Scania K IB [ править ]
K250IB, K270IB, K280IB, K310IB, K320IB, K340IB, K360IB, K380IB, K400IB, K410IB и K420IB являются вариантами междугородних автобусов, но также используются для автобусов. Доступны как 4×2, 6×2, 6×2 * 4 и 8×2.
-
Автобус K400IB4X2NB с кузовом Nan-Jye, эксплуатируемый компанией Ho-Hsin Bus на Тайване
-
Борзая Австралия Mills-Tui с кузовом K380IB
-
Автобус K400IB4X2NB с кузовом Sin-Sheng, эксплуатируемый компанией Capital Bus в Тайбэе , Тайвань
-
Laksana Cityline2 K310IB 6×2 * 4, эксплуатируемый PT Mayasari Bakti для TransJakarta BRT
-
Scania K320IB / Higer A30 TV7681
-
Laksana Cityline Scania K250IB с 3 кузовом для TransJakarta BRT
Экскурсионно-междугородный
То, что автобус Scania OmniExpress K 340 междугородный, нет сомнений. В багажном отсеке легко разместится поклажа тех, кто перебирается из города в город. Полки для ручной клади тоже вместительные, причем на них легко ложатся не только кейсы, но и небольшие дорожные сумки. При необходимости можно положить даже мужскую дубленку или женскую, если очарование обладательницы позволит убедить соседа держать свои вещи в руках. Плавность хода хорошая, и длинные перегоны в автобусе переносятся довольно легко. Пожалуй, только столиков не хватает и откидного кресла для стюардессы около 1-й двери.
А вот для экскурсий автобус подходит с натяжкой – из-за высокой подоконной линии наблюдать за красотами не очень неудобно. Да и отсутствие туалета не есть хорошо, особенно для иностранных туристов, не привыкших использовать для этих целей окружающие леса. Впрочем, эта проблема как раз устранима. Кстати, кроме стандартного размещения перед 2-й дверью на 12- и 15-метровых машинах, у 14-метровых автобусов санузел установлен сзади справа, что, согласитесь, немного необычно.
Технические характеристики автобусов Scania OmniExpress K 340 EB6х2NI и Scania OmniExpress K 310 IB4х2NB (по данным завода-изготовителя)
Модель | Scania OmniExpress K 340 EB6х2NI | Scania OmniExpress K 310 IB4х2NB |
Полная масса, кг | 24 600 | 18 000 (19 100)* |
Снаряженная масса, кг | 15 195 | 13 375 |
Пассажировместимость, чел. | 65 | 51 |
Допустимая нагрузка, кг:
|
7100 11 500 6000 | 7100 11 500 (12 000)* – |
Двигатель:
|
Scania DC 1210, турбодизель 11 705 340 при 1800 мин-1 1711 при 1160 мин-1 | Scania DC 918, турбодизель 18 867 310 при 1800 мин-1 1582 при 1320 мин-1 |
Коробка передач: | GR875R Opticruise, роботизированная с ретардером 8/1 | GR 875 Comfortshift полуавтомат с ретардером 7/1 |
Подвеска | Передняя независимая, задняя на шести пневморессорах | Передняя зависимая на двух пневморессорах, задняя на четырех пневморессорах |
Колесная формула | 6х2 | 4х2 |
Минимальный радиус поворота, м | 10 | 12,5 |
Вместимость топливного бака, л | 500 | 475 |
*По данным информационной таблички завода.
Вторая декада – время экспериментов
К концу первого десятилетия ХХ века в Швеции получили широкое распространение примитивные лёгкие автобусы, изготовленные небольшими кузовными мастерскими, а то и просто деревенскими плотниками на американских шасси, как правило, марки Ford. Такие машины не отвечали элементарным правилам безопасности, но из-за дешевизны оказались вне конкуренции. Этот фактор тормозил развитие автобусной промышленности в стране.
В 1923 г. в Швеции вступили в силу правила автомобильно-омнибусного сообщения, требовавшие в числе прочего от производителей автобусов крепкие и стабильные кузова и запрещавшие продажу автобусных шасси без кузовов в частные руки. Фирма Scania-Vabis получила новый шанс на рынке автобусов и незамедлительно решила им воспользоваться. Уже в 1922 г. инженеры фирмы совместно со специалистами шведской почты, получившей концессию на пассажирские перевозки в северных районах страны, приступили к разработке 12-местного лёгкого автобуса. В конце 1922 г. в принадлежащих почтовому ведомству кузовных мастерских в г. Ульвсунде были собраны первые два почтовых автобуса Scania-Vabis модели 3241, унифицированные с обычными новыми автобусами модели 3741. Для обеспечения достаточной проходимости на заснеженных дорогах почтовые автобусы оснащались полугусеничным движителем системы инженера Эрнста Ниберга – спереди и сзади ведущих колес устанавливались небольшие барабаны, на которые натягивалась резиновая лента. В летний период времени движитель обычно демонтировали. Эта модель продержалась в производстве до 1938 г. Всего шведская почта получила 160 таких автобусов.
В 1926 г. шесть полугусеничных автобусов Scania-Vabis 3241 поступили в СССР, где их подвергли всесторонним испытаниям. Однако результаты оказались неудовлетворительными – во время движения по снегу ленты постоянно соскакивали с барабанов. В дальнейшем эти автобусы эксплуатировали главным образом в Сибири, но без гусениц.
С 1923 г. в производственную программу Scania-Vabis вошли несколько моделей автобусов с кузовами собственного производства вместимостью от 15 до 22 посадочных мест. Годом позже первые автобусы фирмы появились на городских маршрутах Стокгольма. С 1925 г. Scania-Vabis прекратила изготовление автобусных кузовов и подключила к их производству специализированные фирмы, в первую очередь завод AB Häglund och Söner в г. Эрншёльдсвик. В 1928 г. вместимость городских автобусов Scania-Vabis достигает 30 мест, в это же время появились первые автобусы полувагонной компоновки «английской школы». Годом позже фирма приобрела в США один автобус прогрессивной вагонной компоновки марки Twin Coach и подписала с американцами лицензионный договор на исключительное право производства и продажи автобусов Twin Coach в Скандинавии, Финляндии, Польше и прибалтийских государствах. К производству американских копий в Швеции так и не приступили, но заокеанские идеи определили главное направление развития конструкции автобусов Scania-Vabis на следующее десятилетие.
Комфорт
Приобретая автобус Yutong ZK 6122 H9 в компании Ютонг-Центр Столица вы получаете возможность предоставить своим пассажирам максимальный комфорт. Все наши автобусы оснащены салоном Lux с анатомическими креслами с двухточечными ремнями безопасности, USB-портами и возможностью сдвижения кресел в проход. Над каждой парой сидений установлены блоки управления индивидуальными системами освещения и кондиционирования, а также персональные динамики. Кресло водителя оснащено пневмоподвеской, трехточечным ремнем безопасности и встроенным подголовником. Рулевое колесо имеет регулировки по высоте и углу наклона. Салон оборудован медиасистемой с двумя цветными LCD-мониторами диагональю 17”.
Дополнительно по заказу автобусы могут быть оборудованы спальным местом водителя, холодильником, кулером, туалетом, задними дисковыми тормозами, подробнее в разделе «комплектация».
Комфорт-опции в салоне
Одной из особенностей автобуса Irizar i6 является продуманное оформление салона, в котором имеется все необходимое для комфортной поездки. К особенностям стоит отнести:
- Современные кресла, созданные с учетом высоких требований к прочности, эргономике и дизайну.
- 2-зонный климат-контроль, позволяющий устанавливать индивидуальные параметры для водителя и пассажиров.
- Улучшенная система шумоизоляции, делающая поездку в автобусе еще более комфортной.
- Применение LED-лампочек на каждом месте, что улучшает качество освещения и обеспечивает комфортное чтение.
- ТВ-панели с плоским экраном и т. д.
Производитель предлагает множество вариантов автобуса. На выбор можно задать тип отделки и материалы, особенности кресел, функционал мультимедийных систем и т. д. В салоне предусмотрен беспроводной Интернет, есть возможность подключения Айпод, спутниковая навигация и т. д. В каждом кресле предусмотрен индивидуальный монитор и стереосистема.
LED-освещение, о котором упоминалось выше, может работать в нескольких режимах: чтение, сигнал остановки, подсветка и т. д. В некоторых версиях Иризар Ай 6 может комплектоваться игровыми столами, розетками на 220 В, мини-кухней и кулером для воды. Индивидуально возможен заказ деревянного пола, установки камеры заднего вида.
Из дополнительных опций могут быть предусмотрены:
- указатели маршрута;
- цифровые часы;
- возможность подключения Айпад;
- камера гида / наблюдения;
- пылесос;
- система мойки машины / тушения пожара;
- парктроник;
- полки в багажном отсеке;
- аптечка и другое.
Стоит отметить, что от выбранной комплектации напрямую зависит и цена Scania.
Scania Irizar l6
Весной в Коломне состоялся фестиваль, посвященный автобусной тематике, где шведский производитель представил свою новинку премиум-класса.
Irizar l6 соответствует самым высоким требованиям и спроектирован для перевозки пассажиров на большие расстояния.
Автобусы «Скания» сочетают в себе удобство и стиль. Популярность им придает удобный и просторный салон, а также неповторимый дизайн. Модель приспособлена для любых типов перевозок с индивидуальным подходом к каждому пассажиру.
Богатая отделка, множество опций, усиленный двигатель и коробка передач делают автобус привлекательным для международных перевозок. На российском рынке используются 2 комплектации: с колесной базой 4 × 2, а также 6 × 2 * 4. На них установлены двигатели мощностью от 300 до 440 лошадиных сил.
История
Весной 2007 года Scania объявила о сотрудничестве с финским производителем кузовов автобусов и автобусов Lahden Autokori Oy («Лахти») для создания серии полуинтегрированных автобусов, известных как Scania OmniExpress. Scania и Lahden Autokori с 2001 года сотрудничали в области создания городского автобуса с низким входом Lahti Scala, построенного на шасси L94UB, а позже — K UB. Новый производственный цех в Лахти был построен для новой линейки продуктов. С самого начала OmniExpress был доступен в двух вариантах высоты; 3,40 и 3,60 метра, заменив собственные модели Lahti Falcon и Lahti Eagle от Lahden Autokori. Предварительная партия была изготовлена для демонстраторов и избранных клиентов в Финляндии и Швеции, нормальное производство началось в конце 2007 года.
В апреле 2011 года OmniExpress 3.20 высотой 3,31 метра и высотой пола 860 мм, был запущен. Он пришел на замену Lahti Flyer 520, а также стал заменой Scania OmniLine, производство которой было прекращено с 2009 года.
В августе 2013 года были доставлены последние Lahti Scalas, что означало что также самый последний автобус был построен на старом заводе Lahden Autokori в деревне Виллахде в Настола (муниципалитет, соседний с городом Лахти). В то же время был анонсирован новый OmniExpress 3.20 LE, который заменит Scala. Несколько недель спустя, в сентябре, Lahden Autokori объявила о банкротстве, что привело к неопределенности в отношении будущего производства Scanias в Финляндии. Все существующие заказы были выполнены, и в апреле 2014 года было объявлено, что Scania с 1 мая приобретет производственный завод в Лахти со своей новой дочерней компанией SOE Bus Production Oy. Вскоре после этого началось производство 3.20 LE.
В апреле 2014 года два LK 305 IB4x2NB OmniExpress 3.20 с двигателем CNG были доставлены в муниципалитет Треллеборг для использования в качестве школьных автобусов. Таким образом, Scania стала первым производителем, который в настоящее время предлагает ступенчатые автобусы на СПГ в странах Северной Европы.
В конце 2014 года первые OmniExpress были изготовлены на предприятии Scania Production Słupsk S.A. в Слупске, Польша. По состоянию на август 2015 года известно, что там была построена только модель 3.20 со ступенчатым входом, а все модели по-прежнему производятся в Финляндии.
15 октября 2015 года Scania представила преемник линейки OmniExpress на выставке Busworld Kortrijk 2015.
ЯРКИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
Конструкция автобуса предусматривает максимальную доступность к важнейшим узлам и агрегатам, что важно с точки зрения удобства и сокращения времени на проведение технического обслуживания и ремонта. В совокупности с заявленной высокой топливной экономичностью, простотой ухода и низкими эксплуатационными затратами привлекательность автобуса для операторов существенно возрастает.
Трехосные Scania Irizar i6 поставляют с габаритной длиной кузова 12,92; 13,87 и 14,98 м
В салоне может быт от 51 до 67 мест, не считая водителя и его сменщика. Объем багажного отделения, в зависимости от наличия туалета, кухни, спального места для напарника варьируется от 8,6 до 16,1 м3.
Трехосные Scania Irizar i6 поставляют с габаритной длиной кузова 12,92; 13,87 и 14,98 м. В салоне может быт от 51 до 67 мест, не считая водителя и его сменщика. Объем багажного отделения, в зависимости от наличия туалета, кухни, спального места для напарника варьируется от 8,6 до 16,1 м3.
Число исполнений по компоновке салона и наличию оборудования очень и очень много…
Иризары с колесной формулой 6х2 оснащаются четырьмя дизельными двигателями рабочим объемом 9,2 и 12,9 л. 361-сильный мотор с крутящим моментом в 1450 Нм, 410 л.с. (2000 Нм), 460 л.с. (2300 Нм) и 510-сильный с 2500 Нм.
Туристические автобусы IRIZAR I6 комплектуются автоматическими коробками передач: 6-ступенчатая ZFEcolife с крутящим моментом 1700 Нм и 12-ступенчатая ZF AS Tronic с крутящим моментом 2700 Нм. Первая используется с трехступенчатым моторным тормозом ZFRetarder, вторая – с трехступенчатым ZFIntarder.
В Скания Иризар и6 воплощено много новейших технологических достижений. В передних дневных ходовых огнях и поворотных фарах применяется технология LED-освещения. Уникальные компактные двойные зеркала заднего вида со сферическими элементами отвечают европейским стандартам, включая требования к перевозке детей, применен новый механизм открывания багажных отсеков, а сами багажные полки выполнены из прочного алюминия. Легкие сдвижные крышки из листового ламинированного материала оборудованы ограничителями. Боковые панели созданы на основе энергосберегающей технологии. Для наружного и внутреннего освещения на потолке и в проходе применены LED-технологии. Люки из нержавеющей стали в полу прохода обеспечивают доступ в зону двигателя. Улучшена и производительность системы кондиционирования, разделенной на две зоны: для водителя и пассажиров.
Переработана система звукоизоляции моторного отсека, за счет чего в салоне стало тише.
Операторы
Норвегия
Scania LK 280 EB4x2NI OmniExpress 3.20 длиной 11,0 м от Телемарк Билрутер в Åmot.
Scania OmniExpress в Cap d’Agde, Франция ) в июне 2017 года.
Первый OmniExpress, прибывший в Норвегию, 3.60, прибыл в качестве демонстратора в ноябре 2007 года в ливрее. NOR-WAY Буссэкспресс. Он был протестирован на нескольких линиях NOR-WAY по всей стране, но в итоге стал школьным тренером в Барду в 2009 году. В первые годы OmniExpress более или менее захватил долю рынка, которую Иризар Сенчури были, и большинство клиентов были теми, кто какое-то время предпочитал Scania, в том числе Jotunheimen og Valdresruten Bilselskap, Фирда Биллаг, Фьорд1 и некоторые дочерние компании Nettbuss. Первым существенным заказом была поставка 13 OmniExpress 3.40 Concordia Bus Norge в июле 2009 г. для обновления парка существующих PSO контрактов, а в декабре того же года, Nordlandsbuss получил 27 OmniExpress 3.40 за новый контракт PSO в Будё.
Телемарк Билрутер стал первым норвежским клиентом, получившим OmniExpress 3.20, получив один 11,0-метровый автобус для школьных услуг и два 13-метровых автобуса для местных маршрутов в ноябре 2011 года. Все три были построены на шасси K EB, довольно редкой конфигурации для модели 3.20.
В августе 2013 г. Бореальный транспорт получил в общей сложности 61 новый OmniExpress для региональных маршрутов в Сёр-Трёнделаг, состоящий из 27 12,9-метровых двухосных 3,20 и 34 трехосных 3,40 при длине 13,7, 14,2 и 14,9 метра. В то время это был самый крупный заказ автобусов как для Scania в Норвегии, так и для Lahden Autokori как производителя.
В апреле 2014 года Scania в Норвегии получила еще больший заказ, включая первую партию 3,20 LE в Норвегию. Из 89 автобусов, заказанных в общей сложности, 36 принадлежали OmniExpress. Компаниям поставлено 15 13,0-метровых 3.20 LE, четыре 11,0-метровых 3.20, пять 12,5-метровых 3,40 и двенадцать 14,9-метровых трехосных 3,40 Сетесдал Билрутер и Агдер Басс на новый 2015 год, для их новых контрактов PSO в Aust-Agder. В июне 2015 г. Nobina Norge получили 36 двигателей 3.20 LE с двигателями CNG (18 двухосных 13,0-метровых и 18 трехосных 14,8-метровых) для местных маршрутов в Лыжи, это первая поставка автобусов Scania на СПГ в Норвегию.
По состоянию на август 2015 года норвежским клиентам было доставлено немногим более 400 OmniExpress различной высоты, длины и конфигурации.
Панорамный обзор и плавный ход
Ещё одна особенность Scania Touring свойственна многим европейским автобусам – выносные стойки с зеркалами заднего вида. У «Туринга» они не выступают за габарит ширины автобуса и оснащены дополнительными сферическими зеркальными элементами в середине кронштейна для лучшего контроля слепых зон и бордюров. Проблем с обзором у водителя никаких нет: огромное панорамное ветровое стекло с незримыми, но такими полезными нитями обогрева и тонкие стойки по бокам. В помощь водителю предусмотрен небольшой монитор по правую руку, который транслирует изображения с нескольких камер, благодаря ему всегда можно увидеть обгоняющий транспорт, минимизировать слепые зоны и подстраховаться при движении задним ходом. В тёмное время суток помогут справиться с дорогой ксеноновые фары, в светлое время распознать автобус издали помогут светодиодные ходовые огни. В правой части «торпеды» – холодильник для напитков. Шасси уверенно терпит дорожные невзгоды, демонстрируя нормальную плавность хода, лениво покачивая длинными свесами. Теперь самое время заглянуть в моторный отсек.
Двигатель DC 13 (400 л.с., 2100 Нм) с раздельными головками цилиндров
Особенности автобусного исполнения двигателя: «многослойный» шкив коленвала с отдельным выводом на гигантский компрессор кондиционера, установленный на эластичной опоре. Для стабильной работы ременного привода применена дополнительная растяжка с резьбовой муфтой
Трансмиссионная перспектива однозначно свидетельствует об отличной аэродинамике автобуса
Трансмиссионная перспектива однозначно свидетельствует об отличной аэродинамике автобуса
Девятая декада – период унификации
В начале 1990-х гг. производственная программа автобусных шасси не претерпела значительных изменений, но этот период стал для муниципальных российских пассажироперевозчиков временем знакомства со шведскими автобусами, которые тогда пригоняли из карельской Костомукши.
В 1992 г. Scania начала сотрудничество с испанской кузовостроительной компанией Irizar. Автобусы совместного производства базировались на шасси серии K113 и продавались через торговую сеть Scania по всему миру. Существенной новинкой стал городской автобус модели CN113CLL MaxCi, появившийся в 1993 г. От своего предшественника он отличался кузовом измененной конструкции и низким уровнем входа. В 1994–1999 гг. эту модель собирали на совместном предприятии Scania-Kapena SA в польском Слупске.
В первой половине 1990-х гг. отделение Scania-Bussar AB было переименовано в Scania Buses & Coaches, а в 1994 г. концерн Saab-Scania распался на две независимые компании – Saab и Scania.
Между тем в 1993 г. дмитровский НТЦ «Поиск» начал штучный выпуск автобусов «РусСкан-5263» на шасси Scania R113 с кузовами, унифицированными с ЛиАЗ-5256. Чуть позже началась поставка шасси для «Волжанина». В 1995-м началась сборка автобусов на шасси Scania L113CLB и Scania L94UB с кузовами Hess и Duple Metsec на эстонском предприятии Baltscan (на мощностях Тартуского авторемонтного завода).
В сентябре 1996 г. в Швеции начался выпуск автобусов и автобусных шасси нового поколения, созданных по модульному принципу. При этом унификация между автобусными шасси и грузовиками 4-го поколения достигла 85%. В гамму выпускаемой продукции входили следующие заднемоторные автобусные шасси: серия N c поперечным расположением двигателя, серия K с продольным расположением и серия L c продольным и наклонным расположением силового агрегата. На шасси серии N была начата сборка городских автобусов CN94UB OmniCity. Их отличительной особенностью была возможность наклона кузова, облегчавшая доступ пассажирам в салон автобуса на остановках. Шасси серии K служили базой для междугородных и туристских автобусов.
В августе 1997 г. сборка городских автобусов началась на построенном в 1992 г. заводе Scania во французском г. Анже. В 1998 г. начался выпуск городских и пригородных автобусов CL94UB OmniLink, созданных на шасси серии L. Эта модель также существовала в трёхосном и сочленённом вариантах. В этом же году сборка шасси 4-го поколения началась в Бразилии. При этом бразильская производственная программа в отличие от европейской включала как переднемоторные шасси серии F94, так и некоторые «экзотические» модели, например, четырёхосные шасси K124EB 8×2 420. В 2000 г. в Европе началась сборка междугородных автобусов OmniLine, созданных на шасси серии K.
Пятая декада – американский опыт
В 1950-е гг. Scania-Vabis вступила с новыми переднемоторными автобусными шасси семейства B, на которые устанавливали кузова сторонних изготовителей. Все модели оснащали дизелями собственного производства мощностью 90 и 135 л.с.
В этот же период шведские специалисты возобновили связи с автомобилестроителями США. На этот раз это была компания Mack Manufacturing Corp., которая помимо грузовиков до 1960 г. выпускала и автобусы. Еще в 1949 г. Scania-Vabis приобрела для пробной эксплуатации заднемоторный автобус вагонной компоновки Mack C50. После 18 месяцев испытаний было решено наладить выпуск этой модели в Швеции. Взамен специалисты Scania-Vabis поделились с американцами своими разработками дизелей. Шведский вариант получил обозначение С50 Metropol и оснащался 8-цилиндровым атмосферным дизелем Scania-Vabis мощностью 180 л.с. Это был первый автобус, который полностью собирали в автобусном цеху фирмы в Сёдертелье. В 1953–1954 гг. было построено 200 экземпляров, из которых 199 закупили для Стокгольма. Однако для шведской столицы автобус длиной 12,1 м оказался слишком громоздким, поэтому в 1955 г. его сменила укороченная до 10,6 м и более лёгкая модель С70 Capitol, выпускаемая до 1959 г. За этот период было собрано 244 автобуса трёх модификаций – 70/1, 70/2 и 70/3. На базе модели C70/3 был разработан её экспортный вариант C71, представлявший собой шасси с каркасом кузова. Четыре машины продали в Израиль, где на предприятии Haargaz их оснастили кузовными панелями.
Наконец, в 1959 г. начался выпуск последнего автобуса с американскими корнями – модели C75 Capitol. До 1962 г. было собрано 118 машин этого типа. На его базе была создана экспортная междугородная модель IC75/2V, 12 этих автобусов в 1959 г. отправили в Аргентину. Переняв заокеанский опыт постройки полностью комплектных машин с несущим кузовом, Scania-Vabis начала выпуск автобусов с более традиционным для Швеции дизайном.
Из-за расширения модельного ряда система обозначения автобусов начала меняться: у новых моделей с расположением силового агрегата перед передней осью к индексам B (шасси) и С (автобус с несущим кузовом) теперь добавлялась литера F.
В первое послевоенное десятилетие из 5507 выпущенных автобусных шасси почти половина ушла на экспорт. Автобусы с эмблемой Scania-Vabis в 1950-х гг. можно было встретить на дорогах Голландии, Бельгии, Норвегии, Финляндии, Дании, Испании, Португалии, Греции, Индии и Сирии. Особое место в экспорте занимали страны Латинской Америки. Так, в 1956 г. в Аргентине ездило уже 600 автобусов «Скания-Вабис». В 1957 г. в пригороде бразильского г. Сан-Паулу был открыт сборочный завод Scania-Vabis Motores i São Bernardo, начавший свою деятельность со сборки двигателей и грузовиков, а в 1959 г. освоивший сборку переднемоторных автобусных шасси серии В75. Кроме того, во всем мире свыше 50 кузовных предприятий использовали шасси Scania-Vabis.