовок в фирменном мерседесовском журнале Omnibus. Но любой грамотный перевозчик прекрасно знает: зачастую «неоригинал» ничуть не хуже «оригинала», зато разница в цене — огромная.
Абсолютно одинаковые амортизаторы Sachs (только в разных упаковках) обойдутся в 6150 и 4206 рублей соответственно. «Родной» подшипник ступицы SKF дороже неоригинального (но тоже сделанного на предприятии группы SKF) в три с лишним раза.
Разница в цене переднего пневмобаллона подвески вообще поражает: немецкий стоит 4800 рублей, турецкий — меньше 700 рублей. «Но тут все не так просто, — говорят механики. — Можно, конечно, напихать в багажник дешевых турецких баллонов и регулярно менять их на трассе. Но мы себе такого позволить не можем: наши автобусы ходят строго по расписанию. И потому на свои машины ставим дорогие, но заведомо надежные немецкие пневмоэлементы».
Конечно, с годами машины моложе не становятся — особенно на наших дорогах. Но мы просим тех, кто работает на старых импортных автобусах: не экономьте на запчастях. Ведь от их качества зависит жизнь десятков пассажиров! А предел наших мечтаний — если бы все владельцы старых автобусов регулярно проходили диагностику: всего за тысячу рублей (столько в среднем стоит нормочас на хорошем автобусном сервисе) можно получить подробный список проблем и неисправностей. Вот только таких сервисов у нас очень мало. А желающих их посетить — еще меньше…
Справка АР. Редакция благодарит за информационную поддержку техцентр при автоколонне №1417 г. Коломны. Телефон. Код для Москвы и области (26).
Цены на новые запасные части автобусов Setra второй серии, руб. | «оригинал» | «не-оргинал» |
Амортизатор задний, Sachs | 6150 | 4206 |
Болт крепления колеса М22х1,5х60 | 310 | 91 |
Вал карданный | 21653 | 10482 |
Генератор 28В 140А | 42000 | 27741 |
Диск тормозной передний | 10200 | 3400 |
Колодка тормозная | 844 | 387 |
Накладки тормозные задние | 14314 | 2172 |
Барабан тормозной задний | 7378 | 5127 |
Регулятор уровня пола | 9518 | 4295 |
Фильтр воздушный | 2414 | 678 |
Фильтр топливный | 442 | 85 |
Подшипник ступицы наружный | 3215 | 867 |
Подшипник ступицы внутренний | 8160 | 1428 |
Пневмобаллон передний | 4800 | 681 |
Пневмобаллон задний | 3900 | 990 |
Особенности выбора места в двухэтажном автобусе
В турфирме вам могут предложить поездку на двухэтажном автобусе. У этого транспортного средства другая схема расположения мест и свои особенности.
Чтобы определиться, что вам больше подходит, изучите плюсы и минусы каждого этажа.
Из минусов
Салон по отношению к дороге расположен низко, поэтому полюбоваться панорамными пейзажами не получится.
Будьте готовы к тому, что вечером водители продолжат общаться, а возможно, слушать музыку или смотреть фильм.
Минусы тоже есть
Здесь теснее, чем на первом этаже, что особо ощутят высокие и тучные пассажиры.
Будьте готовы каждый раз спускаться, чтобы воспользоваться удобствами или во время стоянок. Второй этаж – не для людей с ограниченными возможностями.
И вместо заключения. Выбрав место по душе, убедитесь, что оно официально указано в ваучере (с билетом все понятно), иначе получится, как в том анекдоте – кто раньше встал, того и тапки.
Аварии с участием туристических автобусов заставляют путешественников задуматься над тем, как не стать их жертвой. Как же выбрать самые безопасные места?
В принципе, автобус считается достаточно . Из-за своего размера и веса, ему практически нипочем встречи с менее габаритными собратьями, типа легковушек. Реальную угрозу представляют лишь большегрузные автомобили и потеря управляемости, которая может быть вызвана чем угодно и чревата опрокидыванием. Даже при худших раскладах, жесткие стойки корпуса довольно надежно защищают пассажиров, особенно тех, кто предусмотрительно выбрал самые безопасные места.
Большинство автобусов дальнего следования оборудованы ремнями безопасности, которые пассажиры почему-то игнорируют. А зря. Ведь их использование в несколько раз снижает вероятность получения серьезных травм при столкновении.
Осмотрите аварийные люки и запасные выходы. Чтобы не показаться параноиком и не сеять панику, сделайте это незаметно для соседей. Поверьте, в критической ситуации вам будет некогда рассматривать инструкцию возле люка, а «выдернуть шнур и выдавить стекло» легко только в теории.
Документы и деньги в поездке нужно всегда держать при себе. Это аксиома, которую знают все. А вот тщательно приготовленную дома туристическую аптечку почему-то бросают на самое дно чемодана, который, естественно, находится в багажнике. А, между прочим, даже элементарный бинт или жгут, находящийся под рукой в случае аварии, может спасти чью-то жизнь. Поэтому возите в ручной клади.
Demonstrator/engineering units
Fleetnumber | Thumbnail | Year | VIN | Engine | Transmission | Notes |
---|---|---|---|---|---|---|
2003 | ||||||
2004 |
|
|||||
2006 | ||||||
|
||||||
2007 | ||||||
2010 |
|
|||||
2010 | Mercedes-Benz OM 471 | ZF 12AS2301BO |
|
|||
2011 | Mercedes-Benz OM 471 | |||||
2012 | Mercedes-Benz OM 471 |
|
||||
2013 | Mercedes-Benz OM 471 |
|
||||
2014 | Mercedes-Benz OM 471 | |||||
2014 | Mercedes-Benz OM 471 |
|
||||
2015 | Mercedes-Benz OM 471 |
|
||||
2016 | Mercedes-Benz OM 471 |
|
Автобусы дальнего следования – хорошие и разные
Если считаете, что достаточно знать номер места, чтобы понять, насколько оно удобное, вы глубоко заблуждаетесь. Парк современных автобусов дальнего следования (АДС) настолько разнообразен, что пока не увидишь схему салона, выводы делать преждевременно.
К примеру, вам досталось кресло № 14. В туристическом МАНе на 59 мест это начало салона, 4-й ряд; но в салоне этой же модели на 45 мест кресло № 14 находится перед дверью и, скорее всего, не откидывается. В 20-местном «Мерседесе» тот же 14-й номер расположен слева у окна в конце салона, а в 45-местном – справа у прохода, 4-й ряд. И таких примеров можно привести массу.
Даже типовая схема конкретной модели не всегда точна, так как перевозчик имеет право внести конструктивные изменения – добавить санузел, кухню, часть сидений (например, задний ряд) убрать, оборудовав спальный или грузовой отсек.
Все базовые модели проходят интенсивные испытания
По причине широкого модельного ряда автобусов Mercedes-Benz и Setra не представляется возможным тщательно исследовать длину, высоту, двигатель и трансмиссию каждого отдельного варианта. Поэтому для проведения испытания инженеры выбирают базовые модели в качестве представителей линейки. Имеются представители всех моделей: двух- и трехосные, одиночные и сочлененные автобусы. Также учитывается распределение веса и высота транспортного средства: к примеру, модель Setra TopClass 500 является туристическим автобусом с очень высоко расположенным салоном, в результате чего модель имеет совершенно иные характеристики управляемости по сравнению с городским низкопольным автобусом, таким как Mercedes-Benz Citaro.
Setra S213H
11,29-метровый туристический (междугородный) автобус с багажным отсеком в межпольном пространстве и двумя дверьми, расположенными в переднем и заднем свесе, с 13 рядами комфортабельных кресел.
Характеристики
- Двигатель. Дизельный Mercedes-Benz мощностью 280 л.с.
- Емкость топливного бака, л. 500.
- Количество посадочных мест. 45/47+1+1.
- Комплектация. Кондиционер. Кофеварка. Полки для багажа. Холодильник. Аудио. Электроподогрев зеркал. Кухня. Микрофон. Подставки для ног. Туалет. Магнитола. Кофеварка. Мобильный телефон. Центральный замок. 2 телевизора. RETARDER. Двойные стекла. Видеоплеер. WEBASTO. Большие багажники.
Setra S431DT
Вершина TopClass 400, потомок двухпалубника Setra S 328 DT засиял всеми красками осенью 2002 года.
Описание и устройство
S431DT — флагманский автобус всего холдинга EvoBus (автобусное отделение Mercedes-Benz + Setra), относящийся к семейству TopClass 400. Двухэтажный трехосный (6×2) туристский лайнер S431DT высшего класса имеет длину 13,9 м., высоту 4 м. Автобус имеет в зависимости от комплектации от 78 до 89 мест для сидения, дизельный двигатель OM502LA заднего расположения, отрегулированным на 435, 476 или 503 л.с., механическую или автоматизированную коробку передач.
Автобус Setra S431DT. Фото Википедия
На борту 4-звездного «туриста» есть холодильник, мини-бар, кухня и туалет. Туалетная кабина расположена по левому борту, за последним рядом кресел первого этажа. Для нее предусмотрен резервуар с водой вместимостью 120 л. Рядом расположен бак еще на 150 л. для водоснабжения кухни и туалета. Дополнительная емкость с питьевой водой на 80 л. находится по центру автобуса, слева от второго входа. Есть на борту холодильник объемом 93 л.
Централизованная система кондиционирования обеспечивает одинаковый микроклимат на первом и на втором этаже. Мощности кондиционера вполне хватает для эффективного охлаждения довольно большого замкнутого пространства.
В потолочном блоке установлены лампы индивидуального освещения. За дополнительную плату вместо ламп накаливания устанавливают энергосберегающие лампы LED-технологии с холодным светом. Рядом с ними есть кнопка вызова гида, которая опять же за доплату будет не глухой, а светящейся. Символика на потолочных блоках управления проста и понятна.
На верхней палубе установлено два ЖК-монитора и один внизу. Трансляция на них осуществляется с бортового видеоплеера или со спутникового ретранслятора.
Для гардероба предусмотрены несколько грузовых ячеек суммарным объемом 8,4 куб.м. За дополнительную плату можно оборудовать пространство для отдыха водителя-сменщика. В этом случае вспомогательные апартаменты займут объем 2,5 куб.м.
Пассажирские сиденья просты, элегантны и удобны. Высота кресла с интегрированным подголовником от уровня пола составляет 1082 мм., ширина спинки – 440, ширина подушки сиденья – 450. Высота спинки — 708 мм. Длина подушки в 483 мм. подобрана оптимально. У 3-звездочного автобуса расстояние между креслами составляет 680 мм., а у 4-звездочных – 740.
На борту две лестницы, ведущие на второй этаж: одна спиральная винтовая и одна Г-образная с двумя маршами. Две нижние ступени передней винтовой лестницы имеют съемные крышки, под которыми есть полости для хранения инструмента и запчастей, объемом 115 литров. Винтовая лестница в передней части салона снабжена хранилищем объемом 210 л. Доступ организован со стороны прохода, а сам проем закрыт элегантной дверцей. Прямо над ней на вертикальной стенке закреплен сетчатый карман для газет и журналов. Ступеньки второй лестницы, расположенной сзади справа, разной высоты. Тайничок здесь оборудован за верхней ступенькой первого марша. Крышка открывается на вертикальной стенке. Ступеньки обеих лестниц оборудованы подсветкой.
Сиденье водителя удобное, приборная панель не бликует, шторка на окне с электроприводом. Электронных приборов и систем на борту, как на космическом шаттле, в частности, темпомат с системой контроля заданной дистанции до впереди идущего транспорта в попутном направлении, — ART; электронное управление тормозной системой EBS, ассистент экстренного торможения ABA, ограничитель скорости при длительном торможении DBL, электронная система стабилизации движения ESP.
Комплектация
В комплектацию туристских машин входят опускающиеся информационные экраны в салоне с диагональю 12,1 дюймов и 5 мониторов по 6,4 дюйма, навигационная система, холодильник, туалет, кухонный и бытовой блоки с кофеваркой, микроволновая печь, водонагреватель, умывальник.
Наиболее комфортабельные версии снабжаются регулируемыми сиденьями с кожаной обивкой, индивидуальными мониторами в спинках каждого сиденья, 8-канальной аудиосистемой, CD-проигрывателем, спутниковым телевидением с возможностью подключения к интернету. На нижнем этаже оборудуются салоны отдыха с креслами и центральным столом, баром и аудиовидеоцентром или деловой офис.
Где безопаснее сидеть в автобусе
При лобовом ударе, который считается самым распространенным и опасным, меньше всего шансов выжить у пассажиров первых рядов, поэтому их отметаем сразу. В особенности следует избегать места справа от водителя
- Во-первых, в огромное лобовое стекло часто влетают посторонние предметы и осколки летят прямо на вас.
- Во-вторых, при аварии вы будете первым претендентом на вылет через все то же стекло.
- И, в-третьих, в критической ситуации, когда водитель поймет, что столкновение неизбежно, он инстинктивно будет отводить удар от себя, подставляя под него вас.
По этой же причине, единственно безопасными местами в передней части автобуса считаются кресла позади водителя. Если они, к тому же, расположены спинками вперед — так это вообще шикарный вариант.
Следующий по «популярности» — удар сзади зазевавшимся спонсором будущего ремонта автобуса. Хорошо, если это будет «Ока», а если кран со стрелой или трубовоз? Поэтому, для перестраховки, отбрасываем как опасные, не только места на последнем ряду, а всю «корму» целиком (3-4 ряда сидений). Вдобавок к этому, задние места нельзя назвать не только безопасными, но и комфортными. Сидеть там неудобно, поскольку сильнее всего ощущается тряска, и вдобавок попадают выхлопные газы.
Таким образом, у нас остается середина салона. Но не будем забывать о вероятности бокового удара. С какой стороны больше шансов его получить? Правильно, со стороны проезжей части, то есть, слева. Кто пострадает в первую очередь? Конечно же, сидящие у окна. Вот так, методом исключения, мы и вычислили, какие места в автобусе самые безопасные.
Безопаснее всего заниматьсидения, расположенные в середине салона, справа от прохода.
Даже если, по невероятной случайности, удар придется именно в правый бок автобуса, у вас будет дополнительная защита в виде более любознательного пассажира, который, в ущерб безопасности, предпочел любоваться пейзажами за окном.
Дополнительным бонусом этих мест можно считать то, что, при потере управляемости, когда автобус швыряет в разные стороны, амплитуда здесь будет минимальной. А значит, у вас будет больше шансов «удержаться в седле», нежели у летающих по салону пассажиров передней и задней части. А если посередине автобуса есть дополнительная дверь — считайте, что это джекпот. Потому как сидеть на самом безопасном месте автобуса — это только полдела, нужно еще суметь быстро выбраться из него в случае аварии.
Двухэтажный Setra S328DT
Двухэтажный туристический автобус.
Двухэтажный автобус Setra S328DT. Фото Википедия
Характеристики
- Годы выпуска. 1992-2002.
- Габариты кузова, мм. (ДхШхВ). 12000х2500х4000.
- Количество и тип дверей. Две одностворчатые сдвижные автоматические.
- Общее количество мест, в том числе посадочных. 74/75, в том числе посадочных 74/75.
- Расстояние между сиденьями, мм. 740.
- Тип сидений. Раздельные мягкие с ремнями безопасности, подлокотниками, подголовниками.
- Двигатель. Mercedes-Benz OM402 LA.
- Тип. Дизельный.
- Количество и расположение цилиндров. 8V.
- Мощность, кВт (л.с.)/мин. 382 (520).
- КПП. ZF 8-ступенчатая механическая.
- Тормозная система. Пневматическая.
Комплектация
ABS, ASR, кондиционер, Webasto, двойные тонированные термостекла, велюровые откидные-выдвижные сидения, сеточки для газет, дополнительное отопление, обдув-вентиляция салона, подъём-спуск кузова, наружные зеркала с элетрообогревом, 5 ТВ+DVD+видеосистема, кухня, туалет, спальное место для водителя, умывальник, навигация, сеточки на сидениях, полки в салоне, холодильник, бойлер, радиомагнитола, микрофон, столики, лампочки для чтения, шторки, топливный бак 450+230 л., большие багажники.
История компании и особенности бренда
История автобусов SETRA берет начало с 1911 года. Компанию основал Карл Кэссборер, что нашло отражение в дизайне машин: до 1983 года в центре радиаторной решетки красовалась большая металлическая буква «К». Она присутствует и сейчас, но выполнена из пластика, сдвинута вправо и расположена под надписью SETRA.
Компоновка силовых узлов была выполнена по «толкающей» схеме – двигатель в кормовом отсеке. Она не изменялась в последующие годы, кроме тех случаев, когда кузов машины выполнялся составным – серия SG сочлененных городских автобусов. С 1994 года компания входит в состав концерна Daimler AG.
В европейской табели о рангах бренд SETRA входит в десятку лидеров производителей туристических и междугородных моделей класса люкс. Однако выпускаемый ею модельный ряд машин гораздо шире. В него входят также междугородные автобусы средней комфортности (серия MD), а также рейсовые, работающие на муниципальных маршрутах – серия SL.
Setra 317 HDH
Туристический полутораэтажный трехосный автобус вместимостью 54 пассажира, которые имеют возможность расположиться на комфортабельных мягких креслах с подлокотниками, подголовниками, ремнями безопасности, двумя поручнями, сеткой для личных вещей и раскладным маленьким столиком.
Характеристики
- Габариты кузова, мм. 13500х2500х-.
- Ширина между сиденьями, мм. 830.
- Двигатель. Mercedes-Benz мощностью 442 л.с., v8, турбодизель.
- КПП. Автоматическая 8-ступенчатая.
Комплектация
- Кондиционер (климат-контроль)
- TV
- DVD/CD
- Wi-Fi
- Микрофон
- Холодильник
- Миникухня
- Туалет
- Двойные стеклопакеты
Setra 317 HDH
Туристический полутораэтажный трехосный автобус вместимостью 54 пассажира, которые имеют возможность расположиться на комфортабельных мягких креслах с подлокотниками, подголовниками, ремнями безопасности, двумя поручнями, сеткой для личных вещей и раскладным маленьким столиком.
Характеристики
- Габариты кузова, мм. 13500х2500х-.
- Ширина между сиденьями, мм. 830.
- Двигатель. Mercedes-Benz мощностью 442 л.с., v8, турбодизель.
- КПП. Автоматическая 8-ступенчатая.
Комплектация
- Кондиционер (климат-контроль)
- TV
- DVD/CD
- Wi-Fi
- Микрофон
- Холодильник
- Миникухня
- Туалет
- Двойные стеклопакеты
Критерии выбора места
О вкусах, как известно, не спорят, поэтому критерии выбора удобного места у каждого могут быть свои. Опытные туристы рекомендуют в первую очередь учитывать такие параметры, как:
- безопасность;
- расположение кресел по отношению к двери;
- сегмент салона (начало, середина, конец).
Остановимся на них подробнее.
Опасные и безопасные
Сообщения о дорожных инцидентах с участием АДС появляются с пугающей периодичностью, поэтому задача № 1 каждого путешественника доехать до места назначения целым и невредимым.
Какие места потенциально опасны?
- Первый ряд, особенно справа от прохода. При лобовом столкновении они первыми попадают под удар.
- Последний ряд может пострадать, если удар придется сзади. К тому же при резком торможении у пассажиров заднего ряда выше риск травмироваться, вылетев в проход.
- Кресла у окна левой части салона. У нас правостороннее движение, поэтому этим боком автобус всегда повернут к потоку машин.
Наиболее безопасные места в автобусе дальнего следования следующие.
- В середине салона с правой стороны. Но даже в этой относительно безопасной зоне лучше садиться не у окна, а возле прохода.
- Кресла сразу за водителем. Считается, что водитель, инстинктивно уклоняясь от опасности, выводит эту зону из-под удара, а правую сторону, наоборот, подставляет.
«Коварные» – рядом с дверью
Особым «коварством» отличаются места, расположенные в непосредственной близости к двери.
Если они находятся за нею, зимой и осенью – это зона холодных потоков воздуха, которые попадают на пассажиров каждый раз, когда открывается дверь. Кстати, летом приток свежего воздуха, скорее, можно отнести к плюсам.
Если кресла находятся с правой стороны перед дверью в середине салона, они не откидываются. Так задумано, чтобы не мешать людям выходить на остановках. Обычно такие места стоят дешевле, но пассажиры не всегда до конца осознают причину бонуса.
Зона рядом с дверью не лишена достоинств. Вы первыми выйдете из автобуса на стоянке, соответственно, быстрее попадете в буфет, туалет или просто успеете покурить.
Недостатки задних рядов
Последний ряд в АДС мало кто любит. И на это есть основания.
- Здесь сильнее трясет, а людей с морской болезнью укачивает.
- Спинки кресел не откидываются, значит, нет возможности расслабиться, подремать.
- Если для охлаждения воздуха используют не систему климат-контроля, а общий кондиционер, сзади сильно дует.
- Если телевизор один, с заднего ряда его не видно и не слышно. То же самое и с гидом во время экскурсии.
Некоторые туроператоры обычно продают на последний ряд, состоящий из 5 кресел, два билета. Тогда у их обладателей будет возможность не только сесть, но и полноценно лечь.
Модельный ряд: Comfort Class и не только
С 1951 года компания выпускает автобусы, начиная с революционной модели S8 с первым в мире несущим кузовом со сварным пространственным каркасом из стальных профилей, сконструированным инженером Otto Kassbohrer. Эта конструкция заложена в основу большинства современных автобусов.
В 1967 году Setra представила серию автобусов, ознаменовавших переход к важному шагу развития марки. Семейство S100 собрало лучшие технические новшества того времени
В 1973-м выходит в свет самая высокая модель S200 Super-Setra, гарантировавшая прекрасную обзорность туристам. Первый двухэтажный автобус S228DT фирма выпускает в 1982 году.
Новые стандарты дизайна и комфорта задала 300-серия автобусов Setra, представленная миру в 1991 году.
В 2001-м Setra начинает производство нового семейства автобусов Topclass 400. По сравнению с предшественником модель отличалась современным дизайном с улучшенной аэродинамикой и облегченным кузовом.
Автобусы Setra MultiClass: S 415 LE business и S 418 LE business. Фото Setra
В 2012 году немецкая фирма начинает производство 500-й серии автобусов Setra. Первенцем семейства стал Setra Comfort Class 500. Двумя годами позже представлена люксовая туристическая модель Top Class 500.
Современная линейка моделей включает три базовых семейства автобусов:
- Multi Class — рентабельные и комфортабельные модели с низким расположением пола;
- Comfort Class — машины для комфортных поездок с большим количеством багажа;
- туристические максимально комфортабельные Top Class 500 класса.
Но пользователей Интернета интересуют не только новейшие разработки предприятия, но и отдельные модели прошлых лет, которые рассмотрены далее.