Berliet t100

Эксплуатация и третий экземпляр

Колея и огромное колесо Berliet T100

В декабре 1958 года Berliet T100 №2 отправился в Алжир на опытную эксплуатацию. В ходе испытаний выяснилось, что грузовик имеет неплохую проходимость. Благодаря широким колесам даже с максимальной загрузкой удельное давление на грунт не превышало 1 кг/см2. Полноприводная трансмиссия, межосевая и межколесная блокировка на двух осях, также значительно облегчили передвижение в песках Сахары. При этом Berliet T100 был довольно экономичен, и на 100 шоссейных километров расходовал около 90 литров солярки. По бездорожью аппетит возрастал до 240 л/100 км.

В 1960 года Berliet T100 №1 также приступил к работе в Сахаре. Однако после освобождения Алжира от оккупации, эксплуатация грузовиков была завершена. Позднее в 1981 году один из автомобилей вернулся во Францию, а второй остался в Алжире на вечной стоянке. Во Франции самосвал недолгое время проработал на урановых рудниках, а также на строительстве различных объектов инфраструктуры, после чего был разобран на металл.

Контекст

Разработанный для поиска залежей углеводородов, Berliet T100, спущенный на воду в 1957 году, так и не достиг ожидаемого коммерческого успеха. (Вскрытие неисправности, описанное Полем Берлие во время интервью для журнала FranceRoutes 5 декабря 2006 г.) .

С 1954 года месторождения углеводородов были открыты в Алжирской Сахаре. Приглашенный директором Shell поехать в Эль-Голеа (ныне Эль-Мения ) в конце 1956 года, Поль Берлие «отметил, что автомобили, имеющиеся в распоряжении компании, не подходят. Директор Shell попросил сделать ему предложение. Материалы. которые могли бы помочь ему в разведке и эксплуатации. Переброшенный самолетом из Тимимуна на их базу в Гранд- Западном Эрге, Поль Берлиет обнаруживает барханы, большие дюны в форме полумесяца и гигантские дорожные работы, необходимые для их пересечения полуприцепами, которые перевозят нефтеразведочное оборудование ».

Поль Берлие продолжает: «Когда я увидел проблемы, создаваемые дюнами в Сахаре, я решил сделать T100. Наконец, мы показали то, что умеем делать: самый большой грузовик в мире! Андре Биллизу — разработка машины. способен выдерживать нагрузку в 50 тонн в дюнах без необходимости использования чрезвычайно дорогостоящего маршрута.Я взял самые большие шины, доступные в то время, выбрал двигатель Cummins, который представлял лучший компромисс между мощностью, легкостью и производительностью в целевом диапазоне мощностей. . 600 л.с. первого двигателя были недостаточны и увеличились до 700 л.с., но мощность 1000  л.с. была бы желательна ».

T100 № 1 был представлен на Парижском автосалоне в октябре 1957 года, а № 2 был отправлен в Сахару, к которому в декабре 1957 года присоединился № 1. Два T100, представленные в Алжире, остались в Гасситуиле, но не использовались. очень долго, потому что очень быстро легкодоступные газовые месторождения были открыты алжирцами, потерявшими интерес к Большому Западному Эргу. Чтобы расширить свои нефтяные исследования после обретения независимости, алжирцы приобрели американское оборудование.

T100 № 3 представлял собой автомобиль с колесной формулой 6×4, оснащенный самосвалом Marel для использования на урановых рудниках Лимузена. Он останется уникальным примером, потому что очень быстро оказался непригодным для использования в карьере из-за чрезмерного износа шин заднего тандема. Один производитель попытается провести аналогичный эксперимент (конфигурация 6 × 4) с карьерным самосвалом Terex с его 33-19 Titan в 1973 году, но без особого успеха .

T100 # 4 был разработан для рынка США. Поль Берлие говорит: «  Чтобы завоевать Америку, вам нужно то, что вам нужно. Я нанял американского стилиста, чтобы он спроектировал грузовик, который будет хорошо выглядеть! Увы, это была горькая неудача. Поскольку американцы являются крупнейшими производителями нефти в мире, мне нужно было продать им свои грузовики. С американским дизайном, американским двигателем и коробкой передач, я сказал себе, что мы положили все шансы на нашу сторону.  «Несмотря на хороший прием во время презентации на ярмарке в Талсе, отдел продаж Berliet никогда не запрашивал информацию и не получал никаких заказов .

Поль Берлие уничтожил Т100 № 3 и № 4 в 1978 г. и заставил алжирцев восстановить № 2, который в настоящее время хранится в Айне, а № 1 остался в Алжире .

После приключения T100 Berliet хочет производить специальные автомобили. В течение 15 лет Berliet будет предлагать самосвалы, на этот раз с 2 осями. Модельный ряд от Т18 до 65, крановое шасси «PG» и другие машины, которым предстоит встретить жесткую конкуренцию. Вторая горькая неудача для производителя, который окончательно прекратит все исследования и производство, кроме традиционных гражданских и военных автомобилей с 1970/71 .

История

Грузовики были спроектированы и построены секретно и в сжатые сроки; первая была закончена через девять месяцев на заводе в г. Курбевуа. Его неожиданно представили на автосалоне в Париже в 1957 году. Однако он был слишком большим, чтобы поместиться в главном выставочном зале, поэтому Берлие построил специальный внешний павильон для демонстрации нового огромного грузовика. Затем он был показан на различных автосалонах — в Лионе, Авиньоне, Хельсинки, Касабланке, Франкфурте и Женеве. Он начал работать на нефтегазовых месторождениях Сахары; после обретения Алжиром независимости он стал собственностью правительства Алжира и был сохранен в Хасси-Мессауд.

Второй Т100 был построен в 1958 году, еще два — в 1959 году.

Второй T100, проработавший в Алжире, позже был возвращен в музей Фонда Берлие в 1981 году.

Грузовики были товарищами по конюшне Berliet GBO1560-тонный грузовик 6×6, который был выпущен в 1956 году. Всего было построено 45 автомобилей, большая часть которых экспортировалась в Алжир.

Т100 п о 4

Носитель 102 тонны TPC T100 n o  4 Tulsa 1959 имеет улучшенную 5-местную кабину со встроенным спальным местом шириной 4,80  м, шестью дворниками на барьере обкатки из 3 частей, трансмиссией 2х4 вперед и 2х4 сзади, лебедкой Garwood за кабиной.

Размеры составляют 12,662  м в длину, 3,98  м в высоту при колесной базе 5,05  м в конфигурации 6×6. Существовала возможность создания тракторной версии 190 тн ПТР.

Этот грузовик оснащен тем же двигателем, что и другие Т100. Затем бренд протестировал вертолетную турбину Turboméca Turmo III C, развивающую 1000 л.с. при 2400 об / мин . Поскольку потребление было чрезмерным, проект был заброшен.
  

Berliet T100: история огромного грузовика массой 59 тонн и расходом 640 литров на сотню

Пожалуй, самым блистательным днем в истории марки Berliet можно назвать 2 октября 1957 года. В этот день на Парижском автосалоне, при большом ажиотаже публики, фирма представила свой самый большой грузовик — гигантский T100 грузоподъемностью в 100 тонн, ставший на некоторое время самым большим автомобилем в мире.

Модель была изготовлена по заказу нефтедобывающих компаний, работающих в Сахаре. Всего было построено четыре экземпляра — 3 машины с грузовой платформой и 1 самосвал. Самосвал отличался от остальных экспериментальной кабиной, расположенной над двигателем.

Фото autoreview.ru

Монструозный трехосный грузовик имел длину 13,4 метра, ширину 5 м и высоту 4,5 м. На первой машине устанавливался дизельный V-образный 12-цилиндровый двигатель Cummins объемом в 30л и мощностью в 600 л.с. (позже отдачу увеличили до 700 л.с.).

Масса пустого Berliet T100 составляла 59 тонн (из них на дигатель приходилось 2,5 т), а с полной нагрузкой — все 200 тонн. Однако благодаря специальным широкопрофильным шинам диаметром 2,2 метра, удельное давление грузовика на почву не превышало по силе давление ноги верблюда.

► Подпишитесь на наш канал в Telegram

Фото 40ton.net

С гигантским мотором монстр мог разгоняться лишь до 35 км/ч, пожирая при этом 640 литров топлива на 100 км. Чтобы с таким расходом можно было передвигаться хоть на какое-то расстояние, Т-100 был оборудован двумя топливными баками по 950 литров каждый.

А еще к каждому грузовику в комплекте шел специальный автомобильчик для перевозки запасных частей и специального домкрата.

Покатавшись по различным выставкам, автомобили отправились на работу в Сахару. Два экземпляра осели в Алжире, впоследствии один из них вернули в музей Berliet во Франции, а второй остался в африканской стране, где позже был выставлен в музее города Хасси-Мессауд.

Третья машина отправилась обслуживать урановый рудник в Бессине, где пробыла до 1965 года. После этого она какое-то время использовалась дорожно-строительной службой, пока в 1978 году не была отправлена на лом.

Фото fondationberliet.org

Самый интересный четвертый экземпляр Berliet T100 — самосвал с гигантской кабиной, в которой вполне бы могла разместиться однокомнатная квартира. В реальной эксплуатации он никогда не участвовал и был создан для показа на выставках и испытаний всяких технических наработок компании.

В частности, на нем был опробован 1000-сильный газотурбинный двигатель Turbomeca. Однако к середине шестидесятых фирма Berliet столкнулась с финансовыми проблемами, так что им стало не до гигантских самосвалов. В итоге экспериментальный Т100 был отправлен на свалку, а в 1967 г саму марку выкупил Citroen.

Фото sosyol.com

Фото bigtruck.nl

Фото autoreview.ru

Фото drive2.ru

Фото fetti.ru

Berliet T100 — гигантский ретрогрузовик времен французской оккупации Африки

Огромный грузовик массой 59 т и с аппетитом на 640 л топлива на сотню станет героем нашего рассказа. Он увидел мир в 1957 г., когда его показали на Парижском автосалоне. Гигант Т100 предсказуемо мог справиться с сотней тонн груза. Тогда он даже на некоторое время получил титул самого большого грузовика в мире.

Грузовик сделали по заказу нефтедобывающих компаний, которые работали в Сахаре. Таких машин создали всего четыре, и три из них были оборудованы грузовой платформой и имели полный привод 6×6, а один грузовик с самосвальным кузовом обладал колёсной формулой 6×4. Самосвал, к слову, отличала нестандартная кабина над двигателем. Чтобы обычный человек мог рулить, в машину встроили два отдельных маленьких двигателя рулевого управления.

В целом машины предназначались для нефтяной или газовой промышленности и были готовы к тяжёлому бездорожью. Брутального вида грузовик имел три оси и был 13,4 м в длину, 5 м в ширину и 4,5 м в высоту. Первый автомобиль оборудовали 30-литровым V-образным двигателем Cummins с 12 цилиндрами. Он выдавал 600 л. с. мощности, а впоследствии отдачу смогли увеличить до 700 л. с. Коробка передач здесь была автоматическая, от компании Clark. Мосты для гиганта изготавливали по спецзаказу.

Пустой Berliet T100 весил 59 т, 2,5 из них приходилось на двигатель. С полной нагрузкой масса машины достигала 200 т. Отдельно стоит упомянуть широкопрофильные шины автомобиля, их диаметр достигал 2,2 м, что компенсировало массу к давлению на почву. Интересный факт: удельное давление не превышало давления ноги верблюда.

Машина была воистину гигантской, и, несмотря на могучий двигатель, автомобиль развивал скорость всего 35 км/ч и требовал 640 л топлива на 100 км пути. Для того чтобы T100 мог хоть куда-то доехать, его оснастили сразу двумя баками объёмом 950 л каждый. Ещё одна интересная деталь: каждый такой грузовик имел своеобразный «брелок». В комплекте шла небольшая, но рабочая машинка для перевозки домкрата и запчастей для гиганта.

Два автомобиля остались работать в Алжире, один из них в последствие попал в музей Berliet во Франции, второй в музей Хасси-Мессауда. Третий грузовик поехал работать на урановом руднике в Бессине, там он трудился до 1965 г. Позже его использовали на дорожно-строительной службе, а в 1978 г его списали на лом.

Более интересная судьба была у четвёртого автомобиля. Речь о монструозном самосвале с кабиной-однушкой. На её площади могла разместиться российская однокомнатная квартира. Грузовик никогда не использовали для настоящей работы, на нём испытывали разные нововведения и показывали его на выставках. К примеру, на этой машине испытывали газотурбинный двигатель Turbomeca мощностью 1000 л. с.

Конец настиг машину в 1967 г., когда её за ненадобностью отправили на свалку. Компания увязла в денежных проблемах, не смогла слишком много заниматься гигантскими грузовиками, и в итоге марку выкупил Citroen.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Между двумя войнами

После выпуска в годы войны танков, армейских грузовиков, бронеавтомобилей, артиллерийских тягачей и санитарных машин компания Renault накопила значительный опыт в создании надежных, простых и ремонтопригодных транспортных средств, высоко оцененный в 1920–1930-е годы. Грузовики Renault оказались самыми надежными по условиям конкурса, организованного французскими автотранспортниками в 1921 г. Новые моторы, тормоза и подвески показали себя с лучшей стороны. Радиатор по-прежнему устанавливали за мотором, но это не мешало машинам успешно проявлять себя в многочисленных пробегах по Африке и Южной Америке. Широко применялась на грузовиках установка кабины над двигателем, с 1935 г. началось широкое внедрение дизельных моторов, а в конце 1930-х был освоен выпуск машин, работающих на древесном газе. По данным статистики, грузовики Renault к концу 1939 г. стали самыми популярными во Франции. Их доля в парке достигла 40%.

Шасси военного автомобиля Berliet VPB с равнорасположенным положением осей и приводом на все колеса. 1930 г.

Тем временем в 1930 г. Мариус Берлие развернул активные работы по внедрению дизелей на свои машины. В результате через два года работоспособные моторы были созданы, их начали устанавливать на новые семейства грузовиков грузоподъемностью от 5,0 до 15,0 т. Перед Второй мировой войной компания освоила выпуск газогенераторных грузовых автомобилей, бронеавтомобилей и легких разведывательных машин.

Компания Latil в начале 1930-х годов отказалась от применения переднего привода, предпочитая выпуск машин традиционной компоновки с задними ведущими колесами. Дизельные двигатели, выпускавшиеся по лицензии английской фирмы Gardner, отличались малым расходом топлива. Сохранилось производство полноприводных колесных тягачей со всеми управляемыми колесами. Газогенераторы, которыми комплектовали часть выпускаемой продукции, высоко ценились, потому что потребляли различные виды твердого топлива.

Среднетоннажный грузовик Renault с горизонтальным дизелем, расположенным под полом платформы в базе. 1950 г.

Berliet: рождённый удивить

Франция была еще одной из величайших колониальных держав, когда руководство страны решило максимально интегрировать территорию Алжирской Сахары под свой протекторат. Геологи определили новые залежи нефти намного ниже горячей поверхности пустыни, что требует новых технологий для ее разработки и, соответственно, новой логистики по доставке современного оборудования и всего необходимого.

К концу 1950-х годов это был логистический кошмар, потому что не было ни одной мобильной машины, которая могла бы доставить тяжелый груз к скважине. Французское правительство поручило специалистам Berliet разработать автомобиль, который будет выполнять эту работу.

Таким образом, проект T100 был запущен, и Berliet, как ведущий производитель грузовых автомобилей премиум-класса, быстро нашел решение. Французский производитель автомобилей отправил группу инженеров в Алжир для изучения географических условий, и делегация могла вернуться домой с окончательной идеей создания необходимого автомобиля. Исследователи выполнили задачу, и после недели дикой жары в пустыне обнаружили, что грузовик должен был быть намного больше, чем любая ранее сделанная модель марки. Он таким и стал — самым большим грузовиком!

Работы по разработке начались в январе 1957 года и с довольно необычного поступка — покупки самых больших шин Michelin. Дизайнеры разработали дизайн грузовика и построили первый Berliet T100 в октябре того же года — после всего лишь девяти месяцев разработки.

Использование ряда существующих компонентов и технологий от внешних поставщиков помогло ускорить процесс. Французы, между прочим, установили на грузовик готовую силовую установку — они выбрали 29,6-литровый V12 Cummins мощностью 600 л.с. Большой двигатель передавал свою мощность на шесть колес через полуавтоматическую коробку передач Clark с четырьмя передними и четырьмя задними передачами. Максимальная скорость пустынного крейсера составляла около 34 км/ч.

Длина грузовика составила 13,5 м, высота — 5 м, ширина — 4,4 м, полная масса — 111 т. В 12-цилиндровый дизель топливо поступало из пары 946-литровых топливных баков. Пикантным моментом являлось то, что в дополнение к Cummins машина оснащалась двигателем Panhard Dyna, который приводил в действие только насос гидроусилителя руля. Таким образом, стало возможным передвигать колоссальный грузовик на сцепке без запуска основного агрегата. Кроме того, машина прошла серию исчерпывающих испытаний, чтобы убедиться, что детали были устойчивы к суровому климату в Сахаре.

В ходе дальнейших испытаний инженеры предпочли увеличить мощность мотора V12 до 700 л.с., а второй грузовик T100 получил более мощный двигатель на стапеле. Первые два T100 были отправлены в Африку, а третий представлял собой 10-колесный самосвал, заказанный французским правительством для использования в шахте. Четвертый образец был отправлен в США в качестве демонстрационного прототипа.

Сотрудничество с американцами могло быть многообещающим для Berliet, но производство застряло всего на четырех экземплярах. В то время никто не ожидал, что президент Шарль де Голль предоставит Алжиру политическую независимость в 1962 году, что сделает практически невозможной добычу французской нефти в этом районе. Франция логически ограничила свои сахарские амбиции, и шансы на производство еще нескольких T100 испарились.

Первый сделанный экземпляр работал несколько десятилетий: сейчас он стоит на приколе где-то в пустыни и нуждается в полной реконструкции. Вторая модель вернулась домой в 1981 году и была восстановлена, чтобы сохраниться как музейный экспонат. Третий гигант покинул месторождение в 1964 году, некоторое время помогал в строительстве шоссе, а затем был ликвидирован. Четвертый Т100 постигла та же участь и он оказался в утиле. Сегодня гигантский грузовик — просто воспоминание о лучших временах в истории колониальной сверхдержавы.


Поделиться

T100

Автомобиль первой серии

В начале 1950-х во Французском Алжире велась активная подготовка к промышленной добыче нефти. Дело осложнялось тем, что работа шла в условиях жаркой и пустынной местности. Другими словами нефтяным компаниям требовался специализированный грузовик с хорошей проходимостью и большой грузоподъемностью. В 1956 году для оценки транспортных потребностей нефтяников, в Алжир отправился представитель фирмы Berliet — Поль Берлие. В результате этой поездки, уже в начале 1957 году на фирме приступили к разработке уникального грузовика с грузоподъемностью 50 тонн. Машину построили в рекордные 8 месяцев, и в октябре 1957 года, самый большой в мире грузовик, представили на Парижской автовыставке.

Полная масса автомобиля составила 100 тонн, от чего он и получил название Berliet T100. Он представлял собой огромный (15 м в длину и 5 м в ширину) трехосный грузовик с колесной формулой 6х6. В его основе лежала лонжеронная рама с мощными поперечинами и пониженной передней частью. Подвески всех колес зависимые рессорные, сзади балансирная со стабилизаторами. Гидравлические амортизаторы в количестве четырех штук имелись только на передней оси. Изготавливались они по специальному заказу на фирме Messier, выпускавшая самолетные шасси и тормозные системы. Помимо амортизаторов, Messier подготовила дисковые тормозные механизмы защищенные от попадания мелкого песка и грязи.

Двигатель и КПП также пришлось искать на стороне, своего силового агрегата необходимой мощности у Berliet не имелось. Под округлый капот хорошо вписался 12-цилиндровый V-образный дизель Cummins VT12 объемом 24 л и мощностью 600 л.с. В пару к мотору определили 8-ступенчатую МКПП от тепловоза. В случае отказа двигателя, для поддержания работоспособности рулевой и тормозной системы имелся вспомогательный бензиновый мотор мощностью 40 л.с.

Выглядел Berliet T100 вполне традиционно — как обычный грузовик, разве что очень большой. В передней части находилась трехместная капотная, цельнометаллическая кабина, а сразу за ней — механическая лебедка Garwood с тяговым усилием в 45 тонн и тросом длиной 75 метров. Сзади монтировалась стальная грузовая платформа с небольшим скосом в задней части, общей площадью 27,2 м2. Под платформой в средней части машины находились два топливных бака на 950 л. По плану предполагалось установить более массивные колеса, однако фирма Michelin не успела вовремя изготовить покрышки, поэтому на первом Berliet T100 устанавливались уменьшенные колеса диаметром 1,8 м.

Автомобиль второй серии

В 1958 году построили второй Berliet T100. Его легко можно отличить по увеличенным колесам диаметром 2,2 м и небольшому горбу на капоте под которым скрывался форсированный Cummins VT12, с увеличенным до 28 литров рабочим объемом и мощностью 700 л.с. Кроме того новыми колесами и мотором оснастили Berliet T100 перовой постройки. В 1961 году обе машины взамен механической коробки передач получили более выносливую 4-ступенчатую полуавтоматическую коробку Clark R1400.

В 1959 году французы собрали еще один тяжеловес, на этот раз грузоподъемностью 80 т. Грузовик получил сдвоенную ошиновку задних осей, стальной кузов ковшового типа объемом 50 м3, а так же лишился привода на переднюю ось. В остальном он был идентичен другим автомобилям.

Дизайн

Три грузовика были построены с обычным управлением (с кабиной за передней осью); четвертый был построен с передним управлением (конструкция кабина над двигателем (и спальные места)). У них было 29,6 л. Cummins Двигатели V12 мощностью 600 л.с. (447 кВт) и 700 л.с. (522 кВт). Грузовики предназначались для использования на бездорожье в нефтяной и горнодобывающей промышленности, в частности при разведке нефти в Сахаре. Рулевое управление приводилось от отдельного небольшого Panhard двигатель.

Первые два грузовика были бортовыми 6×6 полной массой 103 тонны; третий был построен как самосвал 6×4, для уран мой в Бессин-сюр-Гартемп; четвертым стал еще один бортовой грузовик полной массой 102 тонны, или 190 тонн в качестве тягача. Он был экспериментально оснащен Turbomeca газовая турбина в 1962 году, но расход топлива был чрезмерным, поэтому снова был установлен обычный дизельный двигатель.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: