Массово-габаритные параметры
Несмотря на то, что «Татра 815» является грузовиком, способным перевозить даже очень большой вес, данный автомобиль имеет весьма скромные габаритные размеры:
- высота кабины от земли – 1 970 мм;
- ширина погрузочной платформы – 2 400 мм;
- длина погрузочной платформы – 4 310 мм;
- высота грузового отсека варьируется в широких пределах.
Стандартная модель, выпускаемая на сегодняшний день, способна без каких-либо затруднений перевозить груз объемом до 16 990 кг. Полная масса составляет 28 500 кг. Вес автопоезда, полностью нагруженного, 44 000 кг.
Нагрузка на оси распределяется следующим образом (колесная формула 6×6):
Ось | Снаряженная масса, кг | Максимальная масса, кг |
Передняя | 3 932 | 6 300 |
Средняя | 5 116 | 11 100 |
Задняя | 2 552 | 11 100 |
При необходимости данные пределы можно незначительно превышать. Хребтовая рама грузовика и остальные элементы (ходовая часть, подвеска) выполнены с очень большим запасом прочности.
Tatra 815. Преимущества применения данных самосвалов
Самосвалы Татра 815 оснащены колесными формулами от 4х4 до 12х12. Кроме того, их мощность колеблется от 310 до 820 л.с. Изначально планировалось, что техника данной марки заменит грузовые автомобили Татра 813, которые, чаще всего, использовались для грузоперевозки по размытому дорожному полотну и опасной местности. Но, в последствие, завод-изготовитель начал производство 813 моделей, адаптированных для передвижения по качественному дорожному покрытию.
На самосвалах Татра 815 можно перевозить навалочную и рассыпную продукцию не только по асфальту, но и по тем местам, где дорожное полотно полностью отсутствует. Полноприводная трансмиссия, которой характеризуются все модели самосвалов Татра 815, повышает проходимость до уровня вездеходов. Кроме того, грузовые автомобили данной марки могут выполнять свое предназначение при любых погодных условиях.
Если сравнивать грузоподъемность данного транспортного средства с другими автомобилями, то у самосвалов Татра она на порядок ниже. Тем не менее , по своей эффективности они не отстают от других моделей данной автомобильной техники. Все водители, когда-либо сидящие за рулем самосвалов этой марки, отмечают их высокое качество и удобство при выполнении работ.
История появления чехословацких автомобилей Tatra в СССР
Первые чехословацкие грузовые автомобили Tatra появились в СССР в 1945 году. Произошло это после того, как советские солдаты освободили город Копживнице, на территории которого и производилась сборка данных машин.
На тот момент на заводе в Чехословакии производилась модель 111. После освобождения города все собираемые автомобили переходили в распоряжение армии СССР. Впоследствии грузовики были адаптированы под нужды мирного времени.
Автомобиль Tatra-111 считается очень удачной моделью. Особенно хорошо данный грузовик зарекомендовал себя в условиях Западной Сибири и Дальнего Востока. Дизельный мотор с воздушным охлаждением позволял водителям не боятся перегрева в летний период. К тому же в более суровый зимний период автомобиль не нуждался в воде. Высокая проходимость грузовиков Tatra как же сыграла немаловажную роль.
После Tatra-111 инженеры чехословацкого завода начали готовиться к созданию нового семейства грузовых автомобилей. Так в 1959 году началось массовое производство машин серии – 138 модели. Автомобиль очень хорошо зарекомендовал себя, поэтому пользовался особой популярностью у водителей Советского Союза.
Спустя еще через 10 лет после начала производства 138 модели свет увидел грузовик Tatra-148. Со временем данный автомобиль, как это часто бывает, вытеснил своего предшественника.
Каждая последующая модель грузовых машин завода из Копживнице была лучше, чем предыдущая. При этом чехословацкие грузовые автомобили отличались высокой надежностью, поэтому нет ничего удивительного в том, что они приобретались вплоть до распада СССР.
экскаваторы, самосвалы, грузовики от Группы СПЕЦНЕФТЕМАШ
Компания СПЕЦНЕФТЕМАШ продает новые грузовые автомобили ТАТРА во все регионы России: самосвалы ТАТРА, грузовики ТАТРА с КМУ, нефтепромысловая техника ТАТРА, экскаваторы-планировщики ТАТРА. В настоящем каталоге представлены технические характеристики с подробным описанием и фото автомобилей марки ТАТРА.
Концепция автомобилей TATRA
Творческий гений и мастерство лучших разработчиков — это и есть TATRA. Их великолепные и буквально пророческие идеи, а также преданность своему делу оставили след в истории создания автомобилей, золотыми буквами вписав в нее рождение КОНЦЕПЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ TATRA. В чем же секрет? TATRA предлагает уникальную концепцию шасси, созданную в 20-х годах прошлого века и до сих пор никем не превзойденную. Узнать больше о конструкции автомобиля Конструкция автомобиля ТАТРА. В основе конструкции лежит центральная несущая труба и независимо подвешенные качающиеся полуоси, связанные друг с другом в единый модуль. Уникальное шасси Т 810. Т 810 формирует свой собственный класс автомобилей, работающих там, где использование автомобилей других конструкций невозможно. Двигатель ТАТРА. Помимо других уникальных технических решений в двигателях используется коленчатый вал на роликовых подшипниках, составленный из отдельных сегментов. Коробка передач ТАТРА. Коробки передач TATRA доступны в двух базовых версиях: 14-ступенчатая (14TS) и 10-ступенчатая (10TS). Кабина автомобилей ТАТРА. На данный момент большинство из выпускающихся компанией грузовиков оснащаются кабинами TATRA. Только автомобили клиентского проекта Т 810, а также их гражданские версии, выпускаются с кабинами стороннего производителя.
Компания TATRA TRUCKS a.s. — один из старейших автопроизводитлей в мире. Со дня основания компания располагается в городе Копршивнице, находящемся в восточной части Чешской Республики, в Моравскосилезском крае.
В структуру TATRA TRUCKS a.s. входит дочернaя компания — TATRA METALURGIE a.s.. Основу производственной программы компании составляют тяжелые внедорожные грузовики и грузовики для комбинированных дорожных и внедорожных перевозок, непрерывно совершенствующиеся для удовлетворения растущих требований покупателей. Важным преимуществом компании TATRA TRUCKS a.s. — не только в сфере разработки, но и в сфере производства — является высокий уровень квалификации сотрудников.
В основе грузовиков марки TATRA лежит концепция автомобилей TATRA, которую до сих пор не удалось успешно повторить никому. Тяжелые грузовики из Копршивнице известны своей проходимостью в самых труднодоступных местах и в самых суровых климатических условиях, а также своей высокой надежностью и превосходными эксплуатационными качествами. Грузовики TATRA могут приспособиться как к суровым морозам, так и к самым жарким температурам в пустынях.
Современный модельный ряд TATRA
Благодаря своему разнообразию, текущий модельный ряд грузовиков TATRA соответствует ожиданиям покупателей. Он содержит шесть основных типов автомобилей. Гражданские модели представлены семействами TATRA PHOENIX, TERRN1 и TATRA TACTIC (T810). Модели специального и военного назначения представлены линейками TATRA FORCE (Т 815-7) и TATRA TACTIC (Т 810).
Важнейшими рынками для компании традиционно являются Россия, страны бывшего СНГ, Израиль, Индия, страны Аравийского полуострова, Австралия, США и Европа. Кроме этого, не стоит забывать и о домашнем рынке. Вооруженные силы Чешской Республики — в числе наших самых важных клиентов.
Превосходные ходовые качества и множество технических и дизайнерских инноваций автомобилей TATRA проверены и подтверждены в ходе множества длительных гонок на протяжении многих лет. Экипажи TATRA добивались значительных успехов во всемирно известном ралли «Дакар».
Купить грузовик ТАТРА можно отправив заявку или позвонив в отдел продаж Компании СПЕЦНЕФТЕМАШ.
Концепт Tatra
Tatra 11
В 1921 году предприятие было переименовано в «Kopřivnická vozovka», а в 1919 году марке автомобилей было присвоено имя Tatra. Леопольд Пашинг взял на себя управление, и в 1921 году Ганс Ледвинка снова вернулся, чтобы разработать революционную Tatra 11. Новый автомобиль, выпущенный в 1923 году, отличался жестким каркасом с качающимися полуосями сзади, обеспечивающими независимую подвеску. Передний двигатель представлял собой двухцилиндровый агрегат с воздушным охлаждением объемом 1056 куб. В 1924 году предприятие было переименовано в «Заводы Татры».
Tatra 11 была заменена в 1926 году аналогичной Tatra 12 с четырехколесными тормозами. Дальнейшим развитием стала модель Tatra 17 1926 года с шестицилиндровым двигателем с водяным охлаждением объемом 1,930 куб. См и полностью независимой подвеской. В 1927 году предприятие было переименовано в «Рингхоффер-Татра».
- Татра V570 1931, 1933
- Татра 77 1934–1938
- Татра 87 1936–1950
- Татра 97 1936–1939
- Tatra 600 Tatraplan 1946–1952
- Tatra 603 1956–1975
Лучшие автомобили Tatra
По сути, история марки Татра началась именно с этого автомобиля.
Наследник 11-ой модели выпускался даже во время войны – он обслуживал немецкую армию.
Пожалуй, самый роскошный автомобиль за всю историю марки.
Данная модель является ультракомпактным форм-фактором городского автомобиля.
Т603 (1957-1975)
Автомобиль, который в 1955-м году окрестили летающей тарелкой на колесах. Ездили на ней преимущественно советские чиновники высокого ранга.
Т613 (1974-1996)
603-ю модель сменила Татра T613, которая имела весьма презентабельный внешний вид. Особенностью автомобиля была способность разгоняться до 190 км/час.
T815 (1983 — по настоящее время)
Главная грузовая Татра 815 находится перед вами. Удачная бескапотная модель выпускается в Чехии более 30 лет и, скорее всего, будет производиться еще достаточно долго. На ее гоночной версии Карел Лопраис выигрывал «Дакар» шесть раз!
МTX Tatra (1991)
Всего было выпущено четыре таких автомобиля. В 90-х годах это был самый быстрый автомобиль за всю историю автопрома.
Читайте далее:
Tatra 815
История компании Tatra
История автомобиля «Волга»
Женева, ты подвела!
Все будет Saab – история создания шведской марки автомобилей
Чешский буржуа: история Skoda Rapid первого поколения
6х6 универсальный лесовоз T 815-231R25/325 (2)
- Мощность – 325 КВт (442 л.с.)
- Двигатель – Tатра T3D-928-30, Евро-5, 325 КВт (442 л.с.), 2100 Н.м / 1100-1200 об/мин.
- Трансмиссия – Tатра 14 TS 210L, синхронизированная.
- Кабина – 2 двери, 2 места.
- Длина колёсной базы: 3700 + 1320 мм.
- Максимальная разрешённая масса автомобиля – 28500 кг.
- Угол въезда при массе 28500 кг – 100%.
- Максимальная разрешённая масса груженого автомобиля с полуприцепом – 48 тысяч кг
- Надстройка: двухосный трейлер-лесовоз UMIKOV PO 2.18 для перевозки длинных или коротких бревен, с применением платформы с радиальными упорами. Снаряжённая масса трейлера – 3800 кг. Максимальная допустимая нагрузка на ось – 2 х 9000 кг. Максимальная общая масса – 18000 кг. Гидравлический кран – Loglift.
По отдельному заказу также возможна установка мостов BPW, пневматической подвески или параболических рессор.
В категории «Коммунальное хозяйство» компания Татра предлагает потенциальным покупателям 4х4 самосвал с трёхсторонней разгрузкой; 4х4 пескоразбрасыватель со снегоочистителем и 6х6 пескоразбрасыватель.
В категории «Пожаротушение» – специальные пожарные автомобили с колёсной формулой 4х4, 6х6.
В категории «Сельское хозяйство» – специальные агро-тягачи прицепы – насыпные прицепы, c возможностью сменных надстроек. Варианты колёсных формул: 6х6, 8х6, 8х8.
В категории «Оборона» – тысячи спецавтомобилей Татра грузоподъёмностью от 10 до 33 тонн и схемами приводов 4×4, 6×6, 8×8, 10×10 и 12×12 служат в армиях по всему миру. Это высокомобильные тяжёлые универсальные транспортировщики грузов и личного состава; высокомобильные тяжёлые универсальные шасси; высокомобильные универсальные тяжёлые контейнеровозы.
Стоят грузовики Татра очень дорого. Однако они обладают непревзойдённой проходимостью на бездорожье и исключительной стойкостью к суровым природно-климатическим условиям. У нас в России новые Татры можно встретить в нефтегазоносных регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Модели
Легковые автомобили
После названия Татра принят на вооружение
- Татра 10
- Татра 11
- Татра 12
- Татра 17
- Татра 20
- Татра 26
- Татра 30
- Татра 52
- Татра 54
- Tatra 57 : Tatra 57 A и Tatra 57 B
- Tatra 70
- Tatra 75
- Tatra 77
- Tatra 77A
- Tatra 80
- Tatra 87
- Tatra 97
- Татра 600 Татраплан
- Татра 603
- Татра 613
- Татра 623
- Татра 700
Грузовики
Реактивная установка залпового огня РМ-70ОТ- 64 SKOT
- NW First Truck
- Tatra 13
- Tatra 26
- Tatra 49
- Tatra 52
- Tatra 72
- Tatra 81
- Tatra 82
- Tatra 92
- Татр 93
- Tatra 111
-
Tatra 138
OT-64 SKOT Tatra с двигателем 8×8 бронетранспортер
- Tatra 148
- Tatra 158 Phoenix
- Tatra 163 Jamal
- Tatra 810 ANTS
-
Tatra 813
RM-70 8×8 бронированная реактивная установка залпового огня на базе Tatra T813
-
Tatra 815, 815-2 и TerrNo1
Tatrapan 6 × 6 Бронемашина на базе шасси Tatra 815.
-
Tatra 816
- Armax Trucks 4 × 4, 6 × 6 и 8 × 8 с двигателями и трансмиссиями Tatra с воздушным охлаждением
- Force Специальные грузовики с двигателями с водяным охлаждением и автоматической трансмиссией
- NW Rennzweier (1900)
- Tatra 12 Targa Florio (1925)
- Tatra 30 Sport (1926)
- (1935)
- Татра 90 (1935)
- Татра 107 (1946)
- (1948)
- (1948)
- (1951)
- (1951)
- Tatra 137 (1956)
- (1972)
- Tatra 201 (1947)
- Tatra 600 Дизель ( 1952)
- Tatra 601 Convertible (1951)
- Tatra 601 Monte Carlo
- Tatra 602 Tatraplan Sports
- Tatra 603 A (1964)
- Tatra 603 B5 (1966)
- Tatra 603 B6 (1967)
- Tatra 603 MB (1961)
- Tatra 603 Monte Carlo
- Tatra 603 X (1966)
- (1954)
- Tatra 605 (1957)
- (1950)
- (1953)
- (1986)
- (1950)
- (1951)
- (1951)
- Tatra Baghira (1973)
- (1963)
- Tatra JK 2500 (1956)
- MTX Tatra V8 (1991)
- Tatra Prezident (1994)
- Tatra V570 (1931)
- (1942)
- Tatra 163 Jamal Evo (2003)
Приложения
Библиография
- Бернар Вермейлен, Автомобили из Восточной Европы, Булонь-Бийанкур, ETAI ,2008 г., 239 с. ( ISBN , OCLC )
- Иван Марголиус и Джон Г. Генри, Татра — Наследие Ганса Ледвинки, Веллоче, Дорчестер, 2015 ( ISBN 978-1-845847-99-9 )
Экономика Чехословакии
Внешние ссылки
(fr) Самое необходимое на самолетах Tatra
Модели Tatra |
|
---|---|
Легковые автомобили |
|
Гражданские грузовики |
|
Военная техника |
|
Концепт-кары / Гоночные автомобили |
|
Строители грузовиков по заказу родителей |
|
---|---|
|
|
Daimler |
|
Iveco |
|
ГАЗ |
|
Hyundai | Hyundai Motor |
Isuzu |
|
КамАЗ | КамАЗ |
Navistar | Международные грузовики |
Paccar |
|
Тетенька |
|
Тойота | Хино Моторс |
Фольксваген |
|
Вольво |
|
Другой |
|
Отсутствующие отметки |
Семейства «138» и «148»
Выпуск семейства Tatra-138 начался в 1959-м, а закончился в 1972 г. Для него был разработан новый 8-цилиндровый дизель воздушного охлаждения с размерностью цилиндра 120х130 мм, с числом оборотов при максимальной мощности, повышенным до 2 000 мин–1.
На дизеле применили только один вентилятор вместо прежних двух с обеих сторон двигателя. Осевой вентилятор приводился от маховика дизеля посредством шестеренной передачи через гидромуфту, обеспечивающую регулирование эффективности охлаждения с помощью изменения числа оборотов вентилятора. Подача масла в гидромуфту регулировалось термостатом. У холодного дизеля подача масла ограничивалась и эффективность охлаждения снижалась.
Полностью перекомпоновали размещение дополнительного оборудования на двигателе. В системе газораспределения вместо трех сохранился лишь один распредвал. Двигатель вместе со сцеплением крепили к раме на резиновых подушках, двухдисковое сцепление получило гидропривод. Передний мост с торсионной подвеской колес и гидравлическими амортизаторами, а рулевое управление – с гидроусилителем. Новая кабина современного дизайна и с эргономичным интерьером, разработанная художником-конструктором Зденеком Коваржем, полностью соответствовала мировым стандартам. Водители в ней намного меньше уставали, и Tatra-138 с многочисленными ее модификациями продолжила традицию марки, встретив хороший прием у транспортников. Общий объем производства грузовиков этого семейства составил 48 222 ед.
С 1969 г. параллельно с выпуском семейства «138» на заводе началось производство новой серии «148», постепенно вытеснившей предшественницу. Tatra-148 можно рассматривать, как серьезную модернизацию Tatra-138. На новом автомобиле начали устанавливать 8-цилиндровый двигатель с увеличенным рабочим объемом (ход поршня вместо 130 стал 140 мм) и мощностью 200 л.с. Двигатель стал значительно менее шумным ввиду оптимизации подвода воздуха для охлаждения и шумоизоляции капота. Подверглись усилению отдельные детали коробки передач, полуоси и элементы ходовой части. Появился межосевой дифференциал между вторым и третьим мостами, снизивший износ шин задних колес. На смену рычажным пришли телескопические амортизаторы, в соответствии с международными требованиями автомобили получили более совершенные тормоза. Для повышения вместимости кузова самосвала запасное колесо переместилось с рамы (оно устанавливалось за кабиной) под кузов, где стало крепиться в наклонном положении. Все усовершенствования увеличили экспорт и общее количество выпущенных с 1969 по 1982 гг. машин до 113 647, что значительно превысило объем производства прежних серий.
Tatra на западе
Tatra 11Lane Motor Museum
В отличие от большинства производителей Восточного блока, Tatra пользовалась скромным успехом в продажах в Западной Европе., где его линейка грузовиков имела репутацию простоты и долговечности. Не было предпринято никаких усилий для распространения необычных автомобилей Tatra на Западе, хотя небольшое количество автомобилей все же попало к коллекционерам в Западной Европе и даже в США. Окончание «холодной войны» не помогло Татре процветать, поскольку компания не продвигалась на и без того переполненном автомобильном рынке Западной Европы. Хуже того, появление в Чехии конкурентов, таких как Mercedes-Benz и Peugeot, еще больше снизило продажи Tatra. Производство легковых автомобилей закончилось в 1999 году.
Среди западных коллекционеров автомобили Tatra остаются малоизвестными. Самая большая выставка автомобилей Tatra в Соединенных Штатах находится в Lane Motor Museum в Нэшвилле, Теннесси. Эклектичная коллекция автомобилей музея включает 12 моделей Tatra, в том числе машину скорой помощи Т-613. Когда ведущий ток-шоу и коллекционер автомобилей Джей Лено посетил музей, основатель подобрал его на Tatra 87 1947 года, что побудило Лено купить его самому. Вскоре Лено стал сторонником бренда. В Соединенных Штатах несколько клубов Tatra тесно связаны с клубами Citroën, поскольку многие коллекционеры Tatra также собирают автомобили серии Citroën DS.
Tatra 87 выставлена в Миннеаполисском институте искусств.
Подвеска и хребтовая рама
Основным отличием описываемого автомобиля от остальных подобных является его хребтовая рама. На сегодняшний день данного типа шасси используется только автопроизводителем Tatra, оно и является его детищем.
Такая рама имеет два преимущества перед иными конструкциями:
- чрезвычайно большая крутильная жесткость;
- для установки дополнительных мостов не требуется осуществлять переделку.
В основе конструкции хребтовой рамы лежит трансмиссионная труба. Она жестко скрепляет между собой следующие основные составные части автомобиля:
- сцепление;
- раздаточную коробку;
- КПП;
- картер коробки главных передач.
Изучить цены на Baw Fenix 33462 можно в нашей статье.
В следующем обзоре рассмотрены технические характеристики МАЗ-4370.
Вращение от двигателя при использовании хребтовой рамы передается на редуктор и колеса при помощи тонкого вала, а не карданного.
Он заключен внутри трансмиссионной трубы, именно поэтому ресурс его работы очень велик: он защищен от различного рода посторонних механических воздействий, находится в благоприятной среде.
Единственным недостатком такой конструкции является сложность выполнения капитального ремонта – добраться до вала и некоторых других важных составных частей и узлов довольно затруднительно.
История создания
«Татра 815» была спроектирована заводом как полноценная и модернизированная замена модели Т-148. В течение всего своего существования грузовик обновлялся целых 4 раза – в 1994, 1997, 2000 и 2010 году.
За все это время в базовую модификацию были внесены следующие изменения:
- сконструирована новая кабина Terr №1;
- установлена модернизированная приборная панель с дополнительными органами управления и датчиками;
- в последних моделях присутствует жидкостное охлаждение;
- установлен новый двигатель V8 T3C (он полностью соответствует нормам Евро 3).
Двигатель с жидкостным охлаждением имеет маркировку T3D и устанавливается на Tatra 815 с 2006 года.
6х6 универсальный лесовоз T 815-231R25/325 (2)
- Мощность – 325 КВт (442 л.с.)
- Двигатель – Tатра T3D-928-30, Евро-5, 325 КВт (442 л.с.), 2100 Н.м / 1100-1200 об/мин.
- Трансмиссия – Tатра 14 TS 210L, синхронизированная.
- Кабина – 2 двери, 2 места.
- Длина колёсной базы: 3700 + 1320 мм.
- Максимальная разрешённая масса автомобиля – 28500 кг.
- Угол въезда при массе 28500 кг – 100%.
- Максимальная разрешённая масса груженого автомобиля с полуприцепом – 48 тысяч кг
- Надстройка: двухосный трейлер-лесовоз UMIKOV PO 2.18 для перевозки длинных или коротких бревен, с применением платформы с радиальными упорами. Снаряжённая масса трейлера – 3800 кг. Максимальная допустимая нагрузка на ось – 2 х 9000 кг. Максимальная общая масса – 18000 кг. Гидравлический кран – Loglift.
По отдельному заказу также возможна установка мостов BPW, пневматической подвески или параболических рессор.
В категории «Коммунальное хозяйство» компания Татра предлагает потенциальным покупателям 4х4 самосвал с трёхсторонней разгрузкой; 4х4 пескоразбрасыватель со снегоочистителем и 6х6 пескоразбрасыватель.
В категории «Пожаротушение» – специальные пожарные автомобили с колёсной формулой 4х4, 6х6.
В категории «Сельское хозяйство» – специальные агро-тягачи прицепы – насыпные прицепы, c возможностью сменных надстроек. Варианты колёсных формул: 6х6, 8х6, 8х8.
В категории «Оборона» – тысячи спецавтомобилей Татра грузоподъёмностью от 10 до 33 тонн и схемами приводов 4×4, 6×6, 8×8, 10×10 и 12×12 служат в армиях по всему миру. Это высокомобильные тяжёлые универсальные транспортировщики грузов и личного состава; высокомобильные тяжёлые универсальные шасси; высокомобильные универсальные тяжёлые контейнеровозы.
Стоят грузовики Татра очень дорого. Однако они обладают непревзойдённой проходимостью на бездорожье и исключительной стойкостью к суровым природно-климатическим условиям. У нас в России новые Татры можно встретить в нефтегазоносных регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Ганс Ледвинка
В 1921 г. в истории фирмы произошли знаменательные события. Практически заново был отстроен главный производственный корпус в Копрживнице. Средства на обновление дали чешские банки, сделавшие ставку на развитие местной промышленности. Кроме того, завод стал частью крупного машиностроительного концерна «Рингхоффер-Татра», а его новый директор упорно искал крупного специалиста на должность руководителя автомобильного отделения. Вспомнили о Гансе Ледвинке, молодом талантливом инженере, покинувшем предприятие в 1916 г. из-за конфликта с директором, не желавшем вкладывать средства в развитие производства автомобилей. В тот момент Ледвинка работал в Steyr, где создал ряд интересных конструкций. В 1921 г. он вернулся на Tatra, и это стало началом новой эры в истории компании.
Послевоенное состояние страны наложило отпечаток на конструкцию автомобилей. Ганс Ледвинка справедливо считал, что новой массовой базовой моделью фирмы должна стать предельно простая и дешевая легковая машина, на основе которой можно создать грузовые модификации. Именно тогда и родилась знаменитая концепция Tatra с хребтовой рамой-трубой и независимой подвеской всех колес на качающихся полуосях. Двигатель крепился с одного конца трубы, главная передача – с другого. Упругие элементы в виде поперечных рессор как спереди, так и сзади опирались своими концами на полуоси, из-за чего колеса ненагруженного автомобиля приобретали некоторую «косолапость».
Предложение Ледвинки было настолько революционным, что поначалу большинство специалистов встретило его в штыки. Однако автомобили, получившие имя Tatra-11, все же построили, и в 1923 г. они совершили ряд пробегов, доказавших их высокие эксплуатационные качества. Многочисленные успехи заводских гонщиков укрепляли репутацию новых моделей. Высшим достижением стала победа, завоеванная в крупнейших автогонках по территории СССР в 1925 г. на трассе протяженностью 5 300 км.
Особо тяжелые условия выявили отличную проходимость автомобилей Tatra, их приспособленность к плохим дорогам, высокую надежность и, благодаря независимой подвеске всех колес, высокий уровень комфорта. В 1921 г. у Tatra-11 в Советском Союзе появился двойник: легкий автомобиль НАМИ-1, выпускавшийся до 1930 г. и разработанный в соответствии с концепцией Ледвинки.
Tatra-11 весила всего 680 кг. Двухцилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением и верхними клапанами вместе с 4-ступенчатой коробкой передач жестко соединялся с рамой-трубой диаметром 110 мм и толщиной стенки 3,0 мм. При рабочем объеме 1 056 см3 и степени сжатия 4,8 мотор развивал мощность 12 л.с. при 2 800 мин-1. Внутри трубы крутящий момент от коробки передач передавался главной передаче карданным валом. Специальная конструкция главной передачи с двумя парами тарельчатых зубчатых колес и шестерен разного диаметра позволила использовать качающиеся полуоси без установки дополнительных шарниров. При качении полуоси тарельчатое колесо перекатывалось по шестерне, одновременно передавая крутящий момент ведущему колесу.
На Tatra-11 механические тормоза устанавливались только на задних колесах, и только Tatra-12 (1926 г.) получила тормоза на все колеса. Грузовую версию назвали Tatra-13. Его грузоподъемность составляла 1,0–1,5 т в зависимости от типа кузова. В числе модификаций отметим бортовую версию, фургон, санитарный автомобиль, автобус. Tatra-13 были очень популярны. За 1925–1933 гг. их собрали 762. Для почтовой службы в 1926–1934 гг. выпустили 7 500 пикапов Tatra-12 с двигателем увеличенной до 14 л.с. мощности.
Накопленный опыт позволил распространить новую концепцию на более тяжелые модели, в том числе с колесной формулой 6х4. Шестиколесные Tatra-26/30 и Tatra-26/52 с двигателями от легковых Tatra-30 и Tatra-52 соответственно поставлялись в армию в качестве штабных, разведывательных, санитарных машин. Их вооружением были пулеметы. Легкая конструкция, независимая длинноходная подвеска всех колес и колесная формула 6х4 обеспечивали автомобилям высокую проходимость. Коробка передач с дополнительным редуктором имела восемь ступеней вперед и две назад. В качестве гражданских модификаций распространение получили версии с бортовыми платформами, санитарные, пожарные, почтовые и другие машины, включая туристические, междугородные и экскурсионные автобусы.
Устанавливаемые двигатели
Чаще всего на сегодняшний день можно встретить грузовики Tatra 815, оснащаемые тремя типами двигателей со следующими параметрами:
Характеристика | V8 T3C | T3D | ТЗА-929-13 |
Количество цилиндров, шт. | 8 | 8 | 10 |
Максимально возможная мощность, л. с. | 310 | 820 | 285 |
Тип охлаждения | Воздушный, жидкостный | Жидкостный | Воздушный |
Тип топлива | Дизель | Дизель | Дизель |
Объем камеры сгорания, л | 12,7 | 12,667 | 15,825 |
Сегодня все грузовики, выпускаемые рассматриваемым производителем, оснащаются дизельными моторами с жидкостным охлаждением T3D. Они имеют множество особенностей, не свойственных никаким другим двигателям данного класса и мощности.
Самым важным и необычным конструктивным решением завода Tatra стал способ нейтрализации выхлопных газов.
Ресурсы компании довольно ограничены, и производство всегда ощущало нехватку денежных средств. Поэтому инженера пошли по пути наименьшего сопротивления.
В отличие от именитых брендов (MAN, SCANIA), Tatra вместо высокотехнологичной рециркуляционной системы использовала SCR (мочевинный способ вывода выхлопа).
Недостатком такой системы является то, что замерзают отходы в виде мочевины при температуре -11 градусов, а это делает эксплуатацию данной модели на севере в зимнее время несколько затруднительной. Но в теплом климате SCR не доставляет никаких неприятностей водителям.
Электронный блок управления у двигателя полностью отсутствует, что сильно упрощает ремонт. В конструкции присутствует обычный ТНВД.